Гостем одного из выпусков телепередачи «Познер» стал Алексей Архипович Леонов – дважды Герой Советского Союза, первый человек, вышедший в открытый космос. Отвечая на вопрос об отношении к Православной Церкви, Алексей Леонов процитировал стихотворение иеромонаха Романа «Без Бога нация – толпа…», приписав его авторство другому священнику. Но, как нам кажется, важно не то, что космонавт допустил ошибку, а то, в каком контексте он прочитал это стихотворение.
– Я каждый год езжу в Сиблаг, в Сибирь, туда, где сидел мой отец… В Мариинске губернатор с семьей, хоть он сам мусульманин, поставил часовню. Прекрасную часовню, в память об убиенных. Сиблаг — это лагерь для политзаключенных, до восемнадцатого года там никого не расстреливали. А вот с восемнадцатого по пятьдесят четвертый там расстреляли порядка двухсот тысяч человек, и где они похоронены – никто не знает. Но как это выглядит! Стоят нары, расстрельное место с дырами от пуль, тачки, висит болт и рельс: ударяя в него, людей поднимали, распорядок дня утверждали. Каждый теперь может прийти, ударить в этот рельс, сказать: «Я здесь был, я знаю о вас!» (Речь идет о мемориале, установленном рядом с часовней. – Прим. ред.)
Смотрите, какие слова я там прочитал – отца Владимира, которого тоже там расстреляли:
Объединённая пороком.
Или глуха, или слепа,
Иль, что ещё страшней, жестока.
И пусть на трон взойдёт любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Вот это – истинные слова расстрелянного человека.
Передача «Познер», 17.04.2017 г.
Как набат прозвучали отца Романа слова:
«Без Бога нация- толпа»!
И где их цитируют-неважно,
Лишь бы смысл услышали сердца.
Упокой, Господи, душу раба твоего Алексея, и прости ему вся прегрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие небесное! Такого поколения людей уже не будет(
Стих о. Романа по смыслу замечательный. Но я хотел бы о другом. Термин «нация» появился в 19 веке. Это размытое на сей день определение. Правда есть такое вот, конкретное «нация — это государство». Ранее использовался термин «народ». Но ведь можно сказать «русский народ», «народ на улице или в магазине» и т.д. В последнее время, точнее в 1920-х годах русский учёный С.М. Широкогоров ввёл в обращение термин «этнос». Он более строгий в научном отношении, прижился в ново/старой науке этнологии. Конечно, «нация» обще употребителен, красиво и хлёстко звучит (особенно в стихе). Хотя и не соответствует.
Второе, и до того, как люди узнали о Боге (евреи в частности) государства и народы в качестве «наций» существовали. В Египте, Китае, та же Римская империя, другие. То есть, этногенетическая и социально-экономическая организация человеческих сообществ была. Она есть и сегодня. Индия и Китай, индийская и китайская нация существуют без Бога в душе. Являются ли они «толпой»? Как в этногенетическом, так и в социально-экономическом плане они организованы достаточно хорошо. Пороки там не приветствуются. Для индийцев и китайцев важны общечеловеческие ценности, семья. Эти образования (в этнологическом понимании то, что мы называем «китайцы» — это суперэтнос, состоящий из ведущего и титульного этноса хань и ещё 50-ти других этносов; индийцы — это индийский суперэтнос с ведущим и претендующим на титульность этносом хиндустани и несколькими десятками других. Разница их в том, что китайцы на последнем витке развития, и индийцы только входят во вкус.
Третье. На «троне» бывают всякие. И те, кто умеет поговорить (вроде Троцкого и Ленина), и те, кто умеет много делать полезного (государи Российские от Иоанна Васильевича до Николая Второго Александровича). Был ли «советский народ» или «нация» толпой, отлучаемый от Бога? Ведь «толпа» — это «Толпа́ (скопище, сборище, сходбище, толкотня) — большое скопление, множество сошедшихся вместе людей, а также самая случайная связь людей, объединенных в данном пространстве чисто временным, преходящим интересом.» Но в любом из приведённых примеров мы видим этногенетическую и социально-экономическую организацию. Как и у всех других.
В конце 80-х начале 90-х в среде православных постоянно слушали и обсуждали песни о. Романа. Это было, как напиться чистой ключевой водицы.
В 1991 г. я получил указ быть настоятелем Знаменской церкви села Захарьино. Это в Московской области близ жд станции Щербинка. И хотя это в 8 км за МКАД к Подольск, территория считалась Москвой.
Космонавт Алексей Леонов продвигал свой проект филиала МВТУ им. Н. Э. Баумана на этой замле около с. Захарьино. Это началось в 1990 г. Уже была сделана планировка территории. Чертежи я держал в своих руках. Милостью Божией ГКЧП и развал Союза помешал осуществлению этого проекта. Главная идея А. Леонова заключалась в том, что он хотел в центре университетского комплекса воздвигнуть круглый со шпилем «храм ВСЕХ РЕЛИГИЙ», со множеством входов для каждой. Такова была вера и религиозность космонавта Леонова. Тогда этого Бог не пропустил.
«Главная идея А. Леонова заключалась в том, что он хотел в центре университетского комплекса воздвигнуть круглый со шпилем «храм ВСЕХ РЕЛИГИЙ», со множеством входов для каждой».
Отче Сергие, это и есть те общечеловеческие ценности, которыми читателей Ветрово.ру целый год пичкал прежде Вас выступивший оратор по имени Владимир Иванович.
Владимир Иванович: «и до того, как люди узнали о Боге (евреи в частности) государства и народы в качестве «наций» существовали».
Г.С.: Вот откуда он это взял? Какой аггел или какой учёный вложили ему эту мысль в голову? А ведь он в храм ходит, участвует в Церковных Таинствах, и наверняка знает, что Адам создан Богом, и что, стало быть, такого времени — «до того как люди узнали о Боге» — не может быть в принципе.
Владимир Иванович: «Для индийцев и китайцев важны общечеловеческие ценности, семья».
Г.С.: Ну да, и для такого проповедника общечеловеческих ценностей, каким выступил на советской земле М.С. Горбачёв, была важна семья. Про него в «Брате-2» хорошо сказано. Фильм гадкий, а фраза хорошая. Её произнёс в ответ на слова Данилы «я люблю Родину» таксист: «Где твоя родина, сынок? Продал её Горбачёв, чтобы тусоваться красиво».
Это всё проявление масонской мешанины в головах как у Владимира Ивановича, так у президента Горбачёва и космонавта Леонова, когда даже ничего не зная о масонстве, но не имея внутреннего духовного стержня, можно быть невольным исповедником учения каменщиков. Об этой идейной путанице, замешанной в головах многих людей, В.М. Острецов пишет так: «Такое совмещение понятий (которое, например, сквозит в выражении «общечеловеческие ценности». — Г.С.) есть проявление масонства и присущего ему экуменизма, желания смешать вещи святые и божественные с вещами мiрскими по рецептам герметической философии — то, что вверху, подобно тому, что есть внизу».