col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Александр Буздалов. Святитель Феофан Затворник о войне 1877-1878 годов

29 июня — перенесение мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского

Ранее мы проводили аналогию Крымской войны 1853-1856 гг. с нынешним украинским кризисом и пользовались глубоким религиозно-философским анализом того геополитического конфликта христианского мыслителя Константина Леонтьева, в качестве подходящего инструмента познания современных событий. В дополнение к сказанному хотелось бы поделиться небольшой, но весьма информативной оценкой следующей русско-турецкой войны XIX века, которая принадлежит уже одному из светочей Русской Церкви – святителю Феофану Затворнику.

В 1877 г. Россия вступила в очередную войну с Османской империей вслед за сербами и черногорцами. Основным мотивом к этому стало жестокое подавление турками славянского восстания в принадлежащей им Герцеговине. В текущем противостоянии аналогичное восстание русского населения Донецкой и Луганской Народных Республик против нацистского режима Киева было поддержано Россией, вступившей в этот конфликт на стороне первых. И вот в одном из писем епископа Феофана тех лет мы встречам следующую оценку той войны.

«Кажется, и войне конец, но если турки податливы будут. Боюсь, как бы не разжалобились наши. Надо Болгарию совсем отчуждать от турок… и только с большею нуждою разве уступить плату подати, как ныне Сербия… Если этого не достигнут, надо тянуть войну; иначе она опять нужна будет чрез год или два…» (еп. Феофан, январь 1877 г. / Святитель Феофан Затворник. Письма о молитве и духовной жизни. М., «Правило веры», 2008. С. 66).

Если спроецировать это в современные реалии, то позиция Вышенского епископа теперь была бы следующей: «Кажется, скоро и войне конец, если в Киеве податливы будут. Боюсь только, как бы не разжалобились в Москве. Надо Донбасс совсем отчуждать от Украины… и только с большею нуждою разве уступить… Одессу. Если не достигнуть демилитаризации, надо продолжать войну; иначе она опять нужна будет чрез год или два».

Конечно, в деталях (додуманных нами условиях окончания нынешнего противостояния) могут быть неточности, но суть, несомненно, ясна. Главное в оценке святителя Феофана – это геополитическая трезвость, как видим, ничуть не противоречащая подлинной христианской аскетике. Война должна быть доведена до достижения поставленных политических целей, в противном случае это приведет к ее рецидиву, а значит, к еще большим жертвам, чем те, что требуют насущные задачи разрешения кризиса. Так мыслит благодатный ум.

Соответственно, противоположная логика нынешних квазицерковных пацифистов вроде Андрея Кураева, выступающих за немедленное прекращение «агрессии России» и т.д. и т.п., это логика, прежде всего (или с христианской точки зрения), людей безблагодатных, думающих не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16: 23), в частности, исходящих из человеческих представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, истинном и ложном. Если Кураевы делают акцент как раз на «жалость», то святой Феофан опасается этой ложной «жалости» даже со стороны российского государства («Боюсь, как бы не разжалобились наши»). Такая существенная разница позиций и говорит о том, что перед нами носители различного духа.

Поэтому учитель Кураева патриарх Кирилл, поначалу выступавший с дипломатически нейтральной оценкой украинского кризиса и призывавший к «молитве о мире» скорее в духе того же самого пацифизма (собственной безучастности и, соответственно, безусловности мирного урегулирования), впоследствии (в силу сугубой благодати своего Святейшества) изменил свою позицию и неоднократно выступал уже с поддержкой поставленных Российским государством целей специальной военной операции на Украине, то есть с тех же позиций, на которых стоял святитель Феофан Затворник в своих оценках русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

« «Архистратиг» означает высший стратег, т.е. военачальник, и этим словом мы именуем ангела Божия. Казалось бы, Бог есть Любовь, все, что вокруг Бога, пронизано любовью, так почему же ближайший к Господу ангел именуется Архистратигом, то есть военачальником? А потому что в мире существует такое явление, как борьба добра со злом, и она проходит и по государственным границам, и по многим другим границам, разделяющим человеческое общество. Но чаще всего этот фронт проходит по человеческой душе, и в какой-то момент человек оказывается на стороне добра или на стороне зла. Очень важно, чтобы наши военнослужащие, наша армия всегда были на стороне добра. Это будет обеспечивать им не только полную поддержку со стороны народа, но и, несомненно, поможет обретать Божественную поддержку в ответ на их подвиг — поддержку силой Божественной, через святого Архистратига Божиего Михаила» (Патриархия.ру).

И наоборот. Как аскетическому ригоризму святителя Феофана противостоит «теплохладность» церковного модерниста с фигурой Обеликса, так и «уму Христову» того же святителя противостоит плотской ум лжехристианского эрудита. Поэтому он не останавливается на искажении веры и нарушении церковных законов (за что уже извергнут из сана), но нарушает и государственные законы, в частности, в своем гностическом опьянении продолжает распространять фейки, порочащие РФ ВО.

«”Киев сегодня утром обстреляли с самолетов Ту-95 и Ту-160 ракетами Х101, которые могут летать на расстояние до 5,5 тысяч км Бомбардировщики взлетали из Астрахани. Пуск ракет происходил над Каспийским морем”, — заявил спикер командования Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат.

* * *

Вот для этого воздушное пространство над Кубанью должно быть свободно. Потерпите, туристы, не мешайте убивать киевлян» (Кураев А. Почему из Москвы в Сочи летят 4 часа через Казахстан).

А вот как было на самом деле.

«Российские военные нанесли удар по цехам оборонного завода «Артем» в Киеве, следует из сводки Минобороны за 26 июня. «Двадцать шестого июня Воздушно-космическими силами России нанесен удар четырьмя высокоточными ракетами воздушного базирования по цехам ракетно-строительной корпорации «Артем» в Шевченковском районе города Киева. На данном предприятии производились боеприпасы для украинских реактивных систем залпового огня», — говорится в документе. По данным объективного контроля все ракеты достигли цели, гражданская инфраструктура не пострадала. В свою очередь, украинские военные попытались перехватить российские снаряды, выпустив более десяти зенитных ракет из комплексов С-300 и «Бук М1». При этом две ракеты, выпущенные С-300, сбили украинские же «Буки». Один из боеприпасов мог упасть на жилой дом. Завод «Артем» производил авионику, ракеты «воздух — воздух», вооружение для танков и тяжелой бронетехники, вертолетные системы защиты» (РИА-Новости).

Иными словами, ВКС России уничтожен очередной объект военно-промышленного комплекса Украины, завод, где производились снаряды, которыми ВСУ убивают мирных жителей Донбасса. Жилой сектор Киева при этом если и пострадал, то от действий тех же ВСУ. То есть все с точностью до наоборот. Ранее, напомним, в случаях в Буче и Краматорске, Кураев вслед за киевским режимом обвинял ВО РФ в военных преступлениях ВСУ и Нацгвардии. Потому что так же, как у укронацистов порой бывают сбиты прицелы, у церковного реформатора расфокусирована совесть и разум, как у всякого душевного человека (1 Кор. 2: 14), верящего лжи и возлюбившего неправду (2 Фес. 2: 11-12) и всецело уповающего на самого себя.

«Человек деловой душевно — ученый, практикующий по какой-либо части, художник — все божеское приносит в жертву делам своим, всегда отодвигая его на задний план, именно — молитву, богомыслие, дела благочестия; и упованием своим опирается он на своих делах и силах» (Святитель Феофан Затворник. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М., «Правило веры», 2007. С.541).

Александр Буздалов
Сайт «История идей»
28 июня 2022

Заметки на полях

  • Днепр

    Отец Георгий , благословите .
    «Марина, конечно, не права. Погорячилась. При чём тут отец Роман? »
    Я и не говорю о своей правоте . Я говорю , о не правоте , того , что здесь происходит . На этой войне убили моего самого дорогого , самого любимого человека . Убили перед Пасхой , в день тишины , в Великую Субботу . Но я не держу зла , не ненавижу , и как христианка прощаю . Мое горе , это лишь маленькая капля , из того горя , которое каждый день несёт русский солдат на нашу землю . Жаль , что среди духовенства , находятся люди оправдывающие войну . Кому много дано , с того , Бог много спросит .

  • Марина, если бы Вы назвали имя этого человека, наверняка кто-то помолился бы за него.

  • Санкт-Петербург

    Людмила Николаевна 03.07.2022 в 08:55 Нижний Новгород: «Почему эта война ведётся нами под символом Z?»

    Символ Z сейчас редко упоминается, чаще в сводках фигурирует символ О. Бойцы с этим символом в последнее время добиваются наибольших успехов. В общей сложности имеем три символа: Z, V и O. В целом: Zа Vеру и Oтечество. «O» — наш символ.

  • Санкт-Петербург

    Оправдать свою ненависть гибелью близких, не получится. На Донбассе почти в каждой семье — горе, а они не озлобились, не осатанели. ( Донецк уже неделю засыпают противопехотными минами ).

  • МО

    Касательно Z.
    В 2013 году вышел американский фильм «Война миров Z» по сочинению «Мировая война Z» (2006).
    https://clck.ru/9LLo6
    https://clck.ru/sUKwk

    Википедия: «Название фильма и книги в оригинале — World War Z. Первая и вторая мировые войны по-английски называются World War I и World War II соответственно. Таким образом, с одной стороны, последняя буква английского алфавита Z в названии фильма может означать и «самая последняя мировая война» и указывать на причину событий фильма — zombie».

    В интернете делятся впечатлениями об этом фильме.
    https://shekina.mybb.ru/viewtopic.php?id=64&p=2

  • Нижний Новгород

    «В общей сложности имеем три символа: Z, V и O. В целом: Zа Vеру и Oтечество.»

    Что это Zа Vера такая?

    «Символ Z сейчас редко упоминается, чаще в сводках фигурирует символ О. Бойцы с этим символом в последнее время добиваются наибольших успехов.»

    Почему не с символом V? Отечество важнее Vеры?
    Если рассматривать эти буквы изначально, как символы, то такое объяснение их значения кажется сильно «притянутым за уши». Возможно, техника, действительно, была промаркирована с чисто практической целью — проведение учений, а придание буквам символического смысла — более поздняя придумка.

  • Вообще-то, войска Центрального военного округа, группировка которых обозначается буквой О, называется всеми, в первую очередь военкорами, как «Отважные».
    Думаю, не стоит искать глубинных смыслов и символов там, где их нет.

  • Санкт-Петербург

    Людмила Николаевна 04.08.2022 в 22:39 Нижний Новгород: «Почему не с символом V? Отечество важнее Vеры?»

    Vешники свое слово уже сказали: освободили юг Донецкой области, большую часть Запорожской, всю Херсонскую область и небольшую часть Николаевской области. Причем, сделали это с минимальными потерями. Zешники начинали СВО: заняли часть Киевской области, Чернобольскую АЭС, Черниговскую область, Сумскую и часть Харьковской. Потом их оставили и переместились на Донбасс. Брать города они не собирались. Примером тому — Сумы. Заняв всю область, они не заходили в Сумы, а отходя, на марше, колонной прошли через центр города и оставили его, ничего не разрушив. «О»шники сейчас освобождают Донбасс. Когда они это сделают. Фраза «Zа Vеру и Отечество» будет произнесена полностью. Затем: Zешники освободят Харьков и всю Харьковскую область, Vешники — Николаевскую и Одесскую, Ошники — Днепропетровскую. То есть фраза «Zа Vеру и Отечество» еще раз будет произнесена полностью и по порядку. Еще несколько повторений этой фразы приведут к полному освобождению Украины.
    В реальности, конечно, — не все так четко и определенно как в умозрительной схеме. Что будет в будущем, вообще, непонятно. Надеюсь, хотя бы до некоторой степени, эта схема реализуется.
    Думаю, что никто никакой «победоносной символики» намеренно не вводил. Просто обозначили на учениях технику буквами Z и V ( Запад и Восток ) и затем ввели так обозначенные войска на территорию Украины.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок