col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Александр Буздалов. Вторая Гражданская, или На кинематографическом фронте

Фотография: kinoafisha.info

Как у всякой хронической патологии, у «православного сталинизма» случаются периоды обострений. И сейчас как раз такое время. Текущий криз этого идеологического недуга спровоцировали, как всегда, его основные идейные противники, то есть, затаившиеся в астральных слоях российского общества «неотроцкисты», «неолибералы», «неовласовцы» и прочие «антисоветские элементы». Периодически они выходят из своего параллельного подполья и начинают всячески досаждать Анатолию Степанову и Александру Проханову антисоветской пропагандой. Или тем, что первый неутомимо обличает как «передергивание» в толковании русской истории 20 в.

«…мы укоряем светских журналистов за однобокую подачу материала, за передергивание смыслов, за искажение фактов. <…> Фактически в своей программе “Ходил ли Сталин к Святой Матроне?” Игорь Петровский разжигает рознь путём смысловых манипуляций и передёргиваний» (Степанов А. Кощунство на телеканале «Спас»).

Поскольку вынести всей подлости этого «передергивания» ум «православного сталиниста» не в состоянии, в ответ он начинает свое праведное контрпередергивание. В результате эта вторая Гражданская война неокрасных с необелыми превращается в своего рода идеологический покер, в котором противоборствующие стороны, по законам постмодернизма, состязаются в том, кто кого «передергает».

«Нам представляется это нормальным, так как лучше скрещивать “мышки” и ломать клавиатуру в интернет-баталиях <…> чем проливать реальную кровь граждан России на баррикадах» (Медведь В. Великая ложь «Белого дела» умножается?).

Катализатором нового обострения в этой «столетней войне» явилась анонсированная премьера фильма «Мария. Спасти Москву» режиссера Веры Сторожевой, в основу сюжета которого к нечаянной радости «православных социалистов» положена сокровенная мифология «русского народного» сталинизма, основные мифы его историософии, а именно, криптохристианство Генералиссимуса Всея Руси, выразившееся в его тайных встречах с блаженной Матроной Московской и пожелавшим остаться неизвестным Ангелом; мистическим облетом осажденной Москвы с чудотворной иконой; горячими молитвами между докладами на Политбюро и заседаниями Генштаба и другими мелкими чудотворениями Сталина, исключительно благодаря которым враг и оказался, в конечном счете, разбит, а социализм – построен. Ведь, как известно, основными критериями «христианства» и мерилом подлинного «православия» являются социальная справедливость и военные победы, достижения легкой и тяжелой промышленности, культурные завоевания и нравственное развитие общества.

«Христианский коммунизм выступает за борьбу против капитализма и насаждаемых ими жадности, эгоизма и слепых амбиций, призывая человечество вернуться к таким ценностям, как милосердие, доброта и справедливость. Христианские коммунисты разделяют некоторые из политических целей марксистов, в том числе и главную – установление социализма после капиталистического строя. Христианские коммунисты убеждены, что первые христиане жили в коммунистическом обществе» (Медведь В. Великая ложь «Белого дела» умножается?).

Ну и, конечно, совпадение «красных дат календаря» советского периода с церковными праздниками – это уже вообще такие «знамения» ортодоксальности первых («красных дат календаря»), что ничего более достоверного и не может быть в природе.

«Что бы ни писали и ни говорили записные антисталинисты, они не могут опровергнуть того фундаментального факта, что Господь помогал Красной армии, которой командовал И.В. Сталин! И об этой помощи Божией свидетельствуют упрямые факты. Например, факт завершения Великой Отечественной войны в Пасхальные дни 1945-го. Пасху Церковь Христова праздновала 6 мая, когда Красная армия взяла Берлин, этот факт – никак не отменить. И Парада Победы на день Святой Троицы не исправить! И победу на Прохоровском поле в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла ни на какой другой день не перенести! И “парад” пленных немцев по Москве в день мученической кончины Царя Николая не вымарать из нашей истории!» (Степанов А. Кощунство на телеканале «Спас»).

Можно было бы даже продолжить этот список. Потому что по юлианскому календарю практически на каждой день выпадает какой-нибудь церковный и светский праздник. День учителя, например, приходится на день пророка Ионы, а Международный Женский праздник 8 Марта – аккурат на день Обретения мощей той же блаженной Матроны, у которой, по «христианско-коммунистическому» преданию, Сталин тайно консультировался о грядущем. Получается, и Роза Люксембург в какой-то мере должна быть причастна их блаженству…

И вот историческую истину все этого лишний раз доказывает упомянутая кинопремьера. В кино же не будут всякие небылицы показывать или передергивать, правильно? Кино вообще – «важнейшее из всех искусств», а «русское народное» кино – это, считай, как передовица «Правды», эпиграфом к которой стоит евангельское «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Продолжает эту идеологическую баталию статья Александра Церковного, в которой выясняется вопрос «почему Большой террор 1937-1938 гг. все-таки случился?». Прежде всего, обращает на себя внимание, конечно, фамилия автора. «Церковный», надо понимать, это не просто творческий псевдоним (как поэт Бездомный, например), а нечто большее, вроде духовного имени «Сталин», с которым большевик Иосиф Джугашвили, как сообщается в том же «предании», был пострижен в «православно-социалистическое» схимонашество. «И спросил Иосиф: а какое мне будет имя, если приму постриг? – Имя тебе будет… Сталин, – доложил ему ангел». Тут же небожитель благословил завербованного и на Великую Октябрьскую контрреволюцию как на особое послушание, и на долгострой Третьего Рима… Так и с Церковным. Генсек в России, больше чем генсек, и «русская народная» публицистика тоже больше самой себя, будучи отстаиванием «евангельских ценностей» в государственном масштабе.

Отсюда – основная мысль статьи Церковного: к негативной стороне Большого террора Сталин как Верховный Жрец «христианского коммунизма» лично не имеет никакого отношения. Потому что ему просто некогда было этим заниматься: надо весь СССР ночью на дирижабле облететь с чудотворными портретами Маркса, Энгельса и Ленина; опять же, с Вангой сверхурочно встретиться для составления гороскопа на следующую пятилетку… Сами посудите, до террора ли тут было, когда столько великих дел надо было совершить человеку с мандатом сил бесплотных на руках. Да и вообще Большой террор, если как следует разобраться (то есть, без передергиваний), не такой уж и большой был, особенно – в сравнении с размахом государственного строительства в те годы, то есть, в масштабе созидания Третьего Рима («в результате Большого террора 1937-1938 гг. было расстреляно более 680 тыс. человек, а не 30 млн, как кричат об этом сегодня неолибералы и неотроцкисты)». «Лес рубят – щепки летят», как сказано где-то в Библии.

Отсюда – не только диалектическая глубина мысли («Расстрел, кстати, был самой крайней мерой. В основном людей арестовывали и ссылали в лагеря по абсурдным политическим мотивам»), но и неовизантийский слог Александра Церковного (которому в этом смысле ему еще больше пошел бы псевдоним Церковно-Славянский).

«Одним из средств современной неолиберальной антирусской пропаганды является дискредитация России через отрицание достижений развития ее советского исторического периода, который, как правило, замазывают преимущественно черной краской, где инструментом как раз и выступает период Большого террора 1937-1938 гг.» (Церковный А. Тема Большого террора как инструмент продвижения неолиберальных идей).

Конечно, если смотреть на вещи сугубо схоластически (то есть, по средневековому ущербно), такие выражения как «достижения развития» и «как правило, преимущественно» следовало бы признать тавтологией. Но здесь архиважно понимать, что автор данного текста не какой-то там мелкий шулер; что им диалектически постигается и изображается самая суть русской истории, русского духа, историческое «развитие» которого для судеб всего человечества столь первостепенно, что отнюдь не лишним будет отметить этот факт дополнительно, указав на масштаб «достижений» этого «развития». То же самое с «неолиберальной антирусской пропагандой». Этим публицист Церковный указывает на ту глубокую истину, что сущность либерализма и заключается в его антирусскости; тогда как сущность сталинизма, напротив, состоит в его русской природе. Поэтому «неолиберал» здесь означает «враг русского народа». По этой же причине и всякий либерал был врагом советского народа, тем самым… буквально напрашиваясь на Большой террор по отношению к себе.

«Согласно тексту приказа НКВД № 00447, в период Большого террора преследованию подвергались так называемые антисоветские элементы, в роли которых выступала в основном интеллигенция – поэты, писатели, священнослужители, военнослужащие и т.д.» (Церковный А. Тема Большого террора как инструмент продвижения неолиберальных идей).

Опять же, слово «текст» здесь, казалось бы, лишнее, и следовало бы написать просто «согласно приказу НКВД». Но избыточность слога в данном случае полностью оправдана диалектическим обилием мыслей (как Большой террор – необходимо сопровождавшими его «достижениями развития»). Поэтому «согласно приказу» и «согласно тексту приказа» это далеко не одно и то же, потому что надо уметь читать между строк, видеть сокровенные смыслы, следить за диалектическим изменением значения слов в процессе развития и роста достижений… Поэтому «текст приказа» может означать совсем не то же самое, что сам приказ, вот в чем суть дело. Вот вы, например, признайтесь, и знать не знали, что священнослужители относятся к интеллигенции, наравне с поэтами, писателями и военными. А ведь это так и есть, если взглянуть на данную проблему без передергиваний. Потому что русские писатели, русские поэты, русские военнослужащие и русские священнослужители – это, считай, единое духовное сословие. То есть, «интеллигентность» в данном случае и означает принадлежность к «духовному сословию», к высшей аристократии духа, к которой русский человек причастен по самой своей природе. Поэтому и грузин Сталин, обеспечив несомненные «достижения развития» всего русского в советском обличии, автоматически перешел в это высшее сословие бытия, в истинную «церковь» и в истинную религию. И наоборот, принадлежность к духовенству канонической Русской Церкви еще не означает наличие у человека подлинных «достижений духовного развития». Как говорится, попом ты можешь и не быть, а духовно развитым человеком – быть обязан. В этом и состоит подлинная «церковность» и «священство» (как и подлинное «схимонашество», явленное Сталиным).

«Мы ни в коем случае не приуменьшаем этой большой русской трагедии, в которую в итоге вылилась политика Большого террора. Только на одном Бутовском полигоне было расстреляно 940 священнослужителей и мирян, которых НКВД определило как контрреволюционеров. Мы лишь пытаемся взглянуть на эти события объективно. Объективный взгляд указывает не на “замену злых людей добрыми, а на глубокое изменение климата в стране”, как писал В. Кожинов. Изменение было настолько глубоким, что революционеры во главе с Троцким стали отовсюду заявлять о предательстве идеалов революции, о реабилитации царизма, что было откровенной ложью. На самом деле, объективно наступал период контрреволюции, о чём сам Троцкий и напишет в своей знаменитой книге “Преданная революция”» (Церковный А. Тема Большого террора как инструмент продвижения неолиберальных идей).

Паки и паки формальная тавтология («на самом деле, объективно») полностью оправдана степенью достоверности сообщаемых товарищем Церковным исторических сведений. От избытка сердца говорят уста. И действительно, зачем лукавить и преуменьшать величину пережитой людьми трагедии, если речь идет о Большой политике, о величии «достижений развития»? «Глубина изменения духовного климата в стране», а именно, мистическая замена всего нерусского – исконно русским, и были такими непреходящими «достижениями», в сравнении с которыми даже самые большие трагедии и политические преступления оказывались небольшими, по крайней мере, не такими большими, что с ними нельзя было бы морально примириться. Контрреволюция была первоочередной задачей «исторического развития», и да, зачастую удар приходился не по тем мишеням, которых требовала политическая целесообразность момента. Но совсем без Большого террора Третьего Рима тоже ведь не построишь… Поэтому даже целый «собор новомученников и исповедников Русской Церкви», положенный на алтарь «достижений развития» России, это не слишком большая цена (особенно – с учетом нынешних темпов духовной инфляции). То есть, если «на самом деле объективно» смотреть на вещи, без «лукавых передергиваний» разных лжецерковных элементов.

«Как сейчас обозначают знаком “иноагент”, всех, кто работает против интересов России, так и всех, кто работает на подрыв отношений Церкви и Государства, против идей державности, надо изображать каким-то значком, чтобы каждый читающий понимал, что сталкивается с примером опасной и вредной пропаганды. <...> Ну никак не даёт покоя нашим либерал-православным факт помощи Божией Красной Армии, возглавляемой Верховным главнокомандующим Иосифом Сталиным» (Редакция РНЛ. Православные антидержавники активизировались).

«Сталин, безусловно, несёт ответственность за репрессии относительно Православной Церкви, в том числе и в 1937 году, когда он просто умыл руки и предоставил НКВД расправляться с духовенством. С другой стороны, мы не встретим его подписи ни под одним приговором представителей духовенства» (протодиак. Владимир Василик. Целят в Сталина, а попадают в Россию).

Ну, разве не чистую правду говорит человек? В том-то и суть, что не поставить своей «подписи ни под одним приговором представителей духовенства» – это совсем другое дело, чем «просто умыть руки и предоставить НКВД расправляться с духовенством»… Особенно, учитывая тот исторический факт, что ты в это же самое время проводишь судьбоносные для всего человечества встречи с настоящими святыми и чистокровными ангелами.

И только Александр Проханов, как это ни странно, до сих пор не высказался о фильме «Мария. Спасти Москву» и развернутой против него компании недобитых в Большом терроре церковных либералов, будучи, безусловно, одним из самых болеющих о «православной диалектике» и «русском социализме» всем сердцем своим и всею душою своею и всем разумением своим.


Александр Проханов. Фотография: Русская народная линия

Но это только потому, что он слишком занят съемками собственного сериала «Идеология Русской мечты» как экранизацией той же самой мифологии «русского народного» сталинизма. Поэтому и тема культурной контрреволюции и вражеского слива в Лету истории «канонических кодов» России все-таки была им затронута в последних публикациях (в том числе – на кинематографическом фронте).

«Я же помню, что было в Советском Союзе. Культура — и театральная и кинокультура, и телевизионная культура, смеховая культура, — они все складывались в огромное поле, в котором тонули национальные коды, канонические представления граждан о своей стране, о своем государстве. И этих центров, этой экспансии, этой культурной, информационной экспансии очень много. Они находятся в разных местах. Они и в театрах, они в блогах, в кино, они в названиях ресторанов и улиц и в том, что конкурсы нашей песни проводятся на английском языке. Все это есть, и все это учитывается, и все это, так или иначе, будет подавляться и изменяться. <…> Вся перестройка — это экспансия» (Проханов А. Когда Министерство культуры говорит, что цензура недопустима, она лукавит).

А лукавит, значит передергивает. Одним словом, силы контрреволюции не дремлют, одержимые тем же реваншизмом, что и праведные силы подлинной церковности и революции. Поэтому и Гражданскую войну в России нельзя выиграть раз и навсегда. Ибо враг не только вовне, но и внутри тебя самого. Такова обоюдоострая (как штык-нож винтовки Александра Проханова) диалектика «живой жизни». Национальное (русское, советское, народное, большевистское, каноническое) постоянно тонет в либеральном (антирусском, антисоветском, антинародном, меньшевистском, еретическом). Все смешалось: люди и кони, ангелы и бесы, красные и белые, революционеры и контрреволюционеры, церковь и мир… И зловещий дух Троцкого всегда поджидает тебя не только в каждом астральном переулке новейшей российской истории, но и в масонских закоулках собственной русской души.

Александр Буздалов
Сайт «История идей»

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок