col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Протоиерей Григорий Дьяченко. Люблю ли я свою Родину?

Протоиерей Григорий Дьяченко (1850 — 1903) — пастырь, проповедник, духовный писатель, катехизатор, публицист. Автор наиболее полного словаря церковнославянского языка.

Николай Дубовской. Родина. 1905

Кто не любит своих ближних, паче же присных, веры отверглся есть и невернаго горший есть, говорит святой апостол Павел (ср.: 1 Тим. 5: 8). Таким образом, любовь к Отечеству, которая составляет естественную потребность сердца и которую от каждого требует здравый смысл, берёт под своё покровительство святая вера и предписывает её не только как чувство дозволенное, но и как долг нравственный: добрый христианин не может не быть вместе с тем и верным сыном Отечества своего, равно как и наоборот — недобрый сын своей Отчизны не может быть вполне верен своей вере.

Кто хотел бы увидеть яснее, как соотносятся любовь к Отечеству и святая вера, вполне понять, насколько священен должен быть для христианина долг этой любви по духу веры, — раскрой Библию: здесь так чудно изображена истинная, чистая, святая любовь к Отчизне! Вот перед нами образец трогательной привязанности к родной земле — в умилительном плаче чад разорённого Иерусалима на берегах рек вавилонских. Слезы неудержимо льются из глаз их, едва только вспомнят они о Сионе. И напрасно победители просят пленников спеть какую-нибудь песню сионскую. Како воспоем, говорят они, песнь Господню на земле чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя! Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима яко в начале веселия моего (Пс. 136: 4-6).

Напомним и поразительный образец любви к Отечеству, явленной нам Тем, Кто, пришедши в мир для спасения всего мира, благоволил избрать и назвать Своим Отечеством бедную и неблагодарную Иудею и, показав в святейшей жизни Своей пример любви к Отцу Небесному, оставил нам образец любви и к Отечеству земному. Чем была для Него земля, названная Им родной? Он не имел на ней даже места, где главу приклонить (см.: Мф. 8: 20); Он видел в ней только развращение нравов; Он встретил в ней только ненависть и преследования, завершившиеся беззаконным осуждением Его на позорную смерть на Кресте между двумя разбойниками… Но все дни служения Своего спасению мира Он провёл в Иудее. Иудеям проповедовал Он первоначально слово жизни и спасения, как бы для них одних принесённое с Неба. На иудеев излил Он токи Своих благотворнейших чудотворений, исцеляя их недужных, воскрешая их мертвецов. Иудеи воздали Ему за эти благодеяния ненавистью, поруганием, Крестной смертью, адским злорадством во время Его предсмертных мук. Но за кого возносится последняя молитва к Отцу Небесному с Креста из уст Божественного Страдальца, положившего душу Свою за спасение мира? За иудеев — за тех самых иудеев, которые распяли Его!..

Хотите ли увидеть, как и верные сыны Царства Христова верно идут путём Христовым? Вот перед вами сам бытописатель древнего мира — образец любви к Отечеству для людей всех времён. Для соотчичей отказывается он от спокойствия в доме фараоновом, где он воспитывался и где его так любили: >паче изволи страдати с людьми Божиими, нежели имети временную греха сладость, большее богатство вменив Египетских сокровищ поношение Христово (ср.: Евр. 11: 25-26). Мало того. Какова должна была быть у него любовь к своему народу, когда, не имея сил умолить прогневанного Господа о грехе людей своих, он с крайним самоотвержением и дерзновением ко Господу говорил в своей молитве: и ныне, аще убо оставиши им грех их, остави, аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси (Исх. 32: 32)!

Вот и другой пример такой же полной крайнего самоотвержения любви к соотечественникам. Скорбь ми есть велия и непрестающая болезнь сердцу моему, говорит о себе апостол Павел. О чём эта скорбь, что это за боль, не утихающая в сердце апостола язычников? Молил бых ся сам отлучен быти от Христа по братии моей, сродницех моих по плоти, говорит он (Рим. 9: 2-3). Это скорбь о своём народе; это боль об ослеплённых и в ослеплении гибнущих соотечественниках — боль такая тяжкая и мучительная, что апостолу, казалось бы, легче было перенести муку отлучения от Христа (о любви к Которому, однако ж, он только что написал, что от этой любви не может разлучить его ни смерть, ни живот (см. Рим. 8: 38), нежели видеть ослепление и погибель своего народа.

Хотите ли убедиться, что такое подражание высочайшему примеру Христа Спасителя есть для каждого из нас именно законный нравственный долг, исполнение которого, по милости Божией, будет вменено нам некогда в заслугу наравне с исполнением других заповедей закона Божия? Представляем двух свидетелей этого. Да напечатлеется в мыслях наших, во-первых, слово апостола Павла, напоминающее нам, что место рождения нашего, как и время жизни, предназначается нам собственно волей Божией; что Отечество даётся нам Тем же, Кто дарует нам отца; что, следовательно, дерзкий ропотник против Отечества своего есть весте с тем ропотник против Бога, даровавшего ему Отечество: сотворил есть (Бог) от единыя крове весь язык человечь, жити по всему лицу земному, уставив предучиненая времена и пределы селения их (ср. Деян. 17: 26).

Собрат мой! Бог призвал нас к бытию, предназначив нам цель, и возложил на нас обязанности, которые мы должны исполнить. Где и как? Поприще указано нам самой же волей Божией, призвавшей нас к бытию здесь, а не там, поставившей в союз с людьми теми, а не другими. Не нам уже выбирать место и круг деятельности: место указано, оно даже освящено уже для нас теми благодеяниями, какими пользовались бы бессознательно ещё в младенчестве. Это место — Отечество наше, покоище праха отцов наших, источник наших сил в дни немощного детства, среда воспитания в юности, поприще деятельности в мужестве, надёжный приют в старости, родное место упокоения костей наших по смерти.

Нам остаётся только спешить благое делать ко всем, паче же к присным по вере и Отечеству (ср. Гал. 6: 10). И, возлюбленный мой, не забудет Господь этого труда любви во благо дарованного нам Богом Отечества и соотечественников наших. Сам Он устами пророка Своего говорил некогда дому Иаковлю, объясняя условия поста и дела ́ любви к соотечественникам называя необходимейшим дополнением к делам богопочтения и одним из вернейших средств к стяжанию благоволения Его: раздробляй алчущим хлеб твой и нищия безкровныя введи введи в дом твой; аще видиши нага, одей, и от свойственных племене твоего не презри. Тогда разверзется рано свет твой, и изцеления твоя скоро возсияют, и предъидет пред тобою правда твоя, и слава Божия объимет тя (Ис. 58: 7-8). Да напечатлеются в душах наших эти отрадные и утешительные слова Господни, и да вызовут они в нас живую ревность к посильному служению благу ближних наших, с которыми связывает нас воля Божия, как члены одного тела, питая нас одним хлебом, ограждая одной властью, освящая и спасая одной верою[1]!

Из книги протоиерея Григория Дьяченко «Самоиспытание христианина. Вопросы и ответы для подготовки к исповеди» (Издательство московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2010)
Сайт «Ветрово»
9 января 2023

[1] Извлечено в сокращении из книги "Минуты уединенных размышлений" Кирилла (Наумова), епископа Мелитопольского.

Заметки на полях

  • Петр (Божьим усмотрением старчик-священник в уединении при тяжести болезни):

    И знаем постоянно благоволения Бога: «раздробляй алчущим хлеб твой и нищия безкровныя введи введи в дом твой; аще видиши нага, одей, и от свойственных племене твоего не презри. Тогда разверзется рано свет твой, и изцеления твоя скоро возсияют, и предъидет пред тобою правда твоя, и слава Божия объимет тя» (Ис. 58: 7-8).

  • МО

    //Нам остаётся только спешить благое делать ко всем, паче же к присным по вере и Отечеству (ср. Гал. 6: 10). И, возлюбленный мой, не забудет Господь этого труда любви во благо дарованного нам Богом Отечества и соотечественников наших.//

    10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал. 6:10).
    ЦСЯ: Темже убо дондеже время имамы, да делаим благое ко всем, паче же к присным в вере.

    Как видим, слова «Отчество» в Послании апостола Павла отсутствует.

  • Севастополь

    От всего сердца благодарю Ольгу Сергеевну за эту изумительную и очень полезную статью! Она необходима и вовремя. Т.к. почему то в среде верующих людей, священства и мирян, наблюдаются иногда такие примеры не любви к своему Отечеству, не желания молитвы за него и служения ему, отрицания такого естественного чувства как патриотизм. Для меня всегда было камнем преткновения в общении, когда открывались такие свойства у людей.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок