col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Месяцеслов. Сентябрь

В последний сентябрьский день в эфире «Православного радио Санкт-Петербурга» прозвучала новая передача из цикла «Месяцеслов», посвящённого поэзии иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина). Речь в ней шла о месяце вресене — сентябре и его двунадесятых Праздниках: Рождестве Пресвятой Богородицы и Воздвижении Честного и Животворящего Креста Господня. Как всегда, в передаче прозвучали песнопения иеромонаха Романа в исполнении автора и его стихи в исполнении актрисы Галины Васильевны Мамчистовой и заслуженного артиста России Сергея Борисовича Надпорожского.


Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Мы продолжаем разговор о стихотворении иеромонаха Романа «Месяцеслов», каждое четверостишие которого рассказывает об одном месяце года, его церковных Праздниках и происходящих в это время переменах в природе. Вот как это стихотворение звучит полностью:

МЕСЯЦЕСЛОВ

А про́синец известен как январь.
Горят снега под солнцем — загляденье.
Начало года. Месяц-господарь
Сияет облачением Крещенья.

Февраль лютует, вьюгами жесток,
Но иногда и мо́креть напускает,
Подводит зиму к лету на денёк
И Симеону Господа вручает.

Берёзозол. Целебная вода.
Теперь из луж попьёт любая птица.
Март — покаянник, под постом всегда,
И потому сосульками слезится.

Апрель обманет, подведёт под май,
Травы не видно, лишь землица преет.
Гол как сокол, но ты не осуждай:
Ведь Пасха часто светится в апреле.

И тёпел, да не очень, месяц май,
Не приласкает ветер дуновеньем,
Дай ко́ню сена — на́ печь полезай.
И голоден, а правит Вознесенье.

А вот и червень. Закрома пусты,
Конец пролетья, лето наступает.
В июне хороводятся цветы
И Троицу берёзки ублажают.

На поле сенозорник и страдник,
В июле за трудом не видно лета,
И всё же удосужился, приник
К Пречистой Ризе Матери Всепетой.

Серп согревает, воды холодят,
Овсы да льны — повсюду припасенье.
Но жатва жатвой — в августе глядят
Преображенье Спаса и Успенье.

Уже огонь по избам и полям,
Одну рябину вресень оставляет.
Сентябрь дарует мiру Мариам
И Крест Животворящий воздвигает.

На первое зазимье, в листопад,
Жених себе невесту выбирает.
Октябрь доволен, каждой свадьбе рад
И Торжеством Покрова осеняет.

Неясен грудень, сумрачен зело́,
Дни коротки, печалится синица.
Но и ноябрь не пасмурит чело,
Когда ведет во Храм Отроковицу.

Декабрь, иль студень, реки заковал,
Кончает год и зиму начинает.
Хоть новый стиль его обворовал,
Он Рождество по-старому встречает.

Мы с вами уже добрались до четверостишия, посвящённого сентябрю:

Уже огонь по избам и полям,
Одну рябину вресень оставляет.
Сентябрь дарует мiру Мариам
И Крест Животворящий воздвигает.

«Уже огонь по избам и полям» — при этих словах представляется в первую очередь пламя листвы: как поётся в одном песнопении отца Романа, «запожарилась осень вокруг». Но в Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля, в статье, посвящённой слову «сентябрь», находим похожую поговорку: «В сентябре огонь и в поле, и в избе». В избах осенью начинают топить печи, во дворе сжигают сухую траву, листья, бурьян, в полях — солому. Так что эта строчка не просто создаёт яркий образ осени, но и рассказывает о вполне конкретных особенностях крестьянской жизни. Второй строчке этого четверостишия тоже можно найти соответствие в словаре Даля: в той же статье читаем поговорку «В сентябре одна ягода, и то горькая рябина». Что же касается слова «вресень», то это старинное славянское название сентября, которое употреблялось на Руси ещё до её Крещения. Название «вресень» с небольшими расхождениями сохранилось в других славянских языках — украинском, белорусском, польском. Согласно одному предположению, оно произошло от слова «вереск», который цветёт в сентябре, согласно другому — от древнерусского слова «врещи», «изврещи», одно из значений которого — «молотить зерно». Получается, слово «вресень» образно рассказывает о том, что происходит в природе или в трудовой жизни человека в начале осени, тогда как название «сентябрь» восходит к латинскому слову «семь» и просто называет порядковый номер этого месяца в календаре: в Древнем Риме год начинался в марте.

Третья и четвёртая строчки четверостишия посвящены церковным Праздникам сентября: Рождеству Пресвятой Богородицы и Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня: «Сентябрь дарует мiру Мариам и Крест Животворящий воздвигает». Мариам — это имя Божией Матери в церковнославянском Евангелии, которое в русском переводе звучит как Мария. Церковный год начинается в сентябре, и первый двунадесятый Праздник православного календаря — это Рождество Божией Матери, которое предшествовало всем Евангельским событиям. Завершается же церковный год Праздником Её Успения, о котором мы тоже узнаём не из Евангелия, а из Священного Предания. Так эти Праздники являются как будто предисловием и послесловием ко всем остальным.

Многие стихи и песнопения иеромонаха Романа посвящены Божией Матери. Но мне бы хотелось поделиться с вами стихотворением, которое напрямую не связано с Богородицей и Праздником Её Рождества, хотя и было написано в этот день, в 2006 году. Оно о полноте бытия, которая не связана с временами года и существует как бы вне времени. Человек, переживающий её, радуется любому времени года, любой погоде и благодарит Бога за любые дары.

* * *

У входа в лес всегда стучу:
Никто не входит в дом без стука.
Молитву краткую шепчу —
И вот уже в гостях у друга.

Как хорошо во мхи нырнуть,
От всех на свете затеряться,
Целить лесным покоем грудь,
Боровиками любоваться!

И чувствовать себя своим
Среди зверей, среди пернатых,
И помогать порою им,
Без преступленья виноватым.

Грибов сейчас полным-полно,
Поделим с белкой дарово́е.
Какое благо нам дано —
Ответствовать за всё живое!

Всё чу́дно без людских причуд,
И жду во мхах, как в океане,
Когда сосновую свечу
Закат затеплит на поляне.

Раньше, читая это стихотворение, я думала, что постучать у входа в лес — то же, что помолиться, осенить себя крестным знамением, но оказалось, что отец Роман, идя в лес, действительно стучит палкой по стволу дерева, чтобы предупредить о своем появлении его обитателей. Вспоминается монастырская традиция: прежде чем войти к кому-то в келью, нужно постучать и сотворить молитву, и только услышав слово «Аминь», можно входить. Читая это стихотворение, мы опять замечаем, как описания конкретных действий в поэзии отца Романа обретают дополнительное значение и превращаются в поэтические образы.

Ещё один двунадесятый Праздник сентября — это Крестовоздвижение. И, хотя в этот день воспоминается обретение Креста Господня, произошедшее в IV веке, по своему духовному содержанию этот Праздник связан с Крестопоклонной неделей и Страстной седмицей. В начале церковного года он стоит как символ грядущих страданий Христа и Его Воскресения. Точно так же Крест появляется в начале нашей христианской жизни и остаётся с нами во вся её дни. Всем известно выражение «Нести свой Крест», но, наверное, не все задумываются о том, куда мы этот Крест несём – а ведь нести его можно только на Голгофу. Крест остаётся с христианином даже после смерти и венчает место его последнего упокоения: ведь без Креста не бывает и Воскресения.

Осень можно назвать вечером года, когда всё в природе замирает в предчувствии зимы, напоминающей смерть, вслед за которой следует весна — Воскресение. Этот вечер года — как призыв каждому из нас, напоминание о неумолимости времени, но и надежда на то, что его потоки принесут нас в Вечность. В преддверии осени 2019 года отец Роман написал стихотворение, в котором он возвращается к теме странничества, свойственной его раннему творчеству.

БОЖИЕ

Достроен дом, вода из крана,
Покоем дышит скит.
Но отчего незримой раной
Душа кровоточит?

И полки из сосновых досок,
И книг церковных ряд.
Но почему сума да посох
Притягивают взгляд?

Едва-едва заря забрезжит,
Клин тянется на юг…
Как вольных птиц, ничто не держит
Меня в земном раю.

Давно уже хочу покинуть
Обитель, где живу:
Сын Человеческий не имать,
Где приклонить главу.

Слова Евангельские ранят
И обжигают грудь.
Благослови, Превечный Странник,
Пойти в последний путь…

Творчество иеромонаха Романа всегда напоминает о Вечном, не даёт забыться, расслабиться, оземленеть. Примем с благодарностью это напоминание и приложим усилия к тому, чтобы оно не оказалось напрасным!

Текст Ольги Надпорожской
В оформлении заставки использован фрагмент иллюстрации Наталии Назаровой из книги иеромонаха Романа «Святорусье»
Сайт «Ветрово»
30 сентября 2019

Все радиопередачи из цикла «Месяцеслов»:

Месяцеслов. Январь
Месяцеслов. Февраль
Месяцеслов. Март
Месяцеслов. Апрель
Месяцеслов. Май
Месяцеслов. Июнь
Месяцеслов. Июль
Месяцеслов. Август
Месяцеслов. Сентябрь
Месяцеслов. Октябрь
Месяцеслов. Ноябрь
Месяцеслов. Декабрь

Заметки на полях

  • Нравятся все передачи из цикла «Месяцеслов», в том числе и сентябрьская. Спасибо!

  • Спасибо всем участникам передачи. Как всегда, прослушала на одном дыхании.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок