col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Александр Шадурин. Наша Святая Русь

Александр Шадурин. Свеча Веры

«Разве Святая Русь не может быть личным?». Не предполагал, что мой вопрос в разговоре с Ольгой Надпорожской станет причиной появления новой живописной работы. Впрочем, это не совсем так, и есть ещё одно обстоятельство, побудившее меня взяться за кисти и краски: видимо, пришло время глубже понять — что такое Святая Русь и что же для меня значит Святая Русь?

Как оказалось, поиски собственного пути в творчестве у меня неосознанно были связаны с образом Святой Руси, который, по моему мнению, так ясно виден в живописных полотнах Фёдора Васильева, Исаака Левитана и Михаила Нестерова. Через живопись этих художников учился видеть неброскую красоту родных мест, пытался понять смысл человеческого бытия. А сколько величия и простоты, печали и просветлённости, размышлений о бренности человеческого бытия открывалось мне в их работах, как хотелось проникнуть в тайну их творчества, которой, казалось, было окутано очень важное, быть может, самое важное для меня — то, что подскажет в поисках правильного пути в живописи. Теперь я понимаю, что этой тайной для меня была Святая Русь с её устремлённостью к Богу. Не эта ли устремлённость к Творцу побуждала Исаака Левитана своим ученикам, выезжавшим с ним для занятий живописью на природе, настоятельно советовать: «Ищите Бога. Во всём ищите Бога!»

Возможно, что-то коснулось и меня из Святой Руси, если был потрясён сдержанными впечатлениями редактора сайта «Ветрово» от поездки к Храму Покрова на Нерли и её же несколькими фотографиями Храма на краю безбрежного незастроенного поля.

Никогда не был в тех местах и Храм видел только на фотографиях, где сюжеты кадров выстроены так, что изумляют и восхищают красотой архитектуры, красками природы, покоряют торжественностью и мощью, но фотографии Ольги Сергеевны тронули мою душу своей тихой исповедальностью, неброскостью, незатейливостью сюжета, сердечной болью об ушедшем и настоящем, молитвенной сокрушённостью.
Искушённому, пресыщенному взгляду, взращённому в суете и крикливости «каинитских городов», они, скорее всего, показались бы серыми и однообразными — оттого скучными и слишком простыми. Действительно, что может быть проще бескрайнего осеннего поля, с уходящей вдаль мокрой дорогой, череды тяжелых облаков до горизонта и белокаменного Храма, соединяющего землю и небо?

Но мне во всей этой простоте виделась Святая Простота, и виделась Она уже на холсте в красках как удивительное единение нашего прошлого и настоящего.

А, может быть, Святая Простота это и есть наша Святая Русь? И Святая Русь — это великое множество Храмов, заполненных молящимся людом со свечами в мозолистых руках, и в Храмах подростки не костры жгут, а в молитвах к Богу возжигают свечи. Или Святая Русь — это непосильный труд, скорбь и слёзы, печаль вымирающих деревень, или Она — широкое осеннее поле, с убегающей вдаль дорогой и единственным, чудом сохранившимся на нём летним цветком под холодным необъятным небом… Кто скажет?!

Александр Шадурин
Сайт «Ветрово»
1 декабря 2023

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок