col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Митрополит Иоанн (Снычёв). О преподобной Марии Египетской

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В 5-ю не­де­лю Ве­ли­ко­го пос­та, воз­люб­лен­ные братья и сест­ры, Свя­тая Цер­ковь со­вер­ша­ет па­мять пре­по­доб­ной Ма­рии. Со­вер­ша­ет па­мять жен­щи­ны, ко­то­рая в на­ча­ле сво­ей жиз­ни до­пус­ка­ла тя­же­лей­шие гре­хо­па­де­ния, а в кон­це до­стиг­ла святости.

Для нас, возлюбленные братья и сестры, весьма полезно проследить те пути, которыми шла Мария Египетская от греха до обращения и преображения. По существу, в ее житии, как в зеркале, отражается наш с вами образ жизни. Вот почему нам полезно заглянуть в это зеркало, увидеть себя, ужаснуться мерзости греховной и в меру сил своих с помощью Божией совершить обращение от греха к праведности.

Итак, преподобная Мария Египетская с тринадцати лет предавалась греху. Причем, к этому греху ее никто не располагал. Она не знала нужды, которая заставляла иных людей вдаваться в похоть плотскую, чтобы иметь возможность содержать самих себя. Она сознательно предавалась сладострастию — как усладе. Мария думала, что только в этом грехе можно обрести счастье и радость жизни. И поэтому она неустанно стремилась удовлетворять свои похоти плотские, ввергая в грех и себя, и других людей. Так продолжалось много лет, пока Божественная благодать не коснулась ее сердца.

Характерно, что до определенного времени грех закрывал ее внутренние очи и Мария не видела своей погибели. Но наступил момент, когда Божественная благодать нашла в сердце падшей женщины небольшой уголок доброй земли. И в этот плодородный уголок Дух Божий и бросил семя, которое произвело свое действие.

Однажды, когда Мария находилась в Иерусалиме, она ради любопытства пожелала вместе с паломниками войти в Иерусалимский храм и поклониться Честному и Животворящему Кресту. Но едва лишь она возымела это желание и направила свои стопы во святилище Божие, как невидимая Божественная рука остановила ее дерзость. Остановила не один раз, а многажды. До тех пор не допускал ее Господь к святыням Своим, пока она не очнулась от своего греховного сна. Как же это произошло? Воззрела Мария на икону Божией Матери, висевшую над вратами церковными,— и внезапно ощутила, как Божественная благодать коснулась ее сердца. Коснулась так глубоко, что произвела в душе женщины внутреннее разделение греха и добра. В один миг, молниеносно преподобная Мария увидела своим внутренним взором самое себя, увидела себя стоящей на краю пропасти, в которую она неминуемо должна была бы упасть, если бы возымела желание сотворить еще какой-либо грех. Пред ее внутренними очами раскрылась вся опасность той жизни, которую она проводила в миру. Восчувствовала Мария всю мразь, всю гадость блудного греха. Но на этом Божественная благодать не оставила ее и дала возможность внутренне, сердцем вкусить жизнь праведную, жизнь в Боге, жизнь в добре. Таким образом Господь разделил внутреннее состояние грешницы и поставил ее перед выбором между злом и добром.

Теперь, возлюбленные братья и сестры, от самой преподобной зависел исход ее обращения. Куда она склонит свою волю? Возвратится ли вновь к сладости страстной или же возжаждет сладости жизни в Боге?

Произошло спасение. Мария, внутренне, душевно ощутив мерзость греха и сладость добродетели, не захотела возвращаться на путь погибели. Божественная благодать, которая совершила в ней изменение, повела ее от Креста в пустыню, чтобы там окончательно истребить в сердце женщины всякий грех, уничтожить всякую склонность к плотоугождению.

Итак, преподобная Мария удалилась в Заиорданскую пустыню и там в течение семнадцати лет трудилась, молилась, постилась, уничижала себя, совершала подвиг покаяния. Она не остановилась, возлюбленные братья и сестры, на том, чтобы просто оставить грех блудодеяния, не успокоилась на этом, но возжелала загладить свои греховные дела постом, молитвою и трудом. Постаралась приложить труды к трудам, чтобы бесповоротно, окончательно устранить себя от греха и привиться сердцем к добродетельной жизни в Боге. Духовное преображение преподобной совершалось посредством Креста Господня. Совершалось посредством того пути, по которому прошел Господь наш Спаситель мира от Гефсиманского сада до Голгофы. Семнадцать лет изо дня в день боролась преподобная Мария со склонностями греховными, которые создали в ее сердце некий недобрый навык. Как нам известно из ее жизнеописания, в течение семнадцати лет враг представлял ее внутреннему взору образы греха и сладость той снеди, которую она некогда вкушала. Вот чем старался враг уклонить ее с правого пути, воспрепятствовать ее борению, преображению ее души. И часто, изнемогая от этой внутренней борьбы, Мария падала на землю, била себя в перси, омочала землю горячими слезами и молилась Пречистой Деве Марии, чтобы Она помогла ей освободиться окончательно от мучащего ее греха.

Семнадцать лет борьбы, возлюбленные братья и сестры! Вот сколько потребовалось труда, чтобы выгнать из сердца всю заразу греха, сам дух греховный. И с Божией помощью она достигла этого очищения. Грех был убит окончательно. Преподобная Мария распяла себя со страстьми и похотьми. И только после этой борьбы никакая страть уже не трогала ее сердца. Она взошла на вторую ступень крестоношения, когда вместо брани, вместо внутреннего раздора появилось в ее душе мирное устроение и тишина. Она воистину перешла от сей жизни к жизни будущего века. И то, о чем она никогда не знала, поскольку никогда не изучала Св. Писания, — все это было ей сообщено таинственно после ее очищения Божественной благодатью. Она познала Бога Слово не по книгам, не по людским преданиям — а так, как познал Его некогда первоверховный апостол Павел, который тоже принял Евангелие не от человека, а от Самого Спасителя. Вот такое благовестие восприняла преподобная Мария после того, как она совершила в своем сердце победу над грехом. Она достигла очищения души в такой мере, что во время молитвы отделялась от земли и подымалась на воздух.

Имея перед глазами пример такого величайшего подвижничества, нам не мешало бы взглянуть на свое бытие, на свою жизнь и во Христе, и во грехе. Конечно, мы призваны к спасению в разное время. Одни призваны еще с младенческих ногтей, другие в более зрелом возрасте, но разве это может послужить оправданием нашей греховности?! Достаточно ли единственно призвания Господня для нашего с вами спасения? Успокаиваться только знанием Божественных истин в деле спасения нельзя. Необходимо, как и Мария Египетская, сочетать свою волю с волей Божией и направлять ее на подвиг покаяния, подвиг борьбы со страстьми и похотьми. Вот что необходимо нам в деле нашего спасения!

К сожалению, слишком часто мы на спасительном пути делаем остановки. Причем, такие остановки, которые грозят нам большой опасностью. Мы шли, шли — и вдруг остановились. Дальше не хотим идти. Не хотим бороться с греховными склонностями, и не очень сокрушаемся об этом. Не стучим в свое сердце, не спешим с горячностью восстать против греха. Нет! Мы как бы свыкаемся с обиходом греховным, свыкаемся с тем, что в нашем сердце есть как порок, так и добродетель — полагая, что грех неизбежен, что вместе с грехом и добродетелью мы все же, Бог даст, войдем в Царство Небесное. Нет, возлюбленные братья и сестры! Помните о том, что сказал апостол Павел: «Ничего нечистое не войдет в Царство Божие»! И еще говорит апостол: «Не обманывайтесь, ни блудники, ни прелюбодеи, ни малакии, ни татие, ни винопийцы Царства Божия не наследуют».

Слышите ли, возлюбленные братья и сестры? У врат Царства Божия приставлены особые привратники, которые будут проверять наш с вами внутренний багаж. Чем он наполнен? Чего больше в нашем сердце: доброго или худого? Потребуется немалое количество добродетелей, чтобы пропустить нас в Царство Небесное, в жизнь будущего века. А мы, если внимательно осмотрим свой багаж, наверняка обнаружим, что добродетелей у нас днем с огнем не найдешь, зато грехов-то, пожалуй, не охватишь в свои объятия. Так как же мы пройдем в Царство Божие, в которое ведут не широкие врата, а очень узкие?

Возлюбленные братья и сестры! Постоянно просматривайте багаж своей души! Подумайте, нет ли в нем грехов, от которых мы можем начать избавляться прямо сейчас, заполняя пустые места необходимыми добродетелями! Для этого требуется пробудиться от спячки греховной, как некогда пробудилась преподобная Мария Египетская. А нас зовет к тому Господь наш Спаситель мира. Так очнемся же от сна, восчувствуем опасность погибели и удалимся в пустыню праведности. И там вооружимся терпением, великодушием, вооружимся любовию, вооружимся молитвою и мерным воздержанием, упованием на волю Божию! Только при таком условии произойдет в нас преображение духовное. Только тогда из нашего сердечного багажа будут выброшены вон и потоплены в пучине все грехи и останутся лишь добрые дела, доброе наше устроение — останется та основа, которая соделает нас достойными Царства Божия.

Итак, призывая в молитвах преподобную Марию Египетскую, да вооружимся мы, возлюбленные братья и сестры, против греха, да внемлем гласу Божественному, да согреем свои холодные души слезами покаяния и вступим на спасительный путь. Дабы, ограждаемые молитвами преподобной Марии Египетской и Пресвятой Богородицы, мы смогли достигнуть вечной блаженной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.

Митрополит Иоанн (Снычёв)
Из книги «Голос вечности» (СПб.: «Царское Дело», 2011)
Сайт «Ветрово»

Заметки на полях

  • Нижний Новгород

    Какая поэтичная проповедь. Читается на одном дыхании.

  • Проповеди митрополита Иоанна всегда и глубоки, и очень живы.
    «К сожалению, слишком часто мы на спасительном пути делаем остановки. Причем, такие остановки, которые грозят нам большой опасностью. Мы шли, шли — и вдруг остановились. Дальше не хотим идти. Не хотим бороться с греховными склонностями, и не очень сокрушаемся об этом. Не стучим в свое сердце, не спешим с горячностью восстать против греха. Нет! Мы как бы свыкаемся с обиходом греховным, свыкаемся с тем, что в нашем сердце есть как порок, так и добродетель — полагая, что грех неизбежен, что вместе с грехом и добродетелью мы все же, Бог даст, войдем в Царство Небесное. Нет, возлюбленные братья и сестры!..»

  • Тотьма

    Очень красиво дополняет проповедь митрополита Иоанна песнопение отца Романа:
    «Душе́ моя, блудница – это ты.
    Да даст тебе Господь любовь блудницы!»

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа