col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иерей Георгий Селин. Икона мiроздания

Или Приложение к сочинению «О согласии предпоследнего прошения сугубой ектеньи дням творения Богом мiра»

В статье, имеющей столь длинное название, речь пойдёт о Кресте Господа нашего Иисуса Христа. Но прежде несколько слов об иконе вообще.

Слово «икона» греческое, и означает оно — «образ, изображение, подобие». Множество споров возникало и возникает вокруг икон. Вроде бы в далёком и недалёком прошлом (имею в виду советское время) остались иконоборческие ереси, но гонение на иконы не прекращается. Их заточают в музеи, отвергают сектанты, а в самой Православной Церкви иконы с недавнего времени стали заменятся статуями. Подробнее об этой замене в статье под названием «О статье архиепископа Никона (Рождественского) «Памятники-статуи святым угодникам», или Какой Вучетич их гонит?»

Почему вокруг этого незначительного, во всяком случае, не самого значительного в богослужении предмета, столько битв? Потому что отношение к образу Божьему является показателем отношения к Богу. А если сто́ит нам, людям, о чём-либо спорить и переживать, то только об одном — как нам правильно славить, хвалить, благодарить Бога, и как нам исправно творить Его волю.

Сектанты называют христиан идолопоклонниками за то, дескать, что мы молимся рукотворным идолам — доскам и краскам. Сектанты большие чудаки. Почему они не называют идолопоклонниками художников, скульпторов, театралов, актёров, режиссёров и прочих кинолюбителей? А музеи и кинотеатры? Вот уж воистину идольские ка́пища, где выставляются идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих (Пс. 134:15). Можно ли любителей искусств представить без их изделий? Ответ очевиден: нет. А можно ли молиться без икон? Вполне. Кто же тогда идолопоклонник?

Православная икона выражает факт Боговоплощения и существо христианской веры — Бог стал человеком по естеству, чтобы человек стал Богом по благодати. В центре иконы мiроздания — распятый на Кресте Богочеловек Иисус Христос. Бог невидим и непостижим, поэтому сияние славы и образ ипостаси Его, держащий все словом силы Своей, совершивший Собою очищение грехов наших, воссевший одесную престола величия на высоте (Евр. 1:2-4) — Господь наш Иисус Христос, Который есть образ (греч.: εικων) Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари (Кол. 1:15), — в центре иконы мiроздания.

На восьми концах четырёх перекладин Православного Креста — квадратные клейма. Чтобы понять причину их появления на Кресте, нужно обратиться к статье, упомянутой в заголовке, где говорится о связи восьми дней творения с восьмью прошениями сугубой ектеньи: о 1) милости, 2) жизни, 3) мире, 4) здравии, 5) спасении, 6) посещении, 7) прощении и 8) оставлении грехов рабов Божиих (имярек). Содержание названной статьи вкратце таково.

В 1-й день был создан свет; этому событию соответствует прошение о милости (клеймо 1).

В 2-й день была разделена вода — прошение о жизни (клеймо 2).

В 3-й день были разделены суша и вода — прошение о мире (клеймо 3).

В 4-й день были созданы светила — прошение о здравии (клеймо 4).

В 5-й день была сотворена душа из воды — прошение о спасении (клеймо 5).

В 6-й день был создан человек — прошение о посещении (клеймо 6).

В 7-й день человек был изгнан из рая — прошение о прощении (клеймо 7).

В 8-й день творения грядет во всей полноте Царство Небесное — прошение об оставлении грехов (клеймо 8).

Клейма пронумерованы снизу вверх, а по горизонтали: 4-5 — справа налево, и 6-7 — слева направо. Это объяснятся тем, что по правую руку Спасителя разумнее поместить клеймо 5 (о спасении), а по левую — клеймо 4 (о здравии), памятуя Его слова: Аз приидох, да живот (здравие. — Г.С.) и́мут, и лишше (спасение — Г.С.) и́мут (Ин. 10:10). В случае же 6 и 7 клейм, место для клейма 6 (о посещении) выбрано возле букв IN — Иисус Назарянин, говорящих о человеческой природе Христа и о Его первом пришествии на землю в рабьем зраке. А клеймо 7 (о прощении) помещено возле букв ЦI — Царь Иудейский, говорящих о Божестве Христа и Его втором пришествии: Ибо прии́дет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф. 16:27). В итоге порядок нумерации можно назвать словом «бустрофедон» (поворот быка) или, например, ходом змеи: 1-2 — слева направо, 2-3 — справа налево, 3-4 — слева направо, 4-5 — справа налево, 5-6 — слева направо, 6-7 — слева направо, 7-8 — справа налево.

Какими должны быть изображения внутри клейм? Я не знаю, в каких красках и формах можно передать создание света и Божию милость? Или как изобразить разделение вод и прошение о жизни? Или как нарисовать образование суши и мир как духовное состояние в клейме № 3? Что изобразить в других клеймах? Оставляю всё это на усмотрение желающих поразмышлять на данную тему, взирая на Крест Христов как предмет духовного созерцания.

Весь мiр, по слову Екклесиаста, Бог вложил в сердце человека. Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мiр в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца (Еккл. 3:11). Человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, — говорит Екклесиаст. Да, так было в Ветхом Завете, однако с воплощением Сына Божия дела Божии открылись в той полноте и мере, которая доступна для понимания человечества.

Преподобный Иоанн Дамаскин развивает первую половину слов Екклисиаста: Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мiр в сердце их. «Человек имеет нечто общее с неодушевленными существами, причастен к жизни неразумной и обладает мышлением разумным (ангельским). С неодушевленными человек имеет сходство в том, что обладает телом и состоит из четырёх стихий. С растениями — в том же самом и, кроме того, в том, что имеет способность питаться, расти, производить семя и рождать, а с неразумными вдобавок в том, что имеет влечение, то есть доступен гневу и хотению, что наделён чувством и способностью движения по внутренним побуждениям. С существами бестелесными и духовными человек соприкасается посредством разума, рассуждая, составляя понятия о каждой вещи, стремясь к добродетели и любя то, что составляет вершину всех добродетелей — благочестие. Поэтому человек есть малый мiр» (с. 209, 1)[1].

А преподобный Максим Исповедник опровергает вторую половину слов Екклесиаста: Человек не может постигнуть дел, которые Бог делает. «Преподобный Максим Исповедник учит, что человек призван воссоединить в себе всю совокупность тварного бытия. Он должен достигнуть совершенного единения с Богом и, таким образом, сообщить состояние обо́жения всей твари. Для этого ему прежде всего нужно в своей собственной природе преодолеть разделение на два пола путём бесстрастной жизни по Первообразу Божественному. Затем он должен соединить рай со всей землей, то есть, нося всегда рай в себе в силу своего постоянного общения с Богом, он должен превратить в рай всю землю. После этого ему предстоит уничтожить пространственные условия не только для своего духа, но также и для тела, соединив землю и небо, то есть весь чувственный мiр. Перейдя границы чувственного, он должен путём познания, равного познанию духов ангельских, проникнуть в мiр сверхчувственный, чтобы соединить в себе самом мiр сверхчувственный и чувственный. Наконец, не имея ничего вне себя, кроме одного Бога, человеку ничего не оставалось бы, как полностью себя Ему отдать в порыве любви и вручить Ему всю вселенную, соединенную в его человеческом существе. Тогда Сам Бог, со Своей стороны, отдал бы Себя человеку, который по этому дару, то есть по благодати имел бы всё то, что Бог имеет по природе. Таким образом, свершилось бы обо́жение человека и всего тварного мiра» (с. 83, 2).

Эта же мысль преподобного Максима в другом пересказе. «Назначение человека до его грехопадения заключалось в том, чтобы преодолеть разделения, которые возникли в результате сотворения всего существующего. Акт творения Богом всего сущего произошел через пять разделений. Первое из них — это деление на Несозданное и созданное (Бог отделил Себя от твари). Второе деление — на уровне сотворенного: творение разделяется на чувственное и умопостигаемое (на материальный и духовный мiр). В свою очередь, чувственное разделяется на небо и землю. Земное бытие — на рай и вселенную. Последнее деление происходит в самом человеке — на мужской и женский пол. Назначением человека, еще раз важно подчеркнуть, было объединение всех разделений, «так как он самим существом своим связан со всеми элементами «деления»: с землей — телом, с чувственным бытием — чувствами, с мысленным — душой, к Несозданному естеству он мог восходить умом» [6, с. 63]». Преодолев разделения, человек должен был объединить в себе весь мiр и через себя соединить его с Богом».
https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/chelovek-v-filosofsko-bogoslovskoj-sisteme-maksima-ispovednika/

Смысл творения Богом мiра открыт Им Самим. Это — обо́жение твари, которое совершается Крестом. Преподобный Максим Исповедник пишет: «Таинство Воплощения Слова содержит [в себе] смысл всех загадок и образов Писания, а также знание являемых и постигаемых умом тварей. Познавший таинства Креста и Гроба [Господня] познает и цель, ради которой Бог первоначально привел всё в бытие».
https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/glavy_o_bogoslovii_i_domostroitelstve_voploscheniya_Syna_Bojiya/

Человек имеет общность со всем Божиим творением: с неодушевлёнными стихиями 1-го Дня, с бестелесными существами 2-го, с флорой 3-го, с неразумными животными 6-го, потому что, действительно, весь мiр вложил Бог в Адама с тем, чтобы тот принёс и отдал бы его обо́женным Богу. Но поскольку Адам не выполнил возложенной на него задачи, то новый Адам, Господь наш Иисус Христос посылается Богом Отцом в мiр для его спасения. Поэтому новый Адам изображён не имеющим Своей воли, но распятым на Кресте.

«Крест — хранитель всея вселенныя; Крест — красота Церкви; Крест — царей держава; Крест — верных утверждение; Крест — ангелов слава и демонов язва». Именно он, восьмиконечный православный Крест, связывая Дни творения воедино, становится стержнем 8-ми клейм иконы, а смысловым её средником является изображение Распятого Господа.

Распятие как собирание — частая мысль церковных песнопений. Так, во втором светильне (первый цитировался выше) праздника Воздви́жения Животворящего Креста Господня говорится: «Крест воздвизается днесь, и мiр освящается; Иже бо со Отцем седяй и Духом Святым, на сем руце распростре́, мiр весь привлече к Твоему, Христе, познанию; иже убо на Тя надеющиеся Божественныя сподоби славы». И распятие как разделение. «Своим Крестом Ты разделил людей на тех, кто слева, и на тех, кто справа» (иеромонах Роман (Матюшин-Правдин)). http://vetrovo.ru/songs/gora-golgofa/

Привлекая к Себе распростёртыми руками всех тех, кто хочет быть привлечённым, Господь возводит широту созданного Им мiра на высоту 8-го Дня творения — всеобщего воскресения. «Так встречаются в единой тайне день первый и день восьмой, совпадающие в дне воскресном. Ибо это одновременно и первый и восьмой день недели, день вхождения в вечность» (с. 232, 2).

Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
10 января 2021

[1] Цитируются: 1. Архим. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исаия (Белов). Догматическое богословие. Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2000.
2. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.

Заметки на полях

  • Казань

    Спаси, Господи, отец Георгий!
    С Рождеством Христовым!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок