col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Архимандрит Рафаил (Карелин). О слове

Что та­кое че­ло­ве­чес­кое сло­во? Ни один фи­ло­соф не дал на это удо­влет­во­ри­тель­но­го от­ве­та, и вряд ли ко­гда-ни­будь от­вет бу­дет най­ден, так как сло­во во­зни­ка­ет в глу­би­не ду­ши, не­до­ступ­ной на­ше­му на­блю­де­нию, и за­тем пе­ре­хо­дит в об­ласть со­зна­ния. Ма­те­ри­а­лис­ти­чес­кая пси­хо­ло­гия на­зва­ла дар сло­ва вто­рой си­гналь­ной сис­те­мой, но это бес­по­мощ­ная на­тяж­ка, так как сиг­нал — од­но­ме­рен, а в сло­ве потенциально содержится целая сумма информации, которая раскрывается в контексте синтаксических построений.

Слово — многомерно и пластично, тогда как сигнал семантически однозначен и указывает только на одно строго определенное явление. Слово представляет собой символ, в котором закодирована информация. Человек, общающийся с другим через слово, влагает в него заданную информацию, которую хочет передать собеседнику, а тот воспринимает словесную информацию через дешифровку слова, при этом, дешифровка становится во многом интерпретацией, то есть она воспринимается индивидуально, преломляясь через человеческий интеллект и принимая условный вид и субъективную окраску.

В древних языках количество существительных и прилагательных было меньше, чем в современных (наполненных и отягощенных варваризмами), но от этого речь не была беднее, так как глагольных форм было больше, и поэтому фраза обладала динамикой, пластичностью, гибкостью и упругостью, и могла передавать состояние предмета, как бы схватывая его налету.

Современная речь имеет огромное количество слов, но это привело к большему дроблению мысли, большей хрупкости фразы. Немощь мысли искала себе компенсацию в количестве слов и делала речь более статичной и поверхностной. Нам дороги древние языки именно потому, что они передают явления не в умерщвляющем анализе, а в их динамике. Если мы сравним Псалтирь на древнем и современном языках, то увидим, что древние языки индуктируют глубокие душевные переживания, а современные языки принадлежат больше к области сознания, и в таком динамичном творчестве, как молитва, они представляются немощью слова.

Почему святые любили молчание? Потому что многословие обычно противоположно глубине мышления. Слово должно быть выявлением назревшей мысли, а в многословии преобладают страстно-чувственные импульсы, поэтому многословный человек часто спохватывается и жалеет, что он сказал лишние слова. Но это еще одна сторона беды: общение через слово требует большой затраты душевной и нервной энергии. В рождении слова или в творении слова участвует душа человека, при этом знание души переходит в кодированный потенциал, затем происходит дешифровка слова и внесение в память заложенной в нее информации. Это ведет к огромной затрате душевных сил, к поверхностному мышлению, неспособности глубоко вникать в главные проблемы и вопросы жизни. Поэтому болтливые люди обычно остаются до смерти пустоцветами.

Злоупотребление даром слова ведет к оскудению молитвы. Слово, оземленное, профанированное и вульгарное, привыкшее вращаться в сфере временного и видимого, не может так легко трансформироваться в слово, обращенное к Богу, в слово молитвы и, поэтому, молитва остается чуждой сознанию сердца. Это еще одна причина, почему современному человеку так трудно молиться: потому что он не предохраняет себя от многословия, потерял способность к размышлению и живет в атмосфере какого-то непрекращающегося блудословия.

Один из отцов сказал: «Когда человек постоянно говорит, то он теряет душевную теплоту, — как зимой остывает комната, в которой часто открываются двери».

Официальный сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Заметки на полях

  • Доброе назидание. «Что та­кое че­ло­ве­чес­кое сло­во? Ни один фи­ло­соф не дал на это удо­влет­во­ри­тель­но­го от­ве­та, и вряд ли ко­гда-ни­будь от­вет бу­дет най­ден, так как сло­во во­зни­ка­ет в глу­би­не ду­ши, не­до­ступ­ной на­ше­му на­блю­де­нию, и за­тем пе­ре­хо­дит в об­ласть со­зна­ния. … Современная речь имеет огромное количество слов, но это привело к большему дроблению мысли, большей хрупкости фразы. … Почему святые любили молчание? Потому что многословие обычно противоположно глубине мышления. … болтливые люди обычно остаются до смерти пустоцветами. … Злоупотребление даром слова ведет к оскудению молитвы. … Один из отцов сказал: «Когда человек постоянно говорит, то он теряет душевную теплоту, — как зимой остывает комната, в которой часто открываются двери» (АРХИМАНДРИТ РАФАИЛ (КАРЕЛИН). О СЛОВЕ).

  • Тверь

    Спаси Господи! Благодарю за эту публикацию!
    Не случайно отец Роман называет молчание высшей поэзией. Это так! Молчание способствует молитве и благодарению.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок