col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. Песни ветхого человека

В кон­це ян­ва­ря в Москве про­шли XXXII Меж­ду­на­род­ные Рож­де­ствен­ские об­ра­зо­ва­тель­ные чте­ния. Это ува­жа­е­мый цер­ков­но-об­ще­ствен­ный фо­рум, во вре­мя ко­то­ро­го еже­год­но зву­чат и об­суж­да­ют­ся серьёз­ные до­кла­ды на са­мые раз­ные те­мы. В этом го­ду те­ма Рож­де­ствен­ских чте­ний бы­ла обо­зна­че­на как «Пра­во­сла­вие и оте­че­ствен­ная культу­ра: по­те­ри и при­об­ре­те­ния ми­нув­ше­го, об­раз бу­ду­ще­го».

Наверное, во время чтений прозвучало много полезных выступлений на тему культуры. Но хотелось бы сказать лишь о торжественной церемонии открытия форума, которая проходила в Государственном Кремлёвском дворце — её запись легко найти в Интернете. На открытие собралось более пяти тысяч человек, среди них множество архиереев. Начиная церемонию, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений сказал важные слова: «Наша вера, ее ценности и смыслы прямо или опосредованно определяли и продолжают определять в значительной мере подлинную культуру нашей страны. Сегодня делатели отечественной культуры и все мы призваны сделать все, чтобы богатейшее культурное наследие нами было бережно сохранено, приумножено и передано грядущим поколениям». А затем с обстоятельным докладом выступил Патриарх Кирилл. Он коснулся по-настоящему серьёзных культурных вопросов: сказал о безнравственных примерах, которые дети могут почерпнуть из фильмов, спектаклей и книг, о сквернословии, которое становится нормой, о неприемлемых образцах современного церковного искусства.

Завершилась официальная часть небольшим концертом, и можно было ожидать, что этот концерт станет примером того, какую культуру должна поощрять и предлагать людям Церковь. Но, к сожалению, «практическая» часть церемонии начисто зачеркнула теоретическую.

Соединение Церкви и эстрады, пусть даже условное, вопрос очень спорный. Наверное, каждому из нас знакомо чувство неловкости, возникающее, когда священнослужители присутствуют на светских зрелищах: интуитивно мы чувствуем, что между духовным и светским проходит граница, переступать которую нельзя. Пример несоединимости духовного и светского описан в книге иеромонаха Романа «Не сообразуйтеся веку сему»:

«400-летие Дома Романовых. Приём в Ливадийском дворце. Шик, блеск, кордебалет, военный оркестр с кривляющимися, подобно шутам, трубадурами… По красной дорожке идут бывшие — короли, герцоги и росiйские самозванцы Гогенцоллерны-Гольштейны-Романовы. Появляются архиереи. Духовой оркестр встречает их музыкой из блатной песенки „Шаланды, полные кефали“. Думаете, кто-то остановился, развернулся и с достоинством ушёл? Ни один! Как шли к накрытым столам, так и не свернули. А ведь над Церковью, в лице Её представителей, поглумились. Столы дороже Чести Матери-Церкви? Разве не архипастыри призваны оберегать Её достоинство? Но как может оберегать достоинство Церкви тот, кто и своё не смог защитить?».

И даже не важно, случайно оркестр заиграл блатную песенку именно в этот момент или это была хорошо продуманная «шутка»… Как бы там ни было, преемники апостолов, ловцы человеческих душ действительно шествовали к столам под музыку песни про Костю-моряка.

На открытии Рождественских чтений присутствовал сам Патриарх с сонмом архиереев. Казалось бы, это предполагает тщательный отбор песен для концерта, но странное дело: духовные стихи и богослужебные песнопения соседствовали в нём с песнями о любви и танцами, причём платья танцовщиц были весьма откровенными. Исполнитель песни в стиле «хруст французской булки»[1] обращался к вальсу с просьбой: «Русский вальс, нашу любовь благослови!» (благословение священника, по-видимому, ему не требовалось — зачем, если и вальс может благословить). А следовала эта восторженная песня и танец за выступлением детского хора, во время которого на экране шли нескончаемые титры с именами детей, погибших на Донбассе.

Но «изюминкой» концерта стала песня «Триста тридцать три», исполнитель которой вышел на сцену в камуфляже. Кто не знает, «триста тридцать три» — это команда для залпового огня артиллерии. Вот текст этой «воровской песни», как определил её мой восемнадцатилетний знакомый, имея в виду блатной мотивчик и содержание:

На машине с надписью «мэйд ин ФРГ»
По́ полю-по полюшку едет ДРГ,
А за этим полюшком русский паренёк
Чётко корректирует «Град» и «Солнцепёк».

«Триста тридцать три» с ночи до зари,
От рассвета до заката «триста тридцать три»!

На машине с надписью «мало, но б/у»
По полю-по полюшку едет ВСУ,
А за этим полюшком русский офицер
Чётко корректирует «Смерч» и «Искандер».

«Триста тридцать три» с ночи до зари,
От рассвета до заката «триста тридцать три»!

На машине свастика, за рулём укроп,
По полю-по полюшку на колесах гроб,
А за этим полюшком бывший хулиган
Чётко корректирует «Смерч» и «Ураган».

«Триста тридцать три» с ночи до зари,
За Россию-матушку «триста тридцать три»!

Исполнитель старался завести зал — надеялся, видимо, что и священство подтянет задорный припев. Оператор крупным планом показал накрашенные лица женщин, поющих в хоре на сцене: весело поют, с самоотдачей. И так странно увязывалось это со словами из коротенького фильма, посвящённого служению Патриарха Кирилла, который был показан в начале церемонии: «Вызовом для Русской Православной Церкви стала эскалация противостояния на Украине, когда в результате действия сил, враждебных народам исторической Руси, началась междоусобная брань, гражданские разделения, церковный раскол. Под водительством Патриарха Церковь ответила на происходящее молитвой и добрыми делами».

В Интернете можно прочитать о том, что песня «Триста тридцать три» — это «хит» и «гимн СВО». Она очень похожа на фольклор, и это отчасти было бы ей оправданием. Но оказывается, у неё есть автор (он же и исполнитель), подполковник спецназа в отставке, который прославился, когда однажды спел эту песню под гармонь прямо на фронте. Ему ли напоминать заповедь о любви к врагам… На фронте наверняка и что-нибудь похлеще поют (вспоминается непристойная песня и клип, снятый для бойцов «Вагнера»), но нельзя же исполнять это в Государственном Кремлевском дворце в присутствии Патриарха! Конечно, не Патриарх и не архиереи подбирали репертуар для концерта, но они оказались заложниками этого выбора. Тут же источил очередную порцию яда иноагент Андрей Кураев: «Получается, поместный собор РПЦ притоптывал под песенку о расстреле „укропов“. Интересно было показать этот ролик в каждом украинском приходе и потом спросить: „ну что, укропы, будете поминать Великого Господина и Отца вашего Кирилла?!“. А недавно была песенка про лодочку с ядерным моторчиком в Исаакиевском соборе…».

И чем тут ему возразить?

Где ты, наше «богатейшее культурное наследие», неразрывно связанное с православной верой? Почему ратуют за него одни, а конкретные культурные вопросы решают другие, с точностью до наоборот? За что всё это нашему бедному народу? Два раза ужаснёмся «укропу в гробу», а на третий, глядишь, и вправду начнём притоптывать. Не слушайте эти песни, люди, и не верьте, что наша Церковь такая! Это опять человеческое в Церкви, причём человек этот — ветхий, тленный, рассыпающийся в пыль. У нового человека другие песни.

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
30 января 2024

[1] Из сладостной до тошноты песни о великолепии дореволюционной жизни в России:
Балы, красавицы, лакеи, юнкера,
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки!
Любовь, шампанское, закаты, переулки,
Как упоительны в России вечера!
Хруст французской булки, несомненно, заслуживает отдельного оплакивания. Россия, которую мы потеряли!

Заметки на полях

  • Самара

    Настоящими заложниками всего этого позора являются все верные чада (не мнимые друзья) Православной Церкви. Организаторы и благословители, очевидно, давно уже не Тому служат.
    Надоели они уже все со своей ложью.

  • Волгоградская обл.

    Спасибо Ольга Сергеевна, прискорбно всё это. Конечно наша Церковь не такая.

  • Псков

    Да, Церковь настоящая иная, не от мира сего, хотя порой и попускающая, но лишь для того, чтобы вместе подняться.

  • г. Гусев Калининградская область

    Все правильно, Ольга Сергеевна! Сейчас и батюшки увлеклись съёмками собственных клипов, организацией своих концертов. И съёмки иногда и в храме с переодетыми в священника актёрами. И клипы выкладываются под светским именем. Хочется спросить, а зачем тогда идти в священство? Если хочешь славы, иди, занимайся любимым делом, пой, снимай клипы, езди на гастроли. И появился и православный рок и попса, и даже слышал православный рэп. Конечно, это слушать тяжело, как и хруст булки иноземной.

  • Самара

    «Не слушайте эти песни, люди, и не верьте, что наша Церковь такая!» Она такая, когда наша , а не Христова, такая же как и «католическая», такая же как Пергамская и Лаодокийская, ищущая признания и похвалы от мiра, любящая председания в собраниях и увеличивая воскрылия на одеждах.

  • г. Жуковский МО

    Очень много вопросов, Ольга Сергеевна, Вы поставили этой заметкой и серьезных: не только о том, что Церковь — пример для мира и должна нести в мир самое высокое и чистое, и мы ожидаем от Неё именно высокого и чистого, о необходимости беречь авторитет Церкви организаторам и исполнителям подобных мероприятий ( думать головой и обладать духовной чуткостью, составляя программу концерта) и о благоговейном отношении к духовным лицам, но и о том, мне видится, что Церковь не может сохранить Свою стерильность, отделенность от мира, Церковь на общество влияет и наоборот. А с другой стороны, хорошо, что архиереи увидели и услышали не только духовные стихи и песнопения, но танцы, и титры с именами погибших на Донбассе детей и песню 333, и своих соотечественников такими какие есть, может душа заболит о нас, они же люди духовные и думающие, Архипастыри, призваны нас учить борьбе с грехом, растить для Жизни Будущего Века. А ещё о том в Вашей заметке, что нам и священству надо будет вскоре встретиться с нашими воинами, которые смотрели в лицо смерти и страданиям и принять их с правильным расположением духа.
    Спасибо, Ольга Сергеевна,что делитесь тем, что волнует. Говорят, каждый на своём месте должен делать что может. Если есть слово, надо говорить, а другие будут читать,слушать и думать и что-то делать.

  • Надежда, хорошо, если есть силы, возможность, дерзновение ДЕЛАТЬ!

  • г. Жуковский МО

    Знаю таких людей, Ольга Сергеевна,которые в свою меру, по возможностям, на своем месте, делятся, кто чем может: молитвой, словом, трудом,умением, деньгами. Кто что имеет и умеет.

  • «Кто подставил Патриарха?

    Киевские пропагандисты склепали ролик из двух фрагментов — речи Патриарха и концерта на закрытии Рождественских чтений. 

    Должны признать, песня про «укропа» — не самый удачный, мягко говоря, выбор для церковных мероприятий. Подобное расчеловечивание украинцев плохо сочетается с неоднократно сказанными словами Патриарха и Президента про два братских народа. И оно точно не сможет поддержать тех наших братьев на Украине, которые несмотря ни на что, продолжают хранить церковное единство.

    Искренне желая победы русскому воинству, напомним, что украинцы лишь инструмент в руках Запада. Хорошо бы понимать, что и на России тоже лежит ответственность за эту брань, прежде всего за то, что позволила западникам промыть русским людям мозги, так что они в угаре завопили «режь русню».

    Нам уже сейчас нужно думать над тем, как после победы восстанавливать единство двух братских народов. Нужно уже сейчас делать акцент на объединяющих нас смыслах — вере, истории и пр.

    P. S. Стоит понимать, что Патриарх не составляет и не утверждает репертуар концертов. Но кто тот недалекий человек в оргкомитете Чтений, пропустивший в эфир «укропа» — действительно интересно».
    https://t.me/skripkaskripka/2999

  • Иркутская обл.

    прежде всего за то, что позволила западникам промыть русским людям мозги
    ——
    Да,власть РФ именно позволила промыть русским людям на Украине мозги.
    Никакой контрпропаганды,в добром и хорошем смысле,за эти многие годы — братья,у нас одна вера,мы один народ и т.п.
    А ведь можно было создать десятки ТВ,радио,интернет каналов,работающих на Украину.Но ничего ведь не делалось! Конечно,вопрос возникает -а не специально ли?
    ——
    Кураеву здесь,действительно,трудно возразить.Прискорбно всё это.

  • Юдина Надежда
    30.01.2024 в 21:52
    г. Жуковский МО , согласна с Вами. И насколько я знаю, песня 333 была написана вагнерами и на тот момент, когда у них на службе были бывшие хулиганы.

  • Санкт-Петербург, Сестрорецк

    Уважаемая Ольга Сергеевна! Хочу сказать по поводу этого ролика украинских пропагандистов… Заголовок:»Кто подставил Патриарха» (понимаю, что он — не Ваш), звучит несколько… наивно. И его, и всех истинных Христиан уже давно, много веков подставляет враг рода человеческого и его приспешники среди людей… и это называется ИСКУШЕНИЕМ. Для Христиан, а тем более для Патриарха ничего нового в этом нет… Патриарх, действительно, не составляет и не утверждает репертуар концертов, но среагировать ТУТ ЖЕ на эту мерзость было необходимо…Встать и уйти, а ещё лучше прервать и сказать необходимые слова по этому поводу… ОЧЕНЬ надеюсь, что он так и сделал (самого концерта я не видела). И это СТАЛО БЫ ИЗВЕСТНО всем, и на Украине тоже. А этот ролик был бы скоро забыт — люди уже привыкли к тому, что в СМИ много лжи… Как говаривал наш мудрый народ:»На чужой роток не накинешь платок… Простите… В связи с этим почему -то вспомнился Свт. Митрофан Воронежский… Храни всех Бог! Трудные времена… С Божьей помощью будем трудиться…

  • Архангельск

    Истина проста. Все должно быть к месту и ко времени.
    Божье -Богу, кесарю-кесарево или Кесарю кесарево,а слесарю слесарево.
    И что обсуждать-хороша песня или плоха, не к месту!

    О , как эту тему можно развить…..

  • Астрахань

    Уважаемая Ольга Сергеевна! Все верно, точно, подробно, профессионально. Издержки Нашего времени. К счастью, у нас еще есть такие священника, как отец Роман. Открыла страницу календаря ФЕВРАЛЬ, прочла стихотворение «Сретенье» , слезы не удержать. И такой высокой пробы все стихи Отца Романа. И это — возможность спасения наших душ, ежедневно бескорыстно предоставляемая всем, жаждущим спасения, Отцом Романом и его Соратниками! Слава Богу за все!

  • Севастополь

    Уважаемый Игорь из Иркутской области, не печальтесь, Кураев и сам выходил на сцену перед рок-концертами, предварял их своим словом. Считая видимо, что таким образом можно проникнуть в молодёжную среду с православной миссией.

    И о контрпропаганде. А разве что то делалось внутри РФ? Разве здесь не были промыты мозги молодёжи либеральными и потребительскими идеями. Разве здесь воспитывалась любовь к своему Отечеству. Не благодаря, а вопреки, ещё остались в нашем народе люди, способные и готовые встать на защиту Родины. Это то и поражает в этой войне. Пролистайте такие каналы, которые содержит Газпром-медиа как МузТВ, ТНТ и т.д. и волосы станут дыбом! А Вы говорите, создать каналы, радио для Украины. Тут бы своих детей спасти!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок