col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Архимандрит Рафаил (Карелин). В сердце источники жизни и смерти

Со­вре­мен­ное че­ло­ве­чест­во по­ра­же­но тя­же­лой бо­лезнью, ко­то­рую мож­но услов­но на­звать «хро­ни­чес­кой ус­та­лостью ду­ши». Про­яв­ле­ния это­го не­ду­га мно­го­о­браз­ны, но у не­го есть один об­щий симп­том: че­ло­век не­счас­тен, он ус­тал от жиз­ни, он жи­вет по инер­ции, ему ка­жет­ся, что он бре­дет по мерт­вой лун­ной до­ли­не, не зная, ку­да и за­чем. В чем при­чи­на этой бо­лез­ни, ко­то­рая пе­ре­хо­дит в эпи­де­мию и гро­зит по­ра­зить ду­хов­ным СПИДом на­шу пла­не­ту?

Большинство людей сознают, что они несчастны, но не могут понять почему. Одни ссылаются на тоскливое одиночество и эмоциональную холодность общества; другие – на бессовестность и лживость окружающих людей, не исключая родных; третьи – на неразрешимые проблемы, тяжелое материальное положение и постоянный страх перед будущим. Однако несчастны не только бедные, но и богатые, не только прикованные болезнью к постели, но и те, кто обладают телесным здоровьем, кто объездили все страны, заглянули во все уголки земли, поднялись на вершины гор, и опустились в глубины моря. Слезы льются и в убогих хижинах бедняков и в домах богачей. Даже неизвестно, кто более несчастны: те, кто изнывают в тисках нищеты или те, кто получили все, что только можно купить за деньги, уже с юности познали изнанку жизни и пресытились всеми пороками.

Современные люди несчастны и растерянны, в этом можно убедиться даже визуально. Откройте альбом со старыми фотографиями, и там увидите лица спокойные, как бы просветленные, на которых лежит печать благородства и достоинства, не гордости, а именно душевного достоинства, синоним которого – честь. Эти выцветшие от времени фотографии как будто пронизаны лучами зашедшего солнца и излучают тепло, которое согревает и умиротворяет душу. Затем посмотрите на современных людей, и вы увидите другие лица: померкшие, тревожные, напряженные, постоянно озабоченные и недовольные, как будто эти люди не нашли свое место в мире холодном и равнодушном, как и сами они.

Огромная тень тоски легла на человечество. Люди уходят от жестокой действительности и от самих себя в виртуальный мир компьютеров и телевизоров, ищут забвения в алкоголе и наркотиках; они бросаются в круговорот демонических представлений и иллюзий, тонут в бездне метафизической тьмы и безумия; кажется, что ад они предпочитают земле, но живут, потому что боятся умереть. Некоторые стараются подавить чувство глухой тоски и играют, как артисты, водевиль счастья; такие лица – с пустыми глазами и приклеенными к лицу улыбками – можно видеть на рекламах и страницах модных журналов. Многие ищут забвения в разврате и извращениях – в теплоте навоза и в сладости гноя: они упорно роются в грязи, будто хотят найти в ней золотоносную жилу.

Почему современные люди несчастны? Потому что грех, с которым они свыклись и сроднились, отнял у них самое драгоценное и незаменимое – чистоту и целомудрие сердца. В чистоте – великая радость и свет, а в грехе – мрак и скорбь. Даже мысленные грехи и страстные мечтания вносят в душу метафизический холод и пустоту. У душевной усталости имеются свои нематериальные бациллы и вирусы, которые живут и размножаются в нравственной грязи, как мухи и черви – в куче мусора и гниющих отбросах. Эту грязь ежедневно поглощает человеческая душа.

Как стать счастливым? Как стяжать действительное, а не иллюзорное счастье? Как сохранить радость, которая не обманет как ночная тень и не улетит как птица? Для этого надо бороться с грехом, зарождающимся в сердце, как с лютым врагом. Человеческое сердце – великая тайна. В сердце суммируется вся жизнь человека и переживания его души. Ничего в жизни не проходит бесследно, все отпечатлевается в памяти сердца невидимыми письменами. Царь Соломон писал: «Всяким хранением храни сердце свое, ибо от него источники жизни». Поэтому надо постоянно очищать сердце от греха покаянием и молитвой, чтобы мертвые воды, текущие из ада, не нашли в нем своего водоема.

Бог – огонь, который согревает сердце, а диавол холоден, как труп. Сердце, отданное через грехи демону, источает из себя какой-то мертвящий холод и тонкий смрад тления, которые интуитивно чувствуют окружающие люди. Трагедия современных христиан в том, что они забывают о главном в духовной жизни – о хранении сердца, о необходимости ограждать его от мутных потоков греха, которые превращают землю в духовную пустыню и топкое болото страстей.

Современные христиане, поглощенные заботой о внешнем, забыли о собственном сердце – центре жизни, акрополе души, царской сокровищнице, где должны храниться нетленные богатства – дары благодати. А диавол ни на миг не забывает о человеке: он постоянно стремится овладеть сердцем, обольстить, поработить, сделать его своим престолом. Если рассмотреть помыслы, которые возникают в сердце, то мы увидим в нем не образ Божества, а безобразие греха.

Проклятие нашего века в том, что мы забыли, что благодать Божия свята и чиста, и не может соединиться с грехом. Поэтому, несмотря на посещения храмов и святых мест, домашние молитвы и чтение духовных книг, наше сердце остается пустым, как продырявленный сосуд, которым черпают воду. Сердце, отданное страстям и грехам, не может стяжать и удержать благодати. Такое сердце похоже на запущенный сад без ограды или на заброшенный дом, без дверей и окон, куда входит каждый, кто только захочет. Страстное сердце сопротивляется словам молитвы, отталкивает их от себя, и молитва теряет жизненность и силу, она становится поверхностной и мертвой. От такой молитвы человек не получает духовного утешения, и поэтому с нетерпением ждет ее конца.

Истинная молитва невозможна без благодати, а благодать – без чистоты сердца. Господь сказал: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Поэтому человек, не заботящийся о чистоте сердца, не борющийся с грехами и страстями, оказывается духовно слепым, хотя бы обладал мирскими талантами и душевными достоинствами, занимался благотворительностью, говорил красноречивые проповеди, и даже писал бы научные апологии в защиту христианства. Неграмотный простец, сохранивший чистоту сердца, – более мудр, чем теолог, который не победил своих страстей.

Наше время можно назвать безблагодатным не в том смысле, что Церковь оскудела благодатью, а потому что человеческое сердце, отравленное грехом, теряет способность воспринимать и удерживать благодать. Древние христиане отличались от современных, прежде всего тем, что они находились в благодати, жили и дышали благодатью, явно ощущали ее действия, переживали, как бы осязали благодать сердцем и слышали ее неизреченные безмолвные глаголы. Для них благодать была не только надеждой на будущие блага в Небесном Царстве, но и радостью, которая наполняла их земную жизнь, несмотря на скорби и гонения.

Благодать делала христиан самыми счастливыми людьми на земле, а христианские общины – островами света в темном море языческого мира. Человек чувствовал реальное присутствие благодати, а ее потерю воспринимал как самое большое несчастье, и переживал как мрак и боль души, как отлучение от Бога – Источника жизни. Поэтому христиане хранили благодать как пламя светильника от дыхания ветра, хранили свое сердце от нечистых помыслов, как глаза – от песчинок и пыли.

В настоящее время, когда целью и содержанием христианской жизни перестало быть стяжание благодати, ее потеря почти не ощущается. Современные христиане не понимают что они теряют от грехов, не видят что происходит в их сердцах, какие гады гнездятся там; поэтому их жизнь как бы окрашена в серый цвет, наподобие сумерек, их души похожи на небо, затянутое густыми облаками: блеснет на мгновенье в просветах облаков солнечный луч и погаснет снова.

Без чистоты помыслов душа не может отразить в себе свет благодати. Что нужно сделать, чтобы стяжать и сохранить благодать? Прежде всего, надо очистить душу покаянием и исповедью, как бы соскребать железной щеткой ржавчину, въевшуюся в металл. Надо положить контроль ума и воли над пятью органами чувств, особенно над зрением и слухом. Надо следить, чтобы грех не проникал в душу через чтение страстных книг, пустые беседы, зрелища и картины разврата.

Надо удаляться от начала греха – соблазнов, как пчелы улетают от дыма, даже избегать тех лиц и мест, которые напоминают о прошлых грехопадениях, тогда, при сокращении внешних греховных впечатлений, внутренние импульсы греха начинают ослабевать, как мелеет река в бездождье. Надо знать и о следующей хитрости демона: иногда он на время отступает от человека и тот начинает воображать, что страсти изгнаны, духовная опасность миновала и считает себя победителем.

Такое ложное бесстрастие на самом деле – это ловушка демона, чтобы притупить бдительность человека и захватить его врасплох, когда тот не ожидает; особенно часто в эту ловушку попадают гордые и самонадеянные люди, которые без послушания и советов проводят духовную жизнь. Поэтому надо всегда соблюдать осторожность и помнить, что демон не покидает человека, как его тень, и будет бороться с ним до самой его смерти.

Христос нашел нас на Кресте через муки распятия, а мы должны найти Его в своем сердце через слезы покаяния. Эта встреча с Богом подобна новому рождению. Тогда благодать осияет человека своим незримым светом, выпрямит согбенную грехами душу, даст крылья молитве, откроет в сердце источник живой воды, обновит детскую чистоту, возвратит потерянную радость, как весну души, и человек увидит свое воскресение из мертвых еще при жизни.

Официальный сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Заметки на полях

  • Волгоградская обл.

    Спаси Господи, очень понравилась статья.

  • И «кто более несчастны: те, кто изнывают в тисках нищеты или те, кто получили все, что только можно купить за деньги, уже с юности познали изнанку жизни и пресытились всеми пороками. … Почему современные люди несчастны? Потому что грех, с которым они свыклись и сроднились, отнял у них самое драгоценное и незаменимое – чистоту и целомудрие сердца. В чистоте – великая радость и свет, а в грехе – мрак и скорбь. … Царь Соломон писал: «Всяким хранением храни сердце свое, ибо от него источники жизни».

  • Знаем, что «благодать Божия свята и чиста, и не может соединиться с грехом. Поэтому, несмотря на посещения храмов и святых мест, домашние молитвы и чтение духовных книг, наше сердце остается пустым, как продырявленный сосуд, которым черпают воду. Сердце, отданное страстям и грехам, не может стяжать и удержать благодати. Такое сердце похоже на запущенный сад без ограды или на заброшенный дом, без дверей и окон, куда входит каждый, кто только захочет» (АРХИМАНДРИТ РАФАИЛ (КАРЕЛИН). В СЕРДЦЕ ИСТОЧНИКИ ЖИЗНИ И СМЕРТИ).

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок