У кого пробуждены духовные потребности, под действием страха Божия и требований совести, у того образуется своего рода чувство, которым он угадывает смысл речей, относящихся к предметам духовной области, хотя бы они облечены были в при́точную форму. Для таковых притча не прикрывает истины, а еще яснее ее раскрывает. У кого же нет такого внутреннего строя, тот слыша о духовных предметах речь приточную, ничего не понимает в ней. Но если б и не в приточной форме предложить ему слово об этих предметах, и тогда понял бы он только слова, а сущности дела не уразумел бы: она шла бы наперекор всем его понятиям и представилась бы ему несообразностью, над которой не замедлил бы он и поглумиться. В этом именно и поставил Господь причину, почему Он говорит к народу в притчах. У кого есть задаток духовности, тот поймет и притчу, а у кого нет, тому хоть не говори. Потому что видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют… Ибо огрубело сердце людей сих (Мф. 13: 12-15). Между тем способных прозревать прикровенную истину притча не лишила должного назидания: «Кто имеет, тому дано будет и приумножится».
Святитель Феофан Затворник
Из книги «Мысли на каждый день года»
Получается, форма притчи нужна и для того, чтобы не «метать бисер перед свиньями» (Мф. 7: 6).
Разумеем. «У кого пробуждены духовные потребности, под действием страха Божия и требований совести, у того образуется своего рода чувство, которым он угадывает смысл речей, относящихся к предметам духовной области, хотя бы они облечены были в при́точную форму». А у других людей: «видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют… Ибо огрубело сердце людей сих» (Мф. 13: 12-15) (свт. Феофан, затворник Вышинский).