col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Архимандрит Андрей (Конанос). Давайте возьмем приступом Рай!

Все земные и небесные сокровища

Что озна­ча­ют эти сло­ва – «Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, по­ми­луй мя»?

Во-пер­вых, мы, про­из­но­ся эту мо­лит­ву, про­слав­ля­ем Хри­ста – на­зы­ва­ем Его Гос­по­дом. Мож­но здесь еще до­ба­вить, на­при­мер, Бо­же (Гос­по­ди Бо­же), или Все­дер­жи­те­лю (Гос­по­ди Все­дер­жи­те­лю), или Все­силь­ный, Пре­муд­рый, Пре­б­ла­гий – в об­щем, мно­же­ство дру­гих пре­крас­ных слов, ка­кие толь­ко при­дут на ум.

В мо­мент про­из­не­се­ния этой мо­лит­вы ты по­кло­ня­ешь­ся Бо­гу, при­зна­ешь Его су­ще­ство­ва­ние; при­зна­ешь, что ты не один в этом ми­ре; что есть еще Кто-то ря­дом, во­круг и в те­бе – Кто об­ни­ма­ет всю Все­лен­ную и со­здал все. Кто – Гос­подь.

Но тут же, за словом Господи, в молитве появляется личное, человеческое имя – Иисус. Господи Иисусе Христе… И если словом Господи мы подчеркиваем трансцендентность Бога, Его недосягаемость, вечность и бесконечность, то произнося Иисусе Христе, тем самым говорим и о человеческой Его природе. То есть этими словами признаются две природы Христа – божественная и человеческая. Говоря так, мы признаем, что Иисус – Господь, что Христос – Бог, недосягаемый Бог, тайну Которого не в силах разуметь даже ангелы. И в то же самое время этот Бог настолько доступен и осязаем, что можно до Него дотронуться, увидеть Его, изобразить, говорить с Ним и слушать Его в Лице Иисуса Христа, Который – Бог.

Разве это не удивительно?

И если кто-нибудь будет спрашивать вас о Боге, знаете, что нужно сделать? Взять икону Христа и показать со словами: «Это – Бог» Как – Бог? У Бога ведь не может быть очертаний, лица, не может быть цвета… Нет, это – Бог. И вот Его рот, вот глаза, волосы. Это – Бог. Господь – Иисус, Иисус – Господь.

И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его (Ин 1:14). Бог сошел на землю, и теперь Он доступен – мы смотрим на Господа, нашего Христа, и через молитву понимаем, что божественная и человеческая природы соединены в Его личности. На земле есть места, где бывал Господь – жил, ходил, был распят и воскрес. И в обращение к Нему вмещается вся история Христа, вся Его жизнь, все, что можно о Нем сказать; все, что скрывает в себе слово Христос, – все земные и небесные сокровища. Мы прославляем Бога, называем Его Господом. Господи, – говорим мы, – люди похулили Тебя, ударили, заплевали и распяли. Но я, две тысячи лет спустя, иду к Тебе и призываю Тебя днем и ночью, называя Господом Иисусом Христом – Тебя, Которого при земной жизни называли одержимым и заблудшим, изгоняющим бесов силой Веельзевула. А я, называя Тебя Господом, признаю, что Ты – Бог, мой Бог. Как слепой когда-то звал Тебя со словами: «Господи, помилуй меня, дай мне прозреть!» Так и я признаю, что не я, а Ты – Бог.

Захочет ли Бог уделить мне внимание?

Старица Гавриила говорила, что Иисусова молитва – это звонкая пощечина нашему эгоизму, нашему «я». Чтобы сказать Христу Господи, нужно смириться, понять, что не ты господь, т.е. господин в этом мире, а Он, Он – все. Потому что слово Господь именно это и подразумевает – все. И здесь нужно смирение, чтобы признать, кто – ты, а Кто – Он. Признать, что ты – ничто. Ведь еще совсем недавно тебя просто не было – забыл, дружок? Не было ни тебя, ни меня, ни всех тех, кто сейчас рядом с нами – наших детей, супругов, родных… Нас всех просто не было, мы тогда еще не родились. А Он – был. Кто? Господь Иисус Христос. А мы родились тогда, когда Он этого захотел, в определенном отрезке времени. Он существовал всегда, и существует, и будет существовать. Он – Присносущный, Вечно существующий, Он – Христос, и этой молитвой мы признаем Его, поклоняемся Ему, служим и принимаем, что мы – ничто перед Ним, нашим Господом. Мы ничтожно малы. И то, как мы упоминаем себя в этой молитве – помилуй мя, – лишний раз говорит о малости нашего я. В этом мя – я, и ты, и все мы. Наши имена звучат вместе с именем Христа, но мы так малы в сравнении с Ним! Между нами – пропасть. Бог – одно, а человек – другое. Бог – это то, что невозможно постичь. Как говорится в Анафоре на Божественной литургии: «Ты бо еси Бог неизреченен, неведом, невидим, непостижим, присно Сый, такожде Сый (то есть Существующий вечно и всегда Один и Тот же. – Прим. перевод.

А я кто? Земля, глина, грязь.

Встань на весы. Сколько бы килограмм ты ни весил – 80, 90, – это все килограммы грязи. 80 килограмм грязи. Ты – грязь, и я. А Он – Тот, Кто одевается светом яко ризою.

И вот ты, комок грязи, обращаешься ко Христу, Который – Все, и хочешь протянуть мост над бездной, Отделяющей тебя от Него. А знаешь, как это делается? С помощью удивительного, чудотворного, сильного и спасительного слова помилуй. Помилуй мя! Именно милость Божия преодолевает это расстояние между творением и Нетварным.

Ведь наш Бог – нетварен, Он – Создатель всего, а мы – ограниченные существа, замешанные на тлене и смерти. Но мы приходим ко Христу, и молимся, говоря: «Господи Иисусе Христе! Ты – Бог, Всемогущий и непостижимый, а я – тот, кого Ты привел сюда, в этот мир, из небытия в бытие. Ты подарил мне жизнь. Я – немощный, маленький человек, со своими проблемами и тревогами. Кто – я, и Кто – Ты? Ты слышишь меня? Понимаешь меня? Я посылаю Тебе сигнал SOS – Ты слышишь меня?»

Один человек так мне и сказал: «Я молюсь Богу, но разве Он захочет уделить мне внимание?» Действительно, неужели Бог слушает людей? Он, Бог, – неужели Он слушает нас, неужели Ему есть до нас дело? Есть. И знаешь, почему? Потому что Он обладает тем, что мы просим в нашей молитве – «Помилуй мя!» Он милостив. Господь – это Великая Милость. И именно Его милость связывает нас с Ним, она и есть тот мостик, что соединяет тварного человека с нетварным Богом. И это происходит благодаря замечательной молитве, когда ты, маленький человек, оказываешься рядом с Богом с помощью всего нескольких слов. Ты говоришь: «Помилуй мя!» – и Господь приходит, и милует. Это ли не прекрасно?

Молитва – это история любви

Но, конечно, чтобы произнести эти слова, нужна любовь. Молитва – это история любви, которую слагает христианин-поэт, христианин-художник. Как говорил старец Порфирий, чтобы изобразить Бога в своем сердце, нужно быть художником. Любить Бога всем сердцем можно тогда, когда оно смягчилось, и ты славословишь, поклоняешься и признаешь, что Христос – Господь и Бог наш. Любовь необходима.

Эта молитва нужна вот еще для чего. Она подсказывает, о чем нужно думать в первую очередь.

Вот если я спрошу вас – не в данный момент, разумеется, а в другое время, – что сейчас для вас самое главное? Мать ответит: «Мой ребенок». Отец семейства скажет: «Жена, дети, деньги». Школьник ответит: «Домашнее задание, экзамены». Юноша скажет в ответ: «Девушка, которая мне нравится. Водительские права…». Видите? Многое в нашей жизни мы считаем главным. Деньги, здоровье, модная одежда… Если заглянуть в мои, твои, наши мысли, то окажется, что главными для нас будут совершенно разные вещи.

А Иисусова молитва говорит нам, что самым главным для нас – первостепенной темой для размышлений, первостепенным объектом любви и привязанности, первостепенным вообще – должен быть Христос.

Иными словами, молитва Иисусова дает нам понять, что самое главное для нас – основная тема для размышлений, основной вопрос – это Иисус Христос. А не деньги или, скажем, здоровье.

К сожалению, часто мы думаем ровно наоборот. Да-да. Ведь каждый день мы молимся именно о здоровье! «Господи, здоровье для меня – это все! Главное – не заболеть, главное – выздороветь!» То есть главное для нас – не Христос, а что-то другое.

А молитва Иисусова говорит нам: «Нет! Христос – это все».

Любая проблема когда-нибудь исчезнет. Все проблемы приходят и уходят, это так относительно, и то, что тяготит тебя сейчас, тоже уйдет. А Иисус Христос будет всегда. И знаете, что делает Иисусова молитва? Она дает нам верный ориентир, указывая путь туда, где истинное Начало всех начал, где Солнце, утренняя звезда, где – Источник жизни. Понимаете?

Если это понять – что главным в нашей жизни является Христос, а не ты, не я, не деньги, не все то, что сейчас так занимает наш ум, – знаете, что произойдет? Мы успокоимся. Успокоимся и выздоровеем. Потому что знаете, откуда у нас все проблемы? Болезни, тревоги, стресс – знаете, откуда все это? От того, как мы любим. У нас больная, зависимая любовь.

Идеальная терапия для души

Мы возводим относительное в абсолют, прилепляемся, страстно желаем и зависим от того, что любим. Не в этом ли все дело? Помнишь, ты сам рассказывал мне, что когда от тебя ушла девушка, ты разболелся и чуть с ума не сошел…

Почему так происходит? Потому что вопрос жизни и смерти для нас – все, что угодно, но не Христос. Отсюда и болезни.

А Иисусова молитва – это своего рода идеальная терапия для души, душевное лечение. Она дарит ощущение баланса, делает психику сбалансированной; поворачивает человека в нужную сторону, ставит в правильную позицию по отношению и к самому себе, и к ближнему, и к Богу. «Все должно быть на своем месте, – говорит эта молитва. – Не нужно ни к чему прилепляться».

Когда ты умрешь – а кстати, сколько бы ты хотел прожить? Сто лет? Да хоть больше ста – все равно, когда и ты, и я покинем этот мир, первое, что мы увидим, будет не компьютер; не наше тело, которое мы до такой степени любим, что практически обожествляем; не лицо, за которым так тщательно ухаживаем; не волосы, которые старательно красим и питаем; не автомобиль или еще что-то. Первым, Кого мы увидим, будет Иисус Христос.

И если Этого Господа Иисуса Христа, в Котором Все, ты уже сегодня, будучи в Церкви, сможешь коснуться и заключить в объятия благодаря смирению и озарению от Бога, – разве может быть на земле кто-то умнее тебя? Если уже сейчас броситься к Нему навстречу, обнять Его, сделать «своим», обладать Им, то на земле не будет человека умнее и прекраснее тебя.

И все сразу окажется на своем месте, если Христос станет для тебя Господом – самым важным вопросом, самой насущной проблемой. Ничто другое уже не будет тебя волновать, и ты не заболеешь от горя – даже если умрет близкий человек. Да, ты будешь горевать, оплакивать его – ведь ты человек, наделенный чувствами, – но при этом скажешь: «Он умер, потому что не он – Господь. Господь – Иисус Христос, и Он – жив».

«Я есть воскресение и жизнь», – говорит Господь.

Понимаешь, что происходит? Все, что ты любишь, чему служишь здесь, на земле, уходит: люди предают, болеют, стареют, умирают; вещи портятся, истлевают, ломаются, начинают дурно пахнуть, их приходится выбрасывать. А мы всему этому служим, позволяем господствовать над собой в этой жизни.

Мы вообще живем в эпоху идолопоклонства – так много у нас начальников и «господ».

То, чего нет на земле

Как-то я ехал в автобусе, смотрел в окно (есть у меня любопытство, к сожалению) и увидел на стене надпись: «Ни Бога, ни начальников!» Это написали какие-то анархисты, которые вообще против кого-либо выше себя.

Но это только на словах так. Вообще, если бы мы не обожествляли, к примеру, хотя бы свой эгоизм – было бы чудесно. Но у нас тысячи богов, тысячи господ. Когда человек не любит Христа, когда Он для него – не Господь, господом непременно будет еще что-то, так уж мы устроены. Человеку просто необходимо к чему-то прилепляться, чему-то отдаваться. Да, мы не можем стать богами, думать о таком было бы высокомерием, бахвальством, бесовщиной. Но чему-то мы непременно отдаем свое сердце, это абсолютно точно. Нами обязательно что-то владеет. Не Бог – так собственное я, тело, идеи, мнения, спортивная команда, политическая партия и т.д. Что-то будет для нас богом в любом случае. И поскольку в какой-то момент все равно наступит разочарование, то мы впадем в уныние и будем переживать, горько плакать. Не надейся на звезды – они закреплены слабо; не давай ничему и никому властвовать над собою, кроме Меня, Иисуса Христа! Вот о чем говорит Иисусова молитва.

Именно Господь наш Иисус Христос является главным вопросом в нашей жизни, основной Личностью. Больше ничего. Ни радиопередача, к которой я готовлюсь; ни то, что ты сейчас думаешь; ни наши действия и поступки в будущем – ничто из этого не является главным. Только Иисус Христос. Он – Все.

Старец Порфирий постоянно так и говорил: «Христос есть Все!»

Я помню, дорогой, ты как-то сказал мне: «Компьютер для меня – все!» Понятно. Но после этого ты сам рассказал, что твой компьютер сломался. Значит, он не может быть всем. «Я починю его!» – сказал ты тогда. Починишь, а он потом снова сломается. А если и не сломается, придет день, когда «сломаешься» ты, потому что и ты – тлен, и ты однажды покинешь этот мир и не сможешь взять с собой компьютер.

Помню, один мальчик сказал мне:

– Отче, я бы хотел никогда не спать!

– Почему? – спросил я.

– Ну, чтобы вместо сна играть в компьютерные игры! Так обидно останавливаться, чтобы лечь спать!

Этот ребенок уже сделал компьютер своим богом и господином. Но разочарование наступит непременно. Разочаруют игры, разочаруют люди – я ни в коем случае не желаю тебе этого, но так будет. Все мы смертны, а тлен дает тление. Люди не могут подарить друг другу что-то бесконечное, вечное – потому что здесь, на земле, такого просто нет.

Готовы ли мы захватить Рай?

А молитва Иисусова расставляет все по своим местам. И ты успокаиваешься, обретаешь гармонию, равновесие, свое место в этом мире. Уходит ощущение раздвоенности. Как это прекрасно – когда звучит Иисусова молитва и желанный Господь становится твоим! Захват Рая – вот что это такое. Сейчас все берется приступом – хорошие школы, университеты, – давайте и мы возьмем приступом рай! Вопрос только – готовы ли мы это делать? И найдем ли себе там место? Скажу так: будешь повторять молитву Иисусову – найдешь. Повторять постоянно, постоянно – можешь? Можешь. Только не хочешь. Могу, но не хочу. По разным причинам.

Разве возможно, чтобы Господь наш Иисус Христос не помиловал того, кто при жизни призывал Его – постоянно, последовательно, смиренно, терпеливо, упорно, с любовью и от всего сердца, без расхождения слов с делом? Ведь в этой молитве мы просим о милости, о даровании рая. Неужели Он не даст рай, если всю жизнь просить Его об этом?

Если уж Бог помогает людям, которые Его даже не призывают, не знают, не любят, – а Он приходит и помогает им, потому что Он любовь, – то неужели Он не поможет тебе, всю жизнь взывающему к Нему словами «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»?

Однажды, когда я стоял на перекрестке, ко мне подошел нищий и попросил денег. Мелочи у меня не было, было пятьдесят центов и евро. Обычно я даю пол-евро, но в этом нищем было что-то такое, что заставило мое сердце смягчиться, и я подумал: «Сколько страдания и мольбы в этих глазах!» То, как этот человек просил милостыню, буквально заставило меня дать ему больше денег. И тогда я подумал: «Наверное, именно такими мы должны быть перед Богом – не просто просить о чем-то, а умолять от всего сердца. Тогда Он даст». Просьба должна идти из глубины души, с болью, любовью, жаждой и слезами. И тогда во время молитвы в нас проснется и расцветет та благодать, которую мы приняли еще при таинстве Крещения, когда в нас вошел Христос. Помните, крещаемых одевают в «светлые ризы»? Эта белая одежда символизирует чистоту и святость Божественной благодати, символизирует Самого Христа, потому что «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (вы, крестившиеся во Христа, облачились во Христа)».

Мы крестились во имя Христа и оделись в Него словно в другую одежду, завернулись словно в покрывало. Где Христос? В нас. Как же так? Мы Его не видим! Не видим, не чувствуем, и потому на душе у нас пусто, грустно и одиноко; мы плачем, жалуемся и ропщем, нам постоянно нужны новые развлечения, люди вокруг, чтобы утешиться. А ведь Христос – с нами, Он в нас.

Но мы не зовем Его, не хотим увидеть – нас столько всего другого занимает! А Он смиренно ждет Своей «очереди». Ничего, подожду. Постою в очереди. Может быть, когда-нибудь он позовет и Меня, чтобы Я пришел к нему со Своими дарами. Сейчас он занят модой, телевизором, вкусной едой, интересными покупками… Когда же Меня он позовет, чтобы Я явился ему?..

А молитва Иисусова как раз и просит об этом: «Господи, услышь, приди к нам, яви Свой лик, и тогда мы спасемся! Мы хотим видеть Тебя, Господи, хотим видеть свет в Твоем свете. Неужели Ты не услышишь, если звать Тебя?»

Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевод Елизаветы Терентьевой
Портал «Православие и мир»

Заметки на полях

  • Спаси Господи, отец Роман! Книга архимандрита Андрея (Конаноса) «Не бойся радоваться», перевод Станка Косова, Беседы о православии. Можно привезти много цитат из этой книги. Почему Бог не слышит нашу молитву? » Так как ты молишься как следует, так как выучила урок о болезни в твоей жизни и смирилась, выросла, ум твой стяжал мудрость, ты усвоила небесную мудрость, Божественную мудрость, то сейчас уже нет причин говорить тебе «да будет воля Твоя»: твоя воля уже — и Моя воля и Моя воля — твоя воля.» Спаси Господи!

  • Отец Роман, хочу написать, что не решаюсь читать Иисусову молитву, так как не имею духовного наставника.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок