col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иерей Георгий Селин. Красно-белая симфония всемiрной власти

По­хо­же, я на­шёл философский камень[1]. Ес­ли кто не в кур­се, с его по­мощь­ю мож­но пре­вра­щать раз­ные ме­тал­лы, ска­жем, о­ло­во и сви­нец в зо­ло­то. Ещё он про­дле­ва­ет жизнь и ле­чит бо­лез­ни. Так что об­ла­да­тель фи­ло­соф­ско­го кам­ня ста­но­вит­ся хо­зя­и­ном дол­гой, о­бес­пе­чен­ной и счаст­ли­вой жиз­ни, ес­ли под счасть­ем ра­зу­меть зем­ные бла­га. Но вот заг­возд­ка, я не мо­гу им вос­поль­зо­вать­ся. Почему? Ответ на этот вопрос станет ясен по прочтении статьи, начну же её с рассказа о том, как мне удалось сей камень найти.

Всё началось с флага в руках Господа нашего Иисуса Христа, с которым Он изображается на иконе «Восстание от гроба». Я не мог понять: какой флаг может быть у Того, Кто обладает всем? Какое знамя нужно Тому, Кто Сам по Себе стяг, который стягивает (в буквальном значении слова «стяг») к Себе верующих в Его Божество. Он Сам ― знамя. Написал и задумался: а Евангельский ли это образ? Христос называет Себя пастырем, светом, хлебом, камнем, дверью, лозой, но где знаменем? Может, здесь? И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин. 3: 14). Вознесися на небеса Боже, и по всей земли слава Твоя (Пс. 56: 6). Христос ― вознесённое до Небес знамя, протянутое Богом человечеству[2]. Нужны ли Такому внешние атрибуты власти, вроде тех, что имеют земные цари: корона, скипетр, держава, флаг? Но, если хотите, они есть и у Христа. Это ― Крест и Евангелие. Итак, если у христиан имеются эти знаки Христова всемогущества, зачем ещё флаг? Непонятно.

Тема нелепости флага в руках Христа рассматривалась в статье «Кто поставил Христа под флаг?», которая основывалась на иконографических фактах, собранных С. В. Ивановой в статье «Флаг в руках Христа: хоругвь, лабарум, орифламма?». Небольшое замечание в этой статье осталось без рассмотрения.

Иванова: Цвет флага тоже воспринимается нами в символическом контексте ― и тем труднее объяснить странную на первый взгляд возможность того, что в руках Христа флаг может быть как белого, так и красного цвета (например, картины Эль Греко и Рубенса)[3].

Действительно, разноцветие Христовых флагов странно уже потому, что в современном понимании флажного вопроса разные флаги говорят о разных идеях, а для родившихся в СССР, как, например, для меня красный и белый флаги противоположны. Поэтому видеть в руках одного Человека белый и красный флаги мне странно. Но почему Иванова говорит, что это странно только на первый взгляд? Неужели со второго взгляда странность исчезает? К сожалению, автор не поясняет своих слов, и эта тема оставляется ею. А тема интереснейшая.

Разумеется, глупо лезть с советскими понятиями о красном и белом флагах в цветовую символику, выработанную в европейском обществе в эпоху Возрождения. Да и в самой России до 1917 года красный цвет нёс в себе смыслы, решительно отличные от послереволюционных. В самом деле, каким богатством смысловых оттенков обладал красный цвет до Революции! Красная Пасха, красный угол, красный молодец и красна девица, красное крыльцо, красное солнышко, красный денёк, красное словцо, даже красные лавка и окно были в русской избе… Целый лист толкований приводит В. И. Даль в словарной статье «красный», из которых видно, что это слово несло в себе помимо цветового значения, особый нравственный смысл. Однако после 70-ти лет жизни под красным флагом эти смыслы иссякли, и над всеми ими возобладал кровавый смысл советского знамени, в результате которого духовные составляющие слова «красный» оказались опустошены и разграблены, а наш великий и могучий лишился многих оттенков слова «красный». Впрочем, так всегда бывает с теми, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12: 21).

Бесспорно, белый и красный цвета в общественной жизни в эпоху Возрождения имели отличные от советских смыслы. Бесспорно и то, что бесполезно эти смыслы искать, потому что нельзя узнать что-либо определённое на этот счёт про столь далёкую эпоху. Вот, кстати, интересная статья о значении цвета в общественной жизни. «Красные и белые: символика цвета в политическом языке», автор К. В. Душенко. В ней рассказывается о том, как, не говоря уже про разные века, ― в пределах пятилетия в одной и той же стране одни и те же политические силы могли менять свою флажную окраску с белого на красный и с красного на белый цвет[4].

И всё же неспроста в руках Христа, изображаемого на картинах в эпоху Возрождения, возникли именно белый и красный флаги, а не иных расцветок. Не хотите порассуждать, почему так произошло? Почему под эти знамёна поставили воскресшего Христа в те времена, когда европейский мiр начал пробуждаться к «просвещённой» жизни от «тёмного» средневекового «сна» и переходить от молитв к знаниям? Как вам такая картинка?

На рисунке изображён рыцарь, стоящий правой ногой в красном фонтане, а левой в белом. В руках у него белый меч и красный щит. Подобную перекличку цветов мы видим на картинах Эль Греко и Рубенса. У первого при белом флаге в руке Христа красное полотно развевается за Его спиной, а у второго белая ткань покрывает тело Христово, держащего красный флаг. Любопытные цветовые сходства, не правда ли? Причём над красной водой возвышается белый меч, а над белой ― красный щит.

Этот рисунок взят мною из книги А. Черинотти «Розенкрейцеры: из молчания ― свет». К рисунку дано такое пояснение: «Ещё одно изображение «химической свадьбы»: на двух фонтанах-близнецах, в одном из которых сернистая вода (красный), а в другом ― ртутная (белый), стоит Рыцарь, воплощающий принцип объединения (на его щите написано: «Из двух вод сделайте одну»). Меч в его руке ― символ тайного Огня, благодаря которому может свершиться Дело».

Итак, дело не столько в цвете вод, красной и белой, сколько в их соединении. Почему оно важно? Прежде ответа на этот вопрос, небольшое отступление о том, что все эзотерические (в смысле открытые «просвещённым» посвящённым) символы и знаки суть пародии на церковные символы и знаки. Хотя сами герметисты (поклонники Гермеса Трисмегиста) думают наоборот: дескать, это они обладают суммарным знанием, собранным со всего мiра, тогда как приверженцы отдельных вероисповеданий имеют узкие взгляды и усечённую картину мiра, которую им преподаёт их религия. Эзотерики ошибаются. Ничего более содержательного, ничего более Богоподобного чем то, что сказано и сделано Господом нашим Иисусом Христом, нет. Кратко говоря, Он есть Истина, и Путь, и Жизнь.

Что передразнивает эта картинка? В чём её пародийная суть? В том, что «химическая свадьба», или соединение, которое названо в подписи Делом с большой буквы, совершаемым с помощью «тайного Огня», это подражание соединению христиан как между собой в Святом Духе, так и отдельно каждого из них с Богом. Но если последнее совершается Христом, то первое, самовольное и безблагодатное, становится именно пародией. Ещё раз. Если главным делом христиан является единение во Христе, и совершается оно в первую очередь Самим Христом, то в оккультных (т.е. скрытых, тайных) учениях соединение их адептов также является главной целью, называясь при этом Великим Деланием, только совершается оно пересмешником Христа диаволом, поэтому является ложным и гибельным. И ещё раз. Если в христианстве единство Отца и Сына и Святого Духа является догматом веры и образом[5] спасительного соединения, то в алхимии соединение духа и материи, к которому стремятся алхимики, а также достижение ими просветлённого сознания, выражаемое образом «химической свадьбы», является антиспасением.

Википедия называет такие этапы алхимического соединения: нигредо (чернота), альбедо (белизна), рубедо (краснота). О них мы поговорим позже, а пока что обратимся к нарисованному лыцарю ордена розенкрейцеров. Что о них пишут в интернете?

Википедия: Розенкрейцеры (Орден розы и креста) — теологическое и тайное мистическое общество, по легенде основанное в период позднего Средневековья в Германии неким Христианом Розенкрейцем. Ставит перед собой задачи совершенствования христианства и достижения прочного благоденствия государств и отдельных лиц.

Г.С.: Совершенствование христианства? Интересная задача. Знаете, чьё имя пришло мне на ум в связи с ней? Писателя Достоевского. Он тоже говорил, что Православие ещё не всё сказало, и окончательное слово Православия будет заключаться в том, что, цитирую: «Константинополь рано ли, поздно ли должен быть наш»[6]. Простите, что я вдруг от западных розенкрейцеров к нашим доморощенным преобразователям мiра перешёл, но они близки друг другу по духу. Товарищи Эль Греко, Рубенс и Достоевский совершенствовали христианство, и потому поставили «несовершенного» Христа под свои знамёна. Ещё Википедия говорит, что целью розенкрейцеров (RC) является достижение «прочного благоденствия государств и отдельных лиц». А от этой задачи Ордена розы и креста социализмом с коммунизмом запахло, не чувствуете?

Википедия: Истоки розенкрейцерства могут быть прослежены по двум манифестам, получившим распространение в Германии в промежутке между 1607 и 1616 годами. Они носили названия «Fama Fraternitatis RC» (Слава Братства RC) и «Confessio Fraternitatis» (Вероисповедание братства RC). В 1616 г. к ним прибавился аллегорический трактат «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца». Из этих текстов следовало, что в Европе издревле существует «наиболее чтимый орден» мистиков-философов-учёных, ставящих своей целью «всемирную реформацию человечества». Согласно розенкрейцерам, их учение построено «на древних эзотерических истинах», которые «скрыты от обыкновенного человека, обеспечивают понимание природы, физической вселенной и духовного царства», что отчасти символизируется эмблемой братства — розой, распускающейся на кресте.

Г.С.: В этой розе ― существо Великого Делания розенкрейцеров по «усовершенствованию» христианства. В чём оно заключается? В том, что на Кресте вместо пригвождённого Христа распускается роза; вместо Сына Божьего, принесшего Себя в жертву, на Кресте расцветает благоденствие государств и отдельных лиц. В конце статьи мы увидим, как эта роза распустится самоуничтожением и всеобщей гибелью. Почему? Потому что всё, что совершается без Христа, ведёт в противоположную от Бога Отца сторону, в погибель.

Википедия: В первые века своего существования розенкрейцерство было тесно связано с лютеранством и вообще с протестантизмом. Фрэнсис Йейтс видела в розенкрейцерах XVII века предшественников века Просвещения. Согласно историку Дэвиду Стивенсону, это культурное движение оказало существенное влияние на становление в Шотландии сходного мистического общества ― масонства. В последующем многие тайные общества производили свою преемственность и обряды полностью или частично от немецких розенкрейцеров XVI—XVII веков (а через их посредство — от храмовников или даже рыцарей Круглого стола).

Г.С.: Связь протестантизма с розенкрейцерством очевидна. Современный прогресс поднялся на розенкрейцеровых дрожжах. Живущие по Евангелию ищут ли новых знаний? Прогресс воссиял мiру не в научных знаниях и технических достижениях, а в рождестве Сына Божия. Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мiрови свет разума… А то, что нынче творится в человечестве, есть регресс и отступление во тьму.

Научно-техническая революция ― «великое делание» розенкрейцеров. Вот имя одного из них ― Парацельс. Википедия называет его отцом фармацевтики, потому как он «способствовал внедрению химических препаратов в медицину». Товарищ Парацельс «считается одним из основателей современной науки». Он «учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей (выделено мной. ― Г.С.) и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства». Вот магнум опус в действии ― соединить вещества, из которых составлен человек, в спасительной пропорции. Не во Христе соединить, но ― в правильной дозе. Кто же эту дозу назначает? Доктор Парацельс, становящийся на место Христа.

Википедия: Парацельса считают предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» (в популярном изложении: «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза»).

Что мы видим в этом учении? «Химическую свадьбу» розенкрейцеров. Или вы скажете, что Парацельс, алхимики, розенкрейцеры были давно, а теперь другое время? Вы ошибаетесь. Современная жизнь бежит по рельсам, проложенным в эпоху Просвещения. Нынешние фармакология и психология — прямые продолжатели великого делания Ордена розы и креста.

Посмотрите, сколько, например, на этом сайте умных, просвещённых, увлечённых людей, желающих помочь другим людям своими знаниями. И они помогают? Они лечат от грехов? Нет. Один только Господь наш Иисус Христос имеет власть прощать грехи. Что же они делают? Заговаривают зубы. Кстати, слово «врач» происходит от слова «врать», не в прямом, конечно, смысле врать, а в смысле заговаривать, произносить заговор. Короче, вместо соединения в Христовом Духе соединяют в духе антихриста.

У всех психологов этого сайта представлены изображения документов, подтверждающих их образование. Многие из документов с гербовыми печатями и украшены государственным двуглавым орлом Российской Федерации. Как всё-таки далеко зашло человечество в пародировании христианских таинств, в погребальном шествии к концу истории.

Продолжение следует.

Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
5 июня 2022

[1] Завершая статью о философском камне, Википедия приводит цитаты из алхимических сочинений типа этой: «Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови». Такой способ получения философского камня предложил английский алхимик Джордж Рипли (XV век).
Для чего Википедия процитировала эту, как кажется, глупость? Дескать, смотрите, какие дурачки эти алхимики? О, эти «дурачки» вершат человеческую историю. «И ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови», ― пишет Рипли. Точно. Мы увидим появление горючей воды и человеческой крови, когда обратимся к «философскому камню», поставленному в американском штате Джорджия, к так называемым Джорджийским скрижалям, на которых среди прочих «заповедей» первой выбита такая: «Пусть земное население никогда не превышает 500 000 000, пребывая в постоянном равновесии с природой».

[2] Христе, Свете истинный, /…/, да знаменается на нас Свет лица Твоего, да в нем узрим Свет неприступный… В этих словах из молитвы 1-го часа в связи с вопросом о знамени обращает на себя внимание выражение «да знаменается на нас Свет лица Твоего». Свет как знак, как знамя. И всё же, знамением (знаменем) в Евангелии называется не Сам Христос, но Его Крест. И тогда явится знамение Сына Человеческого на небеси (Мф. 24: 30).

[3] Художники жили и творили с небольшой разницей во времени. Эль Греко скончался в 1614 году, Рубенс в 1640.

[4] Цитирую названную статью: «Этот случай был единичным; красное знамя не стало знаменем санкюлотов и якобинцев (как нередко утверждается). Совсем напротив: «28 апреля 1793 г. на свежей могиле К.Ф. Лазовского, кумира санкюлотов и одного из руководителей штурма Тюильри, были сожжены два флага ― белый и красный, как равно ненавистные символы. На красном было написано «Он [Клод Франсуа Лазовски] отмстил за патриотов [Марсова поля], сорвав этот флаг вместе со своими товарищами». На празднике в честь Конституции в Блуа 30 июня 1793 г. красный флаг был назван «позорным символом роялизма», «эмблемой жестокости и резни». А 12 ноября 1793 г. повезли на казнь мэра Парижа Бальи; следом в грязи волокли красный флаг как напоминание о Марсовом поле».

[5] Единство Отца и Сына, о котором говорит Христос в словах: да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут: да и мiр веру имет, яко Ты Мя послал еси (Ин. 17: 21), является именно образом соединения людей с Богом, а не самым соединением. Златоуст, толкуя этот стих Евангелия от Иоанна, говорит: «Слово «якоже» опять не означает по отношению к ученикам точного равенства, потому что для них таковое и невозможно было. Оно значит: сколько возможно для людей, ― подобно тому, как и в словах: будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лк. 6: 36)».

[6] Контекст этих слов Достоевского таков: «Кто хочет быть выше всех в царствии Божием — стань всем слугой. Вот как я понимаю русское предназначение в его идеале. Сам собою после Петра обозначился и первый шаг нашей новой политики: этот первый шаг должен был состоять в единении всего славянства, так сказать, под крылом России. И не для захвата, не для насилия это единение, не для уничтожения славянских личностей перед русским колоссом, а для того, чтоб их же воссоздать и поставить в надлежащее отношение к Европе и к человечеству, дать им, наконец, возможность успокоиться и отдохнуть после их бесчисленных вековых страданий; собраться с духом и, ощутив свою новую силу, принести и свою лепту в сокровищницу духа человеческого, сказать и свое слово в цивилизации. О, конечно, вы можете смеяться над всеми предыдущими «мечтаниями» о предназначении русском, но вот скажите, однако же: не все ли русские желают воскресения славян именно на этих основаниях, именно для их полной личной свободы и воскрешения их духа, а вовсе не для того, чтобы приобресть их России политически и усилить ими политическую мощь России, в чем, однако, подозревает нас Европа? Ведь это же так, не правда ли? А стало быть, и оправдывается уже тем самым хотя часть предыдущих «мечтаний»? Само собою и для этой же цели, Константинополь — рано ли, поздно ли, должен быть наш…
/…/
Итак, во имя чего же, во имя какого нравственного права могла бы искать Россия Константинополя? Опираясь на какие высшие цели, могла бы требовать его от Европы? А вот именно — как предводительница православия, как покровительница и охранительница его, — роль, предназначенная ей еще с Ивана III, поставившего в знак ее царьградского двуглавого орла выше древнего герба России, но обозначившаяся уже несомненно лишь после Петра Великого, когда Россия сознала в себе силу исполнить свое назначение, а фактически уже и стала действительной и единственной покровительницей и православия, и народов, его исповедующих.
/…/
К чему играть в слова, скажут мне: что такое это «православие»? и в чем тут особенная такая идея, особенное право на единение народностей? И не тот же ли это чисто политический союз, как и все прочие подобные ему, хотя бы и на самых широких основаниях, вроде как Соединенные Американские Штаты или, пожалуй, даже еще шире? Вот вопрос, который может быть задан; отвечу и на него. Нет, это будет не то, и это не игра в слова, а тут действительно будет нечто особое и неслыханное; это будет не одно лишь политическое единение и уж совсем не для политического захвата и насилия, — как и представить не может иначе Европа; и не во имя лишь торгашества, личных выгод и вечных и всё тех же обоготворенных пороков, под видом официального христианства, которому на деле никто, кроме черни, не верит. Нет, это будет настоящее воздвижение Христовой истины, сохраняющейся на Востоке, настоящее новое воздвижение креста Христова и окончательное слово православия, во главе которого давно уже стоит Россия. Это будет именно соблазн для всех сильных мира сего и торжествовавших в мире доселе, всегда смотревших на все подобные «ожидания» с презрением и насмешкою и даже не понимающих, что можно серьезно верить в братство людей, во всепримирение народов, в союз, основанный на началах всеслужения человечеству, и, наконец, на самое обновление людей на истинных началах Христовых». (Дневник писателя. 1876. Июнь. Глава вторая. IV. Утопическое понимание истории).
Особую актуальность эти слова Достоевского обретают в свете Специальной Военной Операции России на Украине. Надо полагать, что достижению именно этих целей ― ради произнесения окончательного слова Православия и ради того, чтобы укрепить веру в «братство людей, во всепримирение народов, в союз, основанный на началах всеслужения человечеству, и, наконец, на самое обновление людей на истинных началах Христовых», а также ради того, чтобы «дать им [славянским личностям], наконец, возможность успокоиться и отдохнуть после их бесчисленных вековых страданий; собраться с духом и, ощутив свою новую силу, принести и свою лепту в сокровищницу духа человеческого, сказать и свое слово в цивилизации» ― подчинена эта военная операция.

Заметки на полях

  • И Христос называет Себя пастырем, светом, хлебом, камнем, дверью, лозой, — это важно каждому из людей знать. И знать непременно для пользы своей души.

  • Санкт-Петербург

    Спаси Господи! Интересная статья.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок