col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Архимандрит Рафаил (Карелин). О слове

Что та­кое че­ло­ве­чес­кое сло­во? Ни один фи­ло­соф не дал на это удо­влет­во­ри­тель­но­го от­ве­та, и вряд ли ко­гда-ни­будь от­вет бу­дет най­ден, так как сло­во во­зни­ка­ет в глу­би­не ду­ши, не­до­ступ­ной на­ше­му на­блю­де­нию, и за­тем пе­ре­хо­дит в об­ласть со­зна­ния. Ма­те­ри­а­лис­ти­чес­кая пси­хо­ло­гия на­зва­ла дар сло­ва вто­рой си­гналь­ной сис­те­мой, но это бес­по­мощ­ная на­тяж­ка, так как сиг­нал — од­но­ме­рен, а в сло­ве потенциально содержится целая сумма информации, которая раскрывается в контексте синтаксических построений.

Слово — многомерно и пластично, тогда как сигнал семантически однозначен и указывает только на одно строго определенное явление. Слово представляет собой символ, в котором закодирована информация. Человек, общающийся с другим через слово, влагает в него заданную информацию, которую хочет передать собеседнику, а тот воспринимает словесную информацию через дешифровку слова, при этом, дешифровка становится во многом интерпретацией, то есть она воспринимается индивидуально, преломляясь через человеческий интеллект и принимая условный вид и субъективную окраску.

В древних языках количество существительных и прилагательных было меньше, чем в современных (наполненных и отягощенных варваризмами), но от этого речь не была беднее, так как глагольных форм было больше, и поэтому фраза обладала динамикой, пластичностью, гибкостью и упругостью, и могла передавать состояние предмета, как бы схватывая его налету.

Современная речь имеет огромное количество слов, но это привело к большему дроблению мысли, большей хрупкости фразы. Немощь мысли искала себе компенсацию в количестве слов и делала речь более статичной и поверхностной. Нам дороги древние языки именно потому, что они передают явления не в умерщвляющем анализе, а в их динамике. Если мы сравним Псалтирь на древнем и современном языках, то увидим, что древние языки индуктируют глубокие душевные переживания, а современные языки принадлежат больше к области сознания, и в таком динамичном творчестве, как молитва, они представляются немощью слова.

Почему святые любили молчание? Потому что многословие обычно противоположно глубине мышления. Слово должно быть выявлением назревшей мысли, а в многословии преобладают страстно-чувственные импульсы, поэтому многословный человек часто спохватывается и жалеет, что он сказал лишние слова. Но это еще одна сторона беды: общение через слово требует большой затраты душевной и нервной энергии. В рождении слова или в творении слова участвует душа человека, при этом знание души переходит в кодированный потенциал, затем происходит дешифровка слова и внесение в память заложенной в нее информации. Это ведет к огромной затрате душевных сил, к поверхностному мышлению, неспособности глубоко вникать в главные проблемы и вопросы жизни. Поэтому болтливые люди обычно остаются до смерти пустоцветами.

Злоупотребление даром слова ведет к оскудению молитвы. Слово, оземленное, профанированное и вульгарное, привыкшее вращаться в сфере временного и видимого, не может так легко трансформироваться в слово, обращенное к Богу, в слово молитвы и, поэтому, молитва остается чуждой сознанию сердца. Это еще одна причина, почему современному человеку так трудно молиться: потому что он не предохраняет себя от многословия, потерял способность к размышлению и живет в атмосфере какого-то непрекращающегося блудословия.

Один из отцов сказал: «Когда человек постоянно говорит, то он теряет душевную теплоту, — как зимой остывает комната, в которой часто открываются двери».

Официальный сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Заметки на полях

  • Доброе назидание. «Что та­кое че­ло­ве­чес­кое сло­во? Ни один фи­ло­соф не дал на это удо­влет­во­ри­тель­но­го от­ве­та, и вряд ли ко­гда-ни­будь от­вет бу­дет най­ден, так как сло­во во­зни­ка­ет в глу­би­не ду­ши, не­до­ступ­ной на­ше­му на­блю­де­нию, и за­тем пе­ре­хо­дит в об­ласть со­зна­ния. … Современная речь имеет огромное количество слов, но это привело к большему дроблению мысли, большей хрупкости фразы. … Почему святые любили молчание? Потому что многословие обычно противоположно глубине мышления. … болтливые люди обычно остаются до смерти пустоцветами. … Злоупотребление даром слова ведет к оскудению молитвы. … Один из отцов сказал: «Когда человек постоянно говорит, то он теряет душевную теплоту, — как зимой остывает комната, в которой часто открываются двери» (АРХИМАНДРИТ РАФАИЛ (КАРЕЛИН). О СЛОВЕ).

  • Тверь

    Спаси Господи! Благодарю за эту публикацию!
    Не случайно отец Роман называет молчание высшей поэзией. Это так! Молчание способствует молитве и благодарению.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2025 год

«Оглядывая прожитую жизнь...»

Месяцеслов

О временах года с цветными иллюстрациями

От сердца к сердцу

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок