col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Протоиерей Александр Шаргунов. Мир непрестанно молится: «Молю Тя, имей мя отречена!»

Проповедь в Неделю двадцать девятую по Пятидесятнице

Сказал Господь такую притчу: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Евангелие от Луки, 14: 16-24

За две недели до Рождества Христова в Церкви читается Евангелие о званных на пир.

Один человек сделал большой ужин и звал многих. В Ветхом Завете есть один образ, связанный с сегодняшним Евангелием. Он говорит о том, что будущее человечества, пребывающего с Богом, есть трапеза вечная. Об этом возвещает пророк Исаия, когда зовет всех жаждущих придти и почерпнуть воду бессмертия, и говорит о пище, которой все должны насытиться (Ис. 55: 1–2). А псалмопевец напоминает каждому из нас, когда мы готовимся ко Святому Причащению, что Господь уготовал трапезу сопротив стужающих мне, умастил главу мою елеем и чаша моя упоявающая яко державна (Пс. 22: 5). И подобно тому, как Премудрость, которая построила себе дом и зовет всех проходящих мимо людей вкусить хлеба и вина, так Церковь Божия зовет всех людей приобщиться трапезе, где хлеб и вино не просто образы того, что совершится, но реальная Божественная жизнь, которой мы уже сейчас приобщаемся, а самое главное – обещание лучшего, то есть пребывания с Богом, которое не кончится никогда.

В притче Хозяин этого пира – Бог, приглашенные на пир – иудеи. В течение всей истории Ветхого Завета они жили ожиданием дня, когда придет к ним Бог, Мессия. И когда Он пришел, они отвергли Его приглашение. Как это могло случиться, что это за потрясающее явление? Вся история, долгие века – путь к Мессии, а завершение пути – Его отвержение. Почему Иерусалим не узнал времени посещения своего?

Этот пир, то есть Царство Божие, отвергнут иудеями по вполне уважительным причинам. Один человек говорит, что он купил поле и ему надо хорошенько его осмотреть. Другой – что купил пять пар волов и ему надо испытать их. Третий еще убедительнее – что женился. У всех нашлись дела, и очень важные – все нужное, все полезное, все замечательное. Люди предпочли свое земное, естественное, понятное всем, – всему остальному. Но люди эти, говорит Господь, вовек не вкусят Царствия Божия. Они оказались только зваными, но отвергнутыми Господом, потому что не отозвались на то, что Господь совершил для человека.

Эта притча – о тайне числа 666. Блаженный Августин говорит, что мир был сотворен совершенным – «все добро зело» – в шесть дней. Но освятился он только в седьмой день, когда Бог почил от трудов Своих и как бы пригласил человека, и вместе с ним все творение, войти в радость Господа Своего, в дом Божий. Число 6 – совершенство само по себе. Совершенство природы – поле, совершенство творчества и труда – волы, совершенство любви, то есть высшего добра, – соединение двух жизней в одну в браке. Все получено от Бога, но еще не освящено седьмым днем, который есть пир Господень. Это совершенство без Бога, тройное самосовершенство – и есть число 666. В нем заложено разрушение всей Земли, обессмысливание всякого труда и разделение всех. Очень тонко и почти незаметно происходит эта подмена тайны Рождества Христова, благочестия великой тайны: Бог явился во плоти (1 Тим. 3: 16) – тайной беззакония, которая есть антихрист.

У одного человека собственным полем его заполняются все дни с утра до вечера, так что некогда в Церковь пойти и некогда помолиться. Другой так захвачен вдохновением земного труда, что для Бога в сердце не остается места. Третий веселится на пиру земной любви, и никакого другого пира он знать не желает.

Так хотела бы Церковь подарить хозяину поля цветок, сорванный с небесных полей, который столь веселит сердце человека, как свидетельствует святой Димитрий Ростовский, что если бы человек смотрел на него, то не хотел бы ни есть и ни пить, и не ощущал никакого страдания! И этот цветок не увядает и цветет вечно. И владельца волов просит в этот день остановиться, на небо взглянуть, размышляя о Вифлеемской звезде, и выпрячь волов: и волы желают придти к яслям Богомладенца. И вступившему в брак говорит: нет ничего прекраснее дома и семьи. Чтобы полюбить по-настоящему хотя бы одного человека, надо иметь сердце, способное любить, но только у Бога можно научиться подлинной человеческой любви.

Самое великое счастье может коснуться человеческой жизни, если отправиться в путь туда, где Господь. Но когда отвергается этот зов, сладость греха, услаждение диавола о гибели чьей-то души уже присутствуют и в невинных как будто дарах, потому что они отделены от Бога. Так двоится в сознании слово «мир»: сотворенное Богом чудо становится местом, где «похоть плоти, похоть очей». Обладание без любви, как говорят святые отцы, и есть похоть. Так совершается измена Господу: богатство и сластолюбие становятся дороже славы Господней даже для тех, кто знал эту славу, как Соломон. И подобно Гадаринцам, умолявшим Господа отойти от пределов их, мир непрестанно молится страшной молитвой. Это молитва о лишении его Царства Божия. Каждый по-своему, но все, как бы сговорившись, твердят: «Молю Тя, имей мя отречена!» От чего отречена? От Царства Божия.

Кто-нибудь скажет, что по-русски это место звучит несколько иначе. Дело не в особенностях славянского языка. Молитва – это когда человек глубиною сердца своего лелеет самое дорогое для себя, бесконечно драгоценное. Потому-то апостол Павел корень всех зол – сребролюбие – называет идолопоклонством (Кол. 3: 5). Отдача этому греху происходит на уровне молитвы, только обращена эта молитва не к любящему человека Богу, а к диаволу, человекоубийце.

Неидущие на пир Господень, как говорит блаженный владыка Иоанн Максимович, неизбежно идут на пир Иродов, где совершается убийство величайшего праведника. Оттого, что дом Отца Небесного превращается в дом торговли и богоизбранный народ поклоняется золотому тельцу, «осанна» Иерусалима, встречающего своего Мессию, сменяется осатаневшим «распни, распни Его».

Обратим внимание, что дальше говорит Господь в притче. Господин посылает своего слугу, чтобы он звал на торжество, как сказано, «увечных, хромых и слепых». Да, конечно, если народ Израильский считал себя единственно достойным народом, то все остальные народы и были хромые, и слепые, и убогие. И наш народ ради отвержения Израиля оказался званым. Нас искал Господь по улицам и переулкам, по дорогам и изгородям, и суть праздника сегодняшнего в том, что весь Израиль, как говорит апостол Павел, спасется. Весь Израиль – это остаток Израиля и все языческие народы, которых убедили вестники Господа придти к Нему.

И вот мы присутствуем на этом пиру в Церкви Божией. И все мы убогие, и хромые, и бедные, и слепые. И оттого, что мы приходим на этот пир, оттого что Бог дает нам радость новой жизни, благодать Духа Святаго, купленную ценой Крови Его, мы начинаем ходить и скакать от радости, когда получаем это исцеление. Мы обретаем богатство, которое никто от нас никогда не отнимет. Мы начинаем видеть глубину всех вещей – всего, что совершается в мире, в истории, в судьбе каждого человека.

Протоиерей Александр Шаргунов
Из книги «Евангелие дня» (СПб.-М.: Отчий дом, 2018)

Заметки на полях

  • Помним. «Не будь привязан к данной тебе на время красоте, чтобы не предстать пред Богом лишенным всякой красоты» (прп. Ефрем Сирин).

  • Волгоградская область

    Спаси Господи, очень хорошая статья

  • Санкт-Петербург

    Прошу прощения, но мне статья показалась мудренной и не совсем я ее понял и не совсем согласен. Как говорит наш знакомый: баба Яга против). Прошу ещё раз прощения. Вот к примеру в статье сказанно, что иудеи ждали Мессию, но не узнал Иерусалим, час посещения его, так как все были заняты своими делами. Но, мне кажется это не совсем корректно, люди в те времена были верующими и не ставили свои дела важнее встречи с Мессией, а отвергли так как не поверили, что это Он.
    Далее говорится о числе 666 и что это тройное совершенно, только без Бога. Но что есть Ад? На сколько я понимаю это отсутствие Бога! Как же может быть совершенным, то что без Бога?!
    Про Рождество Христово говорится, что происходит подмена, тайной беззакония, который есть антихрист. Но, от того, что кто то не пойдет в храм и будет грешить или ещё, что делать, Рождество Христово, останется Рождеством Христовым! Да, конечно, мы каждый миг делаем свой выбор с кем мы, куда идём или узким, тернистым путём к Богу или широкой дорогой к погибели. И это постоянная борьба, с рождения, до самой нашей смерти. Но, кто может сказать про себя: я иду правильным путём, узкой дорогой на встречу с Богом?! Не знаю таких.
    И мы простые люди миряне ориентируемся на старцев, но я не читал о том, что они скачут от радости, а читал о том, что от них исходил мир, любовь и сострадание, и благодаря этому многие грешники начинали, другую новую жизнь, в которой для них путеводной звездой становилась звезда Рождества Христова!
    Спаси Господи!

  • Андрей (27.12.2021 в 14:16). Санкт-Петербург. «… мне статья показалась мудренной… люди в те времена были верующими». Понимаем для себя, что это проповедь (особое слово) священнослужителя, но не статья. Далее: не все люди бывают по-настоящему верующими не в те, ни в другие времена. … «Как же может быть совершенным, то что без Бога?!» И бывает предначальное совершенство, которое предназначено для дальнейшего совершенства. … «… каждый миг делаем свой выбор с кем мы, куда идём или узким, тернистым путём к Богу или широкой дорогой к погибели. И это постоянная борьба, с рождения, до самой нашей смерти» (добре рассудил!). … «… кто может сказать про себя: я иду правильным путём, узкой дорогой на встречу с Богом?! Не знаю таких». «Знай себя, и будет с тебя!» … «грешники начинали, другую новую жизнь, в которой для них путеводной звездой становилась звезда Рождества Христова!» (также сказано добре!).

  • Санкт-Петербург

    Благодарю Вас Петр, спасибо за справедливые замечания!

  • Андрей (01.01.2022 в 02:27). Санкт-Петербург. Благодарю Вас пред Богом за добрейшие рассуждения для нашего времени: «… каждый миг делаем свой выбор с кем мы, куда идём или узким, тернистым путём к Богу или широкой дорогой к погибели. И это постоянная борьба, с рождения, до самой нашей смерти». … «грешники начинали, другую новую жизнь, в которой для них путеводной звездой становилась звезда Рождества Христова!»

  • Тотьма

    Спасибо отцу Александру за статью и Ольге Сергеевне за публикацию. Слава Богу за все.

  • Петр (Божьим усмотрением старчик-священник в уединении при тяжести болезни):

    И знаем, что «много званых, но мало избранных» (Лк.14: 16-24). … Помним. «Не будь привязан к данной тебе на время красоте, чтобы не предстать пред Богом лишенным всякой красоты» (прп. Ефрем Сирин). … «…мир был сотворен совершенным – «все добро зело» – в шесть дней. Но освятился он только в седьмой день, когда Бог почил от трудов Своих и как бы пригласил человека, и вместе с ним все творение, войти в радость Господа Своего, в дом Божий».

  • Армения, Ванадзор

    Спаси Бог!
    Спаси Господи, отец Александр!

  • Самара

    Кого Бог захочет спасти, того и спасет. Можно и в храме, как думается на Брачном Пире быть, а сердцем быть на новогодней ёлке или на пляже; так же и иудеи «ошиблись» своим плотским мудрованием, ждали Мессию, а желали царя земного, ходили в храм,а служили идолам.Нам же остаётся: до конца хранить верность Православиюи уповать на милость Божию, не повторяя ошибок и благодарить.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок