col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Зорица Кубурович. «Мы верим в Россию больше, чем сами русские»

Из письма Зорицы Кубурович — врача, писательницы, общественного деятеля, переводчицы стихотворений иеромонаха Романа на сербский язык

…Мы, сер­бы, лю­бим и под­дер­жи­ва­ем Рос­сию. Мне да­же ка­жет­ся, что мы ве­рим в Рос­сию боль­ше, чем са­ми рус­ские. Ко­неч­но, мы не мо­жем знать все­го, но счи­та­ем, что боль­шая, мощ­ная и пре­крас­ная Рос­сия не мо­жет пре­вра­тить­ся во что-то пре­ступ­ное. В Рос­сии мы ви­дим Свя­тую Русь — и ни­че­го дру­го­го. Для нас худ­шее, что про­и­зо­шло в сербс­кой по­ли­ти­ке — это то, что наш пред­ста­ви­тель в ООН без ве­до­ма Сербс­ко­го пар­ла­мен­та про­го­ло­со­вал за ис­клю­че­ние Рос­сии из Со­ве­та по пра­вам че­ло­ве­ка. Из всего того, что наши власти с нами делали, ничто не потрясло нас так сильно.

В 2014 году у блока НАТО был подписан договор с Россией о том, что НАТО не будет расширяться к российским границам. Я, безусловно, поддерживаю завоевание Украины, как и большинство сербов, которых я знаю. Мои взгляды могут показаться воинственными, но поверьте, с Западом нельзя разговаривать по-другому. Всё остальное — сказки для маленьких детей.

…Я молюсь. Сажаю цветы. Вот и всё.

Обнимаю вас.

Ваша Зорица

Сайт «Ветрово»
11 апреля 2022

Заметки на полях

  • Владимир

    Страшная, но неопровержимая правда в заголовке. Нас постигла безнадёга… Издыхающему мiру тяжело, невозможно верить невидимому Богу, который говорит, что всё так и должно быть. Но хочется иметь что-то видимое, кажущееся более светлым посреди этого полного мрака. Парадокс, но Россия — лучик света в падшем мiре, разочаровывает своим падением. Она — часть его,.. хотя и лучшая. Смерть витает над ней. Последние судороги. Тьма глумится и торжествует. Как две тысячи лет назад… Но Лазарь воскреснет! — есть те, кто об этом знает. «Торжество» преждевременно. Помнится, пришедшие на похороны в Вифании (а они любили Лазаря, и их было много), смеялись над Господом, когда Он приказал отвалить камень. Смердит, мол. И были посрамлены и сильно удивлены. А Он за четыре дня до того медлил и намекал, что так и нужно, что всё так и должно быть… Дорогие, верные наши сербушки! Верьте Богу, — и больше никому, — что воскреснет «Лазарь», иначе всё безсмысленно!

  • Алексей, спасибо Вам за отзыв! Вспомнился ещё один, от Амина из Стамбула (под статьёй Н. Нарочницкой):
    «Прочитал комментарии люди вы головой думайте !!! Вы просто ничего не понимайте да вы не любите и не цените свою страну и государство вы очнитесь уже русский народ глаза откройте я целую лекцию тут написал бы но это не суть я сам не русский но люблю это народ люблю Россию, Россия красивая страна Россия это мировой мощь историю читайте все будет хорошо тогда когда вся страна будет патриотом будет любит уважать защищать каждый квадрат земли вот тогда увидите все сами . Во всем мире Россию уважают сильная держава только русские нет много кто жалуется вот таких надо выгнать в Европу к ворам а пусть в России поживут чисто патриоты чтоб не было нацизма!!!! Все кричали почему Сирию помогает Россия вот в таком положении 40 тыс сириец готов воевать за Россию вот за что все не просто так Владимир Путин умный человек все будет хорошо и Россия справился за Россию я люблю эту страну как свою и готов защищать ее».
    Выходит, сербы и даже турки (мусульмане!) верят в нас больше, чем мы сами. Андрей Кураев в своём диаконском прошлом отметил в книге «Как делают антисемитом», что русский готов всячески заниматься самоуничижением, но занервничает, если при нём начнут шутить о евреях. Странная черта. Может быть, это плоды безбожия? В материальном отношении мы другим уступаем, традиций своих не знаем – вот и уважать нам себя вроде бы не за что. Когда в студенческие годы кто-то из преподавателей попросил нас написать эссе на тему, приблизительно звучавшую как «Мой национальный портрет», все стали писать что-то про русскую лень. Мои размышления на тему «Быть русским – быть православным» преподавательницу удивили – она вроде бы их одобрила, но заметила, что, мол, так сейчас почти никто не думает…

  • МО

    ++Андрей Кураев в своём диаконском прошлом отметил в книге «Как делают антисемитом», что русский готов всячески заниматься самоуничижением, но занервничает, если при нём начнут шутить о евреях. Странная черта. Может быть, это плоды безбожия?++

    Ну да, они самые. После революции 1917 года за жида можно было и под расстрел, и в ссылке оказаться. Вот такие плоды безбожия, наевшись которых нервничаешь так, что до сих пор, сто лет спустя после 1917 произнести или написать слово «жид» мне, например, страшно.

  • В то же время, у Лескова в «Соборянах» (как понимаю, поговорка): «Чужие земли похвалой стоят, а наша и хайкой крепка будет». Правда, произнесено это было в те годы, когда земля наша и была крепка (по сравнению с нынешним положением).

  • МО

    Я бы назвал такую хайку не просто хайкой, но смиренномудрием, и пример бы привёл самый простой – названия русских деревень и сёл. Вот Некрасово, в котором живу иногда. Сейчас, когда говоришь кому-либо это название, то спрашивают про поэта Некрасова (всё-таки крепко сидит в головах советское образование), хотя этого поэта там отродясь не бывало. Название связано со словом «некрасиво», хотя село (сейчас деревня, п.ч. храм сломали в 1960-е годы) стоит на возвышенности, с которой такие закаты открываются, залюбуешься. Рядом деревня Безобразово (правда, её название связывают с помещиком по фамилии Безобразов), но всё равно. Далее деревни: Лаптево, Чёрная Грязь, Дураково (да, даже такая есть). И это не хайка, это то, что называется: «красоту своей родины и без вас знаем и видим, и не за чем нам её напоказ выставлять».

    А теперь какие названия дают КП, т.е. коттеджным посёлкам? «Свежий ветер», «Изумрудное», «Серебряный плёс», «Солнечный город». Это работают реклама и маркетинг.

    Касательно же поэта Некрасово и его стихов про «Горелово, Неелово, Неурожайка тож…», так ведь та же самая причина таких названий – смиренномудрие, а не действительное неелово…

  • Насколько понимаю, смиренномудрие должно сочетаться с достоинством (осознанием того, что носишь в себе образ Божий). Может быть, на Руси и было такое достоинство, а вот у нас, по-моему, не наблюдается.

  • МО

    ++Может быть, на Руси и было такое достоинство++

    Почему: может и было? «Записки охотника» Тургенева, что не персонаж ― то личность. А кого он описывает? Крестьян, деревенщину. Сейчас таких фигур среди образованных не отыщешь, все одинаковы.

    А Лесков – пересмешник. Хотя и Тургенев такой же, но у него помимо воли написалось правдиво.

  • Да, те же Хорь и Калиныч — удивительные образы. Почему-то, думая о достоинстве на Руси, и представила в первую очередь крестьян — может, плоды советского воспитания, но великосветские персонажи кажутся более пустыми.

  • Зорица Кубурович: «Мне да­же ка­жет­ся, что мы ве­рим в Рос­сию боль­ше, чем са­ми рус­ские. Ко­неч­но, мы не мо­жем знать все­го, но счи­та­ем, что боль­шая, мощ­ная и пре­крас­ная Рос­сия не мо­жет пре­вра­тить­ся во что-то пре­ступ­ное. В Рос­сии мы ви­дим Свя­тую Русь — и ни­че­го дру­го­го». Мне кажется, что сегодня мы, русские, очень даже верим в Россию. Мы очень изменились. И сегодня мы верим, что уж точно большая, мощная и прекрасная Россия никогда не превратится во что-то преступное. Сегодня мы защищаем наших братьев от фашизма, и не ропщем. И верим, что на то воля Божия. Мы, русские, очень верим в Россию.

  • МО

    ++Мы, русские, очень верим в Россию.++

    Русские верят во Христа, а в Россию верят российские.

  • МО

    Православные сербы, как и православные русские, равно как и православные украинцы веруют во единого Бога Отца Вседержителя и далее по списку. Есть ли в этом списке пункт: верю в Россию?

  • Знакомая сербка рассказывала, что родители с детства учили её: есть Бог на Небе и Россия на земле. Когда мы говорим кому-то: я верю в тебя, это не значит, что мы верим в него, как в Бога. Мать, например, может сказать такое сыну, но это не будет значить, что она обожествляет или даже идеализирует его. Таким образом мы говорим человеку: оправдай моё доверие (в том числе, может быть, и надежду на то, что ты будешь достойным христианином).

  • МО

    Всё правильно, Ольга Сергеевна. И чтобы нам чересчур не увлечься этими правильными мыслями, за каждой Литургией поется: Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Изыдет дух его и возвратится в землю свою, в той день погибнут вся помышления его. Блажен муж, емуже Бог Иаковль помощник его…

  • Это, конечно, не мои слова. Мне так не сказать. Я процитирую: «Пусть не говорят нам, что Россия не есть предмет для веры, что верить подобает в Бога, а не в земные обстояния. Россия перед лицом Божьим, в Божьих дарах утвержденная и в Божьем луче узренная, — есть именно предмет веры, но не веры слепой и противоразумной, а веры любящей, видящей и разумом обоснованной. … Верить в Россию значит видеть и признавать, что душа ее укоренена в Боге и что ее история есть возрастание ее от этих корней. Если мы в это верим, то никакие «провалы» на ее пути, никакие испытания ее сил не могут нас страшить. Естественна наша неутихающая скорбь о ее временном унижении и о мучениях, переносимых нашим народом; но неестественно уныние или отчаяние». Иван Ильин.

  • МО

    ++Иван Ильин.++

    Ну я так и знал, что сей философ в законе будет привлечён в качестве авторитета.
    Ольга Сергеевна, как Вы оцениваете эти слова Ильина? Не верит ли он в Россию как в Бога, если пишет вот такое: «Верить в Россию значит видеть и признавать, что душа ее укоренена в Боге…»?

  • МО

    «Верить в Россию значит видеть и признавать, что душа ее укоренена в Боге…»? (Ильин)

    Человек бредит. Душа России… Это что? Как можно видеть, что душа России укоренена в Боге? Это значит видеть Самого Бога и видеть то, что душа России укоренена в Нём?

  • Владимир

    Давайте, вспомним:
    «И теперь как ни думай, ни охай —
    Безпросветность не станет светлей.
    Я назвал бы Россию Голгофой,
    Но Голгофа — одна на земле!»

  • Отец Георгий, конечно, Ильин не призывает верить в Россию как в Бога, именно потому, что говорит: «душа её укоренена в Боге». Спорить можно только о том, укоренена она в действительности в Боге или нет. Бывает, мы заблуждаемся, почитая кого-то праведником. Конечно, лучше всего быть трезвым и бесстрастным, но, если этого бесстрастия нет, уж лучше ошибиться со знаком «плюс», чем со знаком «минус», иначе можно стать прожжённым циником. Лично меня трогала любовь сербов ко мне просто за то, что я русская. И, видя эту не заслуженную лично мною любовь, я не могла не испытывать ответного чувства и не начинать уважать свой народ за то, что, оказывается, другой народ видит его в свете святости.
    Не надейтеся на князи, на сыны человеческия – да.
    Всяк человек ложь – да.
    Но если душа человека укоренена в Боге, то можно в него верить? Если нет, то как бы мы почитали святых? Думаю, любовь к Святой Руси сродни этому чувству.

  • МО

    ++Но если душа человека укоренена в Боге, то можно в него верить? Если нет, то как бы мы почитали святых? Думаю, любовь к Святой Руси сродни этому чувству.++

    Вы говорите о душах праведников Святой Руси, преставльшихся от земли на Небо. Так ведь они ― святы, и потому не просто укоренены в Боге, но пребывают в Нём. Кто ж этому возразит? А Ильин говорит о России, которая здесь и сейчас. Причём говорит так, что она укоренена в Бога, а раз укоренена, значит, не может отпасть от Него. Эти слова Ильина противоречат словам апостола Павла.

    Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, [то] [вспомни, что] не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости [Божией]; иначе и ты будешь отсечен (Рим. 11:16-23).

    Или таковым рассуждениям апостола Павла нужно поставить знак «минус»? Или, если под отламывающейся ветвью подразумевать Россию (а не Украину), то можно стать прожжённым циником?

    Да, вот ещё интересный вопрос: что такое «душа России»? По-моему, это выражение пахнет гнозисом и эзотерикой, так же как и понятие «мiровая душа», которое придумал Гегель. Вот, например, цитата из Википедии на эту тему: «Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть — мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы. Войны между народами выражают напряжённое столкновение мыслей Абсолютного Духа. В них Гегель усматривал диалектический момент — антитезис».
    https://clck.ru/epo5n

    На самом деле, Иван Ильин словами о «душе России», которая укоренена в Боге, просто на просто повторяет талмудические зады. У них всякий «еврей» уже потому, что он рождён от «еврейской» матери, укоренён в Б-ге, и эта укоренённость передаётся по наследству. Тогда как Богообщение всегда личностно и не передаётся ни по наследству, как уверяют идеологи талмудизма, ни по историческим каналам. Поведение каждого человека определяет достоинство народа, и последнее складывается на каждом историческом отрезке именно из совокупности поведений и поступков отдельных личностей.

  • Отец Георгий, а разве достоинство народа не влияет на поведение человека? Достоинство Церкви — на поведение христианина? Если нет, то какова цена церковного пения, иконописи, самих Таинств — ведь Богообщение всегда личностно?
    Мы ищем Бога, начиная не с нуля, а пользуясь тем, что нам предлагает Церковь (или хотя бы принимая это во внимание). Иначе Русь так и оставалась бы языческой. Душа народа — выражение не буквальное, а образное, не всегда же нужно стараться алгеброй гармонию поверить. Но если Русь можно назвать православной, святой, употреблять выражение «Крещение Руси», значит, и о душе России можно говорить.

  • МО

    «Все кричали почему Сирию помогает Россия вот в таком положении 40 тыс сириец готов воевать за Россию вот за что все не просто так….» (Амин из Стамбула).

    С Сирией, действительно, всё не просто так. «Российские специалисты начали восстановление Пальмиры с арки Септимия Севера как самого знакового монумента этого античного города. Однако также предстоит восстановить знаменитый римский театр, храм Баала и храм Баалшамина, от которого мало что осталось».
    https://iz.ru/1149947/2021-04-12/rossiiskie-spetcialisty-nachali-vosstanovlenie-triumfalnoi-arki-v-palmire

    Кто такой Баал, храм которого будут восстанавливать российские специалисты? См. здесь
    https://clck.ru/SKVdf

  • МО

    ++а разве достоинство народа не влияет на поведение человека?++

    Конечно, влияет. Достоинство советского народа, например, значительно повлияло на современных россиян и украинцев.

    ++Но если Русь можно назвать православной, святой, употреблять выражение «Крещение Руси», значит, и о душе России можно говорить.++

    Да, можно. Можно и о душе Советского Союза поговорить. СССР – страна победившего талмудизма. Как Вам нравится такой разговор о нём? А ведь СССР гораздо ближе к нам, чем Святая Русь.

  • Дух, как известно, лепит форму. Может быть, советские люди не были очень похожи на православных христиан, но на талмудистов они походили ещё меньше. И точно не талмудистов имеют в виду сербы, когда говорят о том, что есть Бог на небе и Россия на земле. С исторической (и, мне кажется, материалистической) точки зрения СССР нам ближе, чем Святая Русь. В таком случае, нам должна быть ближе и идея о том, что все мы произошли от обезьяны. Но, крестившись и родившись свыше, мы отдалили от себя СССР и обезьяну и приблизили Святую Русь. Зачёркивать её — всё равно что зачеркнуть стремление к святости. Да, плохо носить розовые очки, но чёрные ещё хуже: в первом случае пребываешь в иллюзии, во втором не видишь, куда идёшь, и бледных родных принимаешь за смуглых чужеземцев.

  • Нижний Новгород

    Лучше все-таки верить не в Россию, а в Бога. Верить, что Он нас не оставит, несмотря на все наши безобразия (а их у нас хватает). Россия — это люди и в большинстве своём — далекие от Бога. Как можно в них верить? В советские времена нас тоже призывали верить в человека, и это привело нас туда, где мы сейчас находимся. А достоинство народа, мне кажется, влияет на поведение человека в той мере, в какой он его понимает. Всем это достоинство видится по-разному. Некоторые видят его в «великом» советском прошлом и гордятся именно этой тёмной полосой нашей истории, другие — в том, что мы дали миру великую русскую литературу в лице Пушкина, Достоевского и иже с ними. Настоящее достоинство народа, мне кажется, лучше искать в той части нашей истории, где мы еще как-то были с Богом, потому что в современной нашей жизни достойного не очень много.

  • Однако помним, что третий Рим – это Россия. Только она сохраняет (в добрых и верных людях пред Богом) человеческие ценности, мораль, этику, нравственность и чистоту (Богообщение всегда личностно). И если Европа хочет выжить, для нее сейчас критически важно помочь России уничтожить (окончательно прекратить) на Украине фашизм и бандеризацию. … «Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. … видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости [Божией]; иначе и ты будешь отсечен» (Рим. 11:16-23).

  • МО

    ++В России мы видим Святую Русь — и ничего другого.++

    Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука: «Святая Русь … в первую очередь это Киев» (с 06:29 мин.)
    https://www.youtube.com/watch?v=QUiUnF7S64c&t=1412s

    Митрополит не прав?

  • Можно сказать, что Святая Русь зародилась в Киеве, именно как единый народ.

    РУСИЧИ

    Придёт междоусобная война,
    Когда народ порвут на племена.

    Я русич, как любой великоросс,
    Из северян, не чаявших Спасенья.
    Но князь Владимир дар Небес принёс —
    Народом стали племена в Крещеньи!

    Я русич, как и всякий малоросс,
    Не внук Мазепы и не сын Бандеры.
    Живой водой омыл меня Христос,
    Чтоб сохранил спасительную веру.

    Не знало вече ляхов и жидов!
    Американцев не было в помине.
    И Киев-град, мать Руских городов,
    И слыхом не слыхал об Украине.

    Я русич, как и всякий белорус.
    Враги вбивают между нами клинья,
    Но не Франциск† объединяет Русь,
    А полоцкая слава — Евфросинья!

    Нас разделяет подлая рука,
    Вливая нечистоты в наши реки…
    Как племена мы братья на века,
    Но как народ мы русичи навеки!

    Иеромонах Роман
    22 декабря 2019
    Скит Ветрово

    † Франциск Скорина (1490-1551) —
    переводчик на белорусский извод
    церковнославянского языка книг Библии.
    https://vetrovo.ru/rusichi/

  • «Как племена мы братья (без предательства) на века,
    Но как народ (возвышенный по вере) мы русичи навеки!» (творч. зарисовка о. Романа (Матюшина) (РУСИЧИ: 22 декабря 2019; скит Ветрово). Нет слов!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок