col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Вячеслав Мальцев. Соблазн «розового христианства»

Ем­кий тер­мин «ро­зо­вое хри­сти­ан­ство» не нов. Его ввел еще в кон­це XIX ве­ка Кон­стан­тин Леон­тьев. Этот глу­бо­кий мыс­ли­тель ха­рак­те­ри­зо­вал пред­ре­во­лю­ци­он­ное на­стро­е­ние ин­тел­ли­гент­ских умов сле­ду­ю­щим об­ра­зом: «Страх Бо­жий? Ка­кой там страх? Ведь Бог — это Лю­бовь и толь­ко Лю­бовь». Апо­ло­ге­та «стра­ха Бо­жия» Леон­тье­ва тра­ви­ли… Да­же и не­ко­то­рые пред­ста­ви­те­ли ду­хо­вен­ства не­осно­ва­тель­но узре­ли в за­щи­те стра­ха Бо­жия мра­ко­бе­сие, апо­ло­гию «ужа­са». Од­на­ко, Гос­подь рас­су­дил по-дру­го­му. Оп­тин­ские пре­по­доб­ные бла­го­слов­ля­ли К. Леон­тье­ва на ли­те­ра­тур­ную де­я­тель­ность в ука­зан­ном на­прав­ле­нии, что вы­зва­ло воз­му­ще­ние у Бер­дя­е­ва.

В ста­тье, по­свя­щен­ной па­мя­ти Кон­стан­ти­на Леон­тье­ва, ар­хи­манд­рит Кон­стан­тин (Зай­цев) на­зы­вал «ро­зо­вое хри­сти­ан­ство» «са­мым страш­ным со­блаз­ном, ко­то­рый толь­ко мо­жет быть по­став­лен­ным пе­ред хри­сти­ан­ской со­ве­стью Са­та­ною». Это «со­блазн под­ме­ны под­лин­ной люб­ви хри­сти­ан­ской во всех ее про­яв­ле­ни­ях, вплоть до са­мых выс­ших, — ее са­та­нин­ским сур­ро­га­том».

Во времена Леонтьева «розовое христианство» проявлялось преимущественно в «околоцерковной» интеллигентской среде. Сегодня оно проникло и в Церковь. Сладенькая, душевная концепция: «Бог есть ТОЛЬКО Любовь и ни в коем случае не Судия», — сегодня совершает победное шествие по земному шару.

В основе «розового христианства» лежит спекуляция на существеннейшем свойстве Божием — ЛЮБВИ. Глубочайшим проникновением в это свойство Божие является афористическая формулировка свт. Филарета Московского:

«Любовь Отца — распинающая;
Любовь Сына — распинаемая;
Любовь Святаго Духа — торжествующая силой Крестной».

«Розовое христианство» хочет иметь только торжествующую любовь, торжествующую одним только символом креста. Без самопожертвования, без распинания страстей, без самоотречения, без собственной сопричастности Кресту Господню. Такая легкодоступная, сентиментальная, гуманитарная любовь, в известном смысле тоже духовна, но «живо» творится она не Духом Святым, а противоположным духом.

Жажда «розового христианства» хорошо объясняется нашим падшим состоянием. Мы возлюбили землю, мiр, душу свою в мiре сем, свою земную активность, свою культуру, созданную в этом падшем состоянии. Отсюда возникает желание такой религии, которая уже сегодня давала бы людям любовь, мир, счастье, общение, смех, радости земной жизни.

Паисий Святогорец оценил подоплеку «розового христианства» следующим образом: «Люди хотят грешить и иметь добренького Бога. Такого Бога, чтобы Он нас прощал, а мы продолжали бы грешить. То есть, чтобы мы творили бы все, что хотим, а Он прощал нас, чтобы прощал нас не переставая, а мы дули бы в свою дуду».

И спрос рождает предложение! Потихоньку рождается такое «христианство», в котором главные основы православной веры сокрываются умалчиваниями, а все православие втискивается в профанированное и извращенное до неузнаваемости слово «любовь».

Современное «розовое христианство» имеет следующие характерные признаки:

1. Апология любви при умалчивании о Суде Божием.

2. Адогматизм или абстрактное догматизирование. Разрыв связи догматов и заповедей Божиих. Релятивизм и «плюрализм». Моменты абсолютной истины догматов расплываются: мол, и то правда, и это. Истина понимается только как плюралистический «синтез» различных относительных и частных словесных формулировок.

3. Непонимание и незнание законов духовной жизни. Подмена личного подвижничества интенсивной суетной активностью во внешней сфере.

4. Отказ от всего аскетического и преподобнического церковного опыта, постепенно возводящего человека от земли к небу. И вместо этого — харизматические прорывы сразу на верхние стадии.

В результате святость настоящей, подлинной церковно-христианской любви, кощунственно снижается до уровня гуманитарной гаммы «красивых» человеческих чувств, не нуждающихся ни в страхе Божием, ни в смирении, ни в послушании.

Автор данной заметки не преувеличивает: приходилось многократно собственными ушами слышать, с каким жаром отстаивается многими православными воцерковленными (!) верующими псевдобогословский тезис: «Бог не Судия, а только и только Любовь»! И сегодня все больше народу соблазняется именно этим, привлекательным для нашей «душевности» тезисом, и приходит в Церковь не на подвижничество ради Христа, а купаться в Источнике Любви и вкушать непрерывно сладкие яства на «пиру веры».

Вообще-то, на тему «Бог есть Любовь и никого не наказывает» — было бы интересно подискутировать с обитателями Содома и Гоморры, да вот где они? От сотворения человека до Страшного Суда — Бог Судия. При этом Суд Его недаром называется страшным. Первым актом Суда Божия было изгнание Адама из Рая. Затем, еще в Ветхом Завете: потоп, Содом и Гоморра.

Некоторые полагают, что, если и есть неправомыслие в отношении существенного свойства Божественной любви — правосудности, то оно неопасно. Так ли это? Все догматы имеют и прямые нравственные следствия. А страх Божий, по Писанию, — начало всякой Премудрости. Далее… Какое еще логическое нравственное следствие вытекает из определения «Бог — не Судия, а только и только Любовь»? Любящий принимает любимого таким, как он есть. Зачем меняться?

Мои страсти греховные Бог не судит — Он не Судья. Зачем даже заповеди Божии исполнять? За один мой гимн Богу, как Любви и только Любви, Он меня введет в царство славы.

Проблема «розового христианства» имеет и миссиологический аспект. Некоторые модернистские проповедники придерживаются мнения, что для оглашения и в миссионерских целях годится все, а уж без «розовой» апологии любви (с умолчанием о Суде) — никуда. Откуда это пришло? То правда, что апостол писал: Я питал вас молоком, а не твердою пищею… (1 Кор. 3:2) Но является ли «розовое христианство» доброкачественной «молочной» пищей, питаясь которой христианский «младенец» возрастает и приучается к пище «твердой»? Трудно в это поверить!

Приведем некоторые актуальные и сегодня мысли Константина Николаевича Леонтьева о «розовом христианстве».

«Гуманитарное лжехристианство с одним безсмысленным всепрощением своим, со своим космополитизмом, — без ясного догмата, с проповедью любви без проповеди “страха Божия и веры”; без обрядов, живописующих нам самую суть правильного учения… — такое христианство есть все та же революция, сколько ни источай она меду. При таком христианстве ни воевать нельзя, ни государством править; и Богу молиться незачем… Такое христианство может только ускорить всеразрушение. Оно и в кротости своей преступно…

Добровольное уничижение о Господе лучше и вернее для спасения, чем эта гордая и невозможная протекция отеческого незлобия и ежеминутной елейности… И в монашеских общежитиях опытные старцы не очень-то позволяют увлекаться горячей любовью, а прежде всего учат послушанию, самопринуждению, прощению обид…

Доброта, прощение, милосердие, любовь… Они взяли только одну сторону Евангельского учения и зовут ее существенной стороной. Но аскетизм и суровость они забыли? Но на гневных и строгих Божественных словах они не останавливались?»

Архимандрит Константин (Зайцев) писал:

«Да, когда кончится мировая история и останется только Бог и в Нем те, кого допустит в Лоно Божие Высшая Правда и Безконечное Милосердие, — тогда останется только Любовь, а все иное упразднится: упразднятся даже наши высшие христианские добродетели Веры и Надежды, ибо останутся без предмета в условиях реализации Царства Божия… Дело идет о соблазне подмены благоговейно-трепетного, бодрственного и трезвенного ожидания Страшного Суда, как преддверия Царства Славы, уготованного человеку от века Промыслом Господним… — подмены этого постоянного ожидания, которое должно составлять некий абсолютный фон всякого человеческого дерзания, напоминая человеку о непереходимой пропасти, лежащий между небом и землей, — чем-то принципиально иным… Настоящая, подлинная, церковно-христианская (а не “розовая” сентиментальная, гуманитарная) любовь — есть целая лестница духовного восхождения».

В заключении хочется привести размышления на эту темы современного тверского батюшки о. Георгия Белодурова:

«В том, что Бог любит человека — нет сомнения, ибо так возлюбил нас Господь, что предал на пропятие Сына Своего Единственного. Но как тогда толковать известные всем слова “Кого люблю, того и наказываю”, которые тоже выражают Божественную Любовь к человеку? А разве Промысл Божий — не Суд? Разве каждый день посылаемые нам с вами болезни и радости, не есть ли форма проявления определенного Суда, когда нам то для тренировки терпения подается скорбь, то для испытания памяти о Боге, и нашей способности благодарить Бога, дается радость?

Нет сомнения и в том, что все люди подлежат и другому Его Суду — строгому! И это не просто “полезный психологический аутотренинг”, — дескать ходи так, как будто ты ходишь под строгим взглядом Создателя, и это будет полезно для твоей души. Полезно-то, оно полезно, но Церковь не учит лжи, и то, что мы будем судимы, и что зерна будут отделены от плевел, и кто-то войдет в радость Господа своего, а кому-то уготован плач и скрежет зубов — все это истина, а не часть аутотренинга.

Но неужели Суд Божий будет без Любви? Не верю. Но как врачи отделяют больных от здоровых, чтобы не заразились все, так видимо и Суд будет Божий. А если все войдут в Царствие Божие, добрые и злые, щедрые и жадные, милостивые и жестокие? Там, в Царствии Божием — без Любви нельзя. Там без этого — как здесь без воздуха. И кто не научится любить без зависти к ближнему, тому будет мучительно больно, что он не обличен славой, он будет испытывать физическую муку от нахождения в Свете Божественной Любви.

Не помню, кто из святых сказал, что ад — это невозможность любить. Я согласен с этим, хотя муки ада будут иметь и другие формы, в том числе и описанные в мытарствах Феодоры. Да, нам нужно констатировать, что в современном сознании есть некоторые психологические препоны к пониманию и принятию таких благотворных и спасительных представлений, как Суд Божий или Страх Божий (к ним можно присоединить и Смирение). Зачастую мнимое прекраснодушие не дает человеку понять, как такое чувство, как Страх может быть достоинством его души. Непонятным становится и то, как Источник Милосердия может творить строгий Суд. Но тем и отличается благодатная жизнь в Церкви, что она постепенно возводит ум к пониманию этих необычных для мирского сознания понятий».

Вячеслав Мальцев
Журнал «Благодатный огонь»

Заметки на полях

  • Какая замечательная и полезная статья! Подписываюсь под каждым словом. Как хочется нам быть и верующими, и одновременно жить, как хочется: одеваться, развлекаться.»сообразуясь веку сему»,миру сему. «Сложно выстоять в современном мире, да и слаб современный человек,»- часто слышим мы. Слава Богу, не перевелись еще светильники на Руси, которые указывают нам путь ко Спасению:»Настоящая, подлинная, церковно — христианская любовь — есть целая лестница духовного восхождения». .Другое дело, что это очень сложный путь и идут им настоящие, а не жутковерующие. К кому отнесем себя? Успеть бы стать настоящими.

  • С трудом дочитал до середины, простите.

  • Наверное, проявление «розового христианства» происходит от непонимания сущности истинного христианства.
    «… Автор данной заметки не преувеличивает: приходилось многократно собственными ушами слышать, с каким жаром отстаивается многими православными воцерковленными (!) верующими псевдобогословский тезис: «Бог не Судия, а только и только Любовь»! И сегодня все больше народу соблазняется именно этим, привлекательным для нашей «душевности» тезисом, и приходит в Церковь не на подвижничество ради Христа…»
    Думается, что только понимание, что христианство есть постоянное подвижничество ради Христа, может с Божией помощью дать силы на борьбу с самим собой и терпение во всех складывающихся жизненных ситуациях.
    Вот как пишет автор книги «На крыльях веры»о предстоящих судьбах последних времён:
    «…Несомненно, что последняя всемирная проповедь Евангелия будет столь же обильна мучениками, как и первая в первых веках христианства. Чем ближе к концу времен, тем число жертв за Христа больше. Тем не менее, от века предопределенное число их все еще будет ждать дополнения, которое совершится только перед самой кончиной мира. Царство Божие , умаленное падением духов, восполнится земнородными в том же несметном числе, в каком свергнуты с неба последователи денницы. Значит, конец близок, ибо Писание благовествует.
    И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его. Это знаменует одушевленный Божий кивот, Пречистую Деву Богородицу, являющуюся везде и всегда, Предстательницей за род человеческий в тяжкие периоды времен, особенно же пред самым концом времени. Она является с ходатайством да помилует создание Свое Сын Ея и Господь, не до конца прогневается, но да проявит в карах здешней жизни облегчение будущих мук.
    Все же те, которые сохранят в то время верность истинному Богу, сотворившему небо и землю, будут восхищены к Богу и Престолу Его чрез мучительство…»
    Схиархимандрит Пантелеимон (Агриков)
    По-видимому, в укрепление веры православных Украины изобразился образ Богородицы на стекле Её иконы в трудный период их жизни.

  • Нижний Новгород

    Если верить труду В.М.Острецова «Масонство, культура и русская история», то бОльшую часть «интеллигентских умов» еще в XIX веке занимали идеи, далекие от христианства. С изумлением прочла у этого автора, что даже митрополит Филарет Московский состоял в масонской ложе. Возможно ли такое? Ведь речь идёт не о рядовом священнике или даже архипастыре, а о святителе (!).

  • МО

    Это правда, уважаемая Людмила Николаевна. Святитель Филарет (Дроздов) состоял в масонской ложе, но об этом не принято говорить на телеканале «Спас» и иных православных ресурсах. Читаете Острецова? Это похвально.

  • Санкт-Петербург

    о. Георгий и Людмила Николаевна, как вы находите тот факт, что он святитель? Расканонизируете его?)

  • МО

    Вопросы канонизация и деканонизации не мы с Людмилой Николаевной решаем. Святитель Филарет почивает мощами в Храме Христа Спасителя, я к ним всегда прикладываюсь, когда бываю там.

  • Нижний Новгород

    Спасибо за ответ, отец Георгий. Анна, я отношусь к факту канонизации масона с большим удивлением, так как то, что прочла о них, не сочетается с Православием. Для меня святитель-масон примерно то же самое, что православный буддист (если не хуже). Хоть как-то примирить в своём сознании эти два факта (масонство и святость) могу только, предположив, что митрополит Филарет стал масоном по недоразумению, чисто формально и это никак не отразилось ни на его мировоззрении, ни на его жизни и деятельности.

  • «При таком христианстве ни воевать нельзя, ни государством править» Так в этом и суть дорогой автор. Если вам хочется воевать и править ,то христианство не для вас.

  • “Вообще-то, на тему «Бог есть Любовь и никого не наказывает» — было бы интересно подискутировать с обитателями Содома и Гоморры, да вот где они? От сотворения человека до Страшного Суда — Бог Судия. При этом Суд Его недаром называется страшным. Первым актом Суда Божия было изгнание Адама из Рая. Затем, еще в Ветхом Завете: потоп, Содом и Гоморра.”
    Скажите пожалуйста, разве в ветхом завете есть христиане?
    Разве не дал Бог нам нового завета?
    Как вы вообще представляете чтобы любовь могла наказать?
    Наказать вас может только ваша нежелание любить

  • Наказать любовь может очень просто: когда родители шлёпают ребёнка. А когда они с улыбкой проходят мимо его безобразий, это не любовь.

  • Когда шлепают это не любовь это дрессировка. А детей надо любить а не дрессировать. Может и войн меньше станет.

  • Важные замечания: происходит неприметное умалчание о Суде Божием… отказ от всего аскетического и преподобнического церковного опыта, постепенно возводящего человека от земли к небу… а надёжнее во временной жизни земного пребывания добровольное уничижение о Господе лучше и вернее для спасения (души). Вячеслав Мальцев. Соблазн «розового христианства» (страничка Ветрово (28.02.2022).

  • Барнаул

    Война придет и не спросит. Но в настоящее время к сожалению нет у нас выбора между Миром и Войной. У нас выбор между Войной на Донбассе и спецоперацией по завершению войны. Но если она затянется, то будет очень печально.

    Пацифисты современные вовсе таковыми не являются. Просто хотят быть белыми и пушистыми. Мы все наказаны за равнодушие к жертвам Донбасса. Всех нас коснется. Особенно кто равнодушен, кто не хочет видеть дальше собственного носа, кто не хочет страдать..

    Многие молятся о погибших, волонтеры собирают гумманитарную помощь, просто переживают без оценки ситуации, молятся о России. Помоги нам, Господи, отработать все трудности. Достойное по делам нашим приемлем..

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок