Это необычное письмо пришло ко мне по электронной почте и стало той последнею каплей, после которой не выговорить все то, что накопилось за два с лишним десятилетия, было уже невозможно. Поводом для него, как выяснилось, стала одна из моих бесед о проблеме чистоты русского языка в эфире радио «Радонеж». Дозвониться не удалось, а потому слушательница решила написать.
Признаюсь, письмо этой молодой умной женщины поразило меня с первых же строк своим решительным тоном. Но это был тот редкий случай, когда жесткость суждений не обидна, ибо продиктована не грубостью автора, не желанием его причинить тебе боль, а его собственной болью. Столь бурная реакция была вызвана, как выяснилось, моей невинной просьбой к ведущей передачи, известной чтице, наговорить написанную мной книгу «Тайна русского слова» для аудиодиска. Вынужденно опуская интересные мысли и наблюдения о русской словесности, остановлюсь на второй части письма, сохраняя авторские стиль и написание:
«У нас почти совсем отсутствует мужское слово в образовании. Все, начиная с семьи и продолжая детскими садами, школами, институтами, заполнено сладкоголосыми (а иногда и не сладкоголосыми) «поучающими» женщинами. Я окончила университет, где впервые столкнулась с «мужским» преподаванием, и с уверенностью могу сказать, что даже самая невнятная мужская речь обладает очень сильным воздействием на сознание человека (вне зависимости от пола последнего). Слово, произнесенное мужчиной, – закон. Ведь не случайно, что БОГ – ОТЕЦ, СЫН и ДУХ СВЯТОЙ не имеют женского пола. И все, что сказано и сделано ТРОИЦЕЙ – непреложно и существенно (и в смысле значимости, и в смысле реального осуществления). Дайте самой сладкоголосой женщине прочесть текст Литургии, и Вы поймете, о чем я хочу сказать! Кроме того, многие матери воспитывают своих детей (и что особенно плачевно – сыновей) без отцов (к сожалению, я не являюсь исключением из этого «правила»). Пожалуйста, УСЫНОВИТЕ наших детей через свое МУЖСКОЕ СЛОВО, МУЖСКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ! Поверьте, это не так малозначительно, как кажется на первый взгляд. Дайте нам услышать и поверить в то, что еще есть национальное здоровье, которое вы готовы передать не только своим «биологическим» детям, но и всем, кто хочет получить это восПИТАНИЕ из ваших уст!
Я не женоненавистница. Просто я ратую за то, чтобы в России появилось больше МУЖСКОГО созидания и зазвучало МУЖСКОЕ (ОТЕЧЕСКОЕ) слово, которому мы с радостью поМОЖЕМ. Низкий поклон, Мария».
* * *
Итак, речь пойдет о мужском начале в нашей жизни. А значит, в семье, в школе, на службе, в храме, в каждодневном бытовании каждого из нас и государства в целом. И первая же ассоциация – одно из родительских собраний двухлетней давности в классе, где учится младшая дочь, тогда шестиклассница. Кстати, нельзя не заметить, что родители на этих традиционных мероприятиях почти поголовно мамы. Словно вопросы воспитания будущих мужчин (а мальчиков почти столько же, сколько и девочек) нисколько не волнуют мужчин нынешних, их отцов. Увы, неполные семьи – одна из печальных примет нынешней российской действительности. Но они (слава Богу!) не тотальны. Так почему даже один отец, оказавшийся в школьных стенах не по вызову завуча или классного руководителя, а по собственной доброй воле, интересующийся раз в полгода (или того реже) делами своего чада, – столь редкостное исключение? Словно речь о таких традиционно «женских» обязанностях, как приготовление еды, стирка белья и кормление малышей грудью. К слову, многие упорно не хотят замечать того факта, что большинство женщин, которых в России все еще продолжают считать «слабым полом», успевают, помимо этих каждодневных обязанностей, успешно и помногу трудиться и учиться. Так вот, главной темой на том памятном собрании стало скандальное, по мнению многих (но не всех!), событие: один из мальчиков пришел в школу с мелированными (!) волосами. Это был далеко не единственный его «фокус», но этим он окончательно допек всех. Помню, меня поразила тогда реплика матери другого ученика, в ответ на мое, прямо скажем, весьма неравнодушное выступление заявившей, не скрывая собственного недовольства, что «у нас свобода». Ответный же вопрос: «Свобода чего?» – она так и не удостоила ответом. К слову, отец «крашеного» мальчика за все годы его учебы посетил школу один раз, да и то по вызову директора, чтобы в результате попросту нахамить ей. Такая вот ситуация, весьма типичная, когда судьба пусть юного, но все же мужчины, решалась – в очередной раз – практически одними женщинами, которые и на сей раз (тот случай, когда, как говорится, слава Богу!) одержали верх, принудив учащегося принять внешний вид, не позорящий его пола, но куда более соответствующий ему. Полу мужчины.
Что же значит в русском языке это коротенькое слово пол? Как часто, заполняя разного рода анкеты и доходя до этой обязательной графы, не преминем, иной раз, шутливо парировать: пишите, мол, паркетный. Не осознавая при этом, как высок подлинный смысл этого и впрямь кратенького словца, возводящего нас к Священному Писанию, к истории сотворения человека.
Вслушаемся же в слова Библии: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1:27). Получается, что язык наш запечатлел великую тайну творения, когда человек – это мужчина и женщина как единое целое (заметим, именно мужчина и женщина, но никак не мужчина и мужчина, женщина и женщина), как две ипостаси нового чина, что сотворил Господь вослед девяти ангельским чинам и умалил еси малым чем от Ангел (Пс. 8:6). А потому, заполняя в анкете пресловутую графу, тем самым исповедуем, что являем собой мужскую (или женскую) половину сокровенного замысла Божия о человеке. Как важно поэтому строго следовать правилам своего пола, хранить его таинство, предначертанное Самим Творцом. А чтобы прочувствовать небесную красоту этого русского слова, припомним, что в заполонившем ныне мир английском языке пол человека звучит как sex, освобождая нас тем самым не только от необходимости перевода, но и каких-либо комментариев…
И еще. В отличие от малороссийского (чловiк), английского (man), азербайджанского (адам) и многих иных языков, где понятия мужчина и человек суть синонимы (эдакий мужской шовинизм!), а значит, налицо искажение Священного Писания, в русском языке человек – это и мужчина, и женщина. Так две половины, мужская и женская, по замыслу Божию о человеке, становятся единым целым. Что же до иного смысла слова «пол», то происходит оно от древнего способа строительства, когда бревно распиливали пополам, укладывая эти половины рядком плоскими поверхностями вверх.
* * *
Возвращаясь к нашей истории, заметим: она не могла случиться еще два-три десятилетия назад. Будь же рассказана тогда, была бы воспринята слушателями как ненаучно-фантастическая. Более того, сейчас все чаще говорят и пишут о том, что в дореволюционной России крестьянские дети отличались особенным благочестием, почтительным отношением к взрослым и старикам. И это, заметим, в среде, которая, в отличие от городской, была формально удалена от очагов культуры и высшего образования и где люди со специальным педагогическим образованием – в отличие от нынешнего времени – были все же редкостью. Само же словосочетание «церковно-приходская школа» за советские годы стало вообще нарицательным, означая косность, примитивизм, чуть ли не мракобесие.
Отчего же так разительно в лучшую сторону отличались тогдашние дети от наших нынешних, так хорошо информированных, чуть не с малолетства знакомых с компьютером и иными высокими технологиями? Поверьте, проблема не только в трагическом для нашего народа отделении Церкви от государства и образования от Церкви, учиненном безбожной властью. Правильному воспитанию детей и подростков в немаловажной степени способствовал сам традиционный многовековой общинный крестьянский уклад, счастливо заключавшийся еще и в том, что ни для кого из взрослых любой другой – не его – ребенок не воспринимался как чужой. А потому взрослый привычно выговаривал ему в случае неправильного поведения и мог даже наказать, не рискуя при этом навлечь на себя гнева его родителей. А теперь, положа руку на сердце, признаемся: многие ли из нас способны – нет, не быть благодарными, чего уж там, а просто пережить ситуацию,
когда другой дядя (или тетя) совершенно поделом надерет уши нашему драгоценному чаду за хулиганскую выходку, «бычок» в руке или сквернословие? Так о чем же говорить после этого?! Вспомним же мудрый совет, дошедший до нас из далекой античности: «Врачу, исцелися сам!».
Вспоминаю в этой связи свои школьные годы. Ныне это кажется невероятным, но добрая половина наших учителей были мужчинами.
В том числе преподаватели дисциплин, считающихся отчего-то «женскими», те же русский язык и литература, история, география. А уж о математике, физике, труде, физической культуре и говорить нечего – одни мужчины, немалая часть которых гордо именовалась тогда фронтовиками, что не могло не отражаться в наших мальчишеских глазах блеском восхищения. Да и многие директора школ были мужчинами. И это, учтите, не в России, а в южной республике.
Как важно, как целительно для нас, тогдашних мальчишек, было то, что учили они нас не только азам наук, но и – исподволь – куда не менее важным правилам мужского поведения. И это притом, что в этих краях и поныне неполные семьи – большая редкость. Чего греха таить, некоторые из учителей, хлебнувшие лиха на недавней войне, не отличались изысканными манерами и могли при случае дать тумака или припечатать суровым словом зарвавшегося школяра, – сказывались незыблемые законы восточной мужской этики. Почему-то именно они вспоминаются сегодня с большей любовью. Но это-то и было для нас благотворно, ибо незримо, с младых ногтей, вводило в сакральный круг мужчин: ведь так разговаривали, так выясняли отношения только с мальчиками.
А эти незабываемые разговоры с глазу на глаз, «как мужчина с мужчиной»?! Они сурово карали нас за грубое отношение к девочкам, приучали видеть в каждой из них сестру. Во многом благодаря этой здоровой атмосфере наше, тогда еще не окрепшее, сознание было надежно защищено от таких зол, как алкоголь и наркотики, да еще от мерзостей вроде нетрадиционной сексуальной ориентации, так смачно муссируемой ныне чуть ли не малышами.
Государство изгнало мужчин из благословенных школьных стен, лишив их достойной оплаты труда. И потому типична современная ситуация, когда здесь нет ни единого (!) мужчины. Правда, в последнее десятилетие вялое оживление в это унылое однообразие стали вносить пожилые «охранники» – печальная примета нашей, изобилующей террористическими угрозами, действительности. То же проделали с армией, вот и приходится ныне прилагать так много усилий для возрождения высокого звания воина. Пока же вагоны метро и подземные переходы пестрят наклейками типа: «Поможем откосить от армии».
* * *
А теперь попытаемся совместно проследить путь современного мальчика, родившегося в неполной или же, что встречается, увы, не реже, в так называемой неблагополучной семье, его, так сказать, жизненную траекторию. Не секрет, что в семьях, где отсутствует здоровое мужское начало (я не случайно подчеркиваю – здоровое, и, прежде всего, здоровое нравственно), мальчики, как правило, произрастают в среде, которая не только не способствует их правильному, гармоничному развитию как будущих мужчин, но искажает явные и сокрытые особенности их пола. Признайтесь, разве вам не знакомы ситуации, когда мальчика – как некую эстафетную палочку – из года в год, по мере его возрастания (никак не получается написать возмужания), передают из рук в руки женщины. Сначала мама и бабушка, затем ясли и детский сад, после школа, о которой уже изрядно было сказано выше. И всюду: женщины, женщины, женщины… несчастье мамы будущего мужчины состоит именно в том, что она, жестоко страдающая от мужского инфантилизма, своими же руками готовит «подарок» будущей женщине; запускает бумеранг, некогда так больно ранивший ее, с удвоенной ожесточенной силой. Все чаще приходится встречать мужчин, выросших в семьях, где отчаянно верховодят женщины, и волочащих по жизни воз самых разнообразных комплексов, нередко превращающих жизнь близких им людей в медленную пытку. Увы, мальчики эти, чаще всего, попросту обречены стать суррогатами мужчин. А могло ли случиться иначе? Это вряд ли, ведь с малолетства слышат они из уст самого авторитетного в этом возрасте человека – собственной мамы – о мужчинах (в том числе, и в первую очередь, о собственном отце), что все они (простите, но из песни слов не выкинешь) ничтожества и козлы. Вот и широко рекламируемый популярный «женский» сериал так и называется: «Все мужчины сво…». И тут мы, как водится, впереди планеты всей. Как иначе прикажете понимать это уже даже не настораживающее, а пугающее число переодетых в женское платье мужчин, кривляющихся во всевозможных телепрограммах? А ведь это во все времена считалось мерзостью пред Богом!
Чего скрывать, пьянство, наркомания, слабо выраженные волевые качества, нежелание и неумение создать крепкую семью и воспитывать собственных детей в чистоте и вере, защищать Родину – преодолеть этот частокол способны сегодня не все парни, и это наша с вами общая беда. Но важно то, как об этом говорить. В том же несмолкаемом ржанье, что обрушивается на граждан нашей страны с раннего утра и до поздней ночи, нет даже намека не то что на боль или сострадание, но и на малейшее сочувствие. Одно лишь постыдное глумление при полном равнодушии к нашим непростым проблемам. А ведь в русском языке, напомню, слова боль и любовь единого корня.
Беда еще и в том, что лишенная деятельного мужского участия в судьбе своей и ребенка, женщина зачастую вынужденно (!) перенимает не только традиционные мужские функции, но и традиционные же мужские привычки, и в первую очередь вредные. И не отсюда ли заполонившие наши города и веси гордые и «самодостаточные», с пивной бутылкой и цигаркой, «обрюченные» и растатуированные, бесстыже полураздетые и утыканные пирсингами, сквернословящие и матерящиеся… воспетые в веках дивные русские лебедушки. И это в стране с тысячелетней православной традицией, в уделе Пресвятой и Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии. Сердце обливается кровью и болью за их исковерканные судьбы, не состоявшиеся зачастую по той очевидной причине, что мужи, с которыми скрестились их жизненные пути, оказались не способными достойно понести свой крест. Общеизвестно, что за спиной каждого состоявшегося мужчины стоит обычно неприметная женщина, обеспечившая, прикрывшая – если прибегнуть к военной формулировке – его тылы. И тем самым давшая ему возможность выйти на оперативный простор. Но почему же так редко говорим мы о том, что почти за каждой искалеченной женской судьбой кроется мужчина-суррогат, с равнодушием обманувший ее, не оправдавший ее надежд, походя оскорбивший и растоптавший в ней таинство ее пола? Теперь, когда мы знаем, что аборт – это не просто хирургическая операция, а форменное убийство пусть крошечного, но уже одухотворенного создания, на головы женщин, во все более устрашающем количестве убивающих во чреве своем собственных же не– рожденных чад, градом сыплются всякого рода тяжкие обвинения. Но почему так редки голоса, указующие на тех, кто так часто вынуждает, подвигает их на этот страшный шаг, – на нынешних мужчин. Тех, которым эти несчастные когда-то доверились; они же этого нежного доверия не оправдали.
Так вот, главное несчастье мальчиков, живущих в семьях, где мужчину откровенно ненавидят (а такое случается и в полных семьях) и где сам образ его повсеместно подвергается унижению и осмеянию, состоит именно в том, что они воспринимают это как некую норму. Однако жизнь есть жизнь, и как бы эти мальчики ни сторонились нормального мужского общества, рано или поздно для них наступает момент истины, когда они вступят в самое тесное взаимодействие с «миром мужчин», хотя бы во время несения срочной воинской службы. И тогда эти взаимоотношения, совершенно нормальные в традиционном мужском сообществе, воспринимаются ими как невыносимо грубые, – так недостает им этой привычной с малолетства атмосферы ублажения и потакания их капризам. И что же они тогда делают? Правильно, инстинктивно тянутся к тем мужчинам, которые с ними нежны…
Поразительно, но во время недавней лекции в Академии МВД был поражен тем обстоятельством, что около половины курсантов – девушки. Немало женщин оказалось и среди воинского состава космодрома Плесецк, где также довелось выступать. Братья по оружию, вас это «наступление» не смущает?
Только не говорите, что уже ко всему привыкли и у вас не вызывают здоровой брезгливости юноши, вертящиеся перед зеркалами и тратящие так много времени и усилий на «обустройство» собственной внешности: их крашеные волосы и замысловатые дорогие стрижки, широкие женские гребни и ободки, заколки в длиннющих космах, холеные пальцы с обилием колец, одежда со стразами и серьги по полдюжины в каждом ухе… мужском ухе!
Что ж, самое время поклониться в ножки родному правительству, так преступно попустительствующему, упорно не замечающему разнузданной пропаганды порока, когда страницы прессы и экраны телевизоров вот уже которое десятилетие пестрят смазливыми содомитами – новоявленными кумирами наших будущих мужчин.
Задумаемся, слово великий означает не только духовное, но и количественное превосходство. А значит, привычное словосочетание великий русский народ – это еще и большой числом. Однако нация, как упрямо свидетельствует статистика, уменьшается ежегодно на миллион (!). Красавицы же наши, чье высочайшее предназначенье от Бога рожать и вскармливать детей, под шумок, под пивное бульканье и зловонную похмельную отрыжку «мужиков» уходят от нас, – как печальные тени, – чтобы сгинуть, трепеща в расставленных для них другими умелыми мужчинами тенетах. Это их, еще почти детей, распинают на потных простынях любители плотских утех. Это их продажными улыбками и гримасами откровенной боли, причиняемой сексуальными садистами, переполнены бесчисленные порносайты Интернета. Это они, обманутые и униженные, в стремлении прокормить близких, обеспечить им достойную жизнь, томятся бесправными рабынями в сотнях гаремов Востока. И это их расчлененные обезображенные тела тысячами безвестно истлевают в дремучих лесах, которыми так обильна матушка-Русь. Где отцы этих девочек? Где их братья? Где их случившиеся и несостоявшиеся мужья? Где вы, мужчины?!
Во времена моей юности были, среди многих иных, необычайно популярны эти две песни. Автор стихов одной из них – русский поэт Владимир Солоухин, и называется она «Мужчины». Стихи к другой – «Разве тот мужчина» – написал аварец Расул Гамзатов. Представьте, тогда было модно быть настоящим мужчиной. И как хотел бы я, чтобы мода эта возродилась в нашем Отечестве. Мир напряженно всматривается в Россию. Она же, родимая, – с материнской любовью – в защитников своих, в сыновей. А потому невеселые свои размышления хотел бы завершить словами Солоухина:
Вы помните званье свое?..
Василий Ирзабеков
Православие.ru
Благодарю за статью! Умная, жизненная. Благодарю!
Спасибо Василию Давидовичу за такую поучительную и проникновенную статью. Мир изменился и звание мужчин тоже.Хочется верить в то, что настоящих мужчин в нашем обществе всё же большинство и наступит когда-то такой момент, когда мужчины будут отвечать своему званию по полному праву.