col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Святитель Николай Сербский. Письмо пенсионерке, которая сетует на моду

Вы пишете, что Вам и трем Вашим дочерям вполне хватало бы пенсии, которую Вы получаете как вдова офицера. Но «мода уносит все». Дочери перестали Вас слушаться и признают только суровый диктат моды. Советы, просьбы, объяснения — все напрасно, на все один ответ: «Ты ничего не понимаешь, мама, это культура, просвещенность, вкус. Почему мы должны быть не как все?» И каждую весну и каждую осень требуют новых модных платьев. А в доме нищета. Давно не было ремонта, мебель обветшала, посуда в трещинах, постельное белье превратилось в лохмотья. Живете впроголодь, если пообедаете, ужинать нечем. Не хватает денег на необходимое, но на модную одежду, на выход должны быть. Увы, мода и улица лишили Вас авторитета в доме. Спрашиваете, что Вам делать.

В Македонии каждый сказал бы Вам: молитесь Богу, чтобы Он очистил души чад Ваших. Советуйте с молитвой. Пусть насмехаются, а Вы свое говорите. Рано или поздно истина принесет свои плоды. Господь все слышит, и в свое время Он повторит дочерям Ваши уроки, но уже более сурово. Ибо и Священное Писание, и наш опыт нам свидетельствуют, что Господь ничто не наказывает так строго, как непочитание родителей.

Объясняйте дочерям, что модной одежды требуют не культура и просвещенность, а торговля. Те, кто выдумывает моду и навязывает ее легковерному миру, думают исключительно о деньгах. При своем торговом ремесле они думают о культуре и просвещенности не больше, чем жаба о звездах. Это обычные рыночные хищники, которые лукавством выманивают у людей деньги. У них своя агентура — дизайнеры, художники и опытные знатоки человеческих страстей. За деньги они выдумывают все новые и новые фасоны одежды, до изнеможения они работают над новыми моделями и начинают навязывать женщинам такую одежду, которая выходит за пределы приличия и нравственности. Но разве есть им дело до нравственности, девичьей стыдливости, человеческой души, здоровья нации и мизерных материнских пенсий? Деньги, и только деньги — вот девиз и цель творцов модных поделок, торговцев и их агентов.

Еще скажите Вашим дочерям, что эти архиторговцы модой под именем культуры и просвещенности, красоты и эстетики рекламируют свои изобретения, думая только о прибыли и посмеиваясь в кулак. Эти слова, которые когда-то произносились с уважением, служат им теперь просто красочным торговым ярлыком для продажи товара.

Некогда европейские царские дворы служили образцом красивой одежды, при этом они прежде всего заботились о том, что в устах Ваших дочерей звучит как пустословие, — о культуре, красоте и вкусе. Но сегодня, к сожалению, и королевские, и княжеские дворы подчинились модной тирании, которую навязывают лавочники. Эти красивые господские одежды еще можно иногда увидеть на некоторых благочестивых людях, особенно в Македонии и Черногории. Одна американка, преподаватель, недавно посетила Цетинье, и она мне рассказывала, что некое женское общество пригласило ее на чай. Черногорки пришли в своих прекрасных народных костюмах, а американка — в своем модном платье. «Мне было очень стыдно самой себя: я выглядела как цыганка среди цариц!» — говорила она.

Еще вы можете прочитать Вашим дочерям предостережение пророка Исаии еврейским модницам: И сказал Гос­подь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах, — оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла, и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи, и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос — плешь, и вместо широкой епанчи — узкое вретище, вместо красоты — клеймо. Мужи твои падут от меча, и храбрые твои — на войне. И будут воздыхать и плакать… (Ис 3:16–25), которое со временем вполне подтвердилось.

От Господа мир Вам и здравия.

Из «Миссионерских писем» святителя Николая (Велимировича)
Сайт «Ветрово»

Заметки на полях

  • Свети Николај (Велимировић)! Имао је тако милостиву душу, да је после Првог светског рата отворио у Битољу хранилиште за децу — и српску и турску, сву децу, јер је била велика глад у Србији. Учио је малене да носе храну и старима, да брину о њима. То хранилиште звало се «Богдај». Њега је водила београдска дама Надежда Аџић, која је оставила високо друштво и пошла за својим духовним оцем у Битољ, где је боравила до окупације Бугара 1941. Затим је Владика Николај послат у Дахау, а Надежда Аџић је хранила сиротиште у Краљеву, тако што је просила храну за двадесет девојчица по околним селима. Све их је исхранила. Онда је, после рата Владика Николај отишао у Америку, где су га примили у Богословију браћа Руси. Надежда Аџић се замонашила и постала игуманија. Необични животи, свети људи, и дивни..

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок