col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. Райские деревья

В Прощеное воскресенье в переполненном храме читали синаксарь об изгнании Адама из Рая. Слышно было не очень хорошо, но вдруг я уловила слова: «Григорий Богослов… райские деревья… созерцание». Мне всегда казалось, что деревья и созерцание как-то связаны между собой: и сами они во время безветрия как будто созерцают, и ты, подолгу глядя на них, тоже становишься созерцателем. Но что именно сказал святитель Григорий, было уже не понять, и я сама не заметила, как стала вспоминать другие слова о деревьях, услышанные этой зимой.

Остановившись на полянке (наверное, летом это просто трясина), отец Роман взглянул на стоящие в отдаленье деревья и сказал:

— Всё — живое, всё — Божье. Всё славит Бога. Сейчас, когда хожу один, вожу поклажу на корыте, а раньше был помоложе и носил с собой ящик. Останавливался здесь, садился на ящик и смотрел… А обычно мы ходим мимо. Мы — мимоходящие! Один раз шел зимой через лес в Боровик, вижу — ветка калины с ягодами склоняется прямо над тропинкой, как будто угощает. Но не стал рвать: пусть лучше будет птичкам!

— Отец Роман, мне кажется, природа так прекрасна потому, что она не притворяется, в отличие от людей. Она соответствует самой себе.

— Да, все мы из-за наших страстей постоянно носим маски… А в природе этого нет.

Мы носим маски и, наверное, потому утверждаем, что наш мiр – это театр, а мы в нем актеры. А как еще назвать отношения между людьми, ни один из которых не является собой? Но если мiр страстей — это театр, то Божий мир – это Храм, и, значит, люди в нем — братья и сестры. Как деревья в стихотворении отца Романа «Страна берёз» — тянутся в небо и потому не мешают друг другу: ведь тот, кто стремится ввысь, уже не может раздаваться вширь и толкать локтями соседа.

Вначале это стихотворение называлось «В бору», и были в нем такие строчки: «Мне по душе сосновый бор: вон как сосёнки рвутся к небу!». Но, когда оно было почти готово, отец Роман вдруг решил заменить сосны на березы. «В березняке светло, берёза символ Руси, — писал он. — Но пока думаем».

Очень хотелось, чтобы он передумал: жалко было расставаться с сосновым бором. А отец Роман тем временем пошел в лес с фотоаппаратом — снимать и березы, и сосны, чтобы стихотворение в любом случае не осталось без иллюстрации. Через несколько часов он прислал фотографии заснеженных деревьев и написал: 

«Давайте решим, какое ставить стихотворение – с соснами или берёзами? Кстати, в лесу получил подсказку. Было сумрачно, пока снимал в начале леса берёзы, затем подальше сосны. И, уже возвращаясь, увидел, что небо светлеет, на обратном пути к берёзам показались намёки на лазурь. Скорее зашёл в березняк и начал снимать берёзы. Отсылаю и сосны, и берёзы».

Скоро оказалось, что только за подсказкой отец Роман в лес и ходил, потому что фотографию он выбрал другую, сделанную уже давно: березы в инее у колодца, с лазурным небом над головой. «Это в скиту, — пояснил отец Роман. — Выходит, и скит – Страна берёз». И завершил стихотворение:

Не миновать войны и гроз,
Пока живём единым хлебом.
Мне по душе страна берёз:
Вон как берёзы рвутся к небу!

Земная ширь им ни к чему,
Растут одной семьёю дружной,
Избрали свет, и потому
Им воевать совсем не нужно.

Ненастье не всегда в былом,
От лиха никуда не деться,
Но самый страшный бурелом
Не обломал вершины в детстве.

Вовсю стремятся к высоте,
Являя истину простую:
Что никогда не тесно тем,
Кто возлюбил лазурь святую.

Но почему лазурь свята́
И шлёт земле благословенье?
Где высота, там чистота,
Где чистота, там освященье.

«…Аминь», — прозвучало последнее слово синаксаря, и все одновременно подались вперед: на Царских вратах отдернулась завеса.

Февраль-март 2017

Заметки на полях

  • Живя рядом с Природой, мы не хотим замечать ее. Растворяемся в низинах, останавливаемся, зацепленные корягами, теряемся в болотах жизненных будней. То ли она матушка, всем своим естеством показывает, куда нам — каждой травинкой, каждым листиком, каждым деревцем. Ежесекундно, только к Солнцу!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок