col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Архимандрит Клеопа (Илие). Об исповеди и частоте Причащения

Данная беседа с румынским старцем Клеопой (Илие) посвящена тому, как часто можно причащаться святых Христовых Тайн и что является необходимым условием для Причащения.

Брат: Бла­го­сло­ви­те, пре­по­доб­ный отец на­сто­я­тель!

Ста­рец: Бог да бла­го­сло­вит тебя, брат Ио­анн. Ты при­шел, что­бы мы про­дол­жи­ли про­шлую бе­се­ду?

Брат: Дейст­ви­тель­но, пре­по­доб­ный от­че. И прошу, простите меня, что я так запоздал с приходом. Я не­сколь­ко раз пы­тал­ся во­йти к вам, но ви­дел, что вы все вре­мя за­ня­ты мно­жест­вом дел, и не ре­шал­ся; а се­год­ня мне по­ка­за­лось, что вы сво­бод­нее, и я по­ду­мал, что бы­ло бы удоб­но прий­ти, ес­ли толь­ко я не ошиб­ся.

Старец: Не ошибся, брат Иоанн, потому что сейчас я действительно свободней, и мы можем продолжить, с помощью Божией, разговор, прерванный в прошлый раз. Ну, а теперь о чем ты хочешь спросить?

Брат: Из сказанного вами, преподобный отче, я понял, что обычай причащаться Святых Таин не был одинаковым ни во все времена, ни во всех краях христианского мира. Потому мне хотелось бы теперь попросить вашего совета и узнать ваше мнение о том, как будет лучше причащаться Святых Таин: чаще или реже, и какие условия должен выполнить желающий причаститься?

Старец: Брат Иоанн, часто ли, редко ли будет причащаться кто Святых Таин, но если он не будет стараться причащаться с должным приготовлением и выполняя условия, необходимые в виду этого Таинства, таковой причащается в осуждение себе, а не на пользу.

Так что если у христианина будет жизнь чистая и непорочная до того, что у него не будет ни единого пятнышка на совести (что весьма нелегко), то таковой может причащаться и почаще, даже каждый день, и великую пользу может получать от этого причащения. А если у него не будет чистой жизни и чистой совести, то таковой, даже если он будет причащаться очень редко, всё равно в осуждение себе будет причащаться.

Святой Иоанн Златоуст не хвалит ни тех, кто причащается редко, ни тех, кто причащается часто, а хвалит тех, кто причащается «с невинной совестью, с чистым сердцем и непорочной жизнью». Он говорит так: «Кто таковы, те да приступают всегда, а те, кто не таковы, да не приходят никогда. Почему? Потому что они принимают суд себе, осуждение и муку»[1].

Более того, у него даже есть слова, обличающие тех, кто полагает, будто достойность и недостойность кого-либо принять Святые и Пречистые Тайны связана с большим или меньшим промежутком между причащениями. Послушай, что он говорит: «Удивительно, что ты определяешь достойность приступать к Святым Тайнам не по чистоте совести, а по интервалу времени, и считаешь, будто это благоговение – не причащаться часто, не отдавая себе отчета в том, что причащение с недостоинством пятнает тебя, даже если ты сделаешь это один раз, тогда как причащение в достойном состоянии спасает тебя, даже если оно будет совершаться часто. Дерзость – не причащаться много раз, а причащаться недостойно, даже если кто причастится один раз за всю свою жизнь»[2].

Этот святой отец и великий учитель Церкви и в другом месте укоряет тех, кто имеет обыкновение причащаться Святых Таин только на Крещение Господне и в Великий пост, поскольку считают, что это подходящее время для причащения Святых Таин. Таким образом, объясняя, что такое мнение ошибочно, он говорит им: «Ни Богоявление, ни Четыредесятница не делают нас достойными приступать к Святым Тайнам, но только чистота и непорочность души. С этими качествами, приступай непрестанно, без них же — ни разу»[3].

И Патриарх Анастасий Антиохийский (VI в.), следуя поучениям божественного Златоуста, на вопрос: «Как лучше причащаться, чаще или реже?», – взяв в свидетельство текст из Первого Послания к Коринфянам (11, 28–32)[4], говорит: «Совершенно ясно, что прежде всего нам необходимо очиститься и освободиться от всякого дела вражьего и так приступать к Таинственному Богослужению, чтобы оно не послужило нам на погибель души и тела»[5].

А Вселенский Патриарх Феодосий, который был вынужден вмешаться для примирения монахов Святой Горы Афонской, споривших между собой о редком и частом причащении, в 1772 году дал разъяснения на этот счет, сказав: «Что касается более частого и более редкого приступания к причащению Пречистых Таин, говорю, что не назначено определенного времени, но обязательно необходимо приготовление через покаяние и исповедь»[6].

И Вселенский Патриарх Гавриил, будучи официально извещен письмом правления Святой Горы о недоразумениях и смутах, появляющихся там между практикующими частое причащение и теми, кто отстаивал более редкое с должным приготовлением, издал соборный томос в апреле 1785 года, в котором обращает их внимание на то, что «в том, что касается времени причащения Божественных и Пречистых Таин, признано, что частое причащение полезно, только если оно будет совершаться достойно; а чтобы оно было достойным, обязательно необходимая безупречная чистота сердца нашего. Ибо время причащения, говорит великий отец святой Иоанн Златоуст, определяют не праздник и торжество, но чистая совесть и непорочная жизнь».

И еще далее говорит тот же божественный отец: «Если кто хочет участвовать в этой Жертве, тот должен много дней до этого очищаться через покаяние, молитву, милостыню и размышление о духовном и более не возвращаться [к злу], как пес на свою блевотину. Так что, по святому Иоанну Златоусту и по божественному апостолу, да испытывает себя каждый из нас и так да ест от Хлеба и да пьет из Чаши (см.: 1 Кор. 11:28)»[7].

Впоследствии понадобилось закрепить это в более подробном виде синодальным томосом Патриарха Григория от августа 1807 года, в виду тех двух направлений, которые продолжали сталкиваться в среде этих монахов, из коих «одни говорили, что лучше причащаться часто и без исповеди, тогда как другие говорили, что лучше делать это в определенный срок и без осуждения». Обе стороны не получили, однако, одобрения в решениях Синода, который, как и прежде, подчеркнул, что «причащение Пречистых Таин должно совершаться непременно после испытания каждого верующего, по божественному апостолу, который говорит: да искушает же человек себе… Однако это испытание не может совершаться им самим, но священниками-духовниками, уполномоченными от архиереев церковными грамотами, напутствующими их в том, как нужно исследовать и испытывать глубины сердечные тех, кто исповедуется, их помыслы, дела и обыкновения и как подавать им врачевство, накладывая на них епитимии по правилам святых и богоносных отцов, а после их исправления – дозволять достойным причащаться Святых и Пречистых Таин, как учит и божественный Златоустый отец Церкви…

Итак, каждый верующий… подчиняясь этому порядку, да испытывает себя через своего священника-духовника и так да приступает со страхом Божиим и любовию к Причащению Пречистых и Страшных Таин»[8].

А ввиду тех, кто продолжал подпитывать брожение умов, говоря, будто «существует догмат и неизменное решение Церкви – раз в сорок дней совершать Святое Причащение Пречистых и нетленных Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, – и будто бы неоправдано и непростительно Причащение, совершаемое ранее или позднее сорока дней», издан был наконец синодальный томос от августа 1819 года того же Патриарха Григория, гласящий:

«Будьте уверены и познайте, что благоговеющие должны приступать и причащаться Животворящего Тела за каждой Литургией, для того их призывает священник: “Со страхом Божиим, с верою и любовию приступите”. Но по причине удобопоползновенности и невозможности для человека причащаться каждый день Церковь решила, чтобы каждый приступал к Святому Причастию тогда, когда исповедавшись духовнику своему, он будет найден достойным Божественного Причастия и получит разрешение на то от духовника.

Если, будучи найден виновным, он будет подвергнут епитимии, то в покаянии и слезах прежде да выполнит епитимию, данную ему, а затем, снова придя к духовнику, да примет от него разрешение и так да сподобится Божественного Причащения, для которого не существует никакого определенного срока дней. Но не обязательно должно пройти сначала сорок дней после того, как он приступал к Божественному, ибо это не запрещено и не возбраняется, так что тому, кто хочет и получает согласие своего духовника, как непорочный, ему дозволено причащаться и еженедельно. Касательно этого нет ни постановления, ни правила апостольского[9]».

С решением, приведенным выше, согласуется и свидетельство Митрофана Критопула, который объявляет: «Церковь не причащает всех этого Божественного Таинства как попало и без испытания, но тех, кто готов и подготовлен к этому Причащению».

И «Православное исповедание» Петра Мовилэ ясно научает в ответе на вопрос 107 части 1, что «к принятию Страшных Таин нам нужно готовиться по чину нашей Православной Церкви – чистой исповедью, постом, сокрушением сердца, совершенным примирением со всеми и тому подобным»[10].

А Николай Кавасила, указывая, что тому, кто желает причаститься Святых Таин, очень нужно сначала подготовить себя искренним покаянием, трудами и выполнением епитимии, наложенной духовником, говорит так: «Подобает в поте лица добывать нам этот Хлеб (Святую Евхаристию), который был преломлен за нас и только словесным тварям был предназначен. Ибо сказал Господь, чтобы мы старались о пище пребывающей (см.: Ин. 6:27). Велено было то есть, чтобы мы приступали к этой Вечере не без всякой заботы и ничего не делая, но трудясь»[11].

Итак, вот, брат Иоанн, из сказанного доселе ты четко услышал достаточно свидетельств и пояснений в связи с частым и редким причащением, равно как и условия, которые требуются от того, кто желает причащаться реже или чаще Святых и Пречистых Таин.

Таким образом, как видишь, и поучение святого Иоанна Златоуста, и все прочие поучения, которые ты услышал, ясно указывают, что всякому, кто пожелает причаститься Святых и Пречистых Таин, чаще ли то, реже ли, непременно нужно прежде всего подготовить себя чистым покаянием, исповедью и выполнением епитимии, данной ему его духовником. А если кто не постарается совершить прежде всего надлежащее приготовление к Божественному Причащению, тогда чаще ли он, реже ли будет причащаться Святых Таин, всё в осуждение и муку причащается, как я сказал тебе вначале.

А если и можно говорить о каких-нибудь сроках и временных промежутках, больших или меньших, между причащениями, то эти сроки может назначать только духовный отец, в соответствии с духовным состоянием каждого, от раза к разу, по указаниям священных канонов, церковных правил и по учению Церкви.

Архимандрит Клеопа (Илие)
Перевод с румынского Зинаиды Пейковой
Православие.ru
Arhimandrit Ilie Cleopa. Despre vise şi vedenii şi despre Sfânta Împărtăşanie. Editura Mănăstirea Sihăstria, 2011

[1] Ср.: Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям. Гл. 17. § 4. С. 153; Его же. Слово 9. О том, что не должно пренебрегать Церковью Божией и Святыми Таинствами // Свт. Иоанн Златоуст. Творения: В 12 т. СПб., 1906 (репр.: М., 2004). Т. 12. Кн. 2. С. 544.

[2] Ср.: Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Первое Послание к Тимофею. Беседа 5. § 3 // Свт. Иоанн Златоуст. Творения: В 12 т. СПб., 1905 (репр.: М., 2006). Т. 11. Кн. 2. С. 656.

[3] Ср.: Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Ефесянам. Беседа 3. § 4. С. 29.

[4] Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

[5] Ср.: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, еп. Далматинско-Истрийского [Милаша]: В 2 т. СПб., 1912 (репр.: М., 2001). Т. 2. С. 617. Различные канонические предписания. 7.

[6] Sf. Atanasie de Paros. Istoria Athosului [Св. Афанасий Парийский. История Афона] // Pr. P. Vintilescu. Despre deasa ori rara împărtăşire. Р. 390. Ср.: Еп. Порфирий (Успенский). История Афона: В 2 т. М., 2007. Т. 1. Ч. 3. Гл. 21. С. 912.

[7] Manuel Ghedeon. Kanonikai diataxeis [Мануил Гедеон. Канонические постановления]. Constantinopol, 1888. T. 1. P. 269–270, 272–274 // Pr. P. Vintilescu. Despre deasa ori rara împărtăşire. Р. 399. См.: Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Первое Послание к Коринфянам. Беседа 28. § 1. С. 277.

[8] Manuel Ghedeon. Kanonikai diataxeis. Р. 400.

[9] См.: Там же. См. также: Постановления апостольские. Кн. 7. 26. СПб., 2002. С. 156.

[10] Ср.: Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. С. 72–73.

[11] Ср.: Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе. Кн. 4 // Николай Кавасила. Христос. Церковь. Богородица. М., 2007. С. 100.

Заметки на полях

  • Преподобный Нектарий Оптинский говорил: «Никогда не дерзай причащаться без предварительной исповеди» (из записок Надежды Павлович).

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок