col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Храм – это Божий Дом, а не мёртвый памятник

или Был ли Юрий Гагарин верующим?

Благовещенский собор города Гжатска (Гагарина). Старая открытка

15 декабря 2018 года в городе Гагарине состоялось освящение и водружение шести Крестов на купола реставрируемого Благовещенского собора. После этого митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор обратился ко всем собравшимся со словами:

«Освящение крестов является данью исторической памяти. Той исторической памяти, о которой говорил 27 декабря 1965 года на VIII пленуме Центрального Комитета Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи Юрий Алексеевич Гагарин. Он говорил о необходимости возрождения Храма Христа Спасителя, Триумфальной арки и иных значимых исторических сооружений, которые мы потеряли в советское время. Так что те, кто говорит, что Гагарин был неверующим человеком, ошибается. Он смело выступал перед властью, говоря о необходимости исторической и духовной памяти. Поэтому, не побоюсь сказать следующее: возрождение комплекса Гагаринского Благовещенского собора является значимой данью памяти великому Герою – первому космонавту Юрию Алексеевичу Гагарину. Именно здесь в этом возрожденном храме, с особым усилием, в присутствии множества жителей и гостей этого замечательного города будет произноситься молитва о нашем первом космонавте и герое нашей страны…»

Слова Юрия Гагарина о необходимости восстановления Храма Христа Спасителя действительно были чрезвычайно смелыми для тех лет, и очень хотелось бы считать первого космонавта верующим, православным человеком. Но, чтобы не вырывать слова Гагарина из контекста, давайте прочитаем стенограмму его выступления на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ (1965 год):

«…Недавно в одной газете я прочитал статейку под рубрикой «Меры приняты. Отвечая на письма читателей». В этой статье говорится, что в редакцию обратился бывший фронтовик, которого возмутило плохое отношение к памятнику погибшему воину, захороненному в его селе. Реагируя на это письмо, редакция направила его военкомату для принятия мер. Вскоре пришел ответ, что меры приняты. Что же было сделано? На председателя сельсовета наложено взыскание вышестоящих органов, а останки погибшего при освобождении данного села воина перенесены в братскую могилу, которая находится в другом селе. Газета подает этот факт как хорошую реакцию на письмо фронтовика. Может быть, и есть закон, который разрешает переносить останки погибших, но мне кажется, что в данном случае село и школа, возле которой была могила, понесли большую моральную потерю. Дело сделано. Прах перенесен. Но одним памятником войны стало меньше. А какая большая польза была бы для воспитания школьников, если бы им рассказали о необходимости священного отношения к памяти воина, погибшего при освобождении села! Надо развивать шефство школ и институтов над памятниками павшим.

На мой взгляд, мы еще недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думая о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Я бы мог продолжать перечень жертв варварского отношения к памяти прошлого. Примеров таких, к сожалению, много.

Вы скажете, что, мол, Гагарин раскритиковал всех, а есть ли у космонавтов свои традиции? Да, есть. Уже сложились новые неплохие традиции у космонавтов. Стало уже неписаным правилом, что перед полетом космонавты приходят на Красную площадь, приходят в мавзолей Ильича и дают клятву выполнить порученное задание, чего бы это ни стоило. За несколько дней до полета у нас проходят традиционные собрания, на которых специалисты, космонавты и их дублеры докладывают о своей готовности к полету. Традиционным стало посещение родины Циолковского по возвращении из космоса. Это является своеобразным почетом перед великими основоположниками космонавтики…»[1]

Несомненно, Юрий Гагарин уважал героическое прошлое Родины и предлагал восстановить Храм именно для того, чтобы не была предана забвению победа в войне 1812 года – то есть для него это был просто величественный памятник, построенный на народные деньги. Этот «памятник» для него стоит в одном смысловом ряду с Триумфальной аркой и явно уступает по значимости мавзолею – сакральному месту для советских космонавтов, где они дают клятву перед полетом.

А в книге Юрия Гагарина «Дорога в космос» есть и откровенно безбожный фрагмент: «К нашему дому приходило много народу: школьники с учителями, колхозники, пришла даже группа дряхлых старушек. Их интересовало, видел ли я в небесах господа бога? Я вынужден был разочаровать их. Полёт человека в космос нанёс сокрушительный удар церковникам. В потоках писем, идущих ко мне, я с удовлетворением читал признания, в которых верующие под впечатлением достижений науки отрекались от бога, соглашались с тем, что бога нет и все связанное с его именем — выдумка и чепуха».

Так что есть только два варианта: или Юрий Гагарин не был верующим человеком, или, будучи верующим, вынужден был постоянно идти на компромисс, поступать против свой совести и даже публично отрекаться от веры. Все мы чувствуем, что второй портрет плохо увязывается с привычным для нас образом первого космонавта. Конечно, этот образ во многом идеализирован, но в любом случае Гагарин не похож на человека рефлексирующего, с «двойным дном».

А вот мнение летчика-космонавта Алексея Архиповича Леонова:

«Сейчас появилась тенденция, которая мне не нравится. Если в советское время утверждалось, что все космонавты — несомненные атеисты, то сейчас нередко всех их стремятся показать православными, воцерковленными людьми. Да, в советские годы откровенных безбожников практически не было, многие верили в Бога, но здесь не стоит преувеличивать и говорить, например, что Гагарин чуть ли не требовал восстановить разрушенный храм Христа Спасителя. Перед вами реальный документ, и из него видно, что Гагарин не призывал восстановить храм Христа Спасителя, он говорил о варварском отношении к патриотическим памятникам. Можно ли поднять патриотизм, если люди так относятся к своей культуре? На это могли пойти только люди бескультурные — как можно было разрушить такую красоту?

Кстати, тема войны 1812 года Гагарина очень интересовала. Когда я приходил к нему в гости, то он часто исполнял разные песни о той войне — о гренадерах, такие как “Гренадерам у трактира сено постелили”, “Как гром, грохочет женка”. Не знаю, откуда у него это все было, но понятно, что судьба храма Христа Спасителя, возведенного в честь победы в войне 1812 года, не могла не волновать его»[2].

Поэтому слова митрополита Исидора о том, что возрождение Благовещенского собора «является значимой данью памяти великому Герою – первому космонавту» не очень уместны и напоминают высказывание самого Гагарина о восстановлении Храма Христа Спасителя. Гагарин говорил о сохранении памяти о войне 1812 года, митрополит – о дани памяти первому космонавту. Понятно, что митрополит Исидор хотел показать значимость происходящего представителям власти, которые присутствовали на освящении Крестов. Но ведь и им так важно понять: Храм возводят не как мертвый памятник кому бы то ни было, а как Дом Божий, где незримо присутствует Сам Господь и совершаются спасительные Таинства.

А то, что и Храм Христа Спасителя, и Благовещенский собор восстановлены – слава Богу!

Сайт «Ветрово»
20 декабря 2018

[1] Опубликовано в журнале "Фома", № 4 (96), апрель 2011.

[2] См. там же.

Заметки на полях

  • Да, Храм — это Божий Дом, когда в нём предстоят истинно верующие и Истине служащие!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок