col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Николай Смирнов. О «половинчатых» состояниях

Для религиозного мирского человека всё происходящее в жизни делится на праведное, греховное и нейтральное. Такая градация — это, можно сказать, частный случай известного высказывания святого Кассиана Римлянина: «Все сущее и бывающее в мире трояко есть, а именно, — добро, зло и среднее».

К добру человек сознательно стремится, чтобы быть ближе к Богу. От греха осознанно отстраняется, чтобы не угодить в ад. А вот нейтральное в наше время остаётся, увы, без должной нравственной оценки и контроля.

Нейтральные поступки, как правило, не тяготят совесть, не выносятся на исповедь и не подлежат запрету.

Список нейтрального исчисляется сотнями пунктов — интересных, манящих, связывающих — кино, спорт, театр, выставки, дачи, санатории, пикники, беллетристика, балет, туризм, танцы. И этот список год от года разрастается. В жизни тьма тьмущая «средних» дел, увлечений, состояний, вещей, мыслей, поступков.

Однако в этом для церковного человека кроется ловушка — ибо нейтральное плотно замещает праведное и оставляет мирянина вне благодати.

Человек всю жизнь пребывает в море в общем-то незапрещённых и негреховных дел, увлечений и страстей, которые прочно похищают сердце, внимание и молитву. «Среднего» вокруг нас так много и оно так всеобъемлюще, что его начинают считать самой жизнью.

Почти все миряне пожизненно пребывают в море нейтральных дел. Эти дела достаточно спокойно уступают человека одно другому, нисколько не возмущая совесть. Но вот кто пробовал житейское заместить праведным, молитвенным, Божественным – тот горько чувствовал сильнейшее сопротивление. И начинал понимать, что среднее отнюдь не безобидное, а весьма цепкое, уводящее в сторону и духовно атрофирующее.

Церковному мирянину это нелегко понять, пока он не попробует практиковать умное делание. И тут он видит, что нейтральные дела, которым несть числа, намертво и агрессивно связали его сознание, сердце и волю. Мирские исихасты-делатели годами отбиваются от нейтральных мыслей и дел, и конца и края не видно. Только системный подход с помощью Божьей способен вывести к чистому молитвенному деланию.

Монастырь меня как исихаста научил опасаться половинчатых состояний. Ни в стенах исихастирия, ни в монашеской келье вы не встретите «нейтральных» вещей, например, художественных книг или спортивного инвентаря. Оказывается, отторжение от нейтрального — это потребность для молитвенника. Диссонанс между религиозным и мирским исихаст чувствует очень остро, и всё нецерковное подвижником сразу отвергается. Оно для него выглядит ни много ни мало как язычество.

Даже монастырский трудник вскоре начинает ясно понимать такую градацию и удивляться новому ведению. До этого в миру всё было у него перемешано, а теперь он начал чувствовать разницу и мирским тяготиться. «Натренированная» душа нецерковное чувствует мгновенно. Этот навык на уровне вещей и обстановки на самом-то деле не очень сложный – вероятно, не труднее, чем отличать, например, мужскую одежду от женской. Но на уровне помыслов это целое искусство.

Приходскому исихасту, если он хочет непарительно молиться, не избежать отдаления от нейтрального. Чем дольше он будет противиться, тем сильнее будет маяться в безмолитвенности, а когда намается, то искренне удивится, что так упорно сопротивлялся против лучшего, светлого, удобного, разумного, Божественного.

Это не значит, что обязательно придётся «резать по живому». При правильном подходе, когда приближается к душе по-настоящему благодатное, мирское сравнительно легко отходит или преображается. Но многое, конечно, придётся с силой подтолкнуть.

Каждому из нас, пусть визуально, хорошо знаком облик глубоко воцерковлённого прихожанина. А если кто не заострял на этом внимание, то советую обратить для назидания – они встречаются среди нас. По духу, по внешности, домашней обстановке, молитвенному подходу они как монахи в миру. Нейтральное, непреображённое, в котором делатель раньше духовно прозябал, ушло из его жизни, и осталось только церковное; и в этом его искренняя духовная радость и упование.

Николай Смирнов
Сайт «Ветрово»
4 июля 2023

Заметки на полях

  • Непарительность

    Святой мир есть недвижение ума, рождающееся от исполнения Евангельских Заповедей, упоминаемое святым Исааком Сирским в 55-м Слове, которое ощутили святой Григорий Богослов и святой Василий Великий и, ощутив, удалились в пустыню. Там, занявшись внутренним своим человеком и окончательно образовав его Евангелием, они соделались зрителями таинственных видений Духа. Очевидно, что недвижение ума, или непарительность (уничтожение рассеянности), стяжавается умом по соединении его с душой. Без этого он не может удержаться от парения и скитания всюду. Когда ум, действием Божественной благодати, соединится с сердцем, тогда он получает молитвенную силу, о которой говорит преподобный Григорий Синайский: «Если бы Моисей не принял от Бога жезла силы, то не поразил бы им Бог фараона и Египет: так и ум, если не будет иметь в руке молитвенной силы, то не возможет сокрушить грех и сопротивные силы».

    Утешая и наставляя общежительных иноков, занимающихся монастырскими послушаниями, ободряя их к усердию и тщательности в молитвенном подвиге, Лествичник говорит: «От монахов, занимающихся послушаниями, Бог не требует молитвы, вполне чистой от развлечения. Не унывай, будучи окрадываем рассеянностью! Благодушествуй и постоянно понуждай ум твой возвращаться к себе. Совершенная свобода от рассеянности – принадлежность Ангелов».

    Порабощенные страстям! Будем молиться Господу постоянно, неотступно, потому что все бесстрастные перешли такой молитвой к состоянию бесстрастия из состояния страстного. Если ты неослабно будешь приобучать ум твой, чтобы он никуда не удалялся из слов молитвы, то он и во время трапезования твоего будет при тебе. Если же попущено ему тобой невозбранное скитание повсюду, то он не возможет никогда пребывать у тебя. Великий делатель великой и совершенной молитвы сказал: Хощу пять словес умом моим глаголати, нежели тьмы словес языком (1Кор. 14: 19). Такая молитва – благодатная молитва ума в сердце, чуждая парения – не свойственна младенцам, и потому мы, как младенцы, заботясь о качестве молитвы – о внимании при посредстве заключения ума в слова, – будем молиться очень много. Количество служит причиной качества. Господь дает чистую молитву тому, кто молится безленостно, много и постоянно своей оскверняемой развлечением молитвой.

    Молитвенный подвиг… есть подвиг. Надо потрудиться. «Кто терпеливо молится своей оскверненной молитвой, – сказал св. Иоанн Лествичник, – и не покидает ее, наскучив ее скверной, тому Бог в свое время дает истинную молитву».

    Святитель Игнатий (Брянчанинов)

  • Петр, Божьим усмотрением старчик-священник в болезни страждущий:

    Уважаемый Николай! И что Вы желаете выразить своей наблюдательной статьёй? Ведь этот настрой к духовной области при жизни, должен иметь продолжение в наших делах, а дел-то нет. И что будем делать в этом случае?

  • Петр, Божьим усмотрением старчик-священник в болезни страждущий:

    Историческая многовековая Россия не столько страна, сколько цивилизация! «Цивилизация» — это самодостаточные устои, исторические смыслы и ценности. … «Мы стали рускими в Крещеньи» (творч. строка о. Романа (Матюшина-Правдина) (Без корней: 8-10 апреля 2023. Скит Ветрово).

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок