col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. «Духовный апгрейд» вместо обновления

Фотография Тимофея Забабурина. Православие.ru

Читая на сайте «Православие.ru» статью о молодёжном фестивале «Братья», в очередной раз вспомнила случай, произошедший лет десять тому назад. Настоятель Храма собрал несколько прихожан, чтобы обсудить создание молодёжного клуба и то, чем именно в этом клубе будут заниматься. «Что мы можем? Можем вместе смотреть фильмы и обсуждать их… Можем выезжать загород и делать шашлык… Можем попробовать выйти под парусом…» Так получилось, что среди собравшихся была только одна девушка, которую можно было без оговорок назвать «молодёжью». И, когда обсуждение завершилось и все думали расходиться, она вдруг подняла руку. «Что Вы хотели сказать?» — спросил настоятель. «Простите, пожалуйста, Вы не могли бы разъяснить мне это место из Евангелия…»

«Не нужно считать читателей глупее себя», — не раз говорил мне иеромонах Роман, когда я писала что-то для сайта «Ветрово». Не только читателей, но и молодёжь, и детей нельзя считать «глупыми», недопонимающими, поверхностными. Сколько раз, разговаривая с детьми в воскресной школе, поражалась тому, что они слёту понимают то, до чего я доходила долго, со словарями в руках. Мои родители всю жизнь проработали в детском театре, который считался педагогическим, и его главный режиссёр говорил: «Театр для детей — то же, что театр для взрослых, только лучше». А если говорить серьёзнее, то среди двенадцати апостолов был святой евангелист Иоанн Богослов, которому во время земного служения Христа было девятнадцать лет. Однако для него никто не устраивал молодёжного клуба, и Спаситель не «адаптировал» для него Свою проповедь (и, тем не менее, в написанном святым Иоанном Богословом Евангелии особое внимание уделяется именно учению Христа, а не событийной канве — самый молодой усвоил самое глубокое). Поэтому выделение среди прихожан молодых людей и стремление «работать» с ними каким-то особенным образом кажется сомнительным, а порой даже оскорбительным для них. Однако обо всём по порядку.

В статье «Неделя братской любви, демоверсия рая» рассказывается о Православном международном молодежном фестивале «Братья», который проходил в августе в Тверской области. Это уже устоявшаяся традиция: летний фестиваль проводится с 2005 года, существует и его зимняя версия. Создатели фестиваля, священник Ярослав Ерофеев и его супруга Оксана Шашуто, люди творческие: батюшка — автор и исполнитель песен, матушка — балетмейстер, руководитель танцевальной студии. Как пишет автор статьи, «на фестивале почти каждый вечер проходят удивительные концерты, на которых участники могут раскрыть свои таланты, поделиться тем, что для них важно. По признанию многих участников, выступление на таких концертах для них было важным трамплином для раскрытия своих творческих способностей. Что еще есть на фестивале? Песни у костра, креативные и веселые квесты и зарядки по утрам, спортивные турниры, разнообразные мастер-классы, балы, экскурсии, много общения и игр на знакомства, беседы и встречи с известными батюшками, блогерами, общественными деятелями (ведь фестиваль, прежде всего, образовательный). Конечно, есть на фестивале и совместные утренние и вечерние молитвы, и даже крестные ходы! И самое главное — литургии, и даже венчальные. Особенно полюбилась участникам фестиваля ночная Божественная литургия».

И вроде бы всё безобидно в этой программе: ведь слово «фестиваль» и означает «массовое празднество, включающее в себя показ, смотр каких-либо видов искусства». Но почему тогда в последнюю очередь упоминаются Божественная литургия и Таинство Брака, которые сами по себе — великие и самодостаточные Праздники? Может быть, включение Литургии в программу фестиваля, пусть даже и на первом месте — это в любом случае смешивание Божьего дара с яичницей? Конечно, у древних христиан Литургия завершалась совместной трапезой — агапой, и сейчас тоже дорогого стоит, когда в приходе есть возможность собраться после богослужения за чаем и побеседовать со священником. Но если такую трапезу поставить во главу угла, а Литургию отодвинуть в сторону, то общение неминуемо будет становиться всё более светским. То же можно сказать и о приходских праздниках: если в воскресной школе устраивается рождественский концерт, это естественно, но если такие концерты и подготовка к ним станут главными направлениями в жизни воскресной школы, то она мало чем будет отличаться от детского садика.

Общение в церковной среде оказывается полезным тогда, когда строится вокруг священника, который по-настоящему вкладывает в это душу. Конечно, священники тоже принимают участие в фестивале «Братья», но вряд ли это то общение «от сердца к сердцу», которое переворачивает человеческую жизнь. В этом году одним из гостей фестиваля был священник Павел Островский — миссионер, проповедующий молодёжи и подросткам. В своём стремлении говорить с ними «на одном языке» отец Павел порой переходит все допустимые границы: его усилия «быть своим» приводят к тому, что он не поднимает своих слушателей на ступеньку повыше, а наоборот, вместе с ними спускается в пропасть (год назад в интернете, в том числе у нас на сайте, обсуждались опубликованные им комиксы «Евангелие в манге»). Просматривая фоторепортаж с фестиваля, видим, что среди священников есть несколько музыкантов — например, участники группы «Расти борода» отец Ярослав и отец Виктор (кстати, борода у них почему-то плохо растёт). Ещё хуже растёт она у отца Глеба Курского (на фотографии он в белых брюках и розовой рубашке в составе группы «АжТриО»). Может быть, замечания насчёт бороды не совсем уместны, но в церковной среде на это невольно обращаешь внимание: модная бородка — один из признаков того, что священник пытается «сообразоваться веку сему».

С песнями основателя фестиваля, отца Ярослава Ерофеева, легко можно познакомиться в интернете. Чем-то они напоминают творчество протестантов. Ничего выдающегося, как и особо разрушительного, в песнях отца Ярослава нет, и если бы эти песни исполнял мiрянин, не стоило бы придавать им особого значения. Но их поёт священник, с которого особый спрос: одна из его обязанностей — проповедь Слова Божьего. А когда вместо Евангельского слова, которое точно выше любого другого, произнесённого на земле, звучит такой текст —

Батюшки носят кресты и чёрные рясы,
Батюшки любят людей, всех и сразу,
батюшки вечно спешат с требы на требу —
обычное дело людей приближать к Небу.

Сила в молитве, но порою и в теле,
спроси его хоть о чём — он в курсе дела.
Да, порою усталость в ногах от бега,
но, слава Богу, место есть для ночлега.

Батюшки любят читать, но не морали,
батюшка, он с бородой и обычно с усами,
батюшка ест иногда и порой даже сало,
батюшка — он человек, ни много, ни мало… —

то хочется поискать что-нибудь получше, пусть даже и в светской поэзии.

Недавно мне показали видеозапись выступления белорусского молодёжного братства, существующего при кафедральном соборе. Кажется, там желание быть «своими в доску» для подростков доведено до предела. Выступление проходит во время «молодёжного слёта» в женском скиту (!), после ночной Литургии, исповеди и Причастия. Ведущий (как оказалось позже, священник), обращаясь к участникам, призывает их объединиться не только духовно. «Сейчас мы будем делать флешмоб „Единство“, — объявляет он. — Посмотрим, как мы друг друга понимаем в танце!». Звучит музыка, зрители встают и начинают повторять танцевальные движения за выступающими. Из звучавших там музыкальных композиций узнала три: «We will, we will rock you» (группа The Queen), «Танец маленьких утят» и «I like to move it, move it». Если кто-то не знает, то уточню: солист группы The Queen был гомосексуалистом и умер от СПИДа, а текст песни «I like to move it, move it» таков, что лучше его здесь не переводить. Признаться, просматривая видеозапись, смеялась — очень уж нелепо, когда совмещается нечто заведомо несовместимое, но на самом деле это попахивает кощунством. Даже вспомнился роман-антиутопия Хаксли «О дивный новый мир», где собрание «верующих» тоже сопровождается совместным танцем и переходит в оргию.

Остаётся надеяться, что на фестивале «Братья» танцы и музыкальное сопровождение были другими. Но всё же и фестиваль «Братья», и православный молодёжный слёт в Белоруссии — это одно и то же направление, та же «миссия».

Неосознанное стремление разменять неразменную монету на кучку мелочи чувствуется даже в лексике участников: «флешмоб» в Белоруссии, «демоверсия рая» на фестивале «Братья» (выражение одной из участниц фестиваля, вынесенное в название статьи на «Православии.ru»). Другая участница фестиваля «Братья» называет происходящее «духовным апгрейдом»: «Я даже не ожидала, что для меня здесь будет столько духовных открытий. Не ставила перед собой цели совершить духовный апгрейд, а он случился». Пришлось посмотреть в словаре значение слова «апгрейд»: «то же, что модернизация, обновление (программного обеспечения, аппаратуры)». И пример словоупотребления: «Как правило, вместе с софтом приходится подвергать апгрейду сам компьютер». Если бы вместо слов «духовный апгрейд» было сказано «духовное обновление», то, согласитесь, впечатление было бы совсем другим. Церковь и должна обновлять нас — об этом очень хорошо написал святитель Феофан Затворник, обращаясь как раз к молоденькой девушке:

«Расскажу вам одно предание, и вам будет яснее, в чем тут дело. Некто жил где-то далеко в пустыне. Заболели у него внутренности: легкие ли, или сердце, или печень, или все вместе. Боль хоть умирай. Людской помощи неоткуда ожидать, прибег к Богу со всесильною молитвой. Услышал Господь. В одну ночь, заснувши, видит он такое видение: пришли два Ангела с ножами, разрезали его, вынули больные части, вычистили их, вымыли и чем-то смазали. Затем все положили на свое место, спрыснули чем-то – и все срослось, как будто и разрезов не было. Проснувшись, старец встал совсем здоровым, как будто никогда не болел, новеньким, будто юноша во цвете сил. Видите, чего вам желаю? Чтоб в вашей душе все было перечищено, больное и старое повыброшено, все оздравленное и обновленное поставлено на свое место и вспрыснуто живою водой. И станете новенькая, свеженькая, полная светлой, отрадной жизни».

Сказанное святителем Феофаном подразумевает болезненную работу над собой — ведь он описал ни много ни мало операцию. Происходящее же на фестивале и на молодёжном слёте скорее напоминает поставленное на широкую ногу развлечение, а «развлечение» (от слова «влечь»), если вдуматься, то же самое, то «растаскивание» себя самого — вместо обретения цельности.

Конечно, можно понадеяться на то, что, начав с общения на концертах, молодые люди будут задумываться о всё более серьёзных вещах и в конце концов придут к глубокой христианской жизни. Но ведь примерно так же рассуждают на Западе, где в Храмах уже и аттракционы устраивают: а может, вися кверх ногами, кто-то случайно уткнётся носом в священное изображение и задумается о Вечном. Но, по большому счёту, это просто уничтожение в человеке трепетного отношения к святыне: что должно потом произойти, чтобы с его глаз упала завеса пошлости и он увидел в Храме Дом Божий, а священнике — Его образ? Конечно, нельзя делать личный опыт мерилом всего, но я тоже впервые осознанно пришла в Церковь, будучи «молодёжью» — в семнадцать лет, и далеко не в лучшем состоянии. Но прекрасно понимала, что пришла в то место, где омываются от грязи. И, если бы вместо «бани духовной» встретила там второсортную тусовку, созданную для того, чтобы мне «угодить», думаю, просто дошла бы до крайней степени цинизма: искать чистоты было бы уже негде.

Царство Мое не от мiра сего, — сказал Господь о Своей Церкви. «Бог или мiр — середины нет», — написал святитель Феофан Затворник, заключив в эти краткие слова размышления многих святых отцов. А преподобный Паисий Святогорец, живший совсем недавно, говорил: «Самое важное сегодня — не приспосабливаться к этому мiрскому духу. Такое неприспособленчество — свидетельство о Христе. Постараемся, насколько возможно, не дать этому потоку увлечь, унести нас по мiрскому руслу». Увы, те, кто должен удерживать нас от падения в этот поток, сегодня часто бросаются в него первыми.

Думаю, размышляя об уместности или неуместности той или иной формы проповеди, стоит всегда вспоминать, с чего началась проповедь святого Иоанна Крестителя и Самого Спасителя: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Понятно, что не все примут такую проповедь, но Евангелие ясно говорит нам о том, что все и не могут принять. Имеющие уши слышать — да слышат!


Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
29 сентября 2023

Заметки на полях

  • Барановичи. Белая Русь

    Добрый день уважаемая Ольга Сергеевна! Позвольте выразить Вас благодарность за изданную статью о проведении молодёжных фестивалей. То о чём вы написали очень созвучно и дорого моему сердцу. Божией помощи Вам и Вашим родным.

  • Самара

    Можно матерные частушки начать петь под музыку, когда концерты с классической музыкой в Доме Божием перстанут уже «вставлять».Ибо по заявлению некой руководительницы хора, думаю не без ведома, ссылающейся на некоего Лосского Н.С. (дословно): «Любая форма искусства способствует богослужению». Во-как!. И эта чушь, увы, принимается, как и сортир в стенах храма. И ничего с этим не поделаешь.

  • Волгоградская обл.

    Спаси Господи Ольга Сергеевна.
    Мне кажется что такие фестивали не имеют ничего общего с духовной жизнью. Тем более после причастия.
    Сейчас всё чаще подобное происходит в современном мире. Когда священник «спускается ниже на ступень » и хочет казаться «своим» для молодёжи, это наверно только навредит ей. Ведь священник для нас мирян — это образец жизни.

  • Тюмень

    Добрый день, Ольга Сергеевна, полностью присоединяюсь к словам Анатолия, за ваш труд огромная благодарность, помоги вам Господи…А о явления описанных в статье и говорить и думать тяжело. Одновременно ужасаешься и искренне не хочешь верить, что такое правда бывает, всякий дар речи пропадает…Ужас и боль…Живём мы только благодаря Долготерпению Божьему

  • Волгоградская обл.

    Только одно не понятно — почему священники так относятся к этому (как бы играя). Ведь если мы понимаем происходящее разве они не понимают?, какой вред могут нанести молодёжи.

  • Тверь

    Спаси Господи, Ольга Сергеевна!
    Сейчас всё чаще говорят о том, что в Храмы стало меньше ходить прихожан, и особенно молодёжи.
    Вот и зазывают, как могут… Только тех ли в итоге приведут, ибо танцы эти, и в целом идеи таких фестивалей, действуют как камертон. Кто на такое откликается, те и придут. Раньше это были свободолюбивые хиппи-неформалы (чаще безобидные). Сидят себе до рассвета с гитарой у костра, с романтичными повязками на волосах, и о чём-то мечтают, пока жизнь не встряхнёт… А теперь, при разрешённом вероисповедании, это те, кто скучают на Литургии, неожиданно обрадованные «миссионерской деятельностью»: а что, так можно было?!

    Ещё задолго до начала СВО, верующая учительница английского языка однажды сказала: «Мы должны знать язык нашего противника!» Нельзя не согласиться с этой мудростью. Ну а песни для молодёжи на английском зачем? Для закрепления результата? Сейчас, во времена военных действий… Всегда казалось, что у нас миссионер — равно патриот. Но на деле это не так.
    В борьбе за традиционные ценности, о которых так много сейчас говорят, можно было бы уже запретить такие группы как «Queen» на государственном уровне. Но зачем, если даже верующие под них танцуют с благословения батюшек?!
    Даже не знала о таких фестивалях. Появилось ощущение досадного недоразумения из-за того, что нашу веру преподносят тем, кто с ней только знакомится, не должным образом.
    Спасибо Вам, что пишете об этом!

  • Тюмень

    Извините, ещё если возможно, хотелось бы услышать и мнение отца Романа на эту тему, сложно, очень сложно ориентироваться в настоящей действительности с нашим худым духовным зрением, да и слухом. Подробнее прочитала статью о данном фестивале впечатление жутковатое неужели в такой атмосфере можно молиться, можно найти Бога, неужели Христос посреди них, я не знаю, я не понимаю….Тут точно любовь, а не страсти, тут точно славная Вера Православная или мiр, как всегда под вывеской православия

  • Благодарю всех читателей за понимание! Валентина, написать эту статью мне предложил отец Роман, поэтому думаю, что наши с ним мнения схожи.

  • Иркутская обл.

    Благодарю,Ольга Сергеевна! И мне оч.созвучно и дорого написанное Вами!
    Всё так,увы — «Вместо…»

  • Таисия, это загадка. Мне проще предположить, что священники себя переламывают, но, наверное, это не всегда так. Может быть, у некоторых молодых священников изначально иное представление о своём служении, прививаемое в семинарии — не такое «консервативное», как у нас. Например, о белорусском священнике, который запечатлен на видео «флешмоба», мне рассказали, что он «очень ответственный, искренний, старательный, порядочный, добрый». Но при этом, как видим, вполне мiрской человек. Насколько знаю, свт. Иоанн Златоуст писал, что священник должен быть «как солнечный луч», и даже слышала рассказ о том, как человек отказывался принимать священный сан, потому что понимал, насколько он далёк от этого идеала. Мне кажется, каждый из нас интуитивно хочет увидеть в священнике образ Христа, и это не удивительно: его руками Господь совершает Свои Таинства, он свидетель нашей исповеди, которая обращена к Богу. Не знаю, почему некоторые священники относятся к этому иначе. Видимо, кто-то объяснил им, что нужно быть «проще». Но простота простоте рознь: есть простота святая, а есть очевидное обмiрщение.

  • Москва

    Умная статья. Погоня за количеством — всегда в ущерб качеству. Идя на уступки ради привлечения большего числа молодёжи в свои ряды, растеряют истинно верующих — то самое качество, которое уже почти потеряно. Что будет, когда верующие и думающие люди начнут понимать, что приходя в храм, к таким «отцам», ничего не приобретают, а скорее теряют? Это становится всё более явно. И не нужно спешить называть всех «отцами»? Священник в шортах мне не отец. Священник, свободно рассуждающий с молодёжью о сексе, мне не отец. Священник, рисующий вульгарные комиксы по Евангелию, мне не отец. Отец — это высокое слово, и когда оно применяется к человеку, то привносит оттенок солидарности с его действиями.

    Уважаю тех священников, которые всегда ходят в рясе и не скидывают её в любой подходящий момент. Ещё уважаю тех, кто придерживается традиций, кто живёт духовной жизнью и к кому можно прийти за советом. Что удивительно, даже за рубежом некоторые люди выказывают уважение к тем из русских, кто придерживается традиций и не спешит родниться с западом. Это признак ума — уважать традиции и тех, кто их придерживается; но умный и думающий человек не пойдёт за кем попало. Итак, подобными действиями эти люди привлекают поверхностную глупую молодёжь и теряют истинных детей Церкви.

    Вопросы:

    Почему им это позволяется?
    Почему Павел Островский до сих пор священник?

  • Псков

    Есть такая современная болезнь в психологии, феномен нашего времени, как «ориентация на ровестников». Все оттуда. Можно на эту тему почитать: «Не упускайте своих детей» Г. Ньюфелд. А то, что мы с вами видим, это как раз последствия незрелых личностей.

  • Санкт-петербург

    мне кажется, что прежде чем судить о них, стоит там побывать или послушать тех людей, которые ездят туда много лет. нельзя сравнивать 19 летнего апостола Иоанна, жившего в древней Палестине 2000 лет и современного 19 юношу из России. Цель фестиваля — общение единомышленников, совместная молитва, отдых совместный. то, чего не хватает многим православным молодым людям, которые разбросаны по всей стране. это в Питере и в Москве много молодежи. в провинциальных городах только бабушки в Храмах. Молодой человек оказывается, как рыба на суше. Ему не с кем общаться. ему лего отойти от веры. А эти фестивали дают ему единство, связь, что он не один. У молодежи вообще другой лексикон. надо это просто принять… нам не понятен «апгрейд», но 16 летнему человеку он будет понятен.

  • Санкт-петербург

    Цель фестиваля не трудничество в монастыре, и не паломничество. это отдых со смыслом.

  • Москва

    Термин «апгрейд» не имеет ничего общего с христианским термином «обновление». Хотя, поверхностный смысл тот же (и в этом беда), глубокий смысл отличен чуть не до противоположности. Эту терминологию следует знать, но не для того, чтобы общаться с её использованием, а для того, чтобы разъяснять её несостоятельность.

  • Москва

    На этой тонкой и постепенной подмене понятий и основывается возможность устройства таких фестивалей. Видео «Молодёжный слёт в Белоруссии» — тому подтверждение. После Причастия люди дрыгаются на сцене под языческую музыку, тогда как древние святые даже принимать пищу сразу после этого не решались. Много ли пользы в таком «отдыхе со смыслом» и какой истинный смысл в него вкладывается?

    Нужно понять, что это не просто замена одного термина другим (равнозначным) — это полная подмена нашего мировоззрения.

  • «нельзя сравнивать 19 летнего апостола Иоанна, жившего в древней Палестине 2000 лет и современного 19 юношу из России».
    Почему нельзя? Может ли быть, что современный юноша «оглох» и не может слышать Христа, только потому, что живёт спустя две тысячи лет? Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки (Евр. 13: 8).

    «это в Питере и в Москве много молодежи. в провинциальных городах только бабушки в Храмах. Молодой человек оказывается, как рыба на суше. Ему не с кем общаться. ему лего отойти от веры. А эти фестивали дают ему единство, связь, что он не один».
    Никто не спорит, что молодые люди должны общаться друг с другом. Но, поскольку всё это происходит в лоне Церкви, требования к такому общению должны быть очень высокими. Это ж не просто один прихожанин позвал другого на рыбалку. Все мы бываем не на высоте, общаясь друг с другом, и священники тоже имеют право на ошибку. Но если священник намеренно принижает свой священный сан, а мiряне и в самом деле хотят быть мiрскими людьми, а не церковными, то при чём тут вообще Православие? Церковь ведь должна нас спасать, а не обеспечивать уютное времяпрепровождение.
    Где-то у свт. Феофана Затворника было письмо об общении. В общих чертах, смыл такой: не нужно общаться с теми, кто тянет тебя вниз, нужно с теми, кто вытягивает наверх или хотя бы не вредит тебе. Если священник, общаясь с людьми, тянет их вверх – это одно дело, только в таком общении и есть смысл. А если, допустим, он и сам нетвёрдо стоит на ногах, да к тому же старается показать, что он, мол, такой же как все, то есть риск, что сам скатится. И к кому тогда тянуться пастве? Понятно, что ко Христу, но ведь священник помощник на этом пути, в этом и есть смысл его служения.

  • Санкт-петербург

    Редактор, нельзя сравнивать, потому что у них психология совершенно разная. Современный человек взрослеть, дай Бог к 30-40 гг. 2000 лет назад это был уже взрослый человек. Апостол Иоанн уже во всю работал в 19 лет и помогал семье. современный юноша только школу закончил.

  • Санкт-петербург

    Иисус Христос тот же, только люди другие и мир другой.

  • Санкт-петербург

    Редактор, что Вы имеете ввиду под Церковью? Храм? они не в храме. Собрание верующих? какую заповедь они нарушили, собравшись вместе на фестиваль? Как Вы представляете себе отдых молодых 20-30 летних верующих людей? в чем обмирщение?

  • Санкт-петербург

    Павел, древние люди если и до Причастия и совершали Таинство вечером. а потом древние люди устраивали трапезу совместную, называемую Агапэ Если Вы ждете от молодых людей, что они чинно будут сидеть, говорить только литературным слогом и жить, как хотят взрослые 40-50 люди, то Вас придется долго ждать

  • Санкт-петербург

    Я вижу лишь много одиноких, закрытых, поглощенных только своей личной жизнью «христиан». Которые подменили доброжелательнсоть и любовь к ближнему, молчаливым » благочестием», за которым стоит простое пуританство.

  • Санкт-петербург

    Это просто фестиваль. Сколько браков на нем состоялось. Сообщайте с молодежью, которая туда ездит, а потом судите.

  • Москва

    Анна, я говорил, что чего-то жду от молодых людей? Речь о священниках, которые должны тянуть их вверх, а вместо этого сами падают до их уровня. Я был далеко не самым благочестивым юношей, но из всех священников предпочтение отдал монаху строгой жизни, к которому и ездил — меня никогда не прельщали эти откровенные беседы «на одной волне» с молодёжью. Я не был благочестивым, но я искал благочестие в священниках и монахах как в людях, в которых оно должно быть, к которым нужно тянуться.

    Итак, если молодёжь не ищет благочестия — их встречи с плясками под языческую музыку достаточно просто перестать называть христианскими. А если она его ищет, то в таких священниках она его не найдёт (максимум — скачает очередной «духовный апгрейд»).

    > Павел, древние люди если и до Причастия и совершали Таинство вечером. а потом древние люди устраивали трапезу совместную
    > какую заповедь они нарушили, собравшись вместе на фестиваль?

    Оба этих сообщения (да в общем, и все остальные) имеют один корень — непонимание глубинной сути Христианства. Дело не в традициях, а в отношении. Дело не в нарушении заповедей, а опять в отношении. В отношении человека к Богу, к святыне, к истинному благочестию. Нельзя причаститься и тут же устраивать совместные пляски — для настоящего христианина одно просто исключает другое.

  • Москва

    > Сколько браков на нем состоялось.

    Вот это — одна из главных ошибок суждения современного человека о вещах. Так надоело — хоть статью пиши. Павел Островский рисует комиксы про Евангелие, и на любую критику у него один ответ: «Вы посмотрите, как наши комиксы нравятся молодёжи», как будто, это является каким-то показателем качества. Молодёжи подсунь что угодно, и ей понравится, на это не стоит ориентироваться. И на количество состоявшихся браков ориентироваться тоже не стоит. Посмотрите статистику по разводам.

  • Петр, Божьим усмотрением старчик-священник в болезни страждущий:

    Анна (01.10.2023 в 20:31). Санкт-петербург. Ваше: «Редактор, нельзя сравнивать, потому что у них психология совершенно разная. Современный человек взрослеть, дай Бог к 30-40 гг. 2000 лет назад это был уже взрослый человек. Апостол Иоанн уже во всю работал в 19 лет и помогал семье. современный юноша только школу закончил». … Анна, не понимая жизни, не городи многословие… ложные смыслы из пустых слов. И во дни Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. подростки (отроки и отроковицы) быстро взрослели. И моя мама в восемь, девять лет быком управляла, тяжкие труды понесла во время войны.

  • Петр, Божьим усмотрением старчик-священник в болезни страждущий:

    Анна (01.10.2023 в 20:31). Санкт-петербург. Ваше: «Иисус Христос тот же, только люди другие и мир другой». … И слова, ведущие на суд Божий.

  • Санкт-петербург

    Петр…, и чем мои слова противоречат Вашим?? я об и это писала: про возраст и взросление

  • Санкт-петербург

    Павел, Москва. Согласна с Вами. Кроме о. Павла… Все дуют в одну дудку. Достаточно почитать его телеграм-канал на эту тему, где этот вопрос давно был разобран им и он дал исчерпывающий ответ. Даже если он сам до конца не понимает с Евангелием, он слушается голоса Церкви

  • Санкт-петербург

    Петр…, да, Почему-то все забыли, что есть Суд Божий..

  • ОБНИЩАНИЕ

    Но имам на тя,
    яко любовь твою пeрвую остaвил еси (Откр. 2: 4).

    Спросил послушник старца своего:
    — Теперь отцы безблагодатней древних.
    Ужель несправедливо Божество,
    Иль охладела в наших душах ревность?

    Сказал отец: — Тогда была любовь
    И каждый вверх тянул худого брата!
    Сейчас мы не имеем тех даров,
    Хотя у всех у нас ума палата.

    Любовь остыла, каждый вниз влечёт,
    А прежде было всё наоборот.

    Иеромонах Роман
    8 февраля 2023
    Скит Ветрово
    https://vetrovo.ru/obnishhanie/

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок