col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Предсмертное письмо митрополита Петроградского Вениамина к одному из благочинных Петроградской епархии, написанное в тюрьме за несколько дней до расстрела

13 августа — день памяти священномученика Вениамина

 

В детстве и отрочестве я зачитывался Житиями Святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душей, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. — Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий, избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот рубикон, границу, и всецело предаться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек избыточествует утешением, не чувствует самых тяжких страданий, полный среди страданий и внутреннего покоя, он других влечет на страдания, чтобы они переняли то состояние, в каком находится счастливый страдалец. Об этом я ранее говорил другим, но мои страдания не достигали полной меры. Теперь, кажется, пришлось пережить почти все: тюрьму, суд, общественное заплевание; обречение и требование этой смерти; якобы народные аплодисменты; людскую неблагодарность, продажность; непостоянство и тому подобное; беспокойство и ответственность за судьбу других людей и даже за самую Церковь.

Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее иметь надо нам, пастырям. Забыть свои самонадеянность, ум, ученость, и силы и дать место благодати Божией.

Странны рассуждения некоторых, может быть и выдающихся пастырей, разумею Платонова, — надо хранить живые силы, то есть их ради поступаться всем. Тогда Христос на что? Не Платоновы, Чепурины, Вениамины и тому подобные спасают Церковь, а Христос. Та точка, на которую они пытаются встать, — погибель для Церкви. Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя. Теперь время суда. Люди и ради политических убеждений жертвуют всем. Посмотрите, как держат себя эсеры и т. п. Нам ли христианам, да еще иереям, не проявлять подобного мужества даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века!

Трудно давать советы другим. Благочинным нужно меньше решать, да еще такие кардинальные вопросы. Они не могут отвечать за других. Нужно заключиться в пределы своей малой приходской церкви и быть в духовном единении с благодатным епископом. Нового поставления епископов таковыми признать не могу. Вам, Ваша пастырская совесть подскажет, что нужно делать. Конечно, вам оставаться в настоящее время должностным официальным лицом благочинным, едва ли возможно. Вы должны быть таковым руководителем без официального положения.

Благословение духовенству!

Пишу, что на душе. Мысль моя несколько связана переживанием мною тревожных дней. Поэтому не могу распространяться относительно духовных дел.

Из книги протопресвитера М. Польского «Новые мученики российские». Т. 2. Джорданвилл, 1957

Заметки на полях

  • И в жизнь будущего века! «Ведь и на Страшном суде будет Он (Господь Иисус Христос) судить по одному признаку: делали люди дела милосердия и любви или нет. И это единственное, чем будет руководствоваться Всеправедный Судия» (свт. Лука (Войно-Ясенецкий).

  • МО

    «И в ночь с 12 на 13 августа 1922 года был расстрелян на окраине Петрограда», ― говорит патриарх о кончине митрополита Вениамина. (с 2:30 мин)
    http://www.patriarchia.ru/db/text/5950320.html

    Согласно новым данным, митрополит Вениамин был казнен не в Петрограде: в ночь с 12 на 13 августа его вывезли в Москву. На выставке приведен отрывок из публикации эмигрантской газеты «Свет», издававшейся в Харбине, от 19 июля 1923 года: «Расстрелы важнейших политических происходят в старой мертвецкой [внутренней тюрьмы Лубянки], там же был расстрелян митрополит Вениамин, доставленный из Петрограда. Митрополита на расстрел вынесли больным из лазарета. Расстреливают красноармейцы дежурных взводов из иностранной роты госполитуправления. Медицинский персонал при расстреле не присутствует. Трупы расстрелянных увозятся на Ходынку, где закапываются в различных местах».
    http://www.patriarchia.ru/db/text/5908607.html

    На братском кладбище Александро-Невской Лавры воздвигнут крест над символической могилой новомучеников Российских.
    http://globus.aquaviva.ru/people/sv-veniamin-kazanskiy-mitropolit-petrogradskiy

    • Расстрелян 13 августа 1922 года предположительно на артиллерийском полигоне близ Ириновской железной дороги. Место захоронения не установлено.
    • В 1992 году причислен Архиерейским собором русской православной церкви к лику святых. На Никольском кладбище Александро-Невской лавры установлен кенотаф.
    https://nekropol-spb.ru/kladbischa/nikolskoe-kladbische/veniamin-kazanskiy

  • МО

    «Я не знаю, что вы объявите в приговоре — жизнь или смерть, но что бы ни было — я с одинаковым благоговением обращу очи горе, возложу на себя крестное знамение (при этом митрополит широко перекрестился) и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за все», — с такими словами обратился к суду митрополит Вениамин перед вынесением приговора.
    http://www.patriarchia.ru/db/text/5950285.html

    Патриарх Кирилл зачитывает эти слова священномученика на 10:48 минуте.
    http://www.patriarchia.ru/db/text/5950320.html

  • МО

    https://www.youtube.com/watch?v=3psN6WGSPIA
    (Вечер памяти святителя Вениамина Петроградского. Большой зал Филармонии, Санкт-Петербург, 13.08.22.)
    «Это шкурничество» (1:27:37) ― эти слова почему-то отсутствуют в джорданвильской публикации письма владыки Вениамина.

    Также опущено упоминание террориста Гоца в словах митрополита Вениамина: «Посмотрите, как держат себя эсеры, Гоц и т. п.».

    Википедия даёт справку: Абра́м Рафаи́лович Гоц (1882, Москва — 1940, с. Нижний Ингаш, Красноярский край) — российский политический деятель, социалист-революционер…
    Его сестра — Розалия (Рейзе) Рафаиловна Гоц (1880—?), была замужем за статским советником, адвокатом Матвеем Владимировичем (Мордухом Вульфовичем) Поузнером (1869—1916), членом Совета и директором Русского торгово-промышленного банка, членом правлений Общества цементных заводов «Гранулит», Донецко-Грушевского общества каменноугольных и антрацитных копей, товарищества Сергинско-Уфалейских горных заводов. Его брат — журналист и общественный деятель Соломон Владимирович Познер (1876—1946, отец писателя Владимира Познера); другой брат Матвея Владимировича Познера — Александр Владимирович Познер (1875 — после 1941), основатель и совладелец товарищества «Григорий Вейнберг и Александр Познер, инженеры» в Санкт-Петербурге, дед телеведущего Владимира Познера (того самого. ― Г.С.) и востоковеда Павла Познера.
    https://clck.ru/scBcJ

  • МО

    В.М. Острецов называет Гоца в своей книге «Масонство, культура и русская история»: «История знает много очень образованных воров и бандитов, начиная с тех же Ленина и Троцкого, Савинкова и Гоца с Гершуни в придачу, не считая Дейча, Свердлова и Чернова. Про образованных руководителей ГПУ и НКВД не говорю. Если бы они не уважали Толстого и Достоевского, Чайковского и Куприна и других столпов русской культуры и не видели в них для себя пользы, то мы бы их, этих “столпов культуры” и мастеров слова, век не увидели. Факт, сколь ни печальный по своим выводам, но по исторической реальности с ним решительно не поспоришь».

    Также в этом видео называет Гоца на 54:48 минуте: «Матрицей всех социал-демократов, эсеров, энесов всяких и прочее был Бунд, из него выходили вожди других реворганизацией: Гоц, Гершуни…у большевиков их и называть нечего: все они на слуху».
    https://www.youtube.com/watch?v=hRNOzTxUIq8&t=1480s

  • МО

    Sergei Shalberov
    1 день назад
    Оратория «Страдалец до Головы» первое исполнение Академический симфонический оркестр СПб филармонии, дирижер Михаил Голиков
    https://www.youtube.com/watch?v=3psN6WGSPIA

    «Страдалец до Головы». Очевидно, опечатка.

    «Далее состоялась премьера оратории «Страдалец до Голгофы», созданной к 100-летию духовного подвига священномученика Вениамина».
    http://www.patriarchia.ru/db/text/5950285.html

  • МО

    «Выставка нужна, потому что не надо историю забывать, — сказал митрополит Варсонофий. — Мы видим, с чем столкнулась наша страна, когда сначала отказалась от царя. Она катилась к безбожию, это был финал прегрешений, отступления от Бога, которое совершалось в предыдущие столетия. Убив царя, безбожные власти взялись за Церковь: грабили храмы, уничтожали духовенство, и спустя десятилетия пришлось все начинать сначала. Чтобы подобное не повторилось, эта выставка и нужна. Особенно полезна она будет молодому поколению: пусть люди приходят, смотрят, понимают, что от Бога не надо отступать, и Он нас защитит».
    http://www.patriarchia.ru/db/text/5908607.html

    Игорь Киян: «2 марта 1917 года в поезде под Псковом Николай II подписал отречение от престола. Спустя два дня состоялось торжественное заседание Священного синода. Для начала под общие аплодисменты из зала вынесли царское кресло. По воспоминаниям обер-прокурора В. Львова, митрополит Владимир и члены Синода выражали искреннюю радость в связи с наступлением новой эры в жизни Православной церкви.

    На следующий день Синод постановил впредь не провозглашать в храмах многолетие царствующему дому. Следом было принято решение служить молебен о новой власти, а также утверждена молитва о «благоверном Временном правительстве». «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ея новом пути», – говорилось в послании Священного синода «К верным чадам Православной церкви…».

    1 мая в храме Христа Спасителя
    /…/
    Как пишет профессор Михаил Бабкин, почти сразу же после отречения Николая по всей империи начали созываться епархиальные, викариатские, городские и благочиннические съезды духовенства. Слова сожаления об ушедшем императоре звучали на них в исключительных случаях – как правило, участники собраний однозначно поддерживали падение монархии. В постановлениях съездов духовенства Москвы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Екатеринослава, Петрограда, Владивостока, Одессы и других городов свержение царя расценивалось как «обновление России». «Старый порядок был гибельный для церкви и государства, для народа и духовенства, он душил всё живое, и возврата к нему не может быть никогда», – гласила резолюция Полтавского епархиального съезда. В свою очередь, пастыри Вятки констатировали, что «возврат к прежнему политическому строю категорически нежелателен», а духовенство Курска однозначно постановило поддержать крушение самодержавия. Не остались в стороне и священнослужители из Новочеркасска – столицы Всевеликого войска Донского, с «превеликой радостию» приветствовавшие смену политического строя. Аналогичным образом высказались и участники Всероссийского съезда военного и морского духовенства. Вряд ли после этого стоит сомневаться, каким образом в реальности относились к царю в кругах, считавшихся оплотом самодержавия.

    Не прошёл мимо духовенства и революционный настрой, охвативший страну. Новым явлением стали так называемые Дни свободы, активно праздновавшиеся по всей стране. Бывшие подданные, а ныне граждане демократической России с музыкой шли парадом по улицам под красными знамёнами, при этом особое место в колоннах занимали священники, благословлявшие митингующих на верность новой власти.

    Апофеозом этой революционной экзальтации можно считать празднование 1 мая, в честь которого по личному распоряжению управляющего Московской епархией епископа Дмитровского Иоасафа в храме Христа Спасителя прошла торжественная служба. Увы, надеждам на обновление и лучшую жизнь не удалось сбыться. Всего спустя полгода к власти пришли большевики, положив начало Гражданской войне, в жернова которой попали и те, кто ещё недавно приветствовал свержение монархии.

    КОНКРЕТНО
    Выступления епископов в марте 1917 года
    «Тёмные силы толкали Родину к гибели… И в эту годину испытаний Промыслу Божию, пути коего неисповедимы, угодно было указать дорогой Родине путь спасения…»
    Епископ Екатеринославский и Мариупольский Агапит

    «Свершился великий переворот в Отечестве нашем: пала императорская власть. Таковы судьбы Промысла Божия!»
    Епископ Костромской и Галичский Евгений

    «Тяжёлым крестом для России, для русского народа было его [Николая] царствование: сколько крови пролито во время Японской и настоящей войны! И не стерпел этих унижений русский народ и сознавши, что под правлением старого правительства он всё равно не мог бы выйти победителем… он взял теперь власть в свои руки»
    Епископ Рыбинский Корнилий

    Источник: «Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году»
    М.А. Бабкин
    Источник: https://versia.ru/kak-v-1917-godu-cerkov-radovalas-sverzheniyu-nikolaya-ii

  • Уфа

    Преемственность духовной власти под очень большим вопросом, учитывая всё это. Начался процесс (замены истинных пастырей на волков) больше 100 лет назад. То что теперь имеем — «ряженые».

    «ВОТ, Я — НА ПАСТЫРЕЙ…..И ИСТОРГУ ОВЕЦ МОИХ ИЗ ЧЕЛЮСТЕЙ ИХ…… РАССЕЯЛИСЬ ОВЦЫ МОИ…. И НИКТО НЕ РАЗВЕДЫВАЕТ О НИХ…. И НИКТО НЕ ИЩЕЕТ ИХ…»

  • Уфа

    Борьба с «бессодержательными» комментариями, похоже, увенчалась победой! Браво. Вспоминается Библия: «ТОТ ЛИ ПОСТ КОТОРЫЙ Я ИЗБРАЛ?» «НЕ НОСИТЕ БОЛЬШЕ ДАРОВ ТЩЕТНЫХ»

  • Тюменская область

    Спасибо, отец Георгий! Ещё много сведений об отношении духовенства к свержению царя и вообще к семье святого царя Николая можно узнать из книги Константина Капкова «Царский выбор», а о первых успехах и не успехах масонской деятельности в России — из книги В. Улыбина «Яко ад сокрушися». Это не очень известные издания, но интересные и содкржаткльные, поэтому и хочется рассказать о них здесь на сайте.

  • Тюменская область

    А ещё много характерного для духовенства революционной поры можно вычитать из книги митрополита Вениамина (Федченкова) «На рубеже двух эпох». Меня поразила эта книга своей «пронародной» (читай «красной») позицией, я не смогла её поэтому даже до конца дочитать. Но чтобы понять отношение духовенства, принявшего новую власть и перекрасившегося, книгу можно рекомендовать к ознакомлению как образец.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2025 год

«Оглядывая прожитую жизнь...»

Месяцеслов

Стихотворение о годовом круге, с цветными иллюстрациями

От сердца к сердцу

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок