col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Митрополит Вениамин (Федченков). «То холодно, то загоралось…»

Из пасхальных писем Надежде Павлович

Х<ри­стос> В<оскрес>е!

Глу­бо­ко­у­ва­жа­е­мая На­деж­да Алек­сан­дров­на!

… На эту Пас­ху ча­сто «сто­я­ли» в ду­ше сло­ва пи­са­ния:

Истинно говорю: ныне со Мною будешь в раю (Лк. 23: 43);

— Отныне не буду пить виноградного вина, пока (не) буду пить с вами новое вино в Царстве (!) Отца Моего (Мф. 26: 29);

— Хочу, Отче, чтобы, где Я буду, там и они были и видели Славу Мою (Ин. 17: 24);

— Отче! Отпусти им: не ведят бо, что творят (Лк. 23: 34);

— Радуйтесь — мироносицам (Мф. 28:9);

— Мир — апостолам (Лк. 24: 36; Ин. 20: 19; 20: 21; 20: 26) и Духа Святого (Ин. 20: 22);

— О несмысленные и косные сердцем! (Лк. 24: 25);

— Не сердце ли наше горело в нас?! (Лк. 24: 32).

И у меня было: то холодно, то загоралось…

И это — не от моих усилий, а таинственно.

Желаю радости о Господе, — особенно в эту неделю; когда Златоуст заповедует не плакать, ибо из гроба «прощение нам воссия»… Сие изрек Господь!

* * *

Доселе (уже лет 50!) я привык думать, что любовь вещь высокая. Но, конечно, это не освобождает нас от обязанности творить «дела любви» (мысль Златоуста).

Или, во всяком случае, — сознавать себя грешником — и в любви.

Увы! Я вижу себя таковым…

Боюсь, что не осилю большего. Один монах[1] (вчера лишь читал в Цветник<е> Патр<иарха> Софрония Иерусал<имского>[2]) жил в пустыне. Пришли к нему посетители и долго просили его сказать полезное слово… Он молчал… Они снова просили его. Он ответил: «Я не слышал, о чём вы говорили. А что имею, то скажу: и день, и ночь я вижу Христа Распятого».

— Они получили пользу и ушли[3].

Так я привык смотреть на высоту любви…

Ещё могу добавить разве:

— простите меня;

— и хоть иногда помолитесь.

«Невозможное для человека — возможно Богу!» — сказал Господь.

† Недост<ойный> М<итрополит> Вениамин

М<онахиня> Анна тоже кланяется. Дело не в ней (воистину!), а в моей худости!

P.P.S. Пришли мне мысли: почему Господь установил Таинство Причащения в последнюю ночь с учениками?

Ответ явился такой:

а) Человечество создано и призвано для БЛАЖЕННОГО ОБЩЕНИЯ с Богом;

б) причащение есть вид этого общения;

в) отсюда о<тец> И<оанн> К<ронштадтский> — уже здесь постоянно приобщался («Брак Агнчий»);

г) и это обещал Господь (Мф. XXVI, 29) в будущем веке. Для этого — искупление.

д) Бог (Христос) любит людей.

Ещё раз простите.

Нед<остойный> М<итрополит> Вениамин

Из писем 1952 и 1953 годов

Из книги «Побеждайте молитвой!»: письма митрополита Вениамина (Федченкова) Надежде Павлович. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2020
Сайт «Ветрово»
19 апреля 2023

[1] Речь идёт об авве Стефане, пресвитере Илиотском.

[2] Патриарх Иерусалимский святой Софроний II (560-638, патриарх с 634 по 644 г.) — наряду с Максимом Исповедником отстаивал в борьбе с монофелитами православное учение о двух природах (Божественной и человеческой) и двух волях (энергиях) Иисуса Христа. «Лимонарь» (от греческого «луг, цветник») — книга Софрония, собрание повестей о деяниях некоторых пустынножителях, просиявших святостью.

[3] Цитируемый митрополитом Вениамином эпизод содержится в книге Иоанна Мосха «Луг духовный» под N 64.

Заметки на полях

  • г. Жуковский МО

    Интересная мысль у митрополита Вениамина, если правильно поняла: Высота любви — это польза других. Всегда удивляюсь людям, которые хотят духовной пользы другим, без разделения на своих и чужих, не пытаются угодить людям, не имеют личной корысти, не боятся быть непонятыми или понятыми не так, не боятся разочароваться в людях, которые, возможно, и не сумеют воспользоваться написанным или сказанным для них, но переживают за духовное состояние других и желают Спасения всем и этим подражают Христу, Который за всех Страдал и для всех Воскрес. Кажется, что такие люди уже не могут не иметь духовного попечения о других.

  • Петр, Божьим усмотрением старчик-священник в уединении страждущий в болезни:

    «О несмысленные и косные сердцем!» (Лк. 24: 25). И такое бывает в людях (в душах их).

  • Тверь

    Спаси Господи за духовное попечение.
    Дела — всегда ли последствие и доказательство любви? Наверное, не очень хорошо, когда они идут отдельно сами по себе. Господь говорит: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?»
    Но те, кто много возлюбил, уже исполнили все заповеди Божии. И живут на земле только этим духовным Дарованием.
    Спасибо за это прекрасное наставление митрополита Вениамина, прочитанное несколько раз, чтобы запомнить.

  • Читая книги (в данном случае — письма) митрополита Вениамина, часто вспоминаю заметку покойного редактора газеты «Православный Санкт-Петербург» Александра Ракова. В ней он рассказывал о своем споре с кем-то (кажется, на православной выставке) по поводу того, могут ли книги источать благодать. Книги митрополита Вениамина приносят сердцу покой и мир. А книги преподобного Паисия Святогорца — радость и желание жить (иногда ловила себя на том, что мне не так важно, что именно он говорит, важен сам процесс чтения).

  • «В конце 90-х – начале 2000-х мы общались (тоже по книжным делам) с одним из авторов замечательного перевода Псалтири с церковно-славянского на русский язык Игорем Николаевичем Бируковым.

    И в числе прочего он рассказал мне о своей единственной, но очень памятной для него встрече с владыкой Вениамином.

    Будучи в Псково-Печерском монастыре, где владыка жил на покое, Игорь Николаевич имел огромное желание увидеть его и поговорить с ним. И увидеть действительно смог. А поговорить – нет: владыка Вениамин еще не оправился после инсульта.

    Игорь Николаевич вошел в его келью, и владыке так хотелось его чем-то порадовать, сказать что-то теплое и хорошее, а он не мог… И когда тот подошел к нему, он просто схватил и обнял его и прижал, сколько было у него сил, к себе. Обнял, чтобы поделиться тем, что было в нем…

    Это было такое тепло, такая любовь! Даже просто слушая этот рассказ, я не мог не ощутить хотя бы отчасти чувство, которое пережил тогда мой собеседник. И то же самое я ощущаю, когда читаю книги владыки Вениамина.

    Я читаю их, когда мне хочется, чтобы он обнял меня… И он – обнимает».

    Игумен Нектарий (Морозов)
    https://vk.com/wall300641983_16789

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок