С Праздником Вознесения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
Но если честно, не вижу ничего постыдного в футбольном турнире между священниками.
Чисто западный взгляд. Мы падаем и даже не замечаем своего падения. Футбол в Росiи появился в 1880 году. Не знаю, что было бы со священником, если бы он в то время снял рясу и подрясник и начал бегать за мячом — в лучшем случае, сослали бы в монастырь на исправление. Десятилетия назад верующие даже и представить не могли, что развлекаться в мячик будут священники. Неужели только ради красного словца священников называют духовными лицами? К духовному и идут за духовным. Если священник начинает учить телесному, он роняет свое достоинство и сбивает с толку нуждающегося в совете. Когда у кого-то есть вопросы о здоровом образе жизни, он может задать их врачу или спортсмену – с благословения того же священника, если его участие в этом так необходимо. Ведь никому не приходит в голову задать серьёзный вопрос о духовной жизни профессиональному футболисту.
Священник в трико или в трусах разрушает существующие в Церкви отношения отцов и матерей, братьев и сестер. Выставляя себя напоказ в такой одежде, он, к сожалению, превращается в мужчину. Духовный человек должен преодолеть в себе мужское, женское. Священники для многих мiрян – как образец тех, кто это преодолел.
В патериках где-то есть мысль о том, что если лук постоянно натягивать, то тетива порвётся.
Речь идёт о молитве и трудах, тетива ослаблялась доброй шуткой и передышкой в подвигах. Или Вы под ослаблением тетивы подразумеваете развлекательные игры в монастырях и на приходах? Массовый бег от скита до скита, борьбу между отшельниками? Печально, что руки ослабели не у почтенного возраста священников, а у молодых попов — это ведь они бегали за мячом. Только вступили на стезю Служения, ещё и не подвизались, а уже ослабели?
Непрестанно молиться мы не умеем, а соблазн и искушение в миру каждую минуту приходят.
То есть, сея соблазны и искушения, соблазняя и искушая других, Вы боретесь с соблазнами и искушениями?
«Слова уже потеряли силу и не убеждают?» Вот это я не понял, Вы о том, что излишне говорить о том, что такое соревнование?
Я о том, что призывать к здоровому образу жизни можно словом, не снимая с себя священные одежды. И не обязательно для этого бегать самому за мячом. И почему здоровый образ жизни нужно привязывать к мячу, к спорту? Разве спортсмены долгожители? Не они ли обладатели многочисленных травм? Почему не пойти вместе с молодёжью в поход, чтобы в лесу им поучиться жить не в городских условиях?
Хотя я понимал, что этот турнир будет мероприятием …митрополии, потому что знал, что было благословение …епископа, но я не думал, что это будет так освещаться в интернете. Я думал, что это будет просто дружественный турнир среди священников, без камер.
1. Если бегание священников за мячом благое дело, то зачем же его скрывать? Почему огорчились освещением «благого дела» в интернете? Кто же стыдится благого? 2. Если молодые попы, устав от непрестанных молитв и изнуряющих постов, желая «ослабить тетиву», решили подуреть, то почему не погоняли мячик где-нибудь на пустыре без зрителей? Нет, «ослабление тетивы» должно ещё подпитать тщеславие награждением победителей.
Но сейчас без фото никуда, даже на сайте патриархии выложили. Надеюсь, что никого это событие от Бога не отвратит, потому что не думаю, что наше священноначалие имеет такую цель.
Сами признаёте, что нам остаётся только надеяться… И мы надеемся, что заигрывание попов с мiром не отвратит верующих от Бога, но вряд ли оно повысит авторитет Матери-Церкви у ищущих Истину. А кто-то может подумать: «Зачем ходить к этим попам, которые идут за мiром? Какая правда в тех, кто заигрывает с мiром, подражает ему? Заигрывает слабый с сильным, подражает ученик учителю. Значит, для этих попов мiр сильнее и выше Церкви? Им ещё ничего не угрожает, а они сами поснимали с себя Кресты и священные одежды. Чему они могут нас научить? Бегать за мячиком? Так, в отличие от профессионалов, футболисты они никудышные, видать, и священники из них такие же, как футболисты».
Наоборот, последнее время я всё больше укрепляюсь в вере именно в священноначалие и иерархию как церковную структуру, в том смысле, что это именно Божие учреждение.
Не собираюсь Вас разуверять, но в Божьем учреждении всё должно быть по-Божьему, а не по человеческому разумению.
Поэтому, вот сейчас именно, я вполне доверяю своему священноначалию, несмотря ни на какие разговоры.
И какие же это «разговоры»? Не дают ли повода к этим «разговорам» представители Божьего учреждения, благословляя песни и пляски в Божьем Доме, устраивая футбольные и хоккейные состязания среди духовенства, потакая экуменистам всех мастей?
Все мы знаем, как надо сделать, но далеко не все умеем так сделать. Верю, что епископы нашей митрополии глубоко верующие люди, не смотря на их, как нам кажется, а может, и на самом деле, ошибки.
Ничего не могу сказать о тех, с кем не общался, речь ведь не только о епископах Вашей митрополии. Одно могу сказать, что вера без любви ко Христу и без последования за Христом вырождается в пустоверие. И бесы веруют и трепещут. Верующие должны изгонять из себя дух мiра сего, потому что мiр как был, так и остался богоборцем.
«Призывать Дух Святой, чтобы погонять мячик? Да ведь это хула на Духа Святаго!» Не имею такой чистоты духа, что бы однозначно сказать, хорошо это или плохо, хотя мне тоже показалось это странноватым и лишним.
Представьте себе, что пропитый и прокуренный нищий призывает царя. А когда тот приходит, суёт ему слюнявый окурок, предлагая царю затянуться. Обязательно ли иметь чистоту духа, чтобы понять, какое оскорбление нанесено царю? Мы же говорим не о земном царе. Дух Святой призывают в великой скорби и опасности для исцеления страждущих и защиты, но не для бегания за мячом.
«Бедные гимназисты! Понятно, какого духа они наберутся за годы обучения». Батюшка, ну где ж на всех праведных найдёшь? Праведные не хотят быть священниками. Им и так, со стороны приятно видеть себя праведными. Мне когда наш сельский священник предлагал пойти в семинарию, на мои возражения, что я не достоин, так и сказал. Мы все здесь не достойные, но желающие… Желающие служить Богу. А достойные не хотят. Поэтому Господь принимает нас не как достойных, но как желающих.
Да кто же из нас праведен и достоин быть Его служителем? Но если желающие не хотят исправиться и стать достойными, подражая святым, то лучше бы они и не желали…
«Хочу Вас спросить — это было Ваше личное желание или архиерейское благословение-принуждение? Что было бы с тем, кто отказался бы от беганья за мячом?» Да, это было моё личное желание, это не было архиерейским благословением-принуждением. Это была инициатива именно священства нашей митрополии.
Остаётся только пожалеть пасомых: вслед за пастырями побегут на стадионы, подменяя тихую радость от молитвы восторгами от забитых мячей.
Спаси Бог, батюшка, Вас за участие в моей жизни. Очень нуждаюсь в духовном наставлении, но не знаю, где его взять. Если у Вас есть такая возможность, вразумляйте и наставляйте меня иногда, потому что я сам стесняюсь Вам писать, зная Вашу нелюбовь ко всему земному и стремление к уединению.
Слово Божие и святые отцы — вот лучшее духовное наставление.
Прошу прощения, если невольно огорчил. Хочу видеть в Вас священника, а не мiролюбца попа-футболиста.
6 июня 2019
Скит Ветрово
Поздравляю Вас с Вознесением Господним! Накануне один батюшка сказал, что этот праздник, возможно, даже выше Пасхи. Потому что воскреснем мы все, но не все вознесемся к Богу! Я не думала об этом раньше в таком ракурсе. Согласна со всем, что Вы пишете, отец Роман, в этом письме. Только к сожалению, от всего этого я перестаю верить тому, чему учат меня священники на приходах, впадаю в осуждение. Я начинаю закрываться от них, тяжело стало исповедаться им (хотя, возможно, тут другая причина). А вдруг они ересь говорят, как я могу распознать?! Часто смущаюсь от их слов… К сожалению, когда пытаешься это донести до людей, встречаешь какое-то яростное сопротивление и отстаивание позиции, что «все мы люди» и «осуждать грешно», а дальше непробиваемая стена. Я не знаю, откуда это идёт. Словно насаждается незаметно в церковной молодежной среде некий девиз «мы такие же, как все (в смысле те, кто не ходит в храм и невоцерковлен)». Он незаметно просачивается и отупляет… Очень толерантный, либеральный девиз по-моему. Сама часто ловлю себя на нем… А такие ли мы , пришедшие к Богу? Да, я тот же человек в биологическом плане, и так же грешу, к сожалению, но цели и смысл жизни же поменялся кардинально, образ жизни тоже, надеюсь. Да все по-другому… Не такие мы, и никогда не будем, если правда верим в Христа и хотим быть хоть чуточку ближе к Нему. Ведь на самом деле заповеди Христа безумны для этого мира. И только сейчас, понемногу, я начинаю это понимать. Обидно , что именно в Церкви встречаешь большее непонимание среди своих сестер и братьев, в том, что пытаешься как-то внешне хотя бы меняться. Попробуй скажи, что, мол, сегодня пятница — пост — «О, фарисей!». Юбку длинную одела — «фарисей»… и так далее; мне не нравится, что священники участвуют в спортивных турнирах — фарисей, не уверена, что нравятся концерты в храмах, пусть даже не освященных — фарисей! Мне не нравится, что у нас «православный спорт», «православное кофе». Что у нас сейчас все «православное». Я понимаю, что это просто субкультура, которая формируется у молодых на фоне их воцерковления, это некое самовыражение. Но у меня такое ощущение, что «православный» уже как ругательство какое-то…А чего стоит «православный юмор»?! И ты сидишь и думаешь, что, может быть, правда это, и ты — фарисей?? Точнее, законник?! Очень много вопросов на эту тему..
Анна, огромное Вам спасибо за такое откровенное высказывание. Ваше мнение побуждает задуматься. Рассуждения же разнятся от осуждений. Однажды пришлось ехать в дизель-поезде. Напротив сидела девушка. одетая по-церковному. На одной из станций она вышла передать книги (выполняя послушание) и вернулась. Разговорились.Стало понятно, что размышлять самой нет у неё желания, и что будет поступать так, как скажет ей священник на приходе. Вряд ли станет сравнивать его наставления с наследием Святых Отцов. Такой фанатизм приведёт ли её к Богу?
Правильно, все мы грешим, но если хотим хоть чуточку приблизиться к Богу, то цель и образ жизни у нас должны измениться. Непонимание других пусть Вас не смущает. Понять сможет тот, кто также размышляет. Не каждому возможно услышать!
Господь Иисус Христос сказал женщине Самарянской: «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе.» (Ин. 4, 23) Божией Вам помощи, Анна!
Здравствуйте Анна , по всему видно , Вы молодая женщина , а я женщина постарше , но от этого вопросов и недоумений у меня не меньше . Самое главное , что мы обрели веру и движемся в сторону Господа , хоть и с переменным успехом. Хорошо найти единодушного священника , а если нет, не огорчайтесь , есть Евангелие , книги святых отцов , сверяйте свою жизнь с ними . Мы живём во времени ,когда отрыты ориентиры , недоступные в прошлом . Открыты храмы , монастыри , есть всевозможная литература , информация в интернете .
Наверное самое опасное , и Вы правы -это » закваска фарисейская.»Как избежать человекоугодия и научиться угождать Богу ? В этом , я думаю можно поучиться у святых юродивых , например у святой Ксении Петербургской . Желаю Вам всего полезного для Вашей души.
.
Законник? Это и хорошо, если соблюдаешь Закон Божий, не подстраивая его под себя, а себя меняя под Закон.
Марина, Светлана, Михаил спасибо Вам за слова утешения! Светлана, законник — тот, кто ставит закон выше милосердия, любви и сострадания. Сейчас действительно очень много информации, даже слишком. Можно включить телевизор и узнать мнение батюшки по какому-то вопросу с любой точки планеты, очень много духовной литературы. С одной стороны хорошо, а с другой стороны, слышала мнение, что без опытного наставника, начитавшись о различных духовных практиках святых отцов можно пойти и по ложному пути. Прошу Бога послать мне хорошего духовного наставника. Неужели нужно во всех и во всем сомневаться и все подвергать критике?! Хочется простого доверия. Спасибо.
Добрый день! Мой сын и муж спортсмены (лыжники) и я соглашусь с тем, что соревновательный дух питает тщеславие. Батюшки могли бы состязаться, например в колке дров для монастыря. Просто колоть дрова это не так модно, как футбол, зато полезно. Священники такие же люди, им так же как и нам свойственно ошибаться, а как нынче тяжело с паствой. И чего только не наслышишься про батюшку. Иногда думаешь, что все эти люди не к Богу пришли, а в храм «потусоваться» и вокруг батюшки «поскакать», а потом его пообсуждать, а чем еще на пенсии заняться? Простите, не все такие. Я молилась Господу о своем воцерковлении, пришла в храм и что я там вижу… Жалко батюшку, тяжело ему среди людей. Догматика мало кому интересна, гимнография, история — зачем? «Нас» интересует почему кошек Церковь признает, а собак нет? Сейчас я пытаюсь удержаться в Церкви. Читаю значимость трудов ап.Павла по распространению христианской Церкви, восхищаюсь его пытливым умом и горячим сердцем.
Елена, мне кажется, именно горячее сердце может удержать человека в Церкви. Господь даёт нам по мере искренности нашего отношения к Нему. Например, если подходить к исповеди формально, то, скорее всего, не услышишь ничего полезного от священника. А если исповедоваться от всего сердца — на твои раны изольётся целительный бальзам. Так происходит и в церковной жизни в целом — Господь даёт нам по сердцу нашему. Это моё видение, мой опыт, простите, если ошибаюсь.
Спасибо за ваше мнение, да я и сама за эти дни пережила свою ошибку по поводу паствы. Конечно все «эти люди» нужны Богу, ведь они пришли в храм Божий и именно в батюшке они видят образ Христа, потому и стараются угодить по мирскому, как могут. А Господу, действительно не догматика с гимнографией нужны, а чистое сердце человека, ведь любой человек — образ Божий и какой бы он не был умный, глупый, бедный, богатый, благочестивый или разбойник. Кто готовит трапезы и моет полы в храме? Разве теологи…Бог вместит всех. А спорт как мирской «аскетизм» помимо развития в человеке волевых качеств, к сожалению еще более развивает тщеславие. Тщеславие и ведет к таким отзывам, как мой про паству. Спорт все же лучше оставить миру, как отдаленное напоминание того, что человек, если сам того захочет может подчинить свое тело духу.
Елена , порадовал ваш последний отзыв . Слава Богу Помоги Господи вам и вашей семье.
Обещал больше не участвовать в обсуждениях, но здесь решил сделать исключение.
Елена, Дмитров , 26.06.2019 в 06:04: «А Господу, действительно не догматика с гимнографией нужны, а чистое сердце человека, ведь любой человек — образ Божий и какой бы он не был умный, глупый, бедный, богатый, благочестивый или разбойник.»
А чистое сердце человека, принадлежащее Богу, становится таковым разве само по себе, только в силу того, что человек есть образ Божий? Если бы это было так, то и надобности в религии не было бы. Однако, я думаю, Вы согласны с тем, что без участия человека в таинствах Церкви, сердце человека не очистится и не будет оно принадлежать Богу. Главное таинство Церкви – Евхаристия – совершается на литургии ( на «общем делании» ). Чтобы оно действительно было общим, на литургии произносят следующие слова: «Возлюбим друг друга, чтобы в единомыслии исповедать Отца и Сына и Святого Духа – Троицу единосущную и нераздельную» ( перед Символом веры ) и «И дай нам едиными устами и единым сердцем славить и воспевать всесвященное и величественное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.» ( перед Отче Наш ), а так же — «Единства веры и общения Святого Духа испросив, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим».
Для устранения разномыслия была сформулирована догматика, а чтобы помочь людям ( верным ) обрести на Литургии созвучие душ и сердец, способствующих «общению Святого Духа», была разработана гимнография. Вместе они служат делу обретения «единства веры и общения Святого Духа», без которых должным образом не совершается таинство Евхаристии.
Так что без догматики и гимнографии чистота человеческого сердца обретается только в исключительных случаях.
Думаю, можно проще сказать — что нам не обойтись без молитвы и осмысленного участия в Таинствах. Догматика и гимнография — очень уж это сурово и учёно прозвучит для тех, о ком пишет Елена. Что касается священников, публично играющих в футбол, то, к сожалению, для них это в любом случае нисхождение (духовные «проповедуют» телесное), а значит, и их пастве уже некуда восходить.
Редактор , 27.06.2019 в 00:22
Молитва и гимнография — это не совсем одно и то же. Гимнография — это, прежде всего, осмогласное пение. Еретики исповедуют свое еретическое вероучение сознательно и осмысленно, так же осмысленно они участвуют и в таинствах своей Церкви. Религия, использующая в своей богослужебной практике священнодействия, — это исполнение договора ( завета ), заключенного между Богом и человеком. Суть его такова: если человек правильно совершает данные ему Богом действия, то Бог принимает участие в совершении этих действий, и человек таким образом приобщается к благодати Бога, которая его обоживает. Правильное вероисповедание ( правильные, догматически выверенные представления о Боге ) и правильная богослужебная практика — это те договорные действия, которые помогают человеку приобщиться к благодати Бога. Если священник — никакой литургист-практик, то абсолютно неважно как он ведет себя в неслужебное время. Неважно: какую одежду он носит, играет ли он в футбол и т.д. Заострение внимания на второстепенных вещах на фоне пренебрежения к главному — это отцеживание комара. Я не слышал наставлений священников о том, как следуют христианам на протяжении всей седмицы поддерживать в своей молитвенной практике доминирующий седмичный глас. Вижу как многие священники пасуют и избегают разговоров на богословские темы, потому что они не знают догматики, и т.д. Спрашивается: так что же оберегает такой священник своим якобы безупречным поведением, о каком восхождении в таком случае может идти речь? Знание догматики помогают человеку обратить свой ум к Богу, гимнография помогает человеку настроить душу на нужный лад и только потом идет правильная работа с телом человека, и только в случае, если все эти три фактора соблюдены, может произойти акт богопознания, укрепляющий веру человека. В Ваших же рассуждениях сквозит невнимательное отношение, я бы даже сказал, пренебрежение к первым двум составляющим спасения человека. Есть на свете люди, наделенные живой, могучей, не слепой верой, которые могут обходиться без помощи этих трех фактором, трех составляющих спасения, но они не будут требовать от человека безупречного поведения, если еще не созданы необходимые условия для такого поведения. Поведение человека перестает быть мирским, когда в нем расцветает глубокая вера.
Что бы он ни делал, все обратится во благо.
«Религия, использующая в своей богослужебной практике священнодействия, — это исполнение договора ( завета ), заключенного между Богом и человеком. Суть его такова: если человек правильно совершает данные ему Богом действия, то Бог принимает участие в совершении этих действий, и человек таким образом приобщается к благодати Бога, которая его обоживает. »
Ну тут вы как фарисей рассуждаете : я тебе Боже правильно совершу действия , а Ты мне благодать .Фарисеи всё очень правильно совершали , даже сверхправильно.
А как по вашему ,святой праведный Иоанн Кронштадский был хороший литургист- практик? Он часто изменял слова молитвы во время литургии.
«В Ваших же рассуждениях сквозит невнимательное отношение, я бы даже сказал, пренебрежение к первым двум составляющим спасения человека.»
А в ваших рассуждениях сквозит буквоедство . Какие это две составляющие спасения человека ? Тут вы как католик рассуждаете.
«Поведение человека перестает быть мирским, когда в нем расцветает глубокая вера.»
Объясните ,что это за мирское поведение ? Жениться мирское поведение , например?
«Если священник — никакой литургист-практик, то абсолютно неважно как он ведет себя в неслужебное время. Неважно: какую одежду он носит, играет ли он в футбол и т.д. Заострение внимания на второстепенных вещах на фоне пренебрежения к главному — это отцеживание комара».
Каким бы «никаким» ни был священник, он остается священником – совершает Литургию, исповедует, проповедует, и для его паствы не может быть неважно, как он ведет себя в быту. Его поведение в неслужебное время может зачеркнуть всё то, что слышат прихожане из его уст в Храме.
«Я не слышал наставлений священников о том, как следуют христианам на протяжении всей седмицы поддерживать в своей молитвенной практике доминирующий седмичный глас».
Мне тоже не доводилось слышать наставлений священников о доминирующем седмичном гласе, но также не приходилось читать о таких наставлениях в жизнеописаниях старцев, в их письмах. Они всегда акцентировали внимание на другом.
«Вижу как многие священники пасуют и избегают разговоров на богословские темы, потому что они не знают догматики, и т.д.»
Если разговоры о догматике так важны для спасения, почему преподобный Амвросий Оптинский с пришедшей к нему простой женщиной говорил о курах, за которыми она присматривала и которые почему-то дохли, а не о богословии? Разве не должен он был вразумить её и наставить на путь спасения? Почему преподобный Серафим Саровский советовал тем, у кого нет возможности полностью читать утренние и вечерние молитвы (скорее всего, по неграмотности), читать краткое «Серафимово правило»? А в уставе Нило-Сорской пустыни при всей её строгости, глубине духовной жизни и внимании к изучению Писания и святых отцов было особенное правило для неграмотных монахов. Значит, допускалось, что они спасались? Что касается пения, то в пустыни оно вообще не было принято (как и в большинстве русских скитов того времени) – там делался акцент на чтении.
«Спрашивается: так что же оберегает такой священник своим якобы безупречным поведением, о каком восхождении в таком случае может идти речь?»
Думаю, даже слабый в догматических вопросах священник вполне может оберегать свой ум и сердце, а также заботиться о том, чтобы никого не искусить.
Хорошо быть образованным человеком, но ведь и это может погубить душу – в том случае, если знания, пусть и богословские, становятся идолом. И напротив: отсутствие глубоких знаний в этой области не обрекает человека на гибель. Простите, повторюсь:
Любая крайность – в пагубу дорога.
Как много говорящих обо всём.
…Мне жаль людей, не ведающих Бога,
И жаль людей, всезнающих о Нём.
О богослов, в запретной выси роясь,
За мудрованье Царства не лишись.
…Кто после Правды продолжает поиск,
Тот ищет лжи.
http://vetrovo.ru/lubaya-krainost-v-pagubu-doroga/
Редактор , 29.06.2019 в 00:31: «Любая крайность – в пагубу дорога.»
Я увидел одну крайность и указал на нее, Вы — другую. Перечитайте мой текст. Вы увидите, что там речь шла и о полноте — о полном пути, ведущем человека к спасению ( составленном из трех вспомогательных ступеней и одной главной ). Однако Вы продолжаете вести речь о спасении и о возможной спасительности одной из крайностей. Да такая возможность имеется, но предоставляется она единицам. Для большинства: любая крайность — в пагубу дорога. Россия уже в одну пагубу попала именно из-за крайности своего духовного пути развития. Я об этой крайности уже писал в своем первом обсуждении ( стихотворения о. Романа » Судом постыдным осудили … » ). И Вам персонально я уже несколько раз писал о » святой простоте «, которая на деле, особенно, в наше время оказывается лукавством.
» Его поведение в неслужебное время может зачеркнуть всё то, что слышат прихожане из его уст в Храме.» ( Редактор ).
Я не оправдывал недостойное поведение священников, и не пытался этого сделать. Я расставлял акценты, указывая на главное. Главное — это священнодействие и участие людей в этом священнодействии. Если священник своими действиями не способствует его проведению и участию в нем людей, и даже разрушает это священнодействие, то его внеслужебное поведение на этом фоне почти ничего не значит. Данная ситуация, конечно же, — крайность, в реальности едва осуществимая. Я ее обозначил термином «никакой литургист-практик». Вы его поняли как » ни разу не интеллектуал «. Признаю свою ошибку — я неудачно высказался и выразил свою мысль, к тому же сделал это, рассуждая о священнике и о его деятельности, что еще больше усугубило мою ошибку. Виноват.
Но и Вы как-то уж слишком выборочно читаете мои комментарии. Кроме ошибок, так есть и кое-что полезное. Желая поделиться этим «полезным», я нарушил свое обещание. Выходит, зря нарушил?
Спасибо большое, замечательная поучительная переписка!!! Спасибо батюшке, отцу Роману! Стихи о крайности — замечательные!
Геннадий, все не зря. Комментарии читает не только редактор. Очень даже полезно читать комментарии человека с широким мышлением.
Геннадий, Вы и сами видите, что пишете не зря. Читаю Ваши комментарии не выборочно, но отвечаю выборочно — на то, что зацепило внимание и на что я в силах ответить. Насколько понимаю, вот Ваша основная мысль: «Знание догматики помогают человеку обратить свой ум к Богу, гимнография помогает человеку настроить душу на нужный лад и только потом идет правильная работа с телом человека, и только в случае, если все эти три фактора соблюдены, может произойти акт богопознания, укрепляющий веру человека». Насколько, на Ваш взгляд, это правило соблюдается в современной приходской жизни и что происходит с теми, кто соблюдает его не вполне (имею в виду верующих людей, а не тех, кто посещает Храм формально)? Как Вы относитесь к практике некоторых приходов, где, прежде чем быть допущенным к Таинству Крещения (или Причащения, если человек был крещен в детстве, но оставался нецерковным), он несколько месяцев (или даже лет — боюсь ошибиться, но, кажется, и так бывает) посещает катехизаторские курсы? Что Вы скажете об исповедниках, мучениках или малограмотных преподобных, которые, возможно, не были сильны в догматике и обращали свой ум к Богу иным способом? И не кажется ли Вам, что это звучит мертво — «только в случае, если все эти три фактора соблюдены, может произойти акт богопознания»? А как же Милосердие Божие, как же Дух Святой, Который дышит, где хочет, и не уничижит сердце сокрушенно и смиренно?
Редактор , 29.06.2019 в 14:11: «Читаю Ваши комментарии не выборочно, но отвечаю выборочно — на то, что зацепило внимание и на что я в силах ответить. ….. Насколько понимаю, вот Ваша основная мысль: «Знание догматики помогают человеку обратить свой ум к Богу, гимнография помогает человеку настроить душу на нужный лад и только потом идет правильная работа с телом человека, и только в случае, если все эти три фактора соблюдены, может произойти акт богопознания, укрепляющий веру человека». ….. И не кажется ли Вам, что это звучит мертво — «только в случае, если все эти три фактора соблюдены, может произойти акт богопознания»? А как же Милосердие Божие, как же Дух Святой, Который дышит, где хочет, и не уничижит сердце сокрушенно и смиренно?»
Все-таки выборочно Вы читаете мои комментарии или воспринимаете их. Вслед за процитированными Вами словами шли следующие:
«Есть на свете люди, наделенные живой, могучей, не слепой верой, которые могут обходиться без помощи этих трех фактором, трех составляющих спасения….».
Эти слова и являются ответом на Ваш вопрос с учетом того факта, что у глубоко верующего человека «сердце сокрушено и смиренно».
«Насколько, на Ваш взгляд, это правило соблюдается в современной приходской жизни и что происходит с теми, кто соблюдает его не вполне (имею в виду верующих людей, а не тех, кто посещает Храм формально)?» ( Редактор )
А происходит то, что на следующую литургию эти люди приходят такими же, какими они были перед предыдущей литургией. Если Вы их спросите — » зачем они пришли на Литургию?». Они скорее всего ответят: «чтобы причаститься Святых Христовых Тайн». На вопрос — «И все?». Они ответят — «да, только для этого». Спрашивается: а если человек не причащается из Чаши, то получается, что он зря пришел на Литургию? Святые Отцы говорили о том, что христианин не должен пропускать воскресные Литургии. И даже есть 80-е правило Шестого Вселенского собора, согласно которому христианин отлучается от Церкви за пропуск подряд трех воскресных Литургий без уважительной причины. Правила же Причащаться за каждой Литургией нет. Так зачем же тогда нужно участвовать в каждой воскресной Литургии, если ты не причащаешься? Люди причащаются Тела и Крови Христа, чтобы соединиться с Ним. Если они приходят с той же целью опять, значит, они отпадают от Бога и теряют связь с Христом. Значит, есть причины, заставляющие их отпадать и терять связь с Богом. Те два фактора спасения, о которых я Вам писал ранее, для того и существуют, чтобы помочь людям устранить эти причины. Именно в зачалах — воскресных евангельских чтениях — говорится об этих причинах и о способах их устранения, а так же подается благодать Духа Святого, позволяющая и помогающая людям сделать это. Чтобы устранить типичные заблуждения, возникающие при осмыслении содержания этих зачал, как я уже писал ранее, была сформулирована догматика и было разработано догматическое богословие. А чтобы помочь человеку принять в себя Святой Дух, была развита гимнография с ее осмогласным богослужебным пением. Итог сказанному такой: на воскресной Литургии человек получает задание на всю седмицу, содержащееся в тексте зачала, и получает благодать Святого Духа, позволяющую ему это задание выполнить. Выполнение этого задания приводит к тому, что человек меняется к лучшему, устраняя определенный тип проблем ( грехов ). На следующую воскресную Литургию он приходит уже новым человеком, способным справиться уже с более сложным заданием, которое он получает на всю следующую седмицу. Поэтому я и писал о доминирующем седмичном гласе, которым в основном поется Литургия этой недели, и который будет доминировать на протяжении всей седмицы. Я писал об очень практичных вещах, а не козырял какими-то там запредельными знаниями. На мой взгляд, священник, в первую очередь, должен помощь людям разобрать именно с этими крайне важными, конкретными и нужными для спасения человека вопросами. Вы же увидели в моих рассуждениях на эту тему какую-то заносчивость и претензию на избыточный и ненужный интеллектуализм.
«Как Вы относитесь к практике некоторых приходов, где, прежде чем быть допущенным к Таинству Крещения (или Причащения, если человек был крещен в детстве, но оставался нецерковным), он несколько месяцев (или даже лет — боюсь ошибиться, но, кажется, и так бывает) посещает катехизаторские курсы?» ( Редактор )
К сожалению, катехизацией сейчас активно занимаются в основном обновленцы. Вместе со знаниями люди получают у них и духовную заразу. Длительная катехизация, на мой взгляд, не нужна. Человек сам будет учиться всю жизнь, и все равно во всей полноте православное вероучение он не познает. Вначале немного может помочь толковый катехизатор, а далее — Святой Дух и священство.
«Что Вы скажете об исповедниках, мучениках или малограмотных преподобных, которые, возможно, не были сильны в догматике и обращали свой ум к Богу иным способом?» ( Редактор )
О них я уже сказал в начале этого комментария, и писал о них ранее. Тот, кто может начинать с конца, в помощи начала и середины не нуждается. Более того, я утверждал и утверждаю, что и в других религиях есть такие люди. Содержание Евангелия от Иоанна предназначается им и тем, кто созрел, опираясь и применяя методы спасения, содержащиеся в синоптических книгах Евангелия. Это не значит, что Четвероевангелие распадается на независимые части. Они ( четыре книги Евангелия ) все вместе образуют единый путь спасения. Просто некоторые люди могут начинать с конца. ( К тому же, начало и конец похожи, а вот середина — для обычных ( не знающих смирения ) людей ).
«Есть на свете люди, наделенные живой, могучей, не слепой верой, которые могут обходиться без помощи этих трех фактором, трех составляющих спасения….».
Эти слова тоже были мной прочитаны, но мне показалось, что Вы говорите об очень немногих, исключительных людях, меня же интересует Ваше видение участи большинства. Например, на мой небогословский взгляд, человек, искренне покаявшийся на смертном одре, получает прощение грехов и становится причастным Царствия Небесного. Также не возьму на себя роль судии, чтобы решить участь тех, кто приходит в Храм «только» для того, чтобы причаститься Святых Христовых Таин. Нельзя не согласиться с тем, что причащающийся человек должен изменяться, и всё же Суд оставляем только Богу. Нужно учесть и то, что большинство людей и были, и остаются неграмотными в вопросах веры, хотя и стараются жить церковной жизнью, и, наверное, с них нельзя много спрашивать. Думаю, их рвение, их стремление к Богу (если таковые есть) – это уже очень много. Также думаю, что ревностному человеку Господь подаст всё, что нужно для спасения.
По поводу «других религий» мы уже достаточно спорили, не хотелось бы к этому возвращаться. Для меня достаточно слов Христа: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14:6). Уважаю религиоведов, изучающих другие религии, но считаю безумным «испытывать» другие веры на собственном опыте, когда Господь близ есть, при дверех, а у тебя ничего за душой.
Чтобы сделать разговор более конкретным, предлагаю довести до конца Вашу мысль о том, что, если священник «никакой литургист-практик», то его поведение в неслужебное время не имеет никакого значения. Всё же, кого Вы имели в виду, говоря о священниках, которые «своими действиями не способствуют проведению священнодействия и участию в нем людей, и даже разрушают это священнодействие»? Это модернисты? Формалисты? Бывшие священники, сложившие с себя сан? И еще хотелось бы, чтобы эти рассуждения (без осуждения) были больше привязаны к обсуждаемому материалу – переписке с молодым священником. Мне кажется, он не относится к «разрушающим священнодействие». В чем-то он заблуждается, где-то колеблется, надеется на лучшее – живой, ищущий человек.
Заранее прошу прощения, если не смогу сразу ответить. Может быть, к нашему разговору присоединится кто-то еще.
Редактор , 30.06.2019 в 19:21: «Заранее прошу прощения, если не смогу сразу ответить. Может быть, к нашему разговору присоединится кто-то еще.»
А мне наоборот показалось, что это обсуждение подошло к своему завершению. К тому же, сейчас идет пост. Информационный пост в наше время, мне кажется, не менее важен, чем телесный ( гастрономический ).
«И еще хотелось бы, чтобы эти рассуждения (без осуждения) были больше привязаны к обсуждаемому материалу – переписке с молодым священником. Мне кажется, он не относится к «разрушающим священнодействие». В чем-то он заблуждается, где-то колеблется, надеется на лучшее – живой, ищущий человек.»( Редактор )
Обрести верные представления об этом человека, прочитав только данную статью, невозможно. У меня после прочтения статьи появилась мысль, что он был рукоположен очень рано — раньше канонически допустимого возраста. И еще у меня появилась мысль, что ему скучновато в Церкви, что ему хочется развлечься, поэтому он и оправдывает тех священников, которые играют в футбол.
«Чтобы сделать разговор более конкретным, предлагаю довести до конца Вашу мысль о том, что, если священник «никакой литургист-практик», то его поведение в неслужебное время не имеет никакого значения. Всё же, кого Вы имели в виду, говоря о священниках, которые «своими действиями не способствуют проведению священнодействия и участию в нем людей, и даже разрушают это священнодействие»? Это модернисты? Формалисты? Бывшие священники, сложившие с себя сан?» ( Редактор )
Я же Вам уже объяснял, что гипотетического «никакого литургиста-практика» я ввел в рассмотрение и обсуждение, чтобы показать Вам, что есть главное, а что — второстепенное. И еще я писал о том, что у святого все свято, что он делает. И я допускаю мысль, что и игра в футбол, если по какой-то причине святой ( священник ) решится на это, принесет людям только пользу. Модернисты и формалисты, конечно, разрушают богослужебную жизни Церкви и приносят Ей вреда значительно больше, чем молодые священники играющие в футбол. Бывшие священники — не священники. О них не могло быть и речи.
По поводу всего остального, написанного в Вашем комментарии, скажу следующее:
мне не понятно Ваше стремление отвернуться или задвинуть в сторону то богатство, которое предоставляет человеку Церковь. Веками тяжким трудом святые с Божьей помощью его создавали, а Вы пытаетесь мне доказать, что и без него неплохо все получается. Выходит, зря святые трудились? Не нужны Вам их труды? Без догматики и без гимнографии, Вы говорите, можно спастись. Да, можно. Я уже несколько раз Вам об этом писал. Более того, и без причащения из Чаши можно спастись. Вы завтра скажете, что и это священнодействие Вам не нужно? Изучение догматики и освоение гимнографии требует от человека огромным усилий, наверное, поэтому Вы не уделяете им должного внимания. Кто-то, думаю, многие, вообще на это не способны, но у них остается выход — довериться Церкви. Этой возможностью с легкостью пользуются женщины, а вот мужчинам это сделать намного сложнее. Им нужно знать и понимать, что они делают. Так они устроены. Ум мужчин более технократичен в сравнении с женским. Возможно, по этой причине мужчин в храмах РПЦ в разы меньше, чем женщин. Ваш подход к христианской жизни эту тенденцию будет только усиливать. Есть, конечно, и другая, очень важная причина, по которой женщин должно быть больше в христианских храмах в последние времена ( Русская Православная Церковь и есть Церковь последних времен ), но сейчас речь идет не об этом. Чтобы «довериться Церкви» в Ней должны быть знатоки догматики и мастера гимнографии, а те, кто полностью вверяет себя Ей, не вникая в тонкости Ее устроения, должны обладать особыми качествами. Апостольские слова — «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.» — отчасти указывают на эти качества. Все ли женщины, не знающие догматики, обладают такими качествами? Если они ( эти качества ) есть, то они проявляются всегда и во всем. Например, на этом форуме некоторые женщины демонстрируют противоположные качества. Смиренномудрия некоторым явно не хватает. Ну, и еще я их подзуживаю и провоцирую своим нестандартным подходом к духовной жизни. Поэтому мне хотелось бы уйти в сторону, а им, наоборот, хотелось бы посоветовать взглянуть на себя со стороны.
Геннадий, на мой взгляд, чтобы довериться Церкви, достаточно знать, что в Ней пребывает Бог, и едва ли имеет значение — мужчина ты или женщина. Чтобы в младенчестве поверить отцу или матери и пойти туда, куда они тебя поведут, ни мальчику, ни девочке не нужно предварительно взрослеть и оканчивать педагогический институт. Но это не означает, что педагогический институт вообще не нужен.
Редактор , 30.06.2019 в 22:48
Если бы было все так просто, то не было бы еретических Церквей, не было бы религиозной вражды и т.д. Если бы Вы родились в стране, в которой исповедуют не православие, то, наверняка, Вы бы говорили то же самое, что говорите сейчас, имея в виду при этом свою родную еретическую Церковь. Она бы для Вас была «матерью». Вы Ей бы доверяли точно так же, как сейчас доверяете православной Церкви. Я знаю много мужчин перешедших в православие из католицизма и протестантизма, а женщин — только одну. Перейти в православие им помогли знания. И обрести доверие к истинной Церкви мужчинам тоже помогают знания. Помогают в большей степени, чем женщинам. А Вы говорите, что нет разницы.
Редактор , 30.06.2019 в 22:48: «Геннадий, на мой взгляд, чтобы довериться Церкви, достаточно знать, что в Ней пребывает Бог…».
Если этого достаточно, то к чему тогда весь этот сыр-бор по поводу недостойного поведения священников? Какая Вам и другим людям разница, что они говорят и как себя ведут? Зачем Вы ранее писали: «… для его паствы не может быть неважно, как он ведет себя в быту. Его поведение в неслужебное время может зачеркнуть всё то, что слышат прихожане из его уст в Храме»?
Геннадий , ну что за лукавство , в последнем своем отзыве вы предстали во всей красе. Вы ,человек не православный поучаете в богословии. Причём в богословии на свой манер , которое далеко от православного учения о спасении. Вы осуждаете людей , делите их на владеющих знаниями (это конечно же вы ) и на невежд. Вы даже Евангелия делите по сортам ( для продвинутых , середнячков и всех остальных) . Вы пришли сюда на сайт , со своим уставом , который не в какие ворота не лезет и смеете ещё в чем -то поучать людей, да прав был отец Георгий, когда говорил о вас. А насчет, несмиренномудрых женщин , я вам скажу , женщина ,да молчит в Церкви , а не на форуме , при чем здесь на форуме никто не богословствует кроме вас. И скажите зачем это вы подзуживаете и провоцируете женщин ? Занятие не достойное мужчины.
Вы правы сейчас идет пост , а в пост , как и в любое другое время надо отстаивать истинную православную веру.
Достоверно знать, «пребывает в данной Церкви Бог» или нет, может только тот, кто способен на опыте распознавать действия Бога, т.е. Его нетварные энергии. Вы себя относите к таким людям?
Остается Бог в данной Церкви или нет, зависит еще и от поведения людей, принадлежащих к этой Церкви. Тех, кто нарушает договор, заключенный между Богом и человеком, Бог оставляет. Договор этот в первую очередь касается правил совершения священнодействий. Я уже объяснял, каким образом догматика и гимнография связаны со священнодействием. Не только священники могут быть нарушителями и разрушителями договора ( завета ), заключенного с Богом, но и прихожане так же могут этому ( злу ) содействовать своим нерадением. Кому доверяет себя и на кого полагается нерадивый прихожанин? На Бога или на батюшку? Если второе, не губит ли он священника таким образом? И может ли священник ( духовно неопытный и незрелый ) понести такую ношу?
Надо закругляться. На прощание совет тем, кто печется о нравственности и о правильном поведении священников: изучайте догматику, осваивайте гимнографию, достойно причащайтесь не в суд и осуждение себе, познавайте на опыте Бога и тогда будет меньше священников, играющих в футбол, впадающих в уныние и спивающихся.
Спасибо за совет, Геннадий! Он действительно хорош, хотя изложен суховато, а ведь форма тоже важна, особенно когда речь идёт о том, что касается души.
Конечно, можно порадоваться за Ваших знакомых, перешедших в Православие благодаря знаниям (правда, это было не самое начало пути — ведь было что-то, что прежде привело их в протестантизм). Не зря же говорят, что волхвов привели ко Христу знания (но и их вела звезда, а не одни умозаключения), а пастухи узнали о Нем от Ангелов. А в случае с апостолами об умозаключениях совсем говорить не приходится: их позвали, они пошли. (Кстати, и волхвы, и пастухи, и апостолы — все были мужчинами, так что не нужно думать, что мужчины настолько и исключительно рассудочны.)
Вы пишете: «Достоверно знать, «пребывает в данной Церкви Бог» или нет, может только тот, кто способен на опыте распознавать действия Бога, т.е. Его нетварные энергии. Вы себя относите к таким людям?» Ну кто же ответит Вам: «Да, я отношу себя к людям, которые на опыте распознают нетварные энергии»? Но к Богу приходят по благодати Духа Святого, и каждый православный церковный человек хоть иногда соприкасается с Ним сердцем. А если нет, то я не знаю, что он делает в Церкви — может быть, надеется, что сейчас начнется футбол.
Человек, который знает (опытно), что в Церкви пребывает Бог, как-нибудь переживет огорчение по поводу футбольного матча священников. Хотя, конечно, и ему нужно на кого-нибудь опереться, нужен пастырь, пример для подражания, но ведь не все играют в футбол. В ком-то священник-футболист может ослабить рвение и бдительность: если отец играет в футбол, можно и мне расслабиться. Но хуже всего то, что это по-настоящему искусит того, кто только начинает смотреть в сторону Церкви — такой человек может укрепиться на позиции «Бог у меня в душе».
Спаси Вас Господи, Геннадий. Я так и не поняла, почему Вас здесь упрекнули в «неправославии». По-моему, всё сказанное Вами близко к Истине и пронизано болью за то, что уверенности в Божием присутствии в Церкви явно не достаточно для того, чтобы наша вера укреплялась. Постоянное чтение святых отцов и самообразование необходимы, чтобы удержаться на плаву, не попав в омут самоуспокоения. Простите, несогласные.
Валентина, я потому говорю о неправославии Геннадия , что он на форуме этого сайта неоднократно высказывал свою любовь к буддизму, пытаясь скрестить православие с буддизмом. Даже в этих новых комментариях , используя православную терминологию , Геннадий высказывает неправославный взгляд , любой священник ему бы на это указал. Что и делал отец Георгий в прошлом обсуждении. Вот по этому я называю Геннадия неправославным, что бы он не вводил своим «богословием » людей в заблуждение.
Анализируя все отзывы, решил предложить для размышления отрывок из лекций по литургике схиархимандрита Иоанна (Маслова), какому доверяю также, как и отцу Роману.
Труды отца Иоанна имеются в интернете.
О Церковном уставе и требованиях неукоснительного его выполнения
Церковным уставом называются правила и предписания относительно совершения богослужения. Они содержатся в богослужебной книге, называемой Типиконом, поскольку она раскрывает образец (тип) совершения церковных служб.
Устав принят Церковью и действует в ней более тысячи лет. Он приобрел в Церкви силу закона внешнего Богопочитания. Богослужение, порядок и чин совершения которого указывает Церковный устав, есть плод многовекового живого религиозного опыта и творчества великих святых отцов, учителей и подвижников веры. Церковь смотрит на Церковный устав не как на обычное произведение человеческого ума, а как на книгу святую, обязательную для руководства всех православных христиан при совершении богослужения. От песнопений, молитв и чтений его веет и высоким духом аскетизма великих пустынножителей Египта и Палестины, и мудрым богословствованием святых отцов и учителей Церкви периода Вселенских Соборов. В нем слышатся речи пророков, патриархов Ветхого Завета. Перед нами, как живые, встают библейские события и лица. В своих творениях святые песнотворцы сделали для нас священные события живыми, образными и как бы видимыми. В целях воспитательных и назидательных они представили священные события Ветхого и Нового Завета, вероучительные истины в своеобразном поэтическом освещении для возбуждения религиозного чувства и интереса. Вместо холодных рассуждений, сухого прозаического рассказа, они оставили нам живые картины слова, дающие обильную пищу уму и сердцу.
Православное общественное богослужение является выражением веры, надежды, любви и благоговения к Богу, выражением полноты религиозной жизни и религиозного сознания Церкви, взаимной любви и единства верующих между собою.
Богослужение Православной Церкви, исполняемое по Церковному уставу, во все времена, с глубокой древности являлось и является руководством, средством внутреннего духовного обучения и воспитания, источником христианской веры и деятельности, или иначе – общенародным церковным богословием. Изложение истин веры наиболее доступно и легко воспринимаемо всеми именно в богослужении. Христианские храмы в отношении не только проповеди слова Божия, но и богослужения, в них совершаемого, являются всегдашними живыми училищами благочестия для всех христиан. Церковные песнопения в соединении с обрядами богослужения оказывают большое влияние на ум и чувства людей: в уме верующих они производят высокое представление о домостроительстве нашего спасения, а в чувстве – важность торжества, радость, благодарность, покаяние и умиление, соответственно содержанию службы. «О, если бы все знали, какую глубину богословия заключают церковные песнопения, – пишет глубокий знаток богослужения и Церковного устава профессор М.Н. Скабалланович. – Недаром некоторыми знатоками высказывалась мысль, что православное богословие может исчерпываться одним богослужением, то есть в богослужении нашем собрано и изложено все, что может и должен думать о Боге и спасении всякий христианин».
Чрезвычайная благотворность православного богослужения наиболее ярко проявляется в сравнении. Если католическое богослужение действует преимущественно на чувства; если протестантское богослужение, наоборот, восприняло черты столь характерного для протестантизма акцента на разум, а не на чувства, – то в нашем православном богослужении гармонично слиты «обоя»: и глубокая содержательность, и эмоциональная сторона, чуждая крайнего преобладания внешних эффектов. Оно дает пищу для ума, действует и на сердце, вызывает сердечные переживания, ибо все содержание богослужения пронизано любовью к Богу, к людям.
Православное богослужение «дышит» любовью Матери-Церкви к своим чадам, совершающим свое спасение на земле. Святой Божественной любовью, заботой о спасении чад Церкви проникнуто каждое песнопение, каждая молитва, каждое священнодействие, которое в нашем богослужении – не самоцель, не церемониал, а в нем глубокий символический смысл, раскрывающий и дополняющий содержание богослужения. Форма и содержание богослужений находятся между собою в самой тесной гармонии. Во всех формах православного богослужения нет ничего искусственного, вычурного, предназначенного для внешнего впечатления. Они проникнуты высокими религиозными мыслями, они глубоко трогают душу, волнуют ее священными переживаниями, назидают.
«Прекрасные формы нашего богослужения много содействуют, помогают укреплению молитвенного настроения, укрепляют религиозное воодушевление».
Имея такое сокровище – наше православное богослужение, мы не должны пренебрегать им, и Церковный устав (Типикон) предлагает нам идеал богослужения, к которому нам следует стремиться. Долг пастыря – совершать богослужение неукоснительно по чину и требованиям церковной уставности. С этой целью все священники и диаконы при посвящении в священные степени дают присягу о соблюдении ими Церковного устава. Также и все православные епископы при своей хиротонии в чине «Исповедания» в присутствии архиереев, клира и народа дают торжественное клятвенное обещание блюсти Церковный устав.
Благоговейное, истовое и возможно полное исполнение Церковного устава имеет громадное религиозно-воспитательное значение и для паствы, и для пастырей. Оно объединяет их всех, показывает всю высоту и истинность Православия и его богослужения.
Конечно, Устав не есть что-то неподвижное, и его цель – удовлетворить идеальную религиозную потребность Богообщения в молитве, применительно к внутреннему, духовному состоянию молящихся. Не люди для Устава, а Устав для них. В связи с этим пастырь – организатор уставных служб – обязан считаться с человеческой немощью. Придерживаться Устава следует твердо, но без чрезмерно-ригорического удлинения служб, приспосабливая выполнение Устава к силам верующих. Об этом наглядно свидетельствуют примеры святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, сокративших литургию ради немощных. Где положить предел приспособлениям – сказать трудно. Вероятнее всего, личное молитвенное настроение и рассудительность подскажут благоговейному пастырю меру возможного приближения к Уставу.
К сожалению, очень часто в городских и сельских храмах уставность нарушается, а иногда совершенно игнорируется, при этом богослужебный чин сокращается до крайности. Само понимание принципа уставности во многих наших приходах почти утрачено. Исключение составляет литургия, которая совершается полностью повсеместно, поскольку ее чинопоследование невозможно изменить. Что же касается прочих служб, особенно вечерни и утрени, то они превращаются в некоторых приходах буквально в какие-то схемы без церковно-художественного и неисчерпаемо-богатого богословского и аскетического содержания.
Приходские пастыри (или по их небрежению – клиросные чтецы и певцы) оставляют неизменяемую часть названных служб неприкосновенной. Постоянно же меняющиеся стихиры, кафизмы, антифоны, каноны, Евангельские стихиры и другие части служб из Октоиха, Минеи и Триоди ими почти всегда крайне сокращаются или опускаются. И богослужение получается поэтому совершенно однообразным. Между тем, именно изменяющаяся богослужебная часть разнообразит, одушевляет богослужение и настраивает молящихся каждый раз по-новому, своим текстом и пением выражая идею каждого праздника. К сожалению, постоянные богослужебные части теперь выдвинуты на первый план, как удобные для концертного или сольного исполнения, вызывающего у предстоящих эстетические, но никак не молитвенные чувства. Истинно религиозному человеку такие безуставные службы тяжело переносить и даже подчас невыносимо.
При этом забывается основная литургическая истина, что собственно стихиры, тропари, антифоны, равно как и другие изменяющиеся богослужебные молитвы необыкновенно украшают церковные службы. Положенные для богослужебных песнопений превосходные, изящные, молитвенно-задушевные церковные напевы – результат многосотлетнего церковного творчества – вполне соответствуют их содержанию и, будучи исполняемы, не отвлекают внимания от слов, а приковывают к ним. В области церковного пения Русская Православная Церковь обладает богатейшим количеством церковных распевов (большой знаменный, малый знаменный, киевский, греческий) и напевов (Киево-Печерской лавры, Глинской, Зосимовой пустыни, Валаамского монастыря и т.д.). «Творцами этих распевов были люди высокого религиозного духа, подвижники, одаренные тайной познания божественных звуков». И именно соединение слов с этими «божественными звуками», с возвышенным церковным пением затрагивает самые глубины нашего существа, те стороны, которые всегда открыты воздействию Божества.
Уставное чтение и пение придает богослужебному чину невыразимую трогательность и задушевность, причем длительность службы становится незаметной и неутомительной. После таких богослужений все верующие выходят из храма молитвенно-одушевленные и исполненные глубокого назидания. Но это бывает тогда, когда богослужение совершается истово и по уставу, чтение бывает раздельное и внятное и пение – с возвышенно-церковными напевами. Но очень часто чтение бывает или «борзо» и неблагоговейно, или «дмяся и громогласуя», с «бесчинными воплями» (78 прав. IV Вселенского Собора), на что обращает внимание и Устав. То же самое замечается и в пении: оно бывает невнятное и торопливое или, наоборот, растянутое. Уже давно в наше богослужение проникло чуждое церковности не молитвенное, а художественно-театральное, искусственное, показное пение, рассчитанное на эффект. На это неоднократно указывал в своих посланиях Святейший Патриарх Алексий.
«И теперь, как и раньше, – говорит он, – можно слышать у нас в храмах пение искусственное, театральное, в то время как то, что является основным в богослужении – псалмы, стихиры, каноны, – сокращается до последней степени.
Необходимо снова напомнить, что целью наших богослужений является не создание музыкальных эффектов и не подражание операм и концертам с их сольными и прочими «номерами», а молитвенное настроение, вызываемое содержательными и умилительными церковными песнопениями.
Для этого не нужны многолюдные хоры, не нужны и те огромные средства, которые на них тратятся. Как раз то, на что употребляется столько усилий и столько времени, а именно молитвы – «Ныне отпущаеши», «Великое славословие», «Свете тихий» за праздничным всенощным бдением, а также – «Отче наш», «Верую» за литургией, должны петься самым простым напевом, требующим не столько искусства, сколько благочестивого чувства. И для этого не нужно ни больших хоров, ни приглашения особых гастролеров, ни каких-либо особенных голосов.
Должен сказать, что и многие верующие, проникнутые духом церковности и понимания истинной красоты богослужения, неоднократно и настойчиво, особенно за последнее время, выражали мне неодобрение такому искусственному пению, растягивающему богослужение и не дающему молитвенного настроения».
В другом послании Святейший Патриарх Алексий пишет: «Большая часть молящихся в Церкви не является знатоками пения, но спросите у этого большинства, чего оно ожидает от церковного пения и какого пения оно желало бы? И большинство ответит вам: дайте нам такое пение, которое трогало бы сердце, которое вызывало бы у нас слезы умиления, которое поднимало бы наш дух и помогало бы молиться. Народ прекрасно понимает истинный дух и надлежащий тон церковного пения и лучше всякого знатока отличает пение церковное от пения театрального. Зачем ему навязывать то, чего не принимает его молящийся дух? Зачем навязывать ему в лучшем случае наслаждение, притом мирское, душевное, когда он ищет умиления духовного? Если в просьбах наших к людям, от которых мы ожидаем получить то или иное, мы выдерживаем нужный, часто почтительный и, во всяком случае, серьезный тон, то почему в прошениях наших к Господу мы дерзаем брать тон дерзновенных и легкомысленных театральных излияний, исключающих всякое благоговение?
Исполнение церковных песнопений в крикливом тоне светских романсов или страстных оперных арий не дает возможности молящимся не только сосредоточиться, но даже уловить содержание и смысл песнопения. Такое пение дает лишь впечатление слуху, но в душе не оставляет никакого следа».
Забвение уставности пастырями порождает равнодушие верующих к службам, приучает их довольствоваться певческими концертами. Духовно-нравственный пастырь-молитвенник сам первый почувствует, что во время концертно-театрального пения нельзя молиться и что оно не настраивает на благоговейную молитву. В заботах о молитвенной стороне церковной службы он, безусловно, обратит сугубое внимание на богослужебную уставность и церковность пения.
Из того, что я здесь написал, вызвать сомнения и вопросы может только вот этот абзац:
«О них я уже сказал в начале этого комментария, и писал о них ранее. Тот, кто может начинать с конца, в помощи начала и середины не нуждается. Более того, я утверждал и утверждаю, что и в других религиях есть такие люди. Содержание Евангелия от Иоанна предназначается им и тем, кто созрел, опираясь и применяя методы спасения, содержащиеся в синоптических книгах Евангелия. Это не значит, что Четвероевангелие распадается на независимые части. Они ( четыре книги Евангелия ) все вместе образуют единый путь спасения. Просто некоторые люди могут начинать с конца. ( К тому же, начало и конец похожи, а вот середина — для обычных ( не знающих смирения ) людей ).»
и то только у тех, кто не знаком с устроением богослужебных кругов, в частности, годового богослужебного круга, который составлен из рядов ( матфеева, лукина и иоаннова ). Эту последовательность я и имел в виду, говоря о начале, середине и конце ( похожем на начало ). Эта последовательность ( зачал и гласов ) и является христианским путем спасения. Продвигаясь по этому пути, христианин достигает зрелости, уподобляясь Христу из Евангелия от Матфея и Луки, а так же из Евангелия от Марка ( оно особым образом размещается в годовом круге ), в которых Иисус Христос принимает, по словам преподобного Иоанна Дамаскина, наше человеческое лицо относительным ( условным ) усвоением, а далее уподобляется Христу из Евангелия от Иоанна, в котором нет условного усвоения нашего лица, а есть только сущностное усвоение Христом человеческой природы вместе с неукоризненными ( непорочными ) страстями. Первая половина этого пути позволяет человеку стать Личностью, избавившись от укоризненных страстей и познав то, что делает человека единым с Богом, а вторая часть пути подготавливает человеческую природу к воскресению для жизни вечной. То есть вначале человек достигает подобия Божьего , а потом восстанавливает поврежденный грехопадением образ Божий.
Пишу это для Валентины из Минска. Возможно, ей это пригодится.
Геннадий, слова об отце Георгии были удалены, поскольку мы его уважаем. За остальное благодарим.
Я отца Георгия не оскорблял. Я дал оценку его «богословским» суждениях. Вы нехорошо поступили.
Ваше уважение или неуважение не могут изменить того, что им было написано. Опять начинается старая история про простецов-хитрицов.
Геннадий, как Вы могли неоднократно заметить, Вас здесь тоже многие уважают, несмотря на крайность взглядов. Но еще больше мы уважаем православных священников, иначе бы нам не было дела до того, играют они в футбол или нет. Дальнейшее обсуждение высказываний отца Георгия невозможно в его отсутствие.
Геннадий , ну только вас против шорстки погладили , вы сразу обиделись как маленький мальчик , Господь конечно заповедовал быть как дети , но в плане чистоты , а не обидчивости. Дело не только в отце Георгии , любой богослов , да что там богослов , любой батюшка на приходе вам тоже сказал бы. Простите.
Михаил спасибо.
Благодарен всем за обсуждение таких немаловажных вопросов.
Редактор , 01.07.2019 в 15:01: «Дальнейшее обсуждение высказываний отца Георгия невозможно в его отсутствие.»
Не было обсуждения, и не я ссылался на «высказывания отца Георгия». Используйте тогда свои богословские взгляды. Однако Вы и Марина, Днепр, не считаете нужным их иметь, полагаетесь на мнение священников. Марина, Днепр, полагается на мнение о. Георгия, я это мнение оценил и в ответ получил очередную модераторскую пулю. Эх, что-то неладное творится в Вашем виртуальном партизанском отряде. ( См. Иеромонах Роман. До свидания, Ваня! )
«….., несмотря на крайность ( Ваших) взглядов» ( Редактор )
Приехали, как говорится.
… На крайность некоторых Ваших взглядов, Геннадий.
Простите, так много информации.
Я 8 месяцев обучалась на курсе «устав и гимнография» и открыла для себя поразительной красоты и глубины тексты. Гимнография не только красива словами, но и является частью церковного предания, а так же толкует Священное Писание. Например, стихира Великой Среды инокини Кассианы (женщина гимнограф): «Господи, яже во многия грехи впадшая жена, / Твое ощутившая Божество, / мироносицы вземши чин…» имеет несколько иную сторону толкования нежели у Феофилакта Болгарского, но вмести они чудесно дополняют друг друга и более объемно объясняют нам поступок жены — грешницы. Или вот еще из жизни: когда моя карьера была на «взлете», я стала замечать, что чем больше зарабатываешь денег, тем больше их не хватает. Почему? Ответ нашелся спустя 6 лет в тропаре Великого Четверга: «Бежи́ несы́тыя души́…». А вы когда-то слышали древнее пение пасхального тропаря (так поют старообрядцы)? Мы в шутку с мужем его называем: «А теперь нашу, богатырскую!» Ведь не зря выбран такой медленный темп, что бы успеть вдуматься в слова. А что сейчас? Все «по скору», сплошная бубниловка, все суета… Недавно «по скору» на Литургии приходом возглашали Символ Веры…если бы я пробежала 100 метровку, то отдышка меньше бы была. В глубине души я согласна с Геннадием, но ужасно боюсь гордости. Знания должны лечь на подготовленную почву, тогда будут благодатные плоды.
P.S Осторожней с самообразованием, лучше положитесь на проверенные школы. (для Валентины)
Елена, спасибо, Вы очень хорошо написали. Давно думаю о том, что хорошо бы опубликовать цикл материалов о гимнографах, кое-что у нас на сайте уже было:
http://vetrovo.ru/inoi/o-vladimir-vasilik-prep-roman-sladkopevets/
http://vetrovo.ru/selected/prep-iosif-pesnopisets/
Если Вы сможете посоветовать что-то для публикации, будем благодарны. Если же Вы сами можете что-то написать (небольшие личные размышления о конкретных текстах, наподобие того, как Вы это сделали в комментарии), будем благодарны вдвойне.
Публикация цикла о гимнографах – это замечательная мысль. Целью моего обучения было осознанное понимание богослужения, как это должно быть в идеале у любого прихожанина. Особое внимание уделялось содержанию богослужебных текстов, их узнаваемости и осмысленном восприятии во время богослужения. Отец Геннадий (наш директор ИДО) советовал не заставлять слушателей учить наизусть схемы служб; говорил, что не так важно знать, сколько стихир поется, а важнее ‒ о чем поется в этих стихирах. С творчеством гимнографов я сталкивалась по мере осмысления их текстов на службах великопостных, пасхальных, двунадесятых праздников и т.д. Особенно понравилось житие монахини Кассии и преп.Косьмы Маиумского. Преп.Косьма Маиумский (мальчик, купленный на рынке) воспитывался и получил одинаковое образование вместе с преп. Иоанном Дамаскиным, но «язык» их творений различен. Преп. Иоанн Дамаскин – чистая догматика, а преп.Косьма — более мягок и прост для восприятия. Хотелось бы конечно больше узнать о гимнографах, но в связке с их творениями, которые мы слышим в наше время на богослужениях. Отчасти можно воспользоваться трудом Киприана (Керна) архим., «Взгляните на лилии полевые» https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/vzgljanite-na-lilii-polevye/. «О погребении же Спасителя и плаче говорит все повечерие Великого Пятка и половина субботней утрени. Снова в ярких красках и реальных образах изображают эти минуты Симеон Логофет, Марк Идруинтский, и св. Косьма Маиумский» архим.Киприан (Керн), и далее уже рассматривать их житие.
Большое спасибо, Елена, постараемся познакомиться с трудом архимандрита Киприана.
Елена, Дмитров, Вы писали: «Осторожней с самообразованием, лучше положитесь на проверенные школы».
Парижскую богословскую школу, к которой принадлежал архимандрит Киприан ( Керн ), я бы не назвал проверенной. Школу глинских старцев, к которой принадлежал упомянутый здесь схиархимандрит Иоанн (Маслов), я назвал бы проверенной, но она не была богословской.
Ученость без святости может принести вред, святость без учености — нет. А вот наибольшую пользу для других людей может принести сочетание учености и святости. Схиархимандрит Иоанн ( Маслов ) сочетал в себе и то, и другое. И архимандрит Киприан ( Керн ) стремился к тому же. Хотелось бы, чтобы и участники этого форума смогли уйти от крайностей: учености без святости и упования на святость, которая пренебрегает ученостью.
Геннадий, спасибо.
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/
И Вам тоже, Светлана, спасибо за внимание и поддержку.