Недавно на Первом канале вышел в эфир репортаж, посвященный деятельности молодежной «христианской рок-группы», созданной при Храме в небольшом городе Пензенской области. В репертуаре группы, помимо рок-баллад, советских песен и песен из мультфильмов, — псалмы на церковнославянском. В репортаже звучат слова руководителя группы, настоятеля Храма отца Андрея: «Главное — не жанр, а тот смысл, который вкладывается в композицию… Текст псалма ставим выше, для нас он важнее». В то же время начинается репортаж с замечания журналиста: «За гитарными ритмами неподготовленному слушателю сразу и не разобрать слов».
Форма и содержание должны соответствовать друг другу. Посмотрим на церковное искусство: если каноническая икона является «богословием в красках», то образ, написанный в академическом стиле, как будто приземляет мысль, уводит в сферу скорее душевную, а не духовную. Есть и такие христианские изображения, в которых торжествует телесное: вспомним Ангелов, изображаемых в виде пышущих здоровьем младенцев (амурчиков-купидончиков). То же в церковном пении: есть древние молитвенные распевы, а есть произведения выдающихся композиторов, которые в профессиональном исполнении звучат, как отрывки из оперы. А если выйти за пределы церковных стен, то мы увидим еще большее искажение формы, которая лишает содержание глубины и, в конечном итоге, смысла: вспомним знаменитый шлягер «By the Rivers of Babylon» в исполнении группы Boney M. Звучит зажигательно, а ведь это 136-й псалом — тот самый, который исполняет и христианская рок-группа из Пензенской области.
«Воспаленное воображение и неуправляемые эмоции – это область страстей, куда проникает не благодать, а демонический дух, — пишет архимандрит Рафаил (Карелин). — Рок-музыка создает свои установки и ритмы в психике человека. Если даже любитель рока придет в храм, то будет воспринимать богослужение через эти установки, то есть на душевно-страстном уровне. Беда в том, что некоторые священники, одушевленные идеей миссионерства среди молодежи, посещают рок-концерты и, чтобы наладить контакт с этой молодежью, начинают хвалить рок, приписывать ему несуществующую духовность. Эти маневры превращаются в апологию не христианства, а рока; и молодежь приходит к выводу, что можно без особого ущерба для себя посещать рок-концерты и храм: ночью слушать оргиастическую музыку рока, а утром причащаться в храме. Я думаю, что любители рока могут только внешне воспринять христианство, и то – как отражение в кривом и загрязненном зеркале; а чтобы по-настоящему воцерковиться, они должны порвать с роком как с демонической стихией и через покаяние и молитву очистить от него память своего сердца».
Конечно, не хочется лишать детей радости творчества, и все же стоит задуматься о том, что важнее: «самовыражение» и раскрепощенность или воцерковление, богатая душевная жизнь или жизнь духовная, ведущая ко спасению. Дай Бог всем нам найти свой Путь ко Христу, единственный и неповторимый.
Похоже настоятель этого храма в душе так и остался рок-музыкантом, несмотря на священнический сан. Непонятно только, как можно положить псалом, в котором говорится о трагедии народа на такой бодренький, почти весёлый мотивчик? Ну дети, положим, не понимают, о чем поют, но взрослые то должны понимать.
В наше время уже ничему не приходится удивляться… Юные рок-христиане — еще один огорчающий пример того, что увеличивается число экспериментаторов, желающих по-есенински «розу белую с черной жабой… на земле повенчать»…