6:35 – архим. Савва: пытаюсь понять, чего же хотят люди? /…/ Мне кажется, это люди, которые категорически против государственности. /…/ Люди не хотят перемен в церкви, люди хотят отмены иерархии как таковой.
3:07 – в социальной концепции РПЦ предусмотрено, между прочим, гражданское неповиновение… и в концепции очень чётко и ярко прописано, в каких случаях, то есть тогда, когда государство начинает или гонение на церковь, или же заставляет людей нарушать заповеди Божии, совершать преступления. Конечно, процедуры эти не очень чётко прописаны, но тем не менее…
Г.С.: Архимандрит говорит и тут же себя зачёркивает, но тем не менее, слушаем дальше.
3:37 – такая мера предусмотрена, но это очень редкая мера…. Почему такая избирательная солидарность… Мне жалко детей… Например, в России в 2018 году было совершено 500 000 абортов. Это убитые дети. Кто-нибудь вышел на демонстрации? И вот сейчас, если мы обратимся с христианским призывом в защиту детей, которых убивают каждый день в Белоруссии за счёт государства, т.е. это государство фактически преступно, оно совершает преступление, оно нарушает закон Божий, мы имеем полное право оказать власти акты гражданского неповиновения, но много ли соберёт наша демонстрация? Нас, скорее всего, просто превратят в карикатуру.
Г.С.: А ведь отец архимандрит прав. Если бы в 1917 году русские люди вышли на демонстрации с требованиями закрыть публичные дома, прекратить театральные и другие развлекательные представления Великим постом и т.д. — вот это бы была Божия Революция. Но были совершенно иные требования, и вышло то, что вышло. Видимо, то же самое выйдет и в Беларуси.
Однако прочтём: чётко или не чётко прописано право верующих на гражданское неповиновение в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».
«III.5. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению».
Да, прописано одновременно и чётко и нечётко, точно так, как архимандрит Савва говорит. «Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху». Г.С.: Обратите внимание: не исполнить — может, а протестовать — не может.
«В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты…» Г.С.: Но как узнать, может или не может эта Полнота (с большой буквы. — Г.С.) повиноваться? Что есть сия Полнота? Все члены Церкви или какая-то её часть? Как определить эту часть?
Злые языки говорят, что они списаны с «Основ социальной концепции российского иудаизма». И вы знаете таки да, есть схожие моменты. Например,
РПЦ:
II. Церковь и нация
В современном мире понятие «нация» употребляется в двух значениях – как этническая общность и как совокупность граждан определенного государства. Взаимоотношения Церкви и нации должны рассматриваться в контексте как первого, так и второго смысла этого слова.
II.3. Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру.
Иудаизм:
Глава 9. Иудаизм и нация
В современном мире понятие нации употребляется в двух значениях — как этническая общность и как совокупность граждан определенного государства. Взаимоотношения иудаизма и нации должны рассматриваться в контексте как первого, так и второго смысла этого слова.
Патриотизм иудаизма одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Иудей призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. https://archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/conception/judaism/
Признаюсь, я поражён таким сходством. Слово в слово. Только выражения «христианский патриотизм» и «патриотизм иудаизма» различаются. И дальнейшие слова Основ РПЦ «Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам» — в Основах иудаизма отсутствуют.
Надо думать, что Основы иудаизма были списаны с Основ РПЦ, а иначе… Даже страшно представить, что иначе. Впрочем, так ли важно, кто у кого списывал эти абзацы? Важно, что РПЦ и иудаизм учат схоже. Особенно выражение «братья по крови» в Основах РПЦ меня сразило.
Отец Георгий, возможно, и те, и другие ориентировались на один образец.
МО
А, понятно. Ведь Б-г один.
И это чётко прописано в Основах соц.концепции российского иудаизма
1. Б-г существует.
2. Б-г один.
3. Б-г не существует в телесной оболочке.
4. Б-г вечен.
5. Иудеи должны поклоняться только Ему одному.
6. Общение с Б-гом происходит через пороков.
7. Моисей — величайший из пророков.
МО
«Социальная доктрина российских мусульман»
Подробнее: https://islam-today.ru/socialnaa-doktrina-rossijskih-musulman/
Патриотизм.
Что касается термина «патриотизм», то он применяется в тех случаях, когда приоритет отдается идее, связывающей и объединяющей всех граждан. Патриот – это человек, который принимает такую идею и демонстрирует любовь к Родине. Мединская Конституция предполагает, наряду с общностью в религии, общность в гражданстве и значимость проживания на одной общей родине. В нем упоминаются и укореняются два вида общности, имеющих значимость и ценность:
1. религиозная общность. Здесь, в частности, говорится: «Иудеи – нация, и мусульмане – нация», то есть общность, объединенная верой, религией, обрядами и ценностями;
2. общность родины. В договоре сказано: «Иудеи из племени бани Ауф – нация наряду с правоверными, у иудеев их вера, и у мусульман их вера» . Затем здесь упоминаются другие иудейские племена: бани Наджар и др. В договоре подтверждалось, что мусульмане и иудеи составляют одну нацию. Но, следовательно, нужно найти то общее, что их связывает воедино, и в современном понимании эта связь – общность гражданства.
Г.С.: «Мусульмане и иудеи составляют одну нацию»? Вот те раз! Я так думаю, что, согласно единому образцу соц.концепций для православных, мусульман и иудеев, наличие которого предполагает Ольга Сергеевна, здесь под словом «нация» разумеется то, что разумеется в Основах РПЦ и в Основах иудаизма, а именно: «В современном мире понятие нации употребляется в двух значениях — как этническая общность и как совокупность граждан определенного государства». Мусульмане и иудеи составляют одну нацию не как этническая общность, но как граждане одного государства, в частности Российского.
Г.С.: Ребята сами себя выдают такими концепциями. Похоже, в России обкатывается технология новой общности людей. Советская общность не пошла. Запускают новую – этническо-государственную. Однако, у мусульман, в отличие от православной и иудаистической концепций, вот какие положения:
Недопустимость смешения веры и гражданства.
Недопустимо подменять вероисповедные узы гражданством. Сказал Всевышний: «Я удовлетворился для вас исламом как религией». Имеется множество аятов и хадисов о том, что мусульмане должны быть преданны Аллаху и его Посланнику. /…/
Здесь содержится ясное указание на то, что привязанность к родственникам, имуществу и т.п. не должна иметь большего значения, чем приверженность исламу, Аллаху и его Посланнику. (! – Г.С.) Но означает ли это, что наряду с верой не может иметь места иная социальная идентичность? Если обратиться к Священному Корану, к биографии и сунне нашего Пророка Мухаммада (мир с ним и благословение Аллаха), обнаружится, что сам ислам утверждает такие виды связей, которые объединяют мусульман с другими людьми: например, гражданство, родственные, национальные узы и т.п. Тем самым, связи по вере и связи по гражданству не противоречат друг другу, если от мусульман не требуют отречения от их веры, более того – они дополняют одно другим.
МО
— Зиновий Львович, а в других странах есть что-нибудь подобное «Основам социальной концепции иудаизма»?
— Насколько я знаю, нет. Это наше, российское ноу-хау. Мы надеемся, что социальная концепция иудаизма станет не академическим, а практическим документом. Она поможет улучшить отношения между иудеями и представителями других конфессий, прежде всего с Русской Православной Церковью и мусульманами. Ведь дорога к Богу не одна, их много. Слава творения заключается в том, что Единый Бог в небесах создает разнообразие и множественность здесь, на Земле. И сама наша человечность заключается в нашем различии, в том, что каждый из нас уникален и незаменим.
(Зиновий Коган, председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России). https://www.ng.ru/ng_religii/2004-09-01/6_kogan.html
Г.С.: Значит, эти концепции – их российское ноу-хау.
Днепр
Иудей призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру… таки похоже РПЦ списали . Потому как, кто такие братья по крови , для православного христианина ? Греки ? Сербы ? Румыны ?
МО
6. Общение с Б-гом происходит через пороков.
Так на сайте.
Помнится, в советской школе рассказывали, что перед революцией в газете с миллионным тиражом нарочно сделали опечатку: на голове царя была корова.
МО
«… таки похоже РПЦ списали» (Марина). Да, похоже. Увлеклись и не заметили, как лишнее переписали.
МО
Не дорассказал про революционные опечатки. Так вот, может, и на этом сайте, откуда мною взят текст «Основ соц.концепции российского иудаизма» (а сайт называется «Русский архипелаг»), сидят подобные подпольщики и делают осмысленные опечатки?
МО
Изучаем первоисточники социальных доктрин Русской Православной Церкви, российского иудаизма и российских мусульман. Любопытный документ эти “Основы соц.концепции российского иудаизма». В нём, в частности, говорится:
«Это религия [иудаизм] для всего мира, не потому что все должны стать иудеями, ибо цель иудаизма абсолютно не такова, но исходя из убеждения, что мир принадлежит Б-гу, и люди должны вести себя в соответствии с Его волей. Через действия мы проповедуем иудаизм».
Г.С.: Вот это положение мне непонятно. Цель любой религии – обращение в свою веру. Зачем проповедовать иудаизм без цели обращения в иудаизм? И христианство, и мусульманство, и буддизм, про который нам вещал великий Гребенщиков, дескать, «в буддизме не принято проповедовать, склонять кого-то в свою веру», все они ставят своей целью обращение в свою веру. Кстати, полистал тот давний спор о буддизме с Геннадием. Нашёл забавный момент:
Г.С.: Слово «лама» означает учитель. Учителя же нет без учеников. Поэтому говорить, что «в буддизме не принято проповедовать, склонять кого-то в свою веру» мог только просветитель котов Борис Гребенщиков. Авалокитешвара из сострадания ко многим людям, в том числе к Вам, уважаемый Борис Борисович, пришёл к человечеству в лице Далай-ламы 14-го, тогда как мог бы эгоистично наслаждаться буддийским блаженством в нирване.
«Бодхисаттвы буддизма это великие мастера, которые достигли высшей точки духовного развития. Они по праву могут отправиться в нирвану после того, как земная оболочка отслужит свое. Но эти люди настолько благородны и милосердны ко всем живущим на планете, что, вместо того, чтобы наконец вырваться из колеса сансары, они согласны добровольно воплощаться вновь и вновь для того, чтобы служить на благо всех живых существ и помогать им».
Г.С.: Но невозможно помочь живым существам без проповеди, без несения света буддийского учения. А Вы такую нелепицу говорите, что в буддизме не принято проповедовать. Вы, наверное, не разделяете сострадания Будды к падшему человечеству? Хотите лишить людей буддийского света? Вы, наверное, затаённый враг Будды?
Полистал виртуально один из первоисточников буддизма – книгу Чже Цонкапа (1357—1419) «Большое руководство к этапам Пути Пробуждения». Целый раздел в нём посвящён проповеди: Правила проповедования Дхармы Здесь четыре [пункта]: (1) размышление о пользе проповедования; (2) порождение почтения ко Всемирному Учителю [Будде] и Дхарме; (3) мысли и действия проповедующего; (4) кого можно и кого нельзя учить. https://buddhismofrussia.ru/_library/lamrim/lamrim_1.pdf
Чже Цонкапа: «Как сказано [Победителем]: «Водою Будды не смывают скверны, страдания существ рукой не унимают, не переносят опыт свой в других— Учением об истине существ освобождают». То есть помощь другим возможна лишь через обучение безошибочному Пути, а не через смывание водой грехов или подобное. Из [оставшихся] четырех качеств красноречие— это умение довести смысл [Дхармы] до ума учеников при хорошем знании последовательности этапов. Любовь — чистое побуждение к проповедованию Дхармы, без корысти об обретениях, почестях и т.п., движимое лишь любовью и состраданием».
Г.С.: Вот как надо было Вам, уважаемый Борис Борисович, чтобы не искажать учения Чже Цонкапа, основателя школы гелгул и учителя того, кто стал первым Далай-ламой, поведать своим слушателям о миссионерстве в буддизме. Проповедуют и ещё как склоняют в свою веру буддисты, но они должны делать это «без корысти об обретениях, почестях и т.п., движимые лишь любовью и состраданием». Т.е. именно так, как это делал уважаемый Геннадий на Ветрово.ру
Но вернёмся к иудаизму. Оказывается, он не ставит своей целью обращения в иудаизм. Это интересно. Может, это очередная лекция для котов, подобная лекциям Гребенщикова о буддизме? Вроде, нет. Официальный документ.
МО
Этой опиской, ошибкой, припиской (не знаю, как назвать) про «братьев по крови», а именно: «Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру», можно благословить военные конфликты между русскими, украинцами и белорусами. Потому что, имея в своей социальной концепции такое положение, Русская Православная Церковь, Украинская Православная Церковь и Белорусская Православная Церковь, каждая из них вправе защищать своих братьев по крови от не братьев по крови. Или я не прав, думая так?
МО
Любопытный документ эти “Основы соц.концепции российского иудаизма». В нём, в частности, говорится:
«Это религия [иудаизм] для всего мира, не потому что все должны стать иудеями, ибо цель иудаизма абсолютно не такова, но исходя из убеждения, что мир принадлежит Б-гу, и люди должны вести себя в соответствии с Его волей. Через действия мы проповедуем иудаизм».
Г.С.: Вот это положение мне непонятно. Цель любой религии – обращение в свою веру. Зачем проповедовать иудаизм без цели обращения в иудаизм?
Читаем: «Иудаизм сосредоточен на вере — вере народа Израиля в Б-га, который сообщает о Своей воле человечеству. Эту волю предстоит открыть в Торе — руководстве, которое Б-г дал людям, чтобы жить по нему».
Г.С.: Но жить по руководству Торы, это и значит быть обращённым в иудаизм. Разве нет? Оказывается, нет. Можно жить по Торе, не будучи иудаистом. Как?
Читаем дальше: «Эту волю [Б-га] предстоит открыть в Торе — руководстве, которое Б-г дал людям, чтобы жить по нему. В этих целях, верят евреи, народ Израиля играет особую роль. Тора дана им на благо всего мира. Он, еврейский народ, — орудие для сообщения людям Б-жьей воли».
Всё просто. «Еврейский» народ согласно «Основам социальной концепции российского иудаизма» предназначен открыть Тору, т.е. волю Б-га всем людям Земли, потому что, цитирую, «Тора дана им («евреям») на благо всего мира». https://archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/conception/judaism/
Днепр
Всё-таки РПЦ первая приняла Основы социальной концепции, утвердив документ в 2000 году, по сравнению с 2003 ОСК для российского иудаизма.
Думаю, что эти слова — «Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру» являлись посылом для РПЦЗ, в желании воссоединения. «Архипастыри и пастыри РПЦЗ неоднократно высказывали своё мнение о той положительной роли, которую сыграли «Основы социальной концепции» в процессе воссоединения Русской православной церкви.»(Википедия)
Днепр
«Потому что, имея в своей социальной концепции такое положение, Русская Православная Церковь, Украинская Православная Церковь и Белорусская Православная Церковь, каждая из них вправе защищать своих братьев по крови от не братьев по крови. Или я не прав, думая так?»
Не думаю , батюшка, что дела обстоят так. По крайней мере, могу сказать о УПЦ , у нас никогда не пропагандировался национализм, в отличии от новосозданой ПЦУ. Так что для меня братья по крови — это те, кто причастен Телу и Крови Господа Иисуса Христа.
МО
Глубоко зритЕ, Марина. (В церковнославянском языке ударение в некоторых глаголах на последней букве «е» ставится, чтобы отличить глагольные формы настоящего времени от повелительного наклонения. В данном случае ударение говорит о настоящем времени, а поставленное иначе – зрИте, оно говорило бы о повелении). Высказанные Вами слова умиротворяют. «Но нет нам покоя! Гори, но живи! Погоня, погоня, погоня, погоня в горячей крови!» — как поётся в песне на слова Роберта Рождественского. Смущает название нашей церкви, которое она приняла в 1943 году — Русская, и, соответственно, Украинская в Украине и Белорусская в Беларуси. Такое разделение не способствует межнациональному умиротворению и пониманию того, что это единая Церковь. Я думаю, что ей следовало оставаться с прежним именем — Российская Греко-Кафолическая Православная Церковь.
МО
Ещё одно любопытное положение Основ СК российского иудаизма.
Глава 3. Последовательность традиции. В раввинистическом иудаизме отражены разновидности как традиционной, так и современной веры. Иудаизм озабочен «правильной практикой», то есть тем, что люди делают, а не во что они верят.
Г.С.: Это как же понимать? Истины как таковой нет? Истина заключается в выполнении мицвот, или заповедей? Правильно выполнять 613 предписаний — вот суть веры?
Читаем дальше: «Однако факт остается фактом: именно вера разделяет евреев на различные религиозные группы».
Г.С.: Вера не важна, и вера разделяет… Да, сложно понять российский иудаизм.
Читаем дальше: Однако факт остается фактом: именно вера разделяет евреев на различные религиозные группы. Ортодоксия не является однородной группой. Здесь два движения — литовское и хасидское (Хабад-любавичи). Если литовская традиция делает упор на изучение Талмуда, то Хабад-любавическая — как на изучение Талмуда, так и на каббалу. Контакт Хабад-любавичей с внешним миром необычен, особенно в том, что касается его образовательных центров и программ. В конце концов, в Восточной Европе нашли компромисс между хасидизмом, который почитал мистические книги и практиковал религиозный экстаз, видения и чудеса, и движением «Митнагдим» (» Противники» ), которое отводило главенствующую роль образованию и благочестию.
Г.С.: Всё-таки нашли компромисс в Восточной Европе… И я так думаю, что одной из точек спора был ритуал капарот, но про этот ритуал, к сожалению, ничего не сказано в ОСК россиудаизма.
Википедия: «Против капарот решительно выступали некоторые раввины, в том числе Моше бен Нахман, Шломо бен Адерет и Иосиф Каро. Они считали, что это нееврейский ритуал, противоречащий духу иудаизма, в котором не допускается возможность жертвоприношений вне Храма в Иерусалиме. Тем не менее, он был одобрен раввином Ашером бен Иехиэлем (1250—1327) и его сыном Яковом бен Ашером (1269—1343). Ритуал особенно привлекал каббалистов, таких как Исайя Горовиц и Исаак Лурия, которые рекомендовали выбирать для обряда белого петуха, ссылаясь в первую очередь на Исаия 1:18 и находя в установленных обрядом формулах другие мистические аллюзии. Как следствие, практика стала общепринятой среди ашкеназских и хасидских евреев в Восточной Европе». https://ru.wikipedia.org/wiki/Капарот
МО
По всему вероятию, 15-16 века можно назвать рубежом, с которого евреи перестали быть евреями и обратились в «евреев», то есть в тех, кто уже не имел ни духовной, ни идейной, ни кровной связи с теми ветхозаветными евреями, к которым самозвано причисляют себя составители «ОСК россиудаизма» в «Главе 2. Корни веры и обычаев — Библия». Почему же не имеют связи? Потому что ни в одной из перечисленных в «ОСК россиудаизма» книгах не говорится о ритуале капарот, который входит в «еврейскую» жизнь в это время. В это же время «евреев» изгоняют из Испании. Вот как пишет об этом солидный авторитет в истории иудаизма Гершом Шолем:
После исхода евреев из Испании каббала претерпела полное превращение. Катастрофа такого масштаба, которая вырвала с корнем одну из главных отраслей еврейского народа, не могла пройти, не затронув всех сфер еврейской жизни и чувства. В великом материальном и духовном перевороте, вызванном этим кризисом, каббала утвердила свое притязание на духовное господство в иудаизме. Это незамедлительно нашло свое выражение в превращении ее из эзотерического учения в народное движение.
/…/
После катастрофы 1492 года, радикально преобразовавшей внешнюю форму каббалы и не коснувшейся ее сокровенной сущности, оказалось возможным расценивать возвращение к исходной точке творения как средство ускорить наступление мировой катастрофы. Она должна была разразиться по достижении этого возвращения многими индивидуумами, объединенными желанием приблизить «конец мира». С осуществлением великого эмоционального переворота процесс. медитации отдельного мистика мог преобразоваться посредством своего рода мистической диалектики в религиозное устремление целой общины. В этом случае то, что скрывалось под умеренной внешностью (тиккун) стремления усовершенствовать мир, обнаружилось бы как могучее оружие, оружие, способное уничтожить все силы зла; их уничтожение само по себе было равнозначно Избавлению. http://berkovich-zametki.com/AStarina/Nomer14/Sholem1.htm
МО
Интересен взгляд «ОСК россиудаизма» на женщину. ОСК говорят, что «различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям».
Христианство говорит противоположное: особый дар Творца Христа Бога — безразличие полов во Христе Иисусе: Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3:26-28).
ОСК: «Мужчина и женщина являют собой два различных образа (! — Г.С.) существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении».
От этой нужды в единении и восполнении Христос освободил верующих в Него мужчин и женщин, даровав им единение в Себе.
Днепр
О. Георгий: «От этой нужды в единении и восполнении Христос освободил верующих в Него мужчин и женщин, даровав им единение в Себе».
Да, в духовном. Что возможно мужчине, то возможно и женщине, во Христе Иисусе: молитва, покаяние, жизнь по заповедям, святость, обожение. Но в материальном міре женщина продолжает выполнять своё женское предназначение (в идеале). Не забывайте, отец Георгий, что это — социальная концепция.
МО
Социальная концепция направляется духовной. И бытовые установки определяет дух. Какой же дух диктовал «ОСК россиудаизма»? Тот противящийся Христу дух, который дарованную Христом Богом свободу мужчине и женщине отнимает у них и пишет: «Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении».
МО
Третий пункт «ОСК россиудаизма»:
3. Б-г не существует в телесной оболочке.
Обратите внимание, что тело человека в ОСК названо оболочкой. Тело, которое есть дар Божий. Тело, которое апостол Павел называет вместе с душой храмом Божиим, говоря: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] – вы (1 Кор. 3:16, 17). Так вот, это тело иудаисты называют оболочкой.
Это эц-хаим, или «древо жизни». В этой сфиротической схеме Б-г являет С-бя исповедующим каббалу.
МО
«Вера евреев — в любви и власти Б-га донести Свои цели до всего человечества. В этих целях, верят евреи, народ Израиля играет особую роль. /…/ Он, еврейский народ, — орудие для сообщения людям Б-жьей воли». (ОСК россиудаизма).
Нет ли в этих словах «Основ социальной концепции российского иудаизма» – «народ Израиля играет особую роль» – превозношения «народа Израиля» над другими народами?
Как известно, каждый народ имеет особую роль в истории человечества, и каждый из них – единственный и неповторимый, как и каждый человек. Но если я буду говорить, что мой народ и я сам занимаю особое место, и я — орудие для сообщения воли Б-жией людям, то не будет ли это исповеданием моего превосходства?
Задумавшись над этим вопросом, я вспомнил слова Евангелия: ВЫ ЕСТЕ СВЕТ МIРУ (Мф.5:14) Ба! Так вот же оно, превосходство. Вот программа для превозношения. Чем же тогда Новый Израиль, т.е. христиане отличается от «народа Израиля», описанного в ОСК россиудаизма?
Тем, во-1-х, что принадлежность к Новому Израилю не определяется плотью и кровью. Плоть и кровь в христианстве вовсе не имеют значения. НЕТ УЖЕ ИУДЕЯ, НИ ЯЗЫЧНИКА … ИБО ВСЕ ВЫ ОДНО ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ (Гал. 3:28) А во-2-х, чем величается, чем превозносится «народ Израиля», описанный в ОСК россиудаизма? Торой. Цитирую ОСК: «Эту волю [Б-жию] предстоит открыть в Торе — руководстве, которое Б-г дал людям, чтобы жить по нему».
А чем величается, чем превозносится народ Нового Израиля? Христом и Его крестом. АЗ ЕСМЬ СВЕТ МIРУ. И христиане призваны принимать и передавать этот свет, восходя вслед за Христом на крест.
МО
Архим. Савва (2:03): «… понимают, что любое из слово, какое они [архиереи] могут высказать, может нанести урона. Это слово «важный». Знаете, вот в белорусском языке есть «вага», нечто весомое… И слово священника, в большей степени даже церковного иерарха, очень весомо».
Г.С.: Подумалось, а не связано ли белорусское слово «вага» с русским «уважаемый»?
6:35 – архим. Савва: пытаюсь понять, чего же хотят люди? /…/ Мне кажется, это люди, которые категорически против государственности. /…/ Люди не хотят перемен в церкви, люди хотят отмены иерархии как таковой.
Простите, отче Савво, но у нас все ходы записаны. Вы же сами призывали к тому, чем сейчас якобы возмущены и смущены.
http://vetrovo.ru/inoi/arh-savva-mazhuko-knyaz-tserkvi/
И комментарии к этой статье архимандрита.
3:07 – в социальной концепции РПЦ предусмотрено, между прочим, гражданское неповиновение… и в концепции очень чётко и ярко прописано, в каких случаях, то есть тогда, когда государство начинает или гонение на церковь, или же заставляет людей нарушать заповеди Божии, совершать преступления. Конечно, процедуры эти не очень чётко прописаны, но тем не менее…
Г.С.: Архимандрит говорит и тут же себя зачёркивает, но тем не менее, слушаем дальше.
3:37 – такая мера предусмотрена, но это очень редкая мера…. Почему такая избирательная солидарность… Мне жалко детей… Например, в России в 2018 году было совершено 500 000 абортов. Это убитые дети. Кто-нибудь вышел на демонстрации? И вот сейчас, если мы обратимся с христианским призывом в защиту детей, которых убивают каждый день в Белоруссии за счёт государства, т.е. это государство фактически преступно, оно совершает преступление, оно нарушает закон Божий, мы имеем полное право оказать власти акты гражданского неповиновения, но много ли соберёт наша демонстрация? Нас, скорее всего, просто превратят в карикатуру.
Г.С.: А ведь отец архимандрит прав. Если бы в 1917 году русские люди вышли на демонстрации с требованиями закрыть публичные дома, прекратить театральные и другие развлекательные представления Великим постом и т.д. — вот это бы была Божия Революция. Но были совершенно иные требования, и вышло то, что вышло. Видимо, то же самое выйдет и в Беларуси.
Однако прочтём: чётко или не чётко прописано право верующих на гражданское неповиновение в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».
«III.5. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению».
Да, прописано одновременно и чётко и нечётко, точно так, как архимандрит Савва говорит. «Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху». Г.С.: Обратите внимание: не исполнить — может, а протестовать — не может.
«В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты…» Г.С.: Но как узнать, может или не может эта Полнота (с большой буквы. — Г.С.) повиноваться? Что есть сия Полнота? Все члены Церкви или какая-то её часть? Как определить эту часть?
Несколько слов об «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».
https://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/osnovy-sotsialnoj-kontseptsii-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi/#0_2
Злые языки говорят, что они списаны с «Основ социальной концепции российского иудаизма». И вы знаете таки да, есть схожие моменты. Например,
РПЦ:
II. Церковь и нация
В современном мире понятие «нация» употребляется в двух значениях – как этническая общность и как совокупность граждан определенного государства. Взаимоотношения Церкви и нации должны рассматриваться в контексте как первого, так и второго смысла этого слова.
II.3. Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру.
Иудаизм:
Глава 9. Иудаизм и нация
В современном мире понятие нации употребляется в двух значениях — как этническая общность и как совокупность граждан определенного государства. Взаимоотношения иудаизма и нации должны рассматриваться в контексте как первого, так и второго смысла этого слова.
Патриотизм иудаизма одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Иудей призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру.
https://archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/conception/judaism/
Признаюсь, я поражён таким сходством. Слово в слово. Только выражения «христианский патриотизм» и «патриотизм иудаизма» различаются. И дальнейшие слова Основ РПЦ «Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам» — в Основах иудаизма отсутствуют.
Надо думать, что Основы иудаизма были списаны с Основ РПЦ, а иначе… Даже страшно представить, что иначе. Впрочем, так ли важно, кто у кого списывал эти абзацы? Важно, что РПЦ и иудаизм учат схоже. Особенно выражение «братья по крови» в Основах РПЦ меня сразило.
Отец Георгий, возможно, и те, и другие ориентировались на один образец.
А, понятно. Ведь Б-г один.
И это чётко прописано в Основах соц.концепции российского иудаизма
1. Б-г существует.
2. Б-г один.
3. Б-г не существует в телесной оболочке.
4. Б-г вечен.
5. Иудеи должны поклоняться только Ему одному.
6. Общение с Б-гом происходит через пороков.
7. Моисей — величайший из пророков.
«Социальная доктрина российских мусульман»
Подробнее: https://islam-today.ru/socialnaa-doktrina-rossijskih-musulman/
Патриотизм.
Что касается термина «патриотизм», то он применяется в тех случаях, когда приоритет отдается идее, связывающей и объединяющей всех граждан. Патриот – это человек, который принимает такую идею и демонстрирует любовь к Родине. Мединская Конституция предполагает, наряду с общностью в религии, общность в гражданстве и значимость проживания на одной общей родине. В нем упоминаются и укореняются два вида общности, имеющих значимость и ценность:
1. религиозная общность. Здесь, в частности, говорится: «Иудеи – нация, и мусульмане – нация», то есть общность, объединенная верой, религией, обрядами и ценностями;
2. общность родины. В договоре сказано: «Иудеи из племени бани Ауф – нация наряду с правоверными, у иудеев их вера, и у мусульман их вера» . Затем здесь упоминаются другие иудейские племена: бани Наджар и др. В договоре подтверждалось, что мусульмане и иудеи составляют одну нацию. Но, следовательно, нужно найти то общее, что их связывает воедино, и в современном понимании эта связь – общность гражданства.
Г.С.: «Мусульмане и иудеи составляют одну нацию»? Вот те раз! Я так думаю, что, согласно единому образцу соц.концепций для православных, мусульман и иудеев, наличие которого предполагает Ольга Сергеевна, здесь под словом «нация» разумеется то, что разумеется в Основах РПЦ и в Основах иудаизма, а именно: «В современном мире понятие нации употребляется в двух значениях — как этническая общность и как совокупность граждан определенного государства». Мусульмане и иудеи составляют одну нацию не как этническая общность, но как граждане одного государства, в частности Российского.
Г.С.: Ребята сами себя выдают такими концепциями. Похоже, в России обкатывается технология новой общности людей. Советская общность не пошла. Запускают новую – этническо-государственную. Однако, у мусульман, в отличие от православной и иудаистической концепций, вот какие положения:
Недопустимость смешения веры и гражданства.
Недопустимо подменять вероисповедные узы гражданством. Сказал Всевышний: «Я удовлетворился для вас исламом как религией». Имеется множество аятов и хадисов о том, что мусульмане должны быть преданны Аллаху и его Посланнику. /…/
Здесь содержится ясное указание на то, что привязанность к родственникам, имуществу и т.п. не должна иметь большего значения, чем приверженность исламу, Аллаху и его Посланнику. (! – Г.С.) Но означает ли это, что наряду с верой не может иметь места иная социальная идентичность? Если обратиться к Священному Корану, к биографии и сунне нашего Пророка Мухаммада (мир с ним и благословение Аллаха), обнаружится, что сам ислам утверждает такие виды связей, которые объединяют мусульман с другими людьми: например, гражданство, родственные, национальные узы и т.п. Тем самым, связи по вере и связи по гражданству не противоречат друг другу, если от мусульман не требуют отречения от их веры, более того – они дополняют одно другим.
— Зиновий Львович, а в других странах есть что-нибудь подобное «Основам социальной концепции иудаизма»?
— Насколько я знаю, нет. Это наше, российское ноу-хау. Мы надеемся, что социальная концепция иудаизма станет не академическим, а практическим документом. Она поможет улучшить отношения между иудеями и представителями других конфессий, прежде всего с Русской Православной Церковью и мусульманами. Ведь дорога к Богу не одна, их много. Слава творения заключается в том, что Единый Бог в небесах создает разнообразие и множественность здесь, на Земле. И сама наша человечность заключается в нашем различии, в том, что каждый из нас уникален и незаменим.
(Зиновий Коган, председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России).
https://www.ng.ru/ng_religii/2004-09-01/6_kogan.html
Г.С.: Значит, эти концепции – их российское ноу-хау.
Иудей призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру… таки похоже РПЦ списали . Потому как, кто такие братья по крови , для православного христианина ? Греки ? Сербы ? Румыны ?
6. Общение с Б-гом происходит через пороков.
Так на сайте.
Помнится, в советской школе рассказывали, что перед революцией в газете с миллионным тиражом нарочно сделали опечатку: на голове царя была корова.
«… таки похоже РПЦ списали» (Марина). Да, похоже. Увлеклись и не заметили, как лишнее переписали.
Не дорассказал про революционные опечатки. Так вот, может, и на этом сайте, откуда мною взят текст «Основ соц.концепции российского иудаизма» (а сайт называется «Русский архипелаг»), сидят подобные подпольщики и делают осмысленные опечатки?
Изучаем первоисточники социальных доктрин Русской Православной Церкви, российского иудаизма и российских мусульман. Любопытный документ эти “Основы соц.концепции российского иудаизма». В нём, в частности, говорится:
«Это религия [иудаизм] для всего мира, не потому что все должны стать иудеями, ибо цель иудаизма абсолютно не такова, но исходя из убеждения, что мир принадлежит Б-гу, и люди должны вести себя в соответствии с Его волей. Через действия мы проповедуем иудаизм».
Г.С.: Вот это положение мне непонятно. Цель любой религии – обращение в свою веру. Зачем проповедовать иудаизм без цели обращения в иудаизм? И христианство, и мусульманство, и буддизм, про который нам вещал великий Гребенщиков, дескать, «в буддизме не принято проповедовать, склонять кого-то в свою веру», все они ставят своей целью обращение в свою веру. Кстати, полистал тот давний спор о буддизме с Геннадием. Нашёл забавный момент:
Г.С.: Слово «лама» означает учитель. Учителя же нет без учеников. Поэтому говорить, что «в буддизме не принято проповедовать, склонять кого-то в свою веру» мог только просветитель котов Борис Гребенщиков. Авалокитешвара из сострадания ко многим людям, в том числе к Вам, уважаемый Борис Борисович, пришёл к человечеству в лице Далай-ламы 14-го, тогда как мог бы эгоистично наслаждаться буддийским блаженством в нирване.
«Бодхисаттвы буддизма это великие мастера, которые достигли высшей точки духовного развития. Они по праву могут отправиться в нирвану после того, как земная оболочка отслужит свое. Но эти люди настолько благородны и милосердны ко всем живущим на планете, что, вместо того, чтобы наконец вырваться из колеса сансары, они согласны добровольно воплощаться вновь и вновь для того, чтобы служить на благо всех живых существ и помогать им».
Г.С.: Но невозможно помочь живым существам без проповеди, без несения света буддийского учения. А Вы такую нелепицу говорите, что в буддизме не принято проповедовать. Вы, наверное, не разделяете сострадания Будды к падшему человечеству? Хотите лишить людей буддийского света? Вы, наверное, затаённый враг Будды?
Полистал виртуально один из первоисточников буддизма – книгу Чже Цонкапа (1357—1419) «Большое руководство к этапам Пути Пробуждения». Целый раздел в нём посвящён проповеди: Правила проповедования Дхармы Здесь четыре [пункта]: (1) размышление о пользе проповедования; (2) порождение почтения ко Всемирному Учителю [Будде] и Дхарме; (3) мысли и действия проповедующего; (4) кого можно и кого нельзя учить.
https://buddhismofrussia.ru/_library/lamrim/lamrim_1.pdf
Чже Цонкапа: «Как сказано [Победителем]: «Водою Будды не смывают скверны, страдания существ рукой не унимают, не переносят опыт свой в других— Учением об истине существ освобождают». То есть помощь другим возможна лишь через обучение безошибочному Пути, а не через смывание водой грехов или подобное. Из [оставшихся] четырех качеств красноречие— это умение довести смысл [Дхармы] до ума учеников при хорошем знании последовательности этапов. Любовь — чистое побуждение к проповедованию Дхармы, без корысти об обретениях, почестях и т.п., движимое лишь любовью и состраданием».
Г.С.: Вот как надо было Вам, уважаемый Борис Борисович, чтобы не искажать учения Чже Цонкапа, основателя школы гелгул и учителя того, кто стал первым Далай-ламой, поведать своим слушателям о миссионерстве в буддизме. Проповедуют и ещё как склоняют в свою веру буддисты, но они должны делать это «без корысти об обретениях, почестях и т.п., движимые лишь любовью и состраданием». Т.е. именно так, как это делал уважаемый Геннадий на Ветрово.ру
Но вернёмся к иудаизму. Оказывается, он не ставит своей целью обращения в иудаизм. Это интересно. Может, это очередная лекция для котов, подобная лекциям Гребенщикова о буддизме? Вроде, нет. Официальный документ.
Этой опиской, ошибкой, припиской (не знаю, как назвать) про «братьев по крови», а именно: «Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру», можно благословить военные конфликты между русскими, украинцами и белорусами. Потому что, имея в своей социальной концепции такое положение, Русская Православная Церковь, Украинская Православная Церковь и Белорусская Православная Церковь, каждая из них вправе защищать своих братьев по крови от не братьев по крови. Или я не прав, думая так?
Любопытный документ эти “Основы соц.концепции российского иудаизма». В нём, в частности, говорится:
«Это религия [иудаизм] для всего мира, не потому что все должны стать иудеями, ибо цель иудаизма абсолютно не такова, но исходя из убеждения, что мир принадлежит Б-гу, и люди должны вести себя в соответствии с Его волей. Через действия мы проповедуем иудаизм».
Г.С.: Вот это положение мне непонятно. Цель любой религии – обращение в свою веру. Зачем проповедовать иудаизм без цели обращения в иудаизм?
Читаем: «Иудаизм сосредоточен на вере — вере народа Израиля в Б-га, который сообщает о Своей воле человечеству. Эту волю предстоит открыть в Торе — руководстве, которое Б-г дал людям, чтобы жить по нему».
Г.С.: Но жить по руководству Торы, это и значит быть обращённым в иудаизм. Разве нет? Оказывается, нет. Можно жить по Торе, не будучи иудаистом. Как?
Читаем дальше: «Эту волю [Б-га] предстоит открыть в Торе — руководстве, которое Б-г дал людям, чтобы жить по нему. В этих целях, верят евреи, народ Израиля играет особую роль. Тора дана им на благо всего мира. Он, еврейский народ, — орудие для сообщения людям Б-жьей воли».
Всё просто. «Еврейский» народ согласно «Основам социальной концепции российского иудаизма» предназначен открыть Тору, т.е. волю Б-га всем людям Земли, потому что, цитирую, «Тора дана им («евреям») на благо всего мира».
https://archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/conception/judaism/
Всё-таки РПЦ первая приняла Основы социальной концепции, утвердив документ в 2000 году, по сравнению с 2003 ОСК для российского иудаизма.
Думаю, что эти слова — «Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру» являлись посылом для РПЦЗ, в желании воссоединения. «Архипастыри и пастыри РПЦЗ неоднократно высказывали своё мнение о той положительной роли, которую сыграли «Основы социальной концепции» в процессе воссоединения Русской православной церкви.»(Википедия)
«Потому что, имея в своей социальной концепции такое положение, Русская Православная Церковь, Украинская Православная Церковь и Белорусская Православная Церковь, каждая из них вправе защищать своих братьев по крови от не братьев по крови. Или я не прав, думая так?»
Не думаю , батюшка, что дела обстоят так. По крайней мере, могу сказать о УПЦ , у нас никогда не пропагандировался национализм, в отличии от новосозданой ПЦУ. Так что для меня братья по крови — это те, кто причастен Телу и Крови Господа Иисуса Христа.
Глубоко зритЕ, Марина. (В церковнославянском языке ударение в некоторых глаголах на последней букве «е» ставится, чтобы отличить глагольные формы настоящего времени от повелительного наклонения. В данном случае ударение говорит о настоящем времени, а поставленное иначе – зрИте, оно говорило бы о повелении). Высказанные Вами слова умиротворяют. «Но нет нам покоя! Гори, но живи! Погоня, погоня, погоня, погоня в горячей крови!» — как поётся в песне на слова Роберта Рождественского. Смущает название нашей церкви, которое она приняла в 1943 году — Русская, и, соответственно, Украинская в Украине и Белорусская в Беларуси. Такое разделение не способствует межнациональному умиротворению и пониманию того, что это единая Церковь. Я думаю, что ей следовало оставаться с прежним именем — Российская Греко-Кафолическая Православная Церковь.
Ещё одно любопытное положение Основ СК российского иудаизма.
Глава 3. Последовательность традиции. В раввинистическом иудаизме отражены разновидности как традиционной, так и современной веры. Иудаизм озабочен «правильной практикой», то есть тем, что люди делают, а не во что они верят.
Г.С.: Это как же понимать? Истины как таковой нет? Истина заключается в выполнении мицвот, или заповедей? Правильно выполнять 613 предписаний — вот суть веры?
Читаем дальше: «Однако факт остается фактом: именно вера разделяет евреев на различные религиозные группы».
Г.С.: Вера не важна, и вера разделяет… Да, сложно понять российский иудаизм.
Читаем дальше: Однако факт остается фактом: именно вера разделяет евреев на различные религиозные группы. Ортодоксия не является однородной группой. Здесь два движения — литовское и хасидское (Хабад-любавичи). Если литовская традиция делает упор на изучение Талмуда, то Хабад-любавическая — как на изучение Талмуда, так и на каббалу. Контакт Хабад-любавичей с внешним миром необычен, особенно в том, что касается его образовательных центров и программ. В конце концов, в Восточной Европе нашли компромисс между хасидизмом, который почитал мистические книги и практиковал религиозный экстаз, видения и чудеса, и движением «Митнагдим» (» Противники» ), которое отводило главенствующую роль образованию и благочестию.
Г.С.: Всё-таки нашли компромисс в Восточной Европе… И я так думаю, что одной из точек спора был ритуал капарот, но про этот ритуал, к сожалению, ничего не сказано в ОСК россиудаизма.
Википедия: «Против капарот решительно выступали некоторые раввины, в том числе Моше бен Нахман, Шломо бен Адерет и Иосиф Каро. Они считали, что это нееврейский ритуал, противоречащий духу иудаизма, в котором не допускается возможность жертвоприношений вне Храма в Иерусалиме. Тем не менее, он был одобрен раввином Ашером бен Иехиэлем (1250—1327) и его сыном Яковом бен Ашером (1269—1343). Ритуал особенно привлекал каббалистов, таких как Исайя Горовиц и Исаак Лурия, которые рекомендовали выбирать для обряда белого петуха, ссылаясь в первую очередь на Исаия 1:18 и находя в установленных обрядом формулах другие мистические аллюзии. Как следствие, практика стала общепринятой среди ашкеназских и хасидских евреев в Восточной Европе».
https://ru.wikipedia.org/wiki/Капарот
По всему вероятию, 15-16 века можно назвать рубежом, с которого евреи перестали быть евреями и обратились в «евреев», то есть в тех, кто уже не имел ни духовной, ни идейной, ни кровной связи с теми ветхозаветными евреями, к которым самозвано причисляют себя составители «ОСК россиудаизма» в «Главе 2. Корни веры и обычаев — Библия». Почему же не имеют связи? Потому что ни в одной из перечисленных в «ОСК россиудаизма» книгах не говорится о ритуале капарот, который входит в «еврейскую» жизнь в это время. В это же время «евреев» изгоняют из Испании. Вот как пишет об этом солидный авторитет в истории иудаизма Гершом Шолем:
После исхода евреев из Испании каббала претерпела полное превращение. Катастрофа такого масштаба, которая вырвала с корнем одну из главных отраслей еврейского народа, не могла пройти, не затронув всех сфер еврейской жизни и чувства. В великом материальном и духовном перевороте, вызванном этим кризисом, каббала утвердила свое притязание на духовное господство в иудаизме. Это незамедлительно нашло свое выражение в превращении ее из эзотерического учения в народное движение.
/…/
После катастрофы 1492 года, радикально преобразовавшей внешнюю форму каббалы и не коснувшейся ее сокровенной сущности, оказалось возможным расценивать возвращение к исходной точке творения как средство ускорить наступление мировой катастрофы. Она должна была разразиться по достижении этого возвращения многими индивидуумами, объединенными желанием приблизить «конец мира». С осуществлением великого эмоционального переворота процесс. медитации отдельного мистика мог преобразоваться посредством своего рода мистической диалектики в религиозное устремление целой общины. В этом случае то, что скрывалось под умеренной внешностью (тиккун) стремления усовершенствовать мир, обнаружилось бы как могучее оружие, оружие, способное уничтожить все силы зла; их уничтожение само по себе было равнозначно Избавлению.
http://berkovich-zametki.com/AStarina/Nomer14/Sholem1.htm
Интересен взгляд «ОСК россиудаизма» на женщину. ОСК говорят, что «различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям».
Христианство говорит противоположное: особый дар Творца Христа Бога — безразличие полов во Христе Иисусе: Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3:26-28).
ОСК: «Мужчина и женщина являют собой два различных образа (! — Г.С.) существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении».
От этой нужды в единении и восполнении Христос освободил верующих в Него мужчин и женщин, даровав им единение в Себе.
О. Георгий: «От этой нужды в единении и восполнении Христос освободил верующих в Него мужчин и женщин, даровав им единение в Себе».
Да, в духовном. Что возможно мужчине, то возможно и женщине, во Христе Иисусе: молитва, покаяние, жизнь по заповедям, святость, обожение. Но в материальном міре женщина продолжает выполнять своё женское предназначение (в идеале). Не забывайте, отец Георгий, что это — социальная концепция.
Социальная концепция направляется духовной. И бытовые установки определяет дух. Какой же дух диктовал «ОСК россиудаизма»? Тот противящийся Христу дух, который дарованную Христом Богом свободу мужчине и женщине отнимает у них и пишет: «Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении».
Третий пункт «ОСК россиудаизма»:
3. Б-г не существует в телесной оболочке.
Обратите внимание, что тело человека в ОСК названо оболочкой. Тело, которое есть дар Божий. Тело, которое апостол Павел называет вместе с душой храмом Божиим, говоря: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] – вы (1 Кор. 3:16, 17). Так вот, это тело иудаисты называют оболочкой.
Если Б-г не мог явиться в «телесной оболочке», согласно «ОСК россиудаизма», как же Б-г открывается иудаистам?
А вот как.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Древо_Жизни_(каббала)
Это эц-хаим, или «древо жизни». В этой сфиротической схеме Б-г являет С-бя исповедующим каббалу.
«Вера евреев — в любви и власти Б-га донести Свои цели до всего человечества. В этих целях, верят евреи, народ Израиля играет особую роль. /…/ Он, еврейский народ, — орудие для сообщения людям Б-жьей воли». (ОСК россиудаизма).
Нет ли в этих словах «Основ социальной концепции российского иудаизма» – «народ Израиля играет особую роль» – превозношения «народа Израиля» над другими народами?
Как известно, каждый народ имеет особую роль в истории человечества, и каждый из них – единственный и неповторимый, как и каждый человек. Но если я буду говорить, что мой народ и я сам занимаю особое место, и я — орудие для сообщения воли Б-жией людям, то не будет ли это исповеданием моего превосходства?
Задумавшись над этим вопросом, я вспомнил слова Евангелия: ВЫ ЕСТЕ СВЕТ МIРУ (Мф.5:14) Ба! Так вот же оно, превосходство. Вот программа для превозношения. Чем же тогда Новый Израиль, т.е. христиане отличается от «народа Израиля», описанного в ОСК россиудаизма?
Тем, во-1-х, что принадлежность к Новому Израилю не определяется плотью и кровью. Плоть и кровь в христианстве вовсе не имеют значения. НЕТ УЖЕ ИУДЕЯ, НИ ЯЗЫЧНИКА … ИБО ВСЕ ВЫ ОДНО ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ (Гал. 3:28) А во-2-х, чем величается, чем превозносится «народ Израиля», описанный в ОСК россиудаизма? Торой. Цитирую ОСК: «Эту волю [Б-жию] предстоит открыть в Торе — руководстве, которое Б-г дал людям, чтобы жить по нему».
А чем величается, чем превозносится народ Нового Израиля? Христом и Его крестом. АЗ ЕСМЬ СВЕТ МIРУ. И христиане призваны принимать и передавать этот свет, восходя вслед за Христом на крест.
Архим. Савва (2:03): «… понимают, что любое из слово, какое они [архиереи] могут высказать, может нанести урона. Это слово «важный». Знаете, вот в белорусском языке есть «вага», нечто весомое… И слово священника, в большей степени даже церковного иерарха, очень весомо».
Г.С.: Подумалось, а не связано ли белорусское слово «вага» с русским «уважаемый»?