col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Житие преподобного Иосифа Песнописца

17 апреля — день памяти святого

Пре­­по­­доб­­ный Ио­сиф Пес­­но­­пи­­сец ро­­дил­­ся в Си­­ци­­лии в бла­­го­­че­с­ти­­вой хри­с­ти­­ан­с­кой се­мье. Ро­­ди­­те­­ли его, Пло­­тин и Ага­­фия, спа­­са­­ясь от вар­­вар­с­ко­­го на­­ше­ст­вия, пе­­ре­­се­­ли­­лись в Пе­­ло­­пон­­нес. В воз­­рас­те 15 лет свя­­той Ио­сиф ушел в Фес­­са­­ло­­ни­­ки и п­­сту­­пил в мо­­на­с­тырь. Он от­­ли­­чал­­ся бла­­го­­че­с­ти­­ем, тру­­до­­лю­­би­­ем, кро­­то­стью и поль­­зо­­вал­­ся лю­­бо­вью всей бра­­тии оби­­те­­ли. Впо­­след­ст­вии пре­­по­­доб­­ный был по­­свя­­щен в сан пре­­сви­­те­­ра.

Пре­­по­­доб­­ный Гри­­го­­рий Де­­ка­­по­­лит (па­­мять 20 но­­яб­­ря) по­­се­­тил мо­­на­с­тырь и за­­ме­­тил мо­­ло­­до­­го ино­­ка. Он взял его с со­­бой в Кон­с­тан­­ти­­но­­поль и по­­се­­лил­­ся с ним вме­с­те при церк­­ви свя­­тых му­­че­­ни­­ков Сер­­гия и Вак­­ха. Это бы­­ло в цар­ст­во­­ва­­ние и­­пе­­ра­­то­­ра Льва Ар­­мя­­ни­­на (813–820) – вре­­мя же­с­то­­ких ико­но­­бор­­че­с­ких го­­не­­ний. Пре­­по­­доб­­ные Гри­­го­­рий и Ио­сиф бе­­бо­­яз­­нен­­но от­­ста­­и­­ва­­ли по­­чи­­та­­ние свя­­тых икон. Они про­­по­­ве­­до­­ва­­ли на пло­­ща­­дях го­­ро­­да, по­­се­ща­­ли до­­ма пра­во­­слав­­ных, ут­вер­ж­дая их про­­тив ере­ти­­ков. По­­ло­­же­­ние Кон­­стан­­ти­­но­­поль­с­кой Церк­­ви бы­­ло край­не тя­­же­­лое: не толь­­ко им­­пе­­ра­­тор, но и пат­­ри­­арх бы­­ли ико­­но­­бор­­ца­­ми.

В то вре­мя рим­ские епи­ско­пы бы­ли в един­стве со Все­лен­ской Цер­ко­вью, и па­па Лев III, непод­власт­ный ви­зан­тий­ско­му им­пе­ра­то­ру, мог бы ока­зать боль­шую по­мощь пра­во­слав­ным. Пра­во­слав­ные ино­ки из­бра­ли по­слан­ни­ком к па­пе пре­по­доб­но­го Иоси­фа как наи­бо­лее стой­ко­го и крас­но­ре­чи­во­го. Пре­по­доб­ный Гри­го­рий бла­го­сло­вил его ехать в Рим и из­ве­стить о по­ло­же­нии Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви и опас­но­сти, гро­зя­щей Пра­во­сла­вию.

Во вре­мя пу­те­ше­ствия пре­по­доб­ный Иосиф был схва­чен раз­бой­ни­ка­ми-ара­ба­ми, под­куп­лен­ны­ми ико­но­бор­ца­ми, и от­прав­лен на ост­ров Крит. Там они пе­ре­да­ли его ико­но­бор­цам. Пре­по­доб­ный Иосиф был за­клю­чен в тем­ни­цу. Му­же­ствен­но пе­ре­но­ся все ли­ше­ния, он под­дер­жи­вал и дру­гих уз­ни­ков. По мо­лит­вам пре­по­доб­но­го один пра­во­слав­ный епи­скоп, на­чав­ший бы­ло ко­ле­бать­ся, на­столь­ко укре­пил­ся ду­хом, что му­же­ствен­но при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.

Шесть лет про­вел пре­по­доб­ный Иосиф в тем­ни­це. В Рож­де­ствен­скую ночь 820 го­да он удо­сто­ил­ся ви­де­ния свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Мир­ли­кий­ско­го, ко­то­рый из­ве­стил его о смер­ти го­ни­те­ля-ико­но­бор­ца Льва Ар­мя­ни­на и о пре­кра­ще­нии го­не­ний на свя­тые ико­ны. Свя­ти­тель дал пре­по­доб­но­му сви­ток и ска­зал: «При­ми этот сви­ток и съешь его». В свит­ке бы­ло на­пи­са­но: «Уско­ри, Щед­рый, и пот­щи­ся яко Ми­ло­стив на по­мощь на­шу, яко мо­же­ши, хо­тяй». Пре­по­доб­ный про­чи­тал сви­ток, съел его и ска­зал: Коль слад­ка гор­та­ни мо­е­му сло­ве­са сия (Пс.118:103). Свя­ти­тель Ни­ко­лай
в­елел ему про­петь эти сло­ва. По­сле это­го око­вы са­ми спа­ли с пре­по­доб­но­го, две­ри тем­ни­цы от­во­ри­лись, и он сво­бод­но вы­шел из нее и был вос­хи­щен на воз­дух и по­став­лен близ Кон­стан­ти­но­по­ля на боль­шой до­ро­ге, ве­ду­щей в го­род. В Кон­стан­ти­но­по­ле пре­по­доб­ный Иосиф уже не за­стал в жи­вых пре­по­доб­но­го Гри­го­рия Де­ка­по­ли­та, а встре­тил­ся лишь с его уче­ни­ком бла­жен­ным Иоан­ном (па­мять 18 ап­ре­ля), то­же вско­ре скон­чав­шим­ся. Пре­по­доб­ный Иосиф по­стро­ил це­ковь во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая и пе­ре­нес ту­да мо­щи пре­по­доб­ных Гри­го­рия и Иоан­на. При церк­ви был ос­но­ван мо­на­стырь.

Пре­по­доб­ный Иосиф по­лу­чил так­же от од­но­го доб­ро­де­тель­но­го му­жа часть мо­щей апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея. Он по­стро­ил цер­ковь во имя свя­то­го апо­сто­ла и хо­тел тор­же­ствен­но по­чтить его па­мять, но со­кру­шал­ся, что не бы­ло хва­леб­ных пес­но­пе­ний, про­слав­ляв­ших па­мять свя­то­го апо­сто­ла, сам же он не дер­зал их со­ста­вить. Со­рок дней со сле­за­ми мо­лил­ся пре­по­доб­ный Иосиф, го­то­вясь к празд­ни­ку па­мя­ти апо­сто­ла. В на­ве­че­рие празд­ни­ка в ал­та­ре ему явил­ся апо­стол Вар­фо­ло­мей, воз­ло­жил ему на грудь свя­тое Еван­ге­лие и бла­го­сло­вил пи­сать цер­ков­ные пес­но­пе­ния со сло­ва­ми: «Да бла­го­сло­вит те­бя дес­ни­ца Все­силь­но­го Бо­га, и да изо­льют­ся на язык твой во­ды Небес­ной Пре­муд­ро­сти, серд­це твое да бу­дет хра­мом Ду­ха Свя­та­го и пес­но­пе­ния твои да усла­дят все­лен­ную». По­сле это­го чу­дес­но­го яв­ле­ния пре­по­доб­ный Иосиф на­пи­сал ка­нон апо­сто­лу Вар­фо­ло­мею и с тех пор стал сла­гать цер­ков­ные пес­но­пе­ния в честь Бо­жи­ей Ма­те­ри, свя­тых угод­ни­ков и в их сон­ме – в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, осво­бо­див­ше­го его из тем­ни­цы.

Во вре­мя воз­об­нов­ле­ния ико­но­бор­че­ской ере­си при им­пе­ра­то­ре Фе­о­фи­ле (829–842) пре­по­доб­ный Иосиф вто­рич­но по­стра­дал от ере­ти­ков. 11 лет он был в из­гна­нии в Хер­соне. В 842 го­ду при свя­той ца­ри­це Фе­о­до­ре (па­мять 11 фев­ра­ля), вос­ста­но­вив­шей пра­во­слав­ное по­чи­та­ние свя­тых икон, пре­по­доб­ный Иосиф был по­став­лен со­су­до­хра­ни­те­лем в Со­фий­ском со­бо­ре в Кон­стан­ти­но­по­ле. Но за сме­лое об­ли­че­ние бра­та ца­ри­цы Вар­ды в неза­кон­ном со­жи­тель­стве он сно­ва был от­прав­лен в из­гна­ние и воз­вра­щен лишь по­сле смер­ти Вар­ды, в 867 го­ду.

Пат­ри­арх Фо­тий (857–867, 877–886) вос­ста­но­вил его в преж­ней долж­но­сти и на­зна­чил ду­хов­ни­ком все­го кон­стан­ти­но­поль­ско­го кли­ра.

До­стиг­нув глу­бо­кой ста­ро­сти, пре­по­доб­ный Иосиф за­бо­лел. Пе­ред са­мой Пас­хой, в Ве­ли­кую пят­ни­цу, Гос­подь из­ве­стил его в сно­ви­де­нии о при­бли­же­нии кон­чи­ны. Пре­по­доб­ный сде­лал опись цер­ков­но­го иму­ще­ства Со­фий­ско­го со­бо­ра, ко­то­рое по долж­но­сти бы­ло на его по­пе­че­нии, и ото­слал ее пат­ри­ар­ху Фо­тию. Несколь­ко дней он го­ря­чо мо­лил­ся, го­то­вясь к смер­ти. В сво­их мо­лит­вах пре­по­доб­ный про­сил Церк­ви ми­ра, а сво­ей ду­ше – ми­ло­сер­дия Бо­жия. При­ча­стив­шись Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин, пре­по­доб­ный Иосиф бла­го­сло­вил всех, быв­ших при нем, и с ра­до­стью пре­ста­вил­ся к Бо­гу († 883). Ли­ки Ан­ге­лов и свя­тых, ко­то­рых пре­по­доб­ный Иосиф про­сла­вил сво­и­ми пес­но­пе­ни­я­ми, с тор­же­ством про­во­ди­ли ду­шу его в Гор­ний мир.

О ду­хе и си­ле пес­но­пе­ний пре­по­доб­но­го его жиз­не­опи­са­тель, диа­кон Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви Иоанн, так пи­сал око­ло 890 го­да: «Ко­гда он стал пи­сать сти­хи, то и слух по­ра­жал чуд­ной при­ят­но­стью зву­ка, и по­ра­жал серд­це си­лой мыс­лей… Чуд­ное от­дох­но­ве­ние на­хо­дят здесь те, ко­то­рые стре­мят­ся к жиз­ни со­вер­шен­ной… Пи­са­те­ли, оста­вив дру­гие сти­хо­тво­ре­ния, из од­ной этой со­кро­вищ­ни­цы – из пи­са­ний свя­то­го Иоси­фа – ста­ли чер­пать со­кро­ви­ща для сво­их пес­ней, или луч­ше ска­зать, еже­днев­но их чер­па­ют. На­ко­нец, все на­ро­ды пе­ре­во­дят их на свой язык, чтобы про­све­щать пес­ня­ми тьму но­чи и, про­го­няя сон, про­дол­жать бде­ния до вос­хо­да сол­неч­ных лу­чей… Ес­ли кто про­чтет жизнь свя­то­го, празд­ну­е­мо­го в ка­кой-ли­бо день Цер­ко­вью, тот сам уви­дит до­сто­ин­ство пес­ней свя­то­го Иоси­фа и узна­ет жизнь про­слав­ля­е­мо­го. Под­лин­но, то­гда как жизнь и де­ла по­чти каж­до­го свя­то­го укра­ше­ны хва­ла­ми, не до­сто­ин ли бес­смерт­ной сла­вы тот, кто так до­стой­но и пре­крас­но умел про­сла­вить их! Пусть сла­вят иные свя­тые кро­тость его, дру­гие – муд­рость, тре­тьи – де­ла его, и все вме­сте да сла­вят бла­го­дать Свя­та­го Ду­ха, ко­то­рая так щед­ро и без­мер­но обо­га­ти­ла его сво­и­ми да­ра­ми».

Сайт «Ветрово»
17 апреля 2019

Заметки на полях

  • Свети Јосиф Песмопојац је светитељ коме се увек молим са великим умиљењем. Често мислим како је певао у тамници, Питала сам велике духовнике — да ли је певао само о Христу, или је певао и о пролећу и о лепоти живота? Казали су ми да је певао о Христу као о Пролеђу живота.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок