col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Исцеление слуги сотника

В Неделю четвертую по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшнее воскресное евангельское чтение, дорогие братья и сестры, повествует нам о том, как Господь наш Иисус Христос вошел в город Капернаум и к Нему подошел римский офицер-сотник, и просил: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом во Царствии Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга в тот час.

Кто такой этот сотник? Что же произошло в Капернауме? Здесь на глазах у многих свидетелей еще раз исполнились евангельские слова: …всякий просящий получает и …по вере вашей да будет вам. Римский сотник — командир сотни, центурии, — язычник, представитель римской власти, оккупант, он немедленно получил просимое. Почему? Потому что он верой своей превзошел всех израильтян. Этой верой был удивлен Сам Спаситель и ставил ее в пример: в Израиле не нашел Я такой веры.

Путь веры — это тайный, сокровенный путь; мы не можем и в самих-то себе объяснить, как слагаются убеждения веры? Вера есть Божий дар, и дар этот получают смиренные сердцем. По словам Апостолов: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. В сотнике, несмотря на то, что он человек властный, видно, что он добродетельный и разумный, видно и крайнее смирение его: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, видно и милосердие его — он просит не за детей, родственников или друзей, а просит за слугу своего. И Господь услышал молитву сотника.

А что делать нам, как веровать нам, чтобы и наши молитвы были услышаны?

К вере способна только та душа, которая решительно отверглась греха, направила всю свою волю и силу к божественному добру. Будем внимательно слушать Евангелие и Святых Отцов, объясняющих нам его, и мало-помалу вселится в нас живая вера. Вспомним слова святителя Игнатия Брянчанинова: «Вера является в человеке от исполнения евангельских заповедей и возрастает по мере исполнения их. Увядает же и уничтожается по мере пренебрежения ими».

Псалмопевец Давид настойчиво призывает нас: Воспойте Господеви песнь нову. Что же это за новая песнь? А это, дорогие братья и сестры, собственно говоря, наша жизнь, и, призывая петь ее по-новому, нас призывают к непрестанному обновлению ума и сердца, всего нашего существа.

Заметили ли вы, как однообразна и скучна наша жизнь при внешнем ее видимом разнообразии, если она наполнена суетой и грехом, если она не заполнена Богом и божественным. Все в ней одно и то же, все те же скучнейшие и пошлые сериалы по телевидению; пустые, суетные, однообразные до головной боли разговоры «ни о чем» по мобильному телефону; «перемывание костей» соседям; новости, в которых, по сути, нет никаких новостей, нет ничего ни нового, ни интересного. Как безнадежно тосклива такая жизнь, жизнь обывателя.

Иное — жизнь во Христе, в Боге. Вечно юный Христос говорит нам всем и каждому из нас лично в вечно молодом и правдивом Евангелии о нетленной красоте никогда не стареющего и всегда веселого — в таком высоком, божественном, смысле слова — радостного Царствия Небесного. И Он зовет нас туда как желанных и дорогих гостей, как Своих верных друзей, как Своих любимых детей.

Своим служением ближним, тем людям, которые рядом с нами и которые ждут нашей помощи, мы должны открыть глаза на этот мир. Только тогда, когда мы, преодолевая эгоизм и себялюбие, выходим на стезю деятельной евангельской любви, тогда открывается нам смысл Евангелия и жизни земной и небесной, и тогда всё преображается вокруг нас: тогда нет места скуке, тоске, унынию, брюзжанию, вечно недовольному виду. Тогда Царство Божие действительно возрастает и оживает внутри нас. Мы можем увидеть его отчасти и в этом мире, хотя бы в некоем прикровенном, зачаточном виде, и тогда наше существование наполняется смыслом и красотой. И тогда мы начинаем действительно верить и любить Бога, верить, как поверил римский сотник.

Как некогда великий философ древности ходил днем по городу с фонарем и восклицал: «Ищу человека!», не так ли и Господь незримо ходит по каждому городу, по каждой веси и терпеливо ищет человека, то есть ищет человеческого в каждом из нас, человека в высшее смысле, человека — Свой образ и подобие.

Вот о чем сегодняшняя евангельская история. Это обращение к сердцу каждого человека. Это история о смиренной живой вере, о жертвенной и пламенной молитве, о любви, ищущей и побеждающей, о человеке падающем в грязь греха и восстающем в богоподобной славе, и о Боге милостивом, призывающем нас с вами ко спасению.

Нам надо молить Господа, чтобы Он нам дал такую веру, какая была у римского сотника, ведь только стяжав такую веру, мы сможем войти в Царство Небесное. Аминь.

Свято-Успенская Почаевская Лавра

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Мир вам!

Новая книга иеромонаха Романа