col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Священник Александр Кузьмин. О лжестарчестве, о проповеди правильной и неправильной

О лжестарчестве

Это — реплика, произнесенная ответственным секретарем РАЦИРС священником Александром Кузьминым 4 июня в Казани на конференции «Духовничество и лжестарчество».

Дорогие участники конференции, я хотел бы от имени Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), как ответственный секретарь этой организации, занимающейся исследованием деструктивного сектантства, оставить реплику, которая касается проблемы лжестарчества.

Хотел бы обратить внимание на то обстоятельство, что достаточно долгое время у нас вызывает тревогу публичная деятельность протоиерея Андрея Ткачёва, который все чаще в своих проповедях и медийных выступлениях позволяет себе использовать недопустимые и скандальные высказывания. Уже давно он постоянно позволяет себе оскорбительное поведение, что немало возмущало самую широкую светскую общественность и вызывало шквал негатива в адрес нашей Церкви. Но это его не останавливает. Недавно он оскорбительно высказался об участниках трагедии в Крокус Сити Холл (потом, правда, он свое высказывание удалил, но оно успело широко распространиться), а затем обвинил жителей Белгорода в бомбежках, которым они подвергаются из-за того, что, якобы, мало молятся. При этом сам протоиерей Андрей Ткачёв никогда не показывается на публике без нескольких телохранителей, очевидно, не слишком доверяя собственной молитве.

Кто был на его богослужениях, тот не мог не заметить, как вольно он относится к богослужению, к Уставу Церкви, например, нередко начиная утрени с полиелея, читая Апокалипсис на крестных ходах, произвольно отменяя во время Великого поста Преждеосвященные литургии, чтобы заменить их девятым или десятым Соборованием, вставляя свои собственные прошения и молитвы в любую часть Литургии, даже в Евхаристический Канон… Может кому-то это покажется и маловажным, но именно с таких знаков, оговорок и вольностей начиналась история того же Владимира Головина и ряда других ему подобных, признанных потом лжестарцами. Вокруг Ткачёва давно сформировалась фанатичная группа его почитателей, воспринимающая его как всеведущего гуру и противопоставляющая его всей остальной Церкви. Многие из них продвигают грубо оккультные идеи, а единственный объединяющий фактор — это безоговорочная и некритичная преданность лично отцу Андрею. Он сам разбором всего этого не занимается. Между тем, не может не тревожить практика постоянных паломничеств к нему: люди прилетают со всех концов страны, чтобы вживую «посмотреть на любимого батюшку, которого раньше видели только по телевизору». Это экзальтированное, восторженное почитание приобретает явно нездоровые формы («как же счастливы те, кто имеет возможность бывать на его службах и слушать его вживую»). Люди, по их собственным словам, приходят в храм даже за полтора часа до начала богослужения, «чтобы занять место получше и чтобы лучше проникнуться энергией Его службы».

Вместе с тем в своих очень пространных проповедях прот. Андрей Ткачёв увлекается и нередко допускает весьма много лишнего с этической, много неправильного и оскорбительного с пастырско-психологической и грубо ошибочного с богословской точки зрения.

Сейчас протоиерей Андрей Ткачёв настолько стал известен, что многие воспринимают его как рупор нашей Церкви. Нам стало известно, что около него сейчас активно действует политическая секта НОД, адепты которой также чрезвычайно почитают Ткачёва и также продвигают его, как одного из немногих «правильных» священников. Более того, в храм Живоначальной Троицы в Хохлах, куда его назначили настоятелем, он привел с собой женщину, регионального координатора секты НОД, и назначил ее работницей за свечным ящиком, где теперь она активно занимается политической деятельностью, пропагандируя идеи НОД прихожанам.

И хотел бы, опять же, обратить внимание на широту охвата его аудитории. Имея такой авторитет, протоиерей Андрей Ткачёв может многих верующих людей ввести в различные пагубные заблуждения. Мы как сектоведы встревожены его поведением и деятельностью, а также уже сложившимся и активно растущим нездоровым культом вокруг него и обращаем ваше внимание на это. Спасибо!

О правильной и неправильной проповеди Церкви

Логика ПРОПОВЕДИ Церкви Христовой такова, что она не должна затрагивать никаких сиюминутных политических, общественных и национальных вопросов, даже если они сегодня, на этой неделе или в этом году считаются очень важными. Да и никаких других вопросов, не относящихся к духовной жизни человека, в Своей ПРОПОВЕДИ Церковь не рассматривает. Но в силу того, что обыватель (никто себя не считает обывателем, поэтому, думаю, никого эта фраза не обидит) сейчас живет марионеточной логикой — кого наслушается, тому и вторит — то и Церковь будет всегда таких потребителей сиюминутности раздражать Своей неотмирностью, Своим евангельским положением НАД СХВАТКОЙ. И как же приятно таким обывателям наблюдать, как какой-нибудь церковный человек вдруг опускается до такой обывательщины…

Сейчас все чаще благодаря блогосфере и Интернету стали появляться отдельные личности, которые, будучи членами Церкви Христовой, стараются действовать по своим страстям — в своих интересах, а не в интересах Церкви («хайпануть», как сейчас говорят). И площадку для церковной проповеди начинают использовать в своих личных целях. Ищут темы «на злобу дня», комментируют новости, стараются угодить «лайкам» и «репостам». Духовная жизнь и Предание Церкви поначалу фигурируют в таких реакциях, но постепенно всё превращается в базар, где уже становится маловажным и христианство, если таковое имеется, и священство такого вещателя.

Как показывает церковная практика, от таких Господь неминуемо отступает и они начинают действовать по своим страстям — публично актёрничают, восклицают, гневаются, смехотворят, позволяют нести всякую отсебятину в богословии, истории, литургике, стараются прослыть среди своих зрителей и слушателей «своим в доску парнем». Становятся заложником того образа, который сами же и создали (на самом деле здесь поработал лукавый и соглашательство с лукавым помыслом, где власть и деньги продолжают оставаться основными искушениями).

К большому сожалению, это на руку владельцам и редакторам телеканалов и радиостанций, включая церковные, поскольку такие стендаперы и говоруны на их площадках приносят им хорошую статистику и делают хорошие финансы. Появляется круговая порука. Такое не раз было со лжестарцами, которых приглашали, не разобравшись, в эфир, и они несли свою отсебятину в прямом эфире, формируя вокруг себя круг медийных почитателей.

Если такой новоявленный гуру любит посюсюкаться, то ему подражают в этом, если погневаться или посмехотворить, то тоже стараются копировать его до мельчайших нюансов в голосе и поведении. И тут уже начинается идолопоклонство и настоящий гуруизм.

Потом эта раскрученная медийная личность что-то ляпает такое, чего терпеть становится уже невозможно, и вся наша церковная полнота пытается эту проблему со скорбью и молитвой как-то решать. Иногда кардинальными мерами.

Деструктивный результат такой САМОСТИ медийных личностей Церкви весьма плачевен — люди из-за них уходят в расколы, либо просто за ограду Церкви («ну вас, так было хорошо его послушать»), а спасением души такие слушатели как не занимались, так и не занимаются. Остаётся в головах политика, нацвопрос, эмоции, выражения, популярные фразочки…

Это не церковная проповедь. Это печальное явление лжестарчества, которое приносит губительные плоды для всех. Именно это и многое другое, что с этим связано, мы и обсуждали в Казани по благословению священноначалия.

В качестве реплики был упомянут протоиерей Андрей Ткачёв. Что он и его поклонники вызывают беспокойство. Что мы просто тревожимся. Сказал эту реплику я от имени Российской ассоциации центров изучения религии и сект (РАЦИРС), ответственным секретарем которой являюсь по общему голосованию. Наша деятельность благословлена Святейшим Патриархом и призвана предупреждать об опасности сектантства, чем мы и занимаемся. Чем занимались и в Казани.

Но что началось? Сегодня ночью (13 июня 2024 года) была организована самая настоящая травля меня лично. Оскорблений была масса. С переходом на личность. С гневом. Негодованием. Всё как в лексиконе той медийной личности, по поводу которой мы, негодяи такие, позволили себе что-то там высказать. Меня приговорили ко всему, и работе на ВСУ, и что, мол, заказ чей-то отрабатываю, и что Каин, и фарисей, и негодяй, и прочее. Церковные словоформы наслушались понятно где.

Теперь переходят на других членов РАЦИРС, на всех защитников нашей позиции, включая архиереев и священство, мирян и монашествующих.

Разделение, к которому приводит лжестарчество, даёт свои плоды. И все это очень стало похоже на историю с лжестарцем Владимиром Головиным, защитники которого, кстати говоря, объединились сейчас с защитниками Ткачёва. И везде почему-то фигурирует политическая секта НОД, в рамках деятельности которой были замечены и неоязычники, и другие секты…

Будем помнить важность следования правилам церковной проповеди и не действовать по страстям. Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них (Рим. 15: 16).

И ,предуведомляя реакции на этот текст, еще скажу, что вскрыть разделение и стараться предупреждать о нем — это не значит организовать это разделение.

Наша попытка остановить и уменьшить тяжесть последствий этого разделения заняла всего пять минут, но какая реакция! Значит, проблема есть и мы не зря ее подняли на поверхность.

Поскольку вся эта ситуация с протоиереем Андреем Ткачёвым и его высказываниями, а теперь уже и с высказываниями его последователей, порождает именно разделение. Одна половина смакует каждую фразу, довольно потирая сжатые от гнева кулаки, а другая негодует на хамство и недоумевает, почему это люди Церкви так себя вдруг ведут, ведь не должны же…

Закончу тем, с чего начал — если бы люди Церкви, будучи блогерами и медийными личностями, больше следовали гомилетической науке (науке о церковной проповеди) и ее законам, то не было бы таких искушений и разделений.

Священник Александр Кузьмин,
ответственный секретарь РАЦИРС
По материалам сайта Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского
17 июня 2024

Заметки на полях

  • 1. Мне кажется, на старца отец Андрей совсем не похож, а значит, и лжестарцем вряд ли может оказаться. Он никого не исцеляет, прозорливым не считается, он просто проповедник, публицист, у него дар слова. Тайны в нём нет, он очень конкретный. «Обожают» его именно как публичную фигуру. Если вспомнить «лжестарцев» схиигумена Сергия и отца Владимира Головина, то они (простите) вели себя как люди не очень умные, произносили бессмысленные, отталкивающие речи, а о. Андрей, наоборот, рационален до грубости.

    2. «Логика ПРОПОВЕДИ Церкви Христовой такова, что она не должна затрагивать никаких сиюминутных политических, общественных и национальных вопросов, даже если они сегодня, на этой неделе или в этом году считаются очень важными» — пишет отец Александр. Но не всё, что произносит священник, проповедь в прямом смысле слова. И к старцам шли с вопросами не только духовными.

  • Самара

    Яблоко от «великой яблони» не далеко падает, а сколько таких лжестарцефф печатается до сих пор.А на счет «Крокус сити и Белгорода» так это участь всей страны в недалеком будущем, только гораздо страшнее.

  • Самара

    Сурожский, Кочетков, Островский, Осипов и иже сними говоруны, они что сами по себе дествовали и действуют?Сей род изгоняется молитвой и Постом, без правильной веры не может быть ни правильной молитвы, ни богоугодного Поста,а будет как сейчас 600 тыс. убитых оболваненных русских и ВК-фест.

  • Волгоградская область

    Мне тоже кажется, о.Андрей на старца не похож, а значит лжестарцем не назовешь.

  • Нижний Новгород

    Михаил:
    «А на счет «Крокус сити и Белгорода» так это участь всей страны в недалеком будущем, только гораздо страшнее.»

    Какой будет участь нашей страны решать только Богу. Не будем подсказывать Ему это решение.

  • Навашино

    Соглашусь скорее мнением с Головпнова и Корчевникова, что священника Михаила затянули, во что-то грязное, что он сам не понимает. Или ещё хуже сам в этом участвует.

  • Санкт-Петербург

    Автор пишет: «Логика Проповеди Церкви Христовой такова, что она не должна затрагивать никаких сиюминутных политических, общественных и национальных интересов…». Не является ли это утверждение ложным? 1апреля 1945 г. Никольский собор г. Ленинграда Патриарх Алексий вернулся в свой город — и начал проповедь: «Вспоминается мне, как под грохот орудий, под страхом смерти вы спешили прийти в этот святой храм, чтобы излить перед Господом свои скорбные чувства. Вспоминаю я, как однажды вечером народ не мог разойтись после богослужения из-за артиллерийского обстрела…» — полпроповеди про блокаду. Еще автор использует характеристики слушателей отца Андрея Ткачева — «экзальтированное и восторженное почитание». Люди разные, разве можно огульно обобщать? Автор не дает аргументов, что людей «могут ввести в различные пагубные заблуждения»

  • Ирина, насчёт проповеди во многом соглашусь с Вами. Если преп. Паисий Святогорец говорил о том, что монах обязан беспокоиться о том, что происходит в мiре, болеть за свой народ, то тем более это касается священника-немонаха, живущего в большом городе. Другое дело, что это не проповедь Евангелия как таковая, это разговор о том, чем живут люди, попытка помочь им разобраться. Пастырь, безусловно, имеет на это право, важно только делать это в свете Евангелия.

  • От отца Романа:

    Когда-то меня тоже возмутил выход о. Андрея через Царские Врата в противогазе, своё возмущение даже выразил в стихотворной форме, но сейчас хотел бы за него вступиться, точнее, постараться трезво посмотреть на происходящее. Прочитал несколько обличающих статей и увидел, что обличители выглядят совсем не убедительно: протоиерея обвиняют в лжестарчестве, но приводят доводы, никак не связанные с этим обвинением. Вот, например, в чём обвиняет иерей-сектовед:

    Одним из наиболее серьезных обвинений в адрес протоиерея является разорение живой и активной общины храма Святой Троицы.
    Тогда сектоведам нужно признать неправомерным извержение из сана активизатора Алексея Уминского и обратиться к патриарху с просьбой о возвращении бывшего настоятеля. Хотя, возможно, о. Андрея туда и направили для того, чтобы настроить эту общину на другой лад. А может, и более радикально: разорить её. Понятно, что при такой смене настоятеля прежние уйдут, придут новые.

    Нам стало известно, что около него сейчас активно действует политическая секта НОД, адепты которой также чрезвычайно почитают Ткачёва.
    Почему бы не пояснить, что такое НОД, каковы его цели и в чём его опасность? Если это политический союз патриотов, объединяющий не только верующих, то почему приклеили оскорбительный ярлык секта?

    Далее следуют обвинения протоиерея-сектоведа:

    … среди новшеств, введенных отцом Андреем, отмечаются частая отмена Шестопсалмия и Часов, чтение акафистов после 6-й песни канона, совершение собственных авторских молитв во время Литургии.
    Также протоиерей Андрей Ткачев часто заменяет положенные по Уставу Литургии Преждеосвященных Даров на многоразовые Соборования.
    Вряд ли кто станет оправдывать нарушение Богослужебного Устава, но разве это дело сектоведов, а не благочинного и правящего архиерея?

    … священник Александр Кузьмин выступил с братским предупреждением, выразив обеспокоенность тем поведением протоиерея Андрея, которое многим кажется недопустимым и даже откровенно провокативным и оскорбительным.
    Хочется надеяться, что братское предупреждение было сделано Евангельским образом (Мф. 18: 15-17), а не только за спиной брата.
    В общем, непонятно, какое отношение все вышеперечисленные обвинения имеют к лжестарчеству.

  • Санкт-Петербург

    Очень огорчает мнение ученого священника, со степенью, преподавателя по отношению к своему старшему коллеге. Неприятно видеть ЗАВИСТЬ среди священностужителей. Уважения и доверия к их словам и действиям это никак не добавляет. Зачем Вы тогда учились, и тем более, учите других, если не хотите видеть очевидное?

  • Белгород

    Как жаль и печаль на сердце от всех слов. Все в Евангелие и Апостол написано, и Символ веры указывает, а у нас уже не Единая и не Соборная Церковь. А как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука». Прихожанам места уже в Храмах нет, все ругают священники друг друга, на прихожан и прикрикнуть могут и рычать, спокойствия и молитвы уже нет. Не занимаемся молитвой, руганью одной да поклепами да отставками. усталость от всего. И да…Крокус это Крокус со всеми вытекающими, а в Белгороде живут стойкие и героические люди, у нас в Пост прилавки с мясными были полными зато постная продукция была в малых количествах, не ходим мы по всяким забегаловках, а стоим плечом к плечу с Нашими ребятами и с молитвой на устах!И святителя Иосафа мы очень любим и Господу благодарны за Нашего Небесного Покровителя! И знаем как страшно жить под ракетными ударами и дронами, и врачей мы почитаем выше всех певунов и крикунов «любящих Россию». И батюшку Романа очень любим за его искренность и правдивость и понимание жизни и православную веру, которую он нам несёт как факел, освещая путь. Не хватает любви в людях.

  • Надым

    Благодарю о Романа за его комментарий. После запроса в Минюст о внеплановой проверке на статус иноагента сектоведа Александра Дворкина, его ставленники и он сам серьёзно задёргались.

    6 июня на конференции в Казани о лжестарчестве один из подчинённых американского гражданина Дворкина священник Александр Кузьмин обрушился с критикой на протоиерея Андрея Ткачёва, обвинив его в этом самом лжестарчестве. Особенно Кузьмину не понравилось то, что по его мнению около Ткачёва действует НОД.

    Открыто поддержал Кузьмина и сам Дворкин, заявив что из-за недопустимых событий он ушёл из храма Св. Троицы в Хохлах, где и служит отец Андрей:

    Скандал вышел на небывалый уровень. Андрея Ткачёва поддержали другие священники, а также журналисты Борис Корчевников и Роман Голованов.

    Столь нервная реакция Дворкина свидетельствует о том, что попали в очень уязвимое место. Только вдумайтесь, официальный гражданин враждебной нам страны США, ставящей своей целью уничтожение России, работавший в подразделениях ЦРУ, оказывает влияние на серьёзные процессы в Русской Православной Церкви. Да, далеко забралась пятая колонна.
    Настало время проверки Дворкина не только на иноагентство, но и на прямую шпионскую деятельность в интересах США, тем более, что основания для этого имеются.

  • Люберцы

    С началом СВО люди стали кричать, но не проснулись. о. Андрей пытается разбудить людей. К сожалению глаженье по шерсти только усыпляет.

  • Санкт-Петербург, Сестрорецк

    Реплика священника Александра Кузьмина, которую он «захотел оставить», сначала привела в недоумение, потом вызвала чувство скорби и боли за происходящее в нашей Церкви… потом после раздумья успокоилась — ведь наш Господь Иисус Христос предупреждал нас и о тяжких бранях предстоящих, и о фарисеях, и о лицемерах и о пастырях — волках в овечьих шкурах… Всё идёт, как и должно быть! Главное, какой выбор мы сделаем сами… рада что на сайте «Ветрово» разумные, вежливые и в основном единомышленные комментаторы… так что на этом я свою реплику и закончу, а лучше напомню о давнем событии… Уже не помню, в каком году произошел злополучный майдан на Украине, но хорошо помню, как воспринял его о. Андрей Ткачев. За несколько месяцев до этого я о нем услышала и полюбила слушать его проповеди. Так вот в дни майдана прихожане Храма, где служил о. Андрей спросили у него, можно ли им участвовать в этом «проекте». О. Андрей ничуть не изменился с тех пор, сначала он стал спокойно объяснять, почему нельзя, потом эмоционально завелся и в конце концов заявил, что он проклянет тех, кто туда пойдёт… Да, он горячий, очень эмоциональный человек, мы все — разные, но он честный пастырь Христов, можно представить, как он рисковал в те дни, и ему очень серьезно угрожали… а представляете, если бы украинцы тогда прислушались бы к его словам, чего бы мы все избежали… Господи, храни Твоих настоящих пастырей, которые не щадя своих сердец, берегут Твое словесное стадо от наемников, от волков в овечьих шкурах, от завистников, интриганов и пр. пр. пр. чего сейчас много, как никогда раньше!

  • Москва

    Народ не так глуп, чтобы верить таким бредням, что отец Андрей Ткачев якобы лжестарец. Я не являюсь фанаткой какого-одного батюшки, но вы сами выдаете себя вашими высказываниями: «Между тем, не может не тревожить практика постоянных паломничеств к нему: люди прилетают со всех концов страны, чтобы вживую «посмотреть на любимого батюшку, которого раньше видели только по телевизору», а вы хотели, чтобы люди приходили на паломничество к вам, это всего лишь ваша ЗАВИСТЬ, которую вы прикрываете «правильными» высказываниями, это вы сеете разделение, а не он.

  • Екатеринбург

    Всем думающим людям понятно, что обвинения в адрес Головина и Ткачева, это спланировано «друзьями» православных, и что эти обвинения высосаны из пальца. Поэтому деятелям Дворкину и его сторонникам не удастся оклеветать этих настоящих борцов за православие. А такие организации как РАЦИРС вообще нужны России?

  • Санкт-Петербург, Сестрорецк

    Андрей, а вот про Головина В.В. — не надо! Не ставьте его с о. Андреем в один ряд. Я сама не во всем бываю согласна с прот. Андреем Ткачевым, но он настоящий православный священник, у него душа болит за Церковь. А то видео, в котором В. Головин беседуя со старшеклассниками, задался вопросом: чем подтирались во времена Христа после справления естественной нужды, я видела сама. Подростки смущённо улыбались, я всё удивлялась, почему никто из них не встал и не вышел. Бесспорно они растерялись… такой соблазн, да ещё от священника… Если бы в конце концов В. Головин раскаялся, извинился, но нет — какие извороты он делал, чтобы оправдать себя… и сейчас продолжает делать. Совершенно справедливо, что его извергли из сана!

  • Москва

    По-моему его и не обвиняли в лжестарчестве. А просто перечислили то, что настораживает. Вообще, очень удивляет количество вступившихся за о. Андрея Ткачева и ругающих о. Александра Кузьмина. А ведь после него на конференции выступал и епископ Евфимий, который сказал, что, как и о. Андрей, так и о. Павел Островский и др. являются заложниками своего медийного образа. Также он сказал, что, по его мнению, такой священник как о. Андрей востребован миллионной аудиторией благодаря своим взглядам, идеям и подходам. И это большая проблема и наблюдается эффект, который описывается фразой, что хвост начинает вилять собакой. Что волей или неволей, священник, занимающий определенную нишу, он просто вынужден действовать в рамках того медийного образа, который может быть им самим и создан, сознательно или нет. Лучше конечно целиком послушать его речь.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок