col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Протоиерей Владимир Цветков. В Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших

Из книги «Торжество православия»

Се­год­ня, по­сле Не­де­ли всех свя­тых, чест­ву­ет­ся как бы осо­бый от­ряд свя­тых, по­то­му что Гос­подь наш Иисус Хрис­тос — во­е­на­чаль­ник, пол­ко­во­дец, у Него раз­ные пол­ки. Раз­де­ля­ют­ся они по на­ци­о­наль­ным ав­то­ке­фаль­ным Церк­вам, ко­то­рые со­би­ра­ют под свои зна­ме­на во­и­нов, и за­тем на­и­бо­лее от­ли­чив­ших­ся, вы­да­ю­щих­ся, ко­то­рые по­би­ли на­и­боль­шее ко­ли­чест­во вра­гов, про­я­ви­ли му­жест­во, бла­го­ра­зу­мие — тех пол­ко­вод­цы, мест­ные во­е­на­чаль­ни­ки, пред­ла­га­ют на­гра­дить, сде­лать при­бли­жен­ны­ми, по­ста­вить в круг при­бли­жен­ных Царя.

Сегодня празднуются, кстати, не только русские святые, еще празднуются афонские и синайские святые. Недавно был установлен такой праздник — тех, кто на Синае подвизался. На Афоне — это агеориты, афониты. Есть такая книга, которая называется «Афонский патерик», туда вписаны все святые, которые подвизались на Афоне. Притом не только наши: мы знаем и греческих святых, которые были канонизированы Элладской Церковью. Но мы еще не всех их канонизировали, в частности, не всех мучеников, пострадавших от турок.

Но сегодня Праздник Русской Православной Церкви. Земля Русская радуется о том, что многие ее сыны оказались достойными, что не только среди людей получили почет, уважение и любовь, были прославлены их имена, но и у Бога. Церковь засвидетельствовала, что эти люди — святы, что они угодники Божии, что они не только служили людям, но и угодили Богу. Что не только суд человеческий, но и Суд Божий определяет их как светильники, которые, как ночью, светят христианам. Как будто Солнце Правды — Христос удаляется, становится незаметным, и остаются одни звездочки. И вот Луна — она символизирует Божью Матерь, а ниже — звездочки святых, ангелов. Они там разные — побольше, поменьше, средние и совсем маленькие.

Еще в древности, в Ветхом Завете, всему человечеству было такое благословение, заповедь — Будьте святы, как Я свят. Господь пришел и сказал так — Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный. Это предел человеческих достоинств, которые стяжают с помощью благодати Божией — святость, совершенство. Или еще: Будьте милосердны, как милосерден Отец ваш Небесный — этому прежде всего учиться надо у Бога, святости, совершенству и потом милосердию. Но также еще и смирению. Господь говорил: Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем. Кротость и смирение.

Мы знаем, что среди нас многие носят имена русских святых. Отец Иоанн (Крестьянкин), когда его спрашивали: «Кто у меня святой?», всегда говорил — Александр Невский, или Кирилл Белозерский, или Геннадий Костромской, то есть называл русских святых. А тех, кто просил благословения уехать и служить в зарубежных странах, он не благословлял, как правило, если только что на Афон. И советовал служить и подвизаться в родном Отечестве, чтобы приносить пользу русскому народу.

И надо вспомнить сегодня новомучеников, исповедников Российских. Мы знаем, что около тысячи двухсот святых было канонизировано до начала революции семнадцатого года, а после нее было канонизировано гораздо больше. За тысячу лет, то есть за девятьсот с небольшим, явилось меньше святых, чем тех, которых явились после революции — новомученики, исповедники, не только исповедники, но и преподобные, которые явили себя защитниками, свидетелями веры. Это говорит о том, что, хотя Русь Святая уже и оказалась недостойной царя и Православия как государственной религии (по одной причине, прежде всего это интеллигенция: с головы рыба гниет), но, тем не менее, народ, святители, монашествующие, священники, — вот они засвидетельствовали, что все же Русь — Святая, и явились в сонм мучеников.

Как-то, находясь в Лавре у Саввы Освященного, я отпросился у старца Серафима, архимандрита, съездить на Гроб, послужить в день памяти Всех русских святых. «У вас что, у русских, много святых, что ли?» — он говорит. — «Ах, да, новомученики! Ну ладно, давай тогда. Новомучеников мы знаем, съезди там, послужи». Вот я съездил, послужил на Гробе, Литургия была, многие из России, с Украины была большая паломническая группа, священников шестьдесят, наверное, архиереи.

Могу сказать, кого почитают в Греции, кого там знают. Все знают Серафима Саровского, даже монастырь в Греции есть под Афинами — преподобного Серафима и блаженного Августина, известный такой монастырь. Один из священников рассказывал, что ему явился преподобный Серафим Саровский и сказал: вот, что же ты, я молюсь за Грецию и за тебя, а ты не молишься. Наш батюшка всегда на литии поминал Серафима Саароф — Серафим Сароф, не Саров. И еще там почитают Ольгу, например. Знают Владимира равноапостольного, Сергия Радонежского, знают Оптинских старцев, Иоанна Кронштадтского, знают произведения епископа Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника. Не все жития и не все творения наших русских святых известны, но многие постепенно входят в обиход. Тем более что понтийские греки, которые здесь жили, приехали туда и там переводили и переводят на греческий язык жития и творения святых отцов наших русских.

Это не так важно — кто и где знает наших святых. Знают, что было огромное количество мучеников, мы до сих пор канонизируем их каждый год, и еще будет много канонизировано, надеюсь. Еще далеко не все канонизированы — только самые известные, выдающиеся, кто подвизался. Начиная с архиереев, священников, диаконов, монашествующих, но всех их больше гораздо, чем мы поминаем.

И Русь не умерла, она доселе дает святых. Канонизированы многие из тех, которые жили не так уж давно: святитель Лука (Войно-Ясенецкий), преподобные Серафим Вырицкий, Кукша, Амфилохий. Были и многие другие подвижники, которые среди нас жили — Иоанн (Крестьянкин), отец Николай Гурьянов, Зиновий — глинский старец, Серафим, Андроник. И многие другие старцы, которых мы знаем и с которыми многие встречались в жизни, несомненно будут канонизированы в недалеком будущем.

Русь Святая объемлет собой гораздо больше святых, чем те, которых мы поминаем. И у Бога есть еще свои, таинственные святые, которых никто знает, только Он, а потом они откроются. Так и в Византии было, и в наше время. Недаром есть такой праздник — всех преподобных, в подвиге просиявших, то есть преподобные известные и неизвестные. То же и новомучеников, когда мы их поминаем в одно из воскресений в конце января — в начале февраля, то там поминаются и все те, кто еще не канонизирован, и мы, может быть, не знаем их имен.

У Бога нет времени, и наши канонизации, которые во времени совершаются, не так важны, как та радость, которую Он Сам видит, которую Он родил и вырастил в тех избранниках, которых мы называем святыми.

Еще раз повторяю, что многие наши друзья, знакомые, здесь присутствующие, имеют своими покровителями русских святых, так что у них сегодня еще один день Небесного покровителя. В прошлое воскресенье у всех был день Небесного покровителя — Всех святых. А в этом — только у тех, у кого русские святые. Мы их память празднуем. Всех поздравляю с памятью русских святых, а тех, у кого покровители русские святые, поздравляю с днем Небесного покровителя.

Все святые, в земле Российской просиявшие, молите Бога о нас!

Сайт «Ветрово»
3 июля 2021

Заметки на полях

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Мир вам!

Новая книга иеромонаха Романа