col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иерей Георгий Селин. Art Pictures Studio как судьба человека, или Шолохов, Бондарчук & Бондарчук

О чём шу­мят на­род­ные ви­тии? Что опять за­те­я­ли эти ли­ца пуш­кинс­кой на­ци­о­наль­нос­ти? Пись­мо в ми­ни­стерст­во куль­ту­ры? «Де­я­те­ли ки­но на­пра­ви­ли ми­нист­ру куль­ту­ры Оль­ге Лю­би­мо­вой пись­мо, в ко­то­ром вы­ра­зи­ли “край­нюю обес­по­ко­ен­ность” по по­во­ду воз­мож­но­го при­ня­тия про­ек­та “Ос­нов го­су­дарст­вен­ной по­ли­ти­ки по со­хра­не­нию и укреп­ле­нию тра­ди­ци­он­ных рос­сийс­ких ду­хов­но-нравст­вен­ных цен­нос­тей”. Об этом сообщает издание «Ведомости» со ссылкой на пресс-службу распространившей заявление кинокомпании Art Pictures Studio, которой частично владеет Федор Бондарчук».

Можно подумать, будто министерство культуры пытается укрепить традиционные российские духовно-нравственные ценности (ТРДНЦ), а некоторые кинодеятели этого не хотят. Но было ли когда такое время, чтобы министерство культуры укрепляло ТРДНЦ? Может, во времена СССР? Милые читатели, советское время стало временем полного разрушения традиционных российских духовно-нравственных ценностей. И неужели это не очевидно? А может, в царской России деятели культуры, то есть писатели, композиторы, актёры, художники и т.д. сохраняли ТРДНЦ? Не нужно себя обманывать, их трудами духовно-нравственные устои русской жизни только расшатывались, а не укреплялись. Вот и сейчас, если среди деятелей культуры возник спор, то лишь о том, в какую сторону продолжать разрушение ТРДНЦ: в левую или в правую? И ― что гораздо важнее всех «идейных» споров ― какая половина культурного сообщества получит основную часть государственных денег, выделяемых на уничтожение ТРДНЦ, правая или левая?

Однако обратимся к нашим героям. Яблочко от яблони не далеко падает, говорят в народе. Эта поговорка звучит в конце фильма «Борис Годунов» (1986), где семья Годуновых, простите, Бондарчуков (в его третьем браке) снялась в полном составе: Сергей Бондарчук (Годунов), Ирина Скобцева (хозяйка корчмы), Фёдор Бондарчук (царевич Фёдор Годунов), Алёна Бондарчук (царевна Ксения). У Пушкина это описано так:

Другой из народа: «Яблоко от яблони недалеко падает».

Ксения: «Братец, братец, кажется, к нам бояре идут».

Феодор: «Это Голицын, Мосальский. Другие мне незнакомы».

Итак, почему я думаю, что Федор Сергеевич Бондарчук является достойным продолжателем дела Сергея Федоровича Бондарчука, и что сам основатель кинематографической династии только тем и занимался всю жизнь, что ковал победу Art Pictures Studio в этой стране? Предлагаю поговорить об этом на примере некоторых эпизодов из фильма «Судьба человека».

Фильм снят по одноимённому рассказу М.А. Шолохова, и их соотнесение поможет чётче увидеть те моменты, к которым хотел привлечь внимание зрителей С.Ф. Бондарчук, а также степень левизны этих великих деятелей советской культуры. Таким моментом является, например, песня «Катюша». О ней не говорится у Шолохова, её внёс в фильм Бондарчук. Что представляет из себя эта песня?

Советский мелос так или иначе, а чаще всего напрямую связан с мелосом «еврейских» местечек и штетлов. Сердца строителей новой жизни были настолько покорены «еврейскими» мелодиями, что многие из них стали народными и до сих пор остаются любимыми российскими песнями. Например, «Три танкиста», «Катюша», «Казаки в Берлине» (в этой песне на стихи Цезаря Соломоновича Солодаря принято с особым ударением исполнять слово «наши»: «едут, едут по Берлину наши казаки»), «Широка страна моя родная» («я другой такой страны не знаю…», какую другую страну могли знать бедные советские граждане, подавляющее большинство которых нигде кроме СССР не бывали и быть не могли?), и многие другие песни можно назвать, где звучат ноты, которые в русских городах и сёлах не были слышны до триумфального пришествия в них Советской власти.

Я не хочу сказать, что «Катюша» и другие вышеназванные песни плохие. Они хорошие. Они строить коммунизм и жить помогают, они зовут и ведут нас вперёд, и, наверное, были очень популярны (говорю «наверное», потому что не жил в то время, и все мои знания о тех годах взяты из СМИ). Я хочу сказать только то, что песня эта ― знаковая. Она политически благонадёжна. Она ― художественный QR-код, которым режиссёр показал свою верность. Кому? Об этом мы поговорим далее, когда будем рассматривать кадры, связанные с концлагерями Германии.

Следующими яркими эпизодами и рассказа, и фильма являются убийства в разрушенном храме. Между прочим, храм, использованный для съёмок, ныне стал действующим Богоявленским храмом Воронежской области. Он был восстановлен и вновь освящён в 2009 году.

Шолохов: «Ночевать загнали нас в церковь с разбитым куполом. На каменном полу — ни клочка соломы, а все мы без шинелей, в одних гимнастерках и штанах, так что постелить и разу нечего. Кое на ком даже и гимнастерок не было, одни бязевые исподние рубашки. В большинстве это были младшие командиры. Гимнастерки они посымали, чтобы их от рядовых нельзя было отличить. /…/ Среди ночи слышу, кто-то трогает меня за руку, спрашивает: «Товарищ, ты не ранен?» Отвечаю ему: «А тебе что надо, браток?» Он и говорит: «Я — военврач, может быть, могу тебе чем-нибудь помочь?»

У Шолохова не сказано, что этот врач был jude, которого среди прочих расстреляют на следующее утро, но Бондарчук делает его таковым. Зачем? Наивный вопрос.

Шолохов: «Беспокойная это была ночь. До ветру не пускали, об этом старший конвоя предупредил, еще когда попарно загоняли нас в церковь. И, как на грех, приспичило одному богомольному из наших выйти по нужде. Крепился-крепился он, а потом заплакал. «Не могу, — говорит, — осквернять святой храм! Я же верующий, я христианин! Что мне делать, братцы?» А наши, знаешь, какой народ? Одни смеются, другие ругаются, третьи всякие шуточные советы ему дают. Развеселил он всех нас, а кончилась эта канитель очень даже плохо: начал он стучать в дверь и просить, чтобы его выпустили. Ну, и допросился: дал фашист через дверь, во всю ее ширину, длинную очередь, и богомольца этого убил, и еще трех человек, а одного тяжело ранил, к утру он скончался».

Шолохов не уточняет, какими были шуточки над богомольным солдатом, Бондарчук их придумывает и вводит в фильм (с 27 мин.). Я не буду их воспроизводить.

Итак, если благочестивый солдат (благочестие которого сперва вызывает смех, а после гибели оказавшихся рядом с ним, неприязнь) своей смертью поплатился за то, что не хотел осквернить хотя бы и разрушенный, но всё же святой храм, то вот убийство в его стенах, чтобы избежать смерти… Как к этому относиться? Для кого как, но на мой взгляд, зрительскую симпатию вызывает не тот, кто боялся осквернить храм (на груди у него режиссер неоднократно показывает нательный крест), а тот, кто нагадил в нём убийством Крыжнева.

Кто такой Крыжнев? Возможный предатель, и это обстоятельство важно подчеркнуть. Он всего лишь говорит своему взводному, что не станет скрывать его принадлежность к коммунистической секте, если фашисты спросят об этом. «Если завтра, перед тем как гнать нас дальше, нас выстроят и будут выкликать комиссаров, коммунистов и евреев, то ты, взводный, не прячься! Из этого дела у тебя ничего не выйдет. Ты думаешь, если гимнастерку снял, так за рядового сойдешь? Не выйдет! Я за тебя отвечать не намерен. Я первый укажу на тебя! Я же знаю, что ты коммунист и меня агитировал вступать в партию, вот и отвечай за свои дела».

Разве предатели предупреждают тех, кого хотят предать? Разве они открывают свои предательские намерения? А может, Крыжнев хотел всего лишь попугать этого изувера? Пошутить над ним? Хотя, конечно, не лучшее время и место он выбрал для шуток. Впрочем, меня не столько Крыжнев в этой истории интересует, сколько его сочинитель, Шолохов.

Интересную фамилию дал этому персонажу писатель. Крыж это вообще-то крест. Смотрим словарь: «(пол. Krzyż от лат. Crux) — крест католической церкви, крест “лятский, латинский”». Разве нельзя было иную, не связанную с крестом фамилию дать отрицательному персонажу? Что-то соответствующее образу предателя, что-то вроде… Нет, не буду приводить примеры: вдруг окажется, что кто-либо из ныне живущих носит такую фамилию. Короче, на мой взгляд, назвать предателя фамилией Крыжнев значит высказать отрицательное отношение ко кресту.

Вот что говорит о Крыжневе Шолохов устами взводного командира: «Я всегда подозревал, что ты, Крыжнев, нехороший человек. Особенно, когда ты отказался вступать в партию, ссылаясь на свою неграмотность. Но никогда я не думал, что ты сможешь стать предателем. Ведь ты же окончил семилетку?»

Семилетку? Увы, не доучили Крыжнева до стопроцентной коммунистической сознательности. Не хватило воспитательного воздействия книг Шолохова и других классиков великой русской литературы. Ничего, фильмами обоих Бондарчуков и трудами других деятелей культуры станет вконец сознательным. Ой, не успел стать, задушили.

«Ну, — говорю, — держи ему ноги, чтобы не брыкался! Да поживей!» — а сам упал на этого парня, и замерли мои пальцы у него на глотке. Он и крикнуть не успел. Подержал его под собой минут несколько, приподнялся. Готов предатель, и язык на боку! До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил… Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель. Встал и говорю взводному: «Пойдем отсюда, товарищ, церковь велика».

Да, церковь велика, много ещё мест, которые могут осквернить товарищи.

Следующий эпизод об утреннем расстреле. Шолохов: «Спросили, кто коммунисты, командиры, комиссары, но таковых не оказалось. Не оказалось и сволочи, какая могла бы выдать, потому что и коммунистов среди нас было чуть не половина, и командиры были, и, само собою, и комиссары были. Только четырех и взяли из двухсот с лишним человек. Одного еврея и трех русских рядовых. Русские попали в беду потому, что все трое были чернявые и с кучерявинкой в волосах. Вот подходят к такому, спрашивают: «Юде?» Он говорит, что русский, но его и слушать не хотят. «Выходи» — и все».

Что-то я сомневаюсь в таких действиях фашистов, чтобы они по чернявости да по кучерявости решали этот экзистенциальный вопрос ― «Юде?» Обычно просили «паспорт» показать. Тот самый, который вручить своей Ревеке был готов поэт Пушкин в стихотворении «Христос воскрес». Кстати, оцените юмор великого русского поэта. Редкий из «евреев» додумается до такого кощунства: начать пасхальным приветствием стихотворение о своей крайней плоти…

Ну да ладно, Шолохову видней. Это я о способе решения немцами важнейшего вопроса современности. В фильме Бондарчука расстреляли пятерых, хотя вывели четверых: двух «евреев», одного русского как «еврея» и одного коммуниста. (Обратите внимание, что у Шолохова другой расклад: «Одного еврея и трёх русских рядовых»). Ошиблись в счёте? В фильме есть и другая накладка. При побеге героя показана река, переплыв которую он мог бы спастись от пущенных по его следу собак. Но герой в воду не полез. Непонятно, зачем было показывать эту речку?

 

Но вот в кадре не бессмысленная река, а диковинная печь, в которую охранники направляют три потока людей, причём, до того быстро это делают, что нельзя не удивиться, как они там все помещаются? Тут же сгорают и превращаются в дым?

 

Совершенный сюрреализм. Во всяком случае, в метод социалистического реализма эти кадры, как и три людских потока в данную «баню», входят только через силу. Но что любопытно, что каждая из трёх колонн составлена из двух. Всего, выходит, шесть колонн. Где-то читал, что на советские демонстрации трудящихся выстраивали так же: по шесть человек в ряд. Ещё будёновка вспомнилась. Она шилась из шести кусков одинакового размера.

 

Странная стрелка указывает на баню. Такое впечатление, что её не сообразили сразу нарисовать, и уже после распорядились прибить, чтобы указать зрителю верное направление взгляда. В кадре виден затылок Бондарчука.

Есть ли у Шолохова описание подобных «бань»? Имеется краткое упоминание. «Били за то, что ты — русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь. Били и за то, что не так взглянешь, не так ступнешь, не так повернешься. Били запросто, для того чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев. Печей-то, наверное, на всех нас не хватало в Германии», ― пишет Шолохов. Но если судить по фильму Бондарчука, где чёрный дым из печи, в которую людей загоняют на сюрреальной скорости, то и дело мелькает в кадрах, связанных с концлагерем, одной такой печи хватило бы, чтобы сжечь в ней шесть миллионов человек.

 

Здесь позвольте вернуться к теме, затронутой при разговоре о песне «Катюша». Я говорил, что эта песнь ― художественный quick response (англ.: быстрый отклик). На что? Эта песня, как и кадры с дымом из трубы, ― быстрый ответ для сведущих: я ― свой. Свой для мiровой культуры, свой для тех, кто этой культурой движет и управляет, кто накачивает её деньгами, которые, словно кровь, питают её.

В 1959 году кто из советских зрителей мог понять, глядя на эти трубы и «бани», что режиссёр говорит о холокосте? Тогда и слова такого не было известно. Это уже в постсоветское время холокост стал одной из главных исторических тем, и всякое мнение, несогласное с установленной на эту тему точкой зрения, может обернутся последствиями вплоть до уголовно наказуемых. Но чтобы тема холокоста стала таковой, то есть гипертрофированной и неприкасаемой, как идол, её надо было раскручивать, то есть усиленно разрабатывать образ. Режиссёр Бондарчук эту задачу понял и усердно включился в её выполнение.

 

В чём смысл этих кадров, товарищ? В чём сила, брат? Да, да, она в правде.

Новый на кобыле
Едет к мiру Спас.
Наша вера ― в силе.
Наша правда ― в нас!
(Инония, 1918)

Сила и правда ― в нас, в нашем коллективизме, в нашем единстве и сплочённости, в нашем фашио, короче, в стадности и стайности. И мы ещё обратимся к поэзии Есенина в конце этой статьи, который уже не за горами.

Шолохов: «В начале сентября из лагеря под городом Кюстрином перебросили нас, сто сорок два человека советских военнопленных, в лагерь Б-14, неподалеку от Дрездена. К тому времени в этом лагере было около двух тысяч наших».

Нельзя не удивиться осведомлённости пленника. Он знает название лагеря («Б-14»), его местоположение («неподалеку от Дрездена»), число переброшенных военнопленных («142») и общее их количество («около двух тысяч»). Ну да ладно. Переходим к ударному социалистическому винопитию. У Шолохова это событие предваряется таким описанием.

«Комендантом лагеря, или, по-ихнему, лагерфюрером, был у нас немец Мюллер. Невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый: и волосы на голове белые, и брови, и ресницы, даже глаза у него были белесые, навыкате. По-русски говорил, как мы с тобой, да еще на «о» налегал, будто коренной волжанин. А матершинничать был мастер ужасный. И где он, проклятый, только и учился этому ремеслу? Бывало, выстроит нас перед блоком — барак они так называли, — идет перед строем со своей сворой эсэсовцев, правую руку держит на отлете. Она у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтобы пальцев не повредить. Идет и бьет каждого второго в нос, кровь пускает. Это он называл «профилактикой от гриппа». И так каждый день. Всего четыре блока в лагере было, и вот он нынче первому блоку «профилактику» устраивает, завтра второму и так далее. Аккуратный был гад, без выходных работал. Только одного он, дурак, не мог сообразить: перед тем как идти ему руки прикладывать, он, чтобы распалить себя, минут десять перед строем ругается. Он матершинничает почем зря, а нам от этого легче становится: вроде слова-то наши, природные, вроде ветерком с родной стороны подувает… Знал бы он, что его ругань нам одно удовольствие доставляет, уж он по-русски не ругался бы, а только на своем языке. Лишь один мой приятель-москвич злился на него страшно. «Когда он ругается, — говорит, — я глаза закрою и вроде в Москве, на Зацепе, в пивной сижу, и до того мне пива захочется, что даже голова закружится».

Бондарчук это избиение показал, но его Мюллер, обходивший пленных с кастетом, не сказал ни слова по-русски. Поэтому удивительно будет услышать его правильную русскую речь, тем более что все показанные в фильме фрицы выражаются исключительно по-немецки.

Советские фарисеи отцеживали комаров, поглощая при этом верблюдов. На то они и фарисеи. Шолохов тоже не воспроизвёл матерщины, хотя отношение к мату описано им так, что самых матюков не надо. Сейчас так не пишут, просто берут и выражаются на всю страну, как в пивной на Зацепе. Поэтому не нужно обольщаться, что Бондарчук-старший не вкладывал матерных слов в уста своих героев. Бондарчук-младший и другие российские кинодеятели, среди которых Н. С. Михалков, постараются это сделать.

«Закон о запрете на ненормативную лексику в фильмах вступил в силу 1 июля 2014 года. Позже российские режиссеры, в числе которых Никита Михалков, Федор Бондарчук, Карен Шахназаров и Олег Табаков направили в адрес премьер-министра Дмитрия Медведева письмо с просьбой внести поправки в закон об использовании нецензурной лексики в художественных произведениях. Они считали возможным выдавать прокатные удостоверения с возрастным ограничением “18 плюс” фильмам, чей художественный замысел предполагает использование нецензурной лексики. Дмитрий Медведев дал поручение Минкультуры проработать данный вопрос, однако Госдума выступила категорически против каких-либо изменений».
https://tass.ru/kultura/4434924

Между прочим, при экранизации «Судьбы человека» художественный замысел не просто предполагает, он требует использование нецензурной лексики. Читаем рассказ. «Что ж, браток, деваться мне было некуда. Вышел я на дорогу, выругался страшным кучерявым, воронежским матом и зашагал на запад, в плен!..» Оказывается, у мата есть диалекты, воронежский, например. И чуткое ухо великого знатока русского языка различало их.

В съёмке застолья у лагерфюрера режиссёрские способности Сергея Федоровича блистают всеми цветами радуги, несмотря на то, что фильм чёрно-белый. Опрокидывание трёх стаканов шнапса снято великолепно и держит зрителя в восхищенном напряжении. Шолоховский рассказ бледен в сравнении с кино и лишь помогает понять действия героя, сыгранного Бондарчуком: «Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Заметим, что у киношного коменданта почти нет смеха. Такая серьёзность, будто на его глазах устанавливается мировой рекорд. Смех Мюллера принизил бы впечатление от патриотического подвига советского солдата, дающего пример в борьбе с фашизмом. «Патриотическое порно» ― вспоминается подзаголовок статьи о фильме Н. С. Михалкова «Утомлённые солнцем-2». Отличная реклама стахановского винопития снята Бондарчуком. Какой пример для подражания! Ничуть не хуже современных роликов, рекламирующих пиво. Кстати, Бондарчук-джуниор оттачивал своё кинематографическое мастерство в клепании клипов.

Википедия: «Впоследствии Бондарчук снимает клипы практически всем известным российским группам и исполнителям: Б. Гребенщикову, А. Пугачёвой, К. Орбакайте, В. Преснякову, Линде, А. Варум, А. Свиридовой, Н. Борзову, В. Меладзе, Т. Овсиенко, Ф. Киркорову и др. В 1993 году за свою работу в области музыкального видео он был удостоен премии “Овация”, которую получил из рук отца. Позже он так говорил о приходе в клипмейкерство: “Тогда моя персона волновала людей только потому, что сын великого советского режиссёра вдруг занялся совершенно неведомым делом. Никто не понимал, что такое видеоролик или музыкальный клип. Именитые режиссёры во всём этом видели только деньги и малые формы, недостойные кисти больших художников. А ведь если посмотреть с профессиональной точки зрения, это такая возможность творить и экспериментировать: с изображением, с монтажом — с чем угодно! И отцу это ужасно нравилось”.

Получил из рук отца премию «Овация»? Так почему, неблагодарный, не хотел учить историю КПСС? Ту самую историю, которая и дала возможность получить эту и другие премии, а также всё прочее в жизни.

Википедия: «В 1991 году окончил обучение во ВГИКе, но документа об окончании института не получил: “Надо было сдавать теорию КПСС, а у меня уже была своя компания Art Pictures Group, офис на „Мосфильме“, секретарь. Сами понимаете — не до этого”. Диплом ВГИКа Бондарчуку был вручён лишь в январе 2009 года».

Не пора ли заканчивать статью? Пора. Рано или поздно приходится умирать. Простите, не могу без этой темы: служу священником. Умирать, и что?

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Эти стихи написаны Есениным за два года до смерти. И что? Положили его за неверие под иконами умирать? Да, вынули из петли и положили под иконами, делая из самоубийцы мученика и национального героя. «Спасают» сердешные. «Спасают» и Пушкина, и Достоевского, и Есенина, и Бондарчука, и Цветаеву (поставили памятник поэтессе-самоубийце за алтарём Петропавловского собора города Тарусы; простите, как проживающий в тех краях, не могу молчать), и даже Толстого «спасают» (имею в виду письмо от 20 ноября 2010 года С. В. Степашина к Патриарху Московскому Кириллу).

Как «спасают» Бондарчука?

«Итак, когда мы закончили первую панихиду по Сергею Федоровичу, родители Димы с растерянностью и смущением поведали нам, что за несколько минут до того, как им позвонила Алена с известием о смерти Сергея Федоровича, с ними случилась непонятная и в высшей степени странная история.

Они еще ничего не знали о смерти своего друга и были в своей комнате. Вдруг из-за окна до них донеслось громкое карканье многочисленной стаи ворон, которое постепенно все больше усиливалось и наконец стало почти оглушительным. Казалось, неисчислимое полчище воронья пролетает над их домом.

Удивленные супруги вышли на балкон. Пред ними предстала картина, подобную которой они раньше никогда не видели. Небо в буквальном смысле заслонила черная туча птиц. Их отвратительное, пронзительное карканье было нестерпимым. Балкон выходил прямо на лесной парк и на больницу, в которой, как они знали, лежал при смерти их друг. Громадная стая неслась именно оттуда. Неожиданно это навело Игоря Васильевича на мысль, которую он вдруг абсолютно убежденно высказал жене:

― Сергей умер только что… Это бесы отошли от его души!

Сказал ― и сам удивился тому, что произнес.

Гигантская стая наконец пронеслась над ними и скрылась среди туч над Москвой. Через несколько минут позвонила Алена…»

http://www.ot-stories.ru/bondarchuk.htm

«Это бесы отошли от его души!»

Очень даже может быть.

Но почему не может быть обратное?

Это бесы пришли сопроводить его душу…

Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
4 марта 2022

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок