Беседа с иеромонахом Романом в июле 2005 года
— Читатели по-разному относятся к личности рок-певца Игоря Талькова. Ваше отношение к его творчеству?
— Знаю его как автора песни «Россия». За эту песню ему и поставили памятник. Все остальное не имеет отношения к поэзии. Да и какая высота у рок-певца? Там только одно – любой ценой вызвать аплодисменты и не отстать от других. Как христианин он пред Судом Божиим, хотя какое уж христианство на сцене! Почитайте «Монолог» — зеркало внутреннего мира рок-певца. Сохрани Бог от такого душевного устроения, где постоянный контакт с Космосом, сильнейшее тяготение к самоубийству, деление священников на истинных и ложных (при том, что сам порочил звание христианина, выступая полуголым с Крестом на шее). Он не прикоснулся даже к внешнему приведению себя в надлежащий вид, что уж говорить о внутреннем? Цитирую из интервью с родительницей И. Талькова:
«Когда Малахов вбежал в гримерку Игоря и начал по-крупному оскорблять его, Игорь не вытерпел такого хамства и вытащил газовый пистолет. Направил Малахову в глаза и начал пшикать, а пистолет-то оказался подмоченный. Не действует… (Чувствуете скорбь родительницы?) Тогда Игорь от злости (знамо дело, оправданной мамой) стал бить Малахова по башке (конечно же, откуда у него взяться голове, да и не больно по башке-то), и в этот момент грянул выстрел, который вроде и сразил Игоря».
Избави, Господи, от такого конца — со злобою в сердце отходить в Вечность. Жаль мать Игоря. Жаль вдвойне — и как пережившую такое, и как христианку, оправдывающую и пистолет, направленный в глаза, и все приведенное выше.
— Прошу прощения, но мне приходилось читать статью священника о Талькове. В отличие от Вас, этот священник пишет, что рок-певец положил жизнь свою за други своя, что о нем свидетельствует Евангелие — «нет большей любви, если кто жизнь свою положит за други своя».
— Бумага все стерпит. Может, ради него и Само Евангелие написано? Положить жизнь свою за други своя… Вспоминается, как некогда один святой отшельник искал в городе своего сбежавшего послушника. Найдя того в притоне полупьяным, с девицею на коленях, в ужасе воскликнул:
— Что ты здесь делаешь, несчастный?
— Для чистого – все чисто! – ответствовал юноша.
— О, горе мне! – возопил старец, — сорок лет, питаясь кореньями и травами, я не покидал затвора, и не достиг Чистоты, которую ты в одночасье, среди пьянства и разврата, стяжал в этом притоне!
Взгляните на хромлющих монахов и на скачущих, с Крестами на шеях, эстрадников — и проводите параллель сами. Не нужно себя обманывать. Поэтом он был очень слабеньким, а как христианин — ну, раз уж его жизнь была подтверждена Евангелием, да еще Высшей Любовью — ждите исцелений. Молиться о нем нужно, крепко молиться, а не иконы с него писать и акафисты.
— В той же газете прочел о восторгах молодого человека: как он недавно заболел Игорем Тальковым и надеется на его будущую канонизацию в сонме новомучеников.
— Так он же признался, что заболел, понятно, что может выдать нездоровая головушка.
— А все же как с канонизацией?
— Если и Синод заболеет — канонизируют.
— Ясно. И еще о создании кумиров. Несколько раз мне попадались статьи о покойном схиархимандрите И. Пишет его племянник, вспоминают чада. И все бы ничего, но уж больно его захваливают, читать приторно. И величайший богослов современности, и взошел на вершину Богомыслия, и т.д., и т.п… Что бы Вы могли сказать об этом человеке?
— Исходя из приведенных эпитетов, о нем уже так наговорили — больше некуда. Лучше помолчать, тем более что мы с ним не встречались.
— Но, простите, Вы согласны, что это был величайший богослов современности? Взошел на вершину Богомыслия?
— Давайте рассуждать здраво. Кто его называет величайшим богословом современности?
— Племянник, чада.
— По принципу — ай да я, спасибо мне? И этого достаточно? Если бы его так величали богословы Греции, Болгарии, Румынии, Сербии — тогда можно было бы хоть как-то оправдать громкие титулы. Слыхивал там кто о нем?
— Нет, он известен лишь в России.
— И что, современность — только Россия? Быть известным у нас, когда на всю страну существовало две (!) духовные академии, в одной из которых он преподавал — неудивительно. Понятно, что его знали студенты, приезжавшие учиться из разных уголков нашей Родины. Многие из них ныне архиереи, что же им не помянуть добрым словом наставника. А что касается восхождения на вершину Богомыслия — сначала нужно узнать, есть ли у Богомыслия вершина, а потом уже отправлять туда человека.
— Вам приходилось читать его труды?
— Приходилось. Очень тепло написано о насельниках Глинской пустыни, о святом Тихоне Задонском. Это летопись монастыря, подробное жизнеописание святителя. Но относить это к вершинам богословской мысли — значит отметать элементарную объективность.
— Еще его называют непревзойденным духовником современности.
— Это вообще в духе Остапа Бендера. Как о танцоре пишут! Откройте жития святых — святителей, преподобных, мучеников. Там все просто, скромно, а потому — правдиво. Какие уж были светильники, а ни о ком не написали — непревзойденный. Видимо, знали: появится некто всепетый М. и … превзойдет.
— И превзойдет по всем параметрам. Духовник — непревзойденный. Богослов – величайший. Молитвенник — достиг вершины Богомыслия. Тут, понятно, старание чад: и им перепадет, знали такого человека, возле той же вершины крутились.
— Беда, беда.
— Еще пишут, что прозревал будущее, как настоящее, исцелял от всех болезней…
— Скоро и астрономы отзовутся, установят, что в момент его рождения восходила звезда на Востоке. Жаль людей. Ведь все это разносится, нагнетается.
— Можно ли это назвать прелестью?
— Громко сказано, но лесть очевидна.
— Один епископ на панихиде сказал, что схиархимандрит И. еще при жизни стяжал Благодать Святого Духа.
— А когда ж Ее стяжать, после смерти, что ли? Неужели это слова епископа?
— Да, он же утверждает, что ныне нет духоносных старцев, что после схиархимандрита И. старцев уже не будет. Все это вбивается в голову монахинь, прихожан.
— Господи, помилуй! Это тоже рассуждения епископа? Он что, сам в Духе, что рассуждает о духоносности того или другого? Простите, это же хула на современных старцев! Более того — хула на Духа Святаго! Так Его обобрал схиархимандрит И., что Дух Святый истощал! Выходит, питайся раз в неделю или в месяц, клади поклоны денно-нощно, скройся в пещере, изойди в плаче — все впустую, духоносным уже никому не бывать. Видите, к чему ведут подобные рассуждения?
— Так и хочется задать вопрос — был ли он вообще старцем?
— К таким вот крайностям и приводит неуклюжая похвальба. Как бы ни было, отвечать на Ваш вопрос предосудительно: мы его даже в глаза не видели.
— Но разве бы старец допустил, чтобы чада так мыслили? Причем имеющие богословское образование! Ведь так и возникают секты.
— Ну, это уже не его вина. Назвать можно кого угодно и как угодно. Что плохого, если они следуют его душеспасительным наставлениям, не разделяя при этом окружающих на своих и чужих? Помоги им, Господи. Нельзя лишь навязывать свое мнение, каким бы правильным оно ни казалось. Нельзя зачеркивать подвизающихся ныне старцев. Слава Богу, они у нас есть.
— Спаси, Господи, за ободрение читателей нашего журнала.
Вопросы задавал Александр Сосновский
5 июля 2005
Хельсинки
«Слава Богу,они у нас есть.»!!!
Справедливость восстановлена.