col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Лариса Маршева, Виктор Таболин. «На земли ангела…»

Комментарий на стихиру преподобного Иоанна Лествичника

За свою многовековую историю Церковь воспитала и возрастила большой сонм святых, среди них есть святители, праведные, блаженные, но есть и особый сонм преподобных, которые отрекались от мира, уходили в пустыни, воздвигали обители и спасали людей своими молитвами и заступничеством.

Среди этого сонма великих преподобных и преподобный Иоанн Лествичник. Святой Иоанн и после своей смерти служит примером для современных монашествующих, а его труды – назидание не только для монашеского сообщества, но и для людей, живущих в миру.

Важное место преподобному Иоанну уделяется и в нашем месяцеслове – его память особенно чтится на четвертой неделе Великого поста. Это имеет глубокий смысл: преподобный Иоанн всю жизнь посвятил посту и покаянию, а с этими христианскими добродетелями и связан великопостный период.

Чтобы познакомиться с жизнью святого Иоанна, мы можем обратиться не только к его житию, но и к службе, написанной для его прославления.

Сосредоточимся на одной из стихир, посвященной преподобному:

«На земли ангела, и на небесех человека Божия, мира благоукрашение, наслаждение благих, добродетелей постнических похвалу, Иоанна почтим: насажден бо в дому Божии, процвете праведно, и яко кедр в пустыни умножи стада Христова словесных овец, в преподобии и правде»[1].

Ее греческий оригинал таков:

«Τὸν ἐπὶ γῆς Ἄγγελον, καὶ ἐν οὐρανοῖς ἄνθρωπον Θεοῦ, τοῦ κόσμου τὴν εὐκοσμίαν, τὴν τρυφὴν τῶν ἀγαθῶν καὶ τῶν ἀρετῶν, τῶν Ἀσκητῶν τὸ καύχημα Ἰωάννην τιμήσωμεν· πεφυτευμένος γὰρ ἐν τῷ οἴκω τοῦ Θεοῦ, ἐξήνθησε δικαίως, καὶ ὡσεὶ κέδρος ἐν ἐρήμῳ ἐπλήθυνε τὰ ποίμνια Χριστοῦ, τῶν λογικῶν προβάτων, ἐν Ὁσιότητι καὶ δικαιοσύνῃ»[2].

На земле ангел, а на небесах Божий человек

В начале стихиры преподобный Иоанн именуется земным ангелом и небесным человеком. Этот образ – оксюморон, который соединяет несоединимое. Так называют людей, которые уже при своей земной жизни живут по законам Небесного Царства. Они всей душой стремятся воплотить евангельский идеал, к которому призвал Христос: Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5: 48).

Сам преподобный Иоанн происходил из знатной семьи. Но уже от юности избегал мира, а в 15 лет удалился в Сирийскую пустыню[3]. Молодой Иоанн не просто удалился в пустыню, но еще отсек свою волю и стал послушен во всем своему старцу, то есть уподобил себя ангелам, которые во всем слушаются Господа.

Благоукрашение для мира и наслаждение добродетелей

Церковнославянский текст стихиры воспевает преподобного как «мира благоукрашение». Греческий оригинал – «τοῦ κόσμου τὴν εὐκοσμίαν» – говорит о благоустройстве космоса, мироздания. Святой Иоанн молитвой и монашеским подвигом избавлял мир от хаоса и неустройства.

Здесь он следовал словам апостола Павла, который пишет членам коринфской общины: Бог не есть Бог неустройства, но мира (1 Кор. 14: 33).

Далее в стихире читаем: «Наслаждение благих, добродетелей постнических похвалу Иоанна почтим». Но греческий текст предлагает иной смысл: «Τὴν τρυφὴν τῶν ἀγαθῶν καὶ τῶν ἀρετῶν, τῶν Ἀσκητῶν τὸ καύχημα Ἰωάννην τιμήσωμεν» – «наслаждение благих и добродетелей, аскетов-монахов похвала, Иоанна почтим». В таком прочтении преподобный Иоанн – похвала постников. Именно так издревле именовали монахов, посвятивших свою жизнь Богу.

Сам святой Иоанн – автор знаменитой «Лествицы» – о монахах пишет:

«Монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных»[4].

Только аскетическое житие и позволяет монаху быть земным ангелом и небесным человеком.

Преподобие и праведность

Гимнограф в стихире так прославляет преподобного Иоанна: «Насажден бо в дому Божии, процвете праведно, и яко кедр в пустыни». Древняя синайская обитель, в которой подвизался святой, располагается в пустыне. Монашеский опыт пустынножительства считался великим подвигом. Сам преподобный Иоанн долгих 70 лет подвизался в пустыне и через свою жизнь украсил эту пустыню великой обителью и своими святыми мощами.

Проводя свою жизнь вне мирской суеты, он смог умножить Христово стадо – верующих в Спасителя. Они стали доблестными учениками святого старца и возрастали в преподобии и правде.

На первый взгляд слово «преподобие» указывает на монашескую братию, которая возрастала под бдительным отеческим покровительством преподобного Иоанна, а «правда» – на их праведную жизнь. Но греческое «ὁσιότης» обозначает благочестие, желание и стремление соблюдать Божественный закон[5], «δικαιοσύνη» – праведность[6]. Преподобный Иоанн взрастил не только монашескую братию, но и всю христианскую Церковь.

Своей «Лествицей» он и поныне помогает верующим возрастать в добродетели и праведной жизни, указывая путь ко спасению.

Лариса Маршева, Виктор Таболин
Православие.ru
12 апреля 2021

[1] Триодь Постная. М., 2002. C. 270.

[2] ΤΡΙΩΔΙΟΝ ΚΥΡΙΑΚΗ ΟΡΘΡΟΔΟΞΙΑΣ // https://glt.goarch.org/texts/Tri/t21.html.

[3] Дионисий (Шленов), игумен. Герасименко Н.В. и др. Иоанн Лествичник // Православная энциклопедия. Т. 24. М., 2010. С. 410.

[4] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица, возводящая на небо. М., 2009. С. 23.

[5] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 1263.

[6] Там же. P. 429.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа