col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Кирилл Аверьянов-Минский. Не «братские народы», а триединый русский народ

В последнее время знакомые и коллеги часто спрашивают меня: «Станут ли русские и украинцы снова братскими народами?» Такая постановка вопроса вызывает у меня грусть. Видимо, украинский кризис ничему не научил большинство российских и белорусских граждан, раз они по-прежнему считают, что в отношении восточных славян применима концепция «братских народов».

Заявлять, что русские, украинцы и белорусы — братские народы, примерно так же остроумно, как объявить братскими народами русских, уральцев и сибиряков. То есть, по сути, речь идёт об искусственном выделении из русского монолита отдельных региональных компонентов и возвышении их до наций.

Предположим, что большевики не остановились на расчленении русского народа на три части и пошли дальше — создали на русской этнической территории Уральскую и Сибирскую ССР. Какие герои были бы у новоявленных уральцев и сибиряков? Очевидно, те, которые отстаивали мифическую самостийность Урала и Сибири по отношению к Москве. Наверняка героем уральского пантеона стал бы Иван Зарубин — яицкий казак, участвовавший в антиправительственных бунтах XVIII века, а провинциальных интеллигентов, организовавших в XIX столетии «Общество независимости Сибири», канонизировали бы как «будителей» сибирской нации. И Зарубин, и сибирские сепаратисты были наказаны «московской властью», и это, конечно, послужило бы отличным основанием для спекуляций об извечных притеснениях свободолюбивых уральцев и сибиряков «злыми москалями». Даже если б уральцы и сибиряки были объявлены братскими для русских народами, сама концепция уральской и сибирской самостийности не утратила бы своей антирусской сути и рано или поздно проявилась бы русофобскими эксцессами.

Реальные украинский и белорусский самостийные проекты устроены именно так, как гипотетические уральский и сибирский. Великорусы изначально воспринимались свидомыми и свядомыми деятелями как важнейший Другой, на противопоставлении которому следует строить историческое самосознание. Поэтому главным героем украинского национального пантеона был выбран предатель Мазепа, а белорусского — польский мятежник Винцент Калиновский.

На постсоветской Украине, как мы знаем, вслед за Мазепой в ранг национальной гордости возвели Петлюру и Бандеру, и весь этот паноптикум через систему образования и СМИ был внедрён в сознание граждан Незалежной. Результат также известен — «никогда мы не будем братьями». Белоруссия идёт по тому же пути, только чуть медленнее. Однако уже сейчас в РБ совершаются акты государственного вандализма (история с памятником А.С. Пушкину в Могилёве) и идут судебные процессы над пророссийскими журналистами (дело Павловца, Алимкина и Шиптенко), а это значит, что до «украинского сценария» в Синеокой недалеко.

Русофобия в сегодняшних Украине и Белоруссии вполне объяснима и даже естественна. Самостийные украинцы и белАрусы были выращены в советском инкубаторе наций. Именно в период существования СССР называть малорусов и белорусов русскими стало считаться предосудительным и оскорбляющим их национальные чувства. К 1991 году УССР и БССР более-менее окрепли как псевдонациональные сущности, а потому объявили о своей государственной самостоятельности. Действительно, если жители Киева и Минска — нерусские, то почему они должны жить в государстве со столицей в Москве? В постсоветский период для утверждения собственной национально-государственной субъектности власти Украины и Белоруссии принялись выстраивать на западнорусской территории две небольшие «Анти-России». То, что в экс-БССР это пока не получилось в полной мере, связано лишь с худшей проработанностью белорусского националистического проекта. Однако работа в этом направлении ведётся, и нет сомнений, что через какое-то время Белоруссия будет обсуждаться на российском ТВ в том же контексте, в каком сегодня обсуждается Украина: «Жили же дружно, и тут на тебе — кто не скачет, тот москаль».

Для того чтобы попытаться этого не допустить, необходимо вести целенаправленную работу по внедрению в белорусское общественное сознание концепции триединого русского народа, которая господствовала в Белоруссии и во всей остальной России до Октябрьской революции. Суть данной концепции выразил белорусский историк XIX века М.О. Коялович: «Если отправиться в западную Россию из русского средоточия, то придётся неизбежно и самым наглядным образом убедиться, что западная Россия, несомненно, русская страна, и связана с восточной Россией неразрывными узами, именно придётся чаще всего самым нечувствительным образом переходить от великорусов к белорусам или малороссам; часто даже нелегко будет заметить, что уже кончилось великорусское население и началось белорусское или малорусское, но во всяком случае придётся признать, что всё это — один русский народ, от дальнего востока внутри России до отдалённого запада в пределах Польши и Австрии».

Белорусскую формулу русскости прекрасно сформулировал известный философ Н.О. Лосский в очерке «Украинский и белорусский сепаратизм» (1958 г.): «Сознание того, что белорус есть русский, мне хорошо знакомо, потому что я сам белорус, родившийся в Двинском уезде Витебской губернии, в местечке Креславка на берегу Западной Двины. Учась в Витебской гимназии, я, в возрасте двенадцати лет, читал только что появившуюся книгу „Витебская старина“ (1883 г.). Из нее я узнал о нескольких веках борьбы белорусов за свою русскость и православие. С тех пор мне стало ясно, что называние себя белорусом имеет географическое значение, а этнографически для белоруса естественно сознавать себя русским, гражданином России».

При таком подходе российско-белорусская интеграция в формате Союзного государства приобретёт осмысленность и будет восприниматься как естественный процесс объединения большого русского народа в единое государственное образование. И в Российской Федерации, и в Республике Белоруссия на это есть существенный запрос. Благодатная почва для идеи общерусского единства имеется также на территории Донецкой и Луганской народных республик, которые, несомненно, должны присоединиться к интеграционным процессам на пространстве исторической России.

Если же к постсоветским гражданам так и не придёт понимание того, что по отношению к великороссам жители Белоруссии и Донбасса никакие не «братские народы», а тот же самый народ, то Россия потеряет эти территории точно так же, как потеряла (к сожалению, видимо, уже навсегда) «братские» Киев, Полтаву и Чернигов.

Кирилл Аверьянов-Минский
Eadaily.com

* * *

Дорогие мои! Что же мы натворили, наделали?
Опорочила всё, растерзала Отечество гнусь!
Триединая Русь! Русь Великая, Малая, Белая,
Кто тебя разделил, неделимая Русь?

Отстрадали отцы, отошли во обители лучшие.
Нам бы веру и мужество их в искупительный час!
А братаясь вовсю с палачами безвинно замученных,
Попираем отцов-матерей, убиенных за нас.

Триединая Русь! Ты земное подобие Троицы.
И прискорбна душа за напо́енный ложью народ.
Возрождайся, ликуй перезвоном воссозданной звонницы,
Триединая Русь, православный оплот.

иеромонах Роман
14 мая 1997
Полоцк

2017_05_27_averjanov_b

Заметки на полях

  • «Триединая Русь! Ты земное подобие Троицы.
    …Триединая Русь,православный оплот» …
    Господи,вразуми нас,помилуй и спаси Триединую Русь православную!..

  • «Триединая Русь! Ты земное подобие Троицы.
    …Триединая Русь,православный оплот» — ИСТИННАЯ ПРАВДА. Мой муж родился в Белоруссии, оба зятя родом с Украины. Жили мы себе спокойно и знать не знали, что являемся представителями «братских народов» Очень печально всё происходящее. По отношению родственников становится заметно, что украинский сценарий готовится в Белоруссии. Да не будет.

  • «Триединая Русь! Русь Великая, Малая, Белая,
    …Триединая Русь, православный оплот!»
    Господи, вразуми нас, помилуй и спаси Триединую Русь православную!..

  • Отец Роман, Ольга Сергеевна, доброго дня! У меня вопрос, какие события присходили весной 1997 года, что отец Роман написал стихотворение «Дорогие мои!Что же мы натворили, наделали?»

  • «Понять смысл жизни и найти в ней какой-то смысл для себя в спасении своей души во временной жизни земного пребывания. … С Богом быть не получится, не имея любви и смирения — спокойного принятия жизни (в разрыве с правдой Божьей) такой, какая она есть, невозможно». … И необходимо непременно «держаться того, что нас объединяет. Убрал бы названия рускiй, украинец, белорус, оставил бы то, что нас объединяет — русичи! Печально, что хотят забыть общую Святую купель… » (общий настрой духовного предвидения).

  • А в Российской империи использовался в разговорах и в печати географический термин Малороссия и термин малоросс (малорусский, малороссийский). Современного государства Украина не существовало. Все помнят печальные события 2014 года на Украине, приведшие к вооруженному конфликту в Донбассе (Донецке, Луганске).

  • «Если же к постсоветским гражданам так и не придёт понимание того, что по отношению к великороссам жители Белоруссии и Донбасса никакие не «братские народы», а тот же самый народ, то Россия потеряет эти территории точно так же, как потеряла (к сожалению, видимо, уже навсегда; однако надемся на Предвидение Божие. — свящ.-анахорет) «братские» Киев, Полтаву и Чернигов» (Кирилл Аверьянов-Минский).

  • «Россия — мирная сама по себе страна (не нападает), а вынуждена реагировать на постоянное приближение НАТО к границам страны. «Красной линией» названы создание угроз, которые будут находиться на территории Украины. Владимир Путин сказал, что для людей, «проживающих в пока еще не признанных республиках ДНР и ЛНР, создаются постоянные угрозы», а Россия также испытывает угрозу от неоправданных военных учений на близких к ней территорий. «Если на территории Украины будут размещены ударные комплексы, подлетное время до Москвы составит 7–10 минут, а в случае размещения гиперзвукового оружия — 5 минут»,— заявил президент.

  • К НЕ НАШИМ.
    ————————-
    «О, вы, которые хотите
    Преобразить, испортить нас
    И обнемечить Русь! – Внемлите
    Простосердечный мой возглас!
    Кто б ни был ты, одноплеменник
    И брат мой: жалкий ли старик,
    Ее торжественный изменник,
    Ее надменный клеветник;
    Иль ты, сладкоречивый книжник,
    Оракул юношей-невежд,
    Ты, легкомысленный сподвижник
    Беспутных мыслей и надежд;
    И ты, невинный и любезный
    Поклонник темных книг и слов,
    Восприниматель достослезный
    Чужих суждений и грехов.
    Вы, люд заносчивый и дерзкий,
    Вы, опрометчивый оплот
    Ученья школы богомерзкой
    Все вы – не русский вы народ.
    Не любо вам святое дело
    И слава нашей старины,
    В вас не живет, в вас помертвело
    Родное чувство. Вы полны
    Не той высокой и прекрасной
    Любовью к родине, не тот
    Огонь чистейший, пламень ясный
    Вас поднимает; в вас живет
    Любовь не к истине, не к благу!
    Народный глас – он Божий глас,
    Не он рождает в вас отвагу,
    Он чужд, он странен, дик для вас
    Вам наши лучшие преданья
    Смешно, бессмысленно звучат,
    Могучих прадедов деянья
    Вам ничего не говорят:
    Их презирает гордость ваша,
    Святыня древнего Кремля,
    Надежда, сила, крепость наша –
    Ничто вам! Русская земля
    От вас не примет просвещенья,
    Вы страшны ей: вы влюблены
    В свои предательские мненья
    И святотатственные сны!
    Хулой и лестию своею
    Не вам ее преобразить,
    Вы, не умеющие с нею
    Ни жить, ни петь, ни говорить!
    Умолкнет ваша злость пустая,
    Замрет неверный ваш язык,
    Крепка, надежна Русь святая
    И Русский Бог еще велик!» (Н.М. Языков).

  • «И недавнее исследование, 40% украинцев согласилось с утверждением Владимира Путина о том, что они с русским – один народ. И это при всех нюансах, пожалуй, самый убедительный ответ тем, кто считает Малую Русь (своей Родиной)».

  • Знаем и это, что сама «смерть все расставляет по своим местам. Причем не только смерть человека, но и смерть целого народа и целой страны». … Украина-оукраина. Бедный народ… беднеющее население… горестно… тревожно… деградация и болезни на виду у всех. Отторгли от себя постоянный нейтралитет, безъядерный, внеблоковый и демилитаризированный статус Украины. Нет решения по вопросам денацификации, признания новых геополитических реалий, статуса русского языка. И именно русские, как во времена Третьего Рейха, стали на Украине гражданами второго сорта, не отнесенными даже к числу «коренных народов». А человеческие жизни – особенно, русских – не важны абсолютно. К несчастью для наших европейских партнёров, они успели забыть уроки Второй мировой войны.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок