Михаил Нестеров. Вечерний звон
В нынешнюю пору всеверия хотелось бы предостеречь желающих духовного руководства от возможных печальных последствий. Многие сейчас ищут старцев, прозорливцев и часто находят совсем не то, что рисуют в своём воображении.
Несколько десятилетий назад, когда я служил в Полоцком монастыре, московский знакомый привёз письмо от своей жены. «Дорогой батюшка! — писала она. — Моя подруга заболела онкологией. Она окормляется у игумена Троице-Сергиевой Лавры. Ему больше девяноста, чуть не под сто лет. Длиннобородый, согбенный, все считают его великим старцем, чуть не пророком. Так вот, она рассказала ему о своей болезни и спросила, можно ли пойти к врачу. Но он её не благословил». Не зная состояния её знакомой и не имея представления о престарелом духовнике, не мог предположить, что он имел в виду, не советуя обращаться к врачам. Поэтому ответил кратко: пусть тогда постригает её в монашество и готовит к Вечности. Через некоторое время получаю ответ: «Старец сказал своему чаду: пусть отец Роман тебя пострижёт». Очень удивило меня такое благословение. Наверняка этот духовник имел много чад, пользовался уважением в Лавре, мог бы и сам постричь. Непонятно, почему он отправил своё чадо к незнакомому человеку.
Тем не менее, при первой возможности поехал посоветоваться к отцу Николаю на остров Талабск. «Постригите, батюшка, — благословил старец, — постригите, нужно успеть». «А как назвать при постриге?» «Назовите Анастасией». Понимая, что речь идёт уже о спасении души, а не об исцелении, попросил знакомых матушек срочно приготовить всё необходимое для пострига.
Через некоторое время в Полоцкий монастырь приехала больная со своей подругой. Время было летнее, не постовое. Попросил знакомых отвезти её на Псковщину к отцу Никите, чтобы в сельском Храме совершить постриг. Узнав о предстоящем постриге, с нами попросилась поехать семья верующих из Полоцка. Вместе с водителем, больной и её подругой мы поехали впереди, чтобы показывать дорогу следующим за нами, но в Боровик приехала только наша машина. Как потом выяснилось, идущая следом машина перевернулась. Слава Богу, все остались живы. По дороге более близко пообщался с больной, узнал, что она работала официанткой в московском ресторане. Жила с дочерью, и дочь выгоняла её из квартиры, ссылаясь на то, что болезнь мамы может помешать её будущей свадьбе. «Оставь мне квартиру, магнитофон, а сама иди куда хочешь». Отец Никита уже знал о благословении отца Николая и обрадовался нашему приезду. Больной было трудно стоять, ходить. После генеральной исповеди она заметно ослабела, провести после пострига трое суток в Храме было бы для неё непосильным испытанием. Поговорив с отцом Никитой, решили не оставлять её в Храме даже на одну ночь, чтобы она не свалилась с горящей свечой.
Утром поздравили её с вступлением в монашеский чин. За чаем новопостриженная чувствовала себя неловко, поскольку нагноение на ноге издавало неприятный запах, её смущало, что она причиняет нам неудобства. «Мать Анастасия, — обратился я к ней. — Очень Вас прошу по возвращении в Москву сразу же обратиться к врачу». Монахиня напряглась. «Батюшка, Вы меня тревожите. Старец меня не благословил обращаться к врачам. Он сам исцеляет таких больных». «Ну хорошо, не буду тревожить, но скажите ему, что это моя просьба, а там уже решайте с ним сами». На прощание же сказал: «Захотели монашеской жизни — ждите и готовьтесь», имея в виду, что малоцерковному человеку, какой была новопостриженная, придётся испытать то, о чём прежде и помыслить не доводилось. Посадив подруг на московский поезд, с полоцким водителем вернулись в монастырь.
Буквально через недели две получаю письмо от монахини Анастасии. «Батюшка, Вы говорили „готовьтесь“. Всего ожидала, но только не этого. Не знаю, как жить. Приехала к своему старцу в монашеской одежде, говорю — вот, батюшка, приняла монашеский постриг. „А в каком ты монастыре?“ — спросил мой старец. „Батюшка, кто же меня возьмёт при такой болезни?“ „А что ты не идёшь лечиться?“ „Батюшка, так Вы же сами меня не благословили обращаться к врачам, когда болезнь только-только начиналась!“ „Я думал, само пройдёт“. Я почувствовала, как земля уходит из-под ног. Не знаю, как не потеряла сознание от его слов».
После поездки в Троице-Сергиеву Лавру она сразу же обратилась к врачам, и её срочно положили в больницу. К сожалению, болезнь оказалась запущенной. Лечил её молодой, привлекательной внешности врач. У бывшей официантки проснулся к нему вовсе не монашеский интерес: накатанная лыжня держала даже и в таком состоянии. Из-за врача она поссорилась с подругой, которой он тоже оказывал совсем не докторское внимание. Узнав о её увлечении врачом, очень запереживал, понимая, каким образом враг может посмеяться над новопостриженной. Но Господь и болезни, и кончину попускает ради нашего спасения. Через некоторое время был в Москве, и мне пришлось поговорить с ней по телефону. Ей хотели ампутировать ногу, и она говорила, что лучше умереть, чем жить с одной ногой. Пришлось сказать, что, возможно, в молодости не туда ножки ходили, и в Царство Божие лучше попасть одноногой, чем погибнуть душой, имея обе ноги. «Вы — монахиня, нужно потерпеть и омыться кровушкой». Ногу бедняжке отрезали, но и это не помогло. Через некоторое время она скончалась.
Молюсь о ней, уповая, что за незапятнанные монашеские одежды и предсмертные страдания Человеколюбец простит монахине Анастасии вольные и невольные согрешения. Да сохранит Господь читающих эти строки от молодых и престарелых неискусных пастырей, злоупотребляющих властью над восторженными чадами и выдающих своё недомыслие за волю Божию.
Иеромонах Роман
2 июня 2021
Скит Ветрово
Спасибо. Частенько слышно …»а вот там или там старенький, прозорливый наверное, надо поехать…» А для чего? Ведь даже услышав именно волю Божию. следовать никто и не собирается. Вообще «по Сеньке и шапка».
Христос Воскресе, батюшка. Спаси Бог вас за ваши наставления. Раба Божия Нина.
Ольга, как ни горько соглашаться, Вы правы в своей категоричности… Именно так, следуя кривым путем своеволия, не имеем возможности по косности своей услышать Волю Божью… А ведь, порой, чтобы Ее расслышать, вовсе не нужно стремиться за семь морей…
Непонятно, зачем брать благословение у духовника на лечение. Разве это вопрос духовного плана? Если человек заболел, то обратиться к врачу для него вполне нормально и естественно. При чём здесь духовное руководство?
И, честно говоря, с постригом тоже не понятно. Как может помочь скороспелое монашество, к которому человек не готов, спасению души, особенно — монашество в миру? При таком монашестве ведь легче погибнуть, чем спастись. Да и, судя по тому, что женщина увлеклась доктором и даже с подругой из-за ревности поссорилась, она собиралась жить, а не готовиться к Вечности. Зачем же нужен был этот постриг?
Людмила Николаевна, Господь принимает покаяние человека и в единонадесятый час, а принятие монашества и может быть проявлением этого покаяния. Суд Божий начнётся с момента монашеского пострига, прошлые дела останутся в той прошлой жизни, для которой умирает монах. Многие принимали монашество перед смертью (например, некоторые князья, тот же святой Александр Невский) — запоздалое прозрение, желание измениться хотя бы перед смертью.
Очень поучительная история.
«Но если жизнь уже не поменять,
Поучимся хотя бы умирать».
Спаси, Господи, отец Роман.
Действительно поучительная история.
Судя по тому, что на пороге Вечности, да и не очень молодая женщина увлеклась мужчиной, да ещё после пострига, её принятие монашества не было осознанным, тогда как те, кто принимал монашество перед смертью, делали это осознанно, желая покаяться за прожитую жизнь.
Не мне судить, есть Божий Суд, только мне кажется, что принимая монашество она всё же надеялась, что это поможет ей выздороветь, а не готовилась к Вечности.
Упокой Господи душу усопшей монахини Анастасии . Иногда у старцев бывают обычные старческие болезни , но этот старец всё верно посоветовал , к спасению , как мы увидели в конце. Пути Господни не исповедимы.
Но Бог принимает покаяние не только от монахов, Ольга Сергеевна. У меня сложилось такое же впечатление из прочитанного, как у Нины: постриг был неосознанный. Человек просто поверил духовнику, велевшему ей принять монашество, и считая, наверное, что оно поможет её выздоровлению. Игумен же обещал её исцелить, говоря, что таких больных он лечит сам. Когда же она (после пострига) узнала, что он бессилен ей помочь, это стало для неё потрясением и она обратилась к врачам.
Одно дело — принять монашество на склоне жизни, будучи ещё в относительном здравии и надеясь хоть сколько-нибудь исправить свою жизнь, а другое — в тяжёлой болезни, когда даже сил нет молиться и в монастырь не берут. Что за смысл был умереть именно монахиней?
Людмила Николаевна, ведь недаром отец Роман ездил за советом к старцу Николаю и услышал его слова «Постригите, постригите». Вы правы, Бог принимает покаяние не только от монахов, но ведь и покаяние бывает разное. Например, у преподобной Марии Египетской оно выразилось не просто в исповеди, а в сорокалетнем пребывании в пустыне. Когда-то я работала в журнале «Православный паломник», и мне в одной беседе задали вопрос — зачем люди раньше пешком ходили в Иерусалим? Пришло в голову, что и это могло быть выражением покаяния — душа просила подвига, ей было тягостно нести саму себя (хотя, конечно, мотивы паломничества могут быть разными, особенно в наше время).
Когда человек принимает Крещение, он омывает все свои грехи в крещенской купели. Насколько понимаю, то же происходит и в монашеском постриге. Человек сделал всё, что мог, что было в его силах, а всё остальное возложил на Милосердие Божие.
Ольга Сергеевна, я совсем не против монашества, как формы покаяния, если человек сам созрел для этого решения. Преподобной Марии Египетской Господь дал такое внезапное и сильное осознание её греха и последующее за ним покаяние, что ей невозможно было оставаться в миру. Поэтому она приняла решение сразу и навсегда. Но это исключительный случай. Для остальных людей, чтобы принять такое важное решение, требуется время, которого у этой женщины не было. Как показали последующие события, она не осознала и после пострига, что с ней произошло. Да и как было осознать это за такой короткий срок малоцерковному человеку, да еще — в миру? Так что единственное объяснение этому постригу в том, что отцу Николаю Гурьянову был открыт его смысл Самим Богом. Но это уже из области веры и находится за пределами логики.
Людмила Николаевна, Божий Промысл вообще за пределами логики. Может быть, Вы обращали внимание, что некоторые молитвословия построены на совмещении несовместимого, например:
В рождестве девство сохранила еси, / во успении мiра не оставила еси, Богородице: / преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, / и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Эти слова — отражение Евангелия и Священного Предания. Духовную жизнь нельзя измерить мiрскими мерками. Но страшно, когда кто-то, не будучи духовным, своё самодурство (тоже ведь необъяснимое) выдаёт за Божью волю. Мне кажется, нечто подобное произошло с бывшим схиигуменом Сергием (Романовым). Человек был словно в бреду, а его слова воспринимались как Божественные откровения.
Судя по рассказу отца Романа, монахиня Анастасия и пребывала в области веры: верила своему, как она считала, старцу. Тот не благословлял лечиться — она и не лечилась. Но о монашеском постриге в этом рассказе первым заговаривает не «великий старец», а отец Роман, и отец Николай этот постриг благословляет. Судя по словам отца Романа «Захотели монашеской жизни — ждите и готовьтесь», она сама к этому стремилась.
Что было бы с ней, если бы она, слушаясь своего наставника, к врачу не ходила, но осталась мiрянкой, и каким был бы конец этой истории, нет смысла гадать.
Ольга Сергеевна, меня еще удивило в этой истории то, что будущая монахиня Анастасия, имея духовником «великого старца», была тем не менее малоцерковным человеком. Получается, что она не пришла под его руководством к вере в Церковь Христову, но так и осталась с верой только в него самого. При ее послушании старцу, беспрекословном следовании его воле можно предположить, что либо старец вел ее не туда, либо послушание было избирательным. Слов отца Романа о постриге я не поняла, но мне кажется, что главный смысл был не в них, а в словах о подготовке к Вечности, которые прозвучали предостережением от безрассудного решения, которое могло стоить человеку жизни. А слова «захотели монашеской жизни», наверное, были сказаны отцом Романом просто в утешение. Ведь не мог же он ей сказать «захотели монашеской смерти», хотя и понимал, что «речь идёт уже о спасении души, а не об исцелении». Вряд ли эти слова свидетельствуют о сколько-нибудь длительном стремлении женщины к монашеству, хотя без её согласия постриг, конечно, не состоялся бы.
Простите меня, с редактором полностью согласна. В Еванглии сказано Господом нашим Иисусом Христом»… Не судите — да не судимы будете… Какою мерою мераете, такою и вам отмерится…» Анастасия — это матушка,монахиня .А мы — кто? Судьи? А её грехи— это дело священника и Бога.
Уважаемая Раиса, а Вы не боитесь, что сами впадаете в грех, приписывая людям то, чего у них и в мыслях не было, а именно — осуждение.
Поучительная статья