ћкw рeвность д0му твоегw2 снэдe мz, и3 поношє1ніz поносsщихъ ти2 напад0ша на мS (Пс. 68:10).
Влечение, развлечение, отвлечение, привлечение — один корень, но какие разные плоды! Похвально отвлечение от развлечения и смертоносно отвлечение от Жизнодавца. Путь христианина — путь восхождения среди душепагубных пропастей к неописуемым вершинам. Никто не покоряет и простые вершины, приплясывая над пропастью; до плясок ли восходящему к вершинам Божиим?
Церковь Православная — Церковь Христова — всегда возводила к Небу, наполняя души верных чад Своих Миром[1] Христовым, Благодатью Духа Святаго, храня их от духа погибающего міра [2]. Ныне же міролюбцы в рясах и так называемые христиане пытаются соединить несоединимое, прививая Церкви дружбу с міром-Богоборцем, не принявшим Спасителя и доныне глумящимся над Ним. К Церкви пытаются привлечь тем, что так любезно міру и является его воплощением — театром, увеселениями и развлечениями. Амвон превращается в сцену, на которой звучит джаз и показывают кукольные спектакли, пространство Храма — в танцевальный подиум и зрительный зал. Входящий в Храм, ищущий встречи с Отцом с изумлением понимает, что опять стал участником позорища и идти ему больше некуда. Именно так теперь в некоторых Храмах принято праздновать Пасху и Рождество, именно так несут служение «миссионеры». Но то, что любит мір, мерзко в очах Создателя. Культуру нужно оцерковлять, а не Церковь окультуривать!
Прелюбодёє и3 прелюбодBйцы, не вёсте ли, ћкw любы2 мjра сегw2 враждA бGу є4сть, и4же бо восх0щетъ дрyгъ бhти мjру, врaгъ б9ій бывaетъ (Иак. 4:4).
«…Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей» (Мк. 6: 21-28).
Об этом евангельском эпизоде вспомнил и святитель Иоанн Златоуст, когда во время богослужения услышал на площади возле Храма музыку и шум народного гуляния. Святитель, будучи епископом в Константинополе и подлинным миссионером, понимал разницу между Божьим и мiрским, между Храмом и «храмом искусства», и ревность по Доме Господнем снедала его.
«Снова Иродиада беснуется, снова смущается, снова пляшет, снова требует у Ирода беззаконного усечения главы Иоанна Крестителя, — сказал в тот день епископ с амвона. — И не только я один прихожу от сего в ужас, но думаю, что и вы все, слышавшие голос Евангелия, изумитесь вместе со мною дерзновению Иоаннову, неразумию Иродову и звероподобному неистовствованию безбожных женщин…». После этой проповеди, которую императрица (не случайно) приняла на свой счет, святитель Иоанн Златоуст был отправлен в ссылку и по дороге скончался.
Нет, не иродам, а Ироду иродов угождают пляшущие в Храмах, глядящие, одобряющие и благословляющие рядящееся в христианство непотребство. И не главу Пророка поднесут врагу рода человеческого, а усечённые в Доме Божием души.
Г0ре вaмъ, кни1жницы и3 фарісeє, лицемёри, ћкw прех0дите м0ре и3 сyшу, сотвори1ти є3ди1наго пришeлца: и3 є3гдA бyдетъ, творитE є3го2 сhна геeнны сугyбэйша вaсъ (Мф. 23:15).
Как могут передать Мир Христов исполненные чуждым духом міра? Неужели учившиеся в духовных школах не усвоили, что Спасение несовместимо с развлечениями? «Поистине бедны мы и пренесчастны, далеки будучи от жизни вечной и Царства Небесного, потому что не стяжали еще в самих себе Христа, но имеем еще в себе мiр живым, поколику живем в нем и мудрствуем земная. А кто таков, тот явно враг есть Богу, потому что пристрастие к мiру есть вражда на Бога» (преподобный Симеон Новый Богослов).
Если Церковь Христова будет не спасать, а развлекать, подобно цирку, театру, балагану, то Она перестанет быть Церковью Спасающей, превратится в «храм искусства» – антицерковь, делающую пасущих и пасомых чадами геенны. Да не будет сего ни с нашей Богоданной Матерью, ни с нами! Аминь!
Иеромонах Роман
2017
[1] Мир — тишина, покой, спокойствие (словарь В. И. Даля). Мир вам! — первые слова, обращённые Воскресшим Спасителем к апостолам (Ин. 20:19). ↩
[2] Мiр — наша земля, род человеческий. Мiрская жизнь — противоположная духовной, монашеской. (См. словарь В. И. Даля.) Не любите мiра, ни того, что в мiре: кто любит мiр, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мiре: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мiра сего (1 Ин. 2:15-16). ↩
Господи,спаси и помилуй!…
Как прав батюшка! Безумие мiра доходит до точки невозврата. Иоанн Златоуст был поражён, услышав музыку на площади возле Храма, а тут акробатические этюды прямо перед Царскими Вратами…
Родители, вероятно, умиляются талантам своих деточек. Сейчас это модно. Но священники, позволяющие подобные безчинства??? Хотя по телевизору (в новостях) доводилось видеть как в Храме Христа Спасителя на Рождественских и Пасхальных патриарших службах в хоре поют женщины без головных уборов…
Вспоминаю эпизоды из своей жизни. В небольшом городке, где еще не так давно жили мои верующие дедушка с бабушкой, в 30-е годы был взорван трехпрестольный красавец- Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Рядом осталась стоять так называемая теплая Церковь, в которой Богослужения проводились в холодное время года. Церковь переоборудовали под кинотеатр, потом под дом пионеров, а в 90-е образумились и вернули Православным. А на месте разрушенного Собора во времена моего детства была (да и сейчас есть ) детская площадка, с фонтанчиком посередине. Дедушка говорил, что на месте этого фонтанчика был Алтарь. Мы не играли на этой площадке и даже (по примеру дедушки) обходили ее по периметру, чтобы не осквернять Святое место.
А еще из детства запомнилось ( и теперь внушается собственным детям), что в Храме нельзя поворачиваться и стоять спиной к Алтарю…
Есть замечательное слово – БЛАГОГОВЕНИЕ, то есть преклонение перед Величием и Всемогуществом Божиим. Но судя по видеоссылкам — устраивающие концерты в Храмах слова такого не знают…
Как это печально. Плакать хочется от таких плясок-концертов в Храмах.
Отец Роман. Низкий Вам поклон за статью. Епархиальные чиновники все это публично оправдывают. Прихожане хлопают в ладоши. Кошмар какой-то происходит. Раньше гуляния народные не разрешались даже в ограде церкви, а теперь и перед алтарем не стесняются.
Похоже, землежители уже сполна наварили себе каши со всеми приправками…теперь пируем. Только что будет с нами после этого «пира»? Ведь мы все причастны к этому гулянью.
Как много мы спрашиваем с классиков, а со священноначалия, допустившее богохульство, спросить не можем! Господи помилуй нас, спаси и сохрани!
Что страшнее — богоборчество или богохульство в храмах? Есть разница между оскорблением чувств верующих фильмом, спектаклем, выставкой и терпимостью к пляскам в храме?
Господи помилуй!
Издержки роста. Ребенок тоже ведёт себя неправильно, пытаясь понять, где же рамки дозволенного. Терпеливо объяснять.
Это не издержки роста. Это старческий маразм. Объяснять можно, объяснить — нельзя!
Александр, кому терпеливо объяснять? Настоятелю храма? Или его священноначалию? А кто будет нести людям Слово Божие?
Терпеливо объяснять нужно почему нельзя пить, курить и блудить… А в рамки нужно ставить безо всяких объяснений.
Сие происходящее свидетельствует о том, насколько велик кризис культуры, как далеко мы оторвались от своих корней, от истоков и глубины культуры своего этноса. Ведь культура — это фундамент, на котором выстаивается храм личности человека, без нее понятие свободы духа и личности превращается во вседозволенность, а культура превращается в кич, балансирующий на грани безумия! Изменить ситуацию можно только каждому из нас, взращивая ростки утраченного в молодом поколении, но при этом нам самим просто необходимо всей своей жизнью, каждым мгновением, нести в мир Истину, Добро и Красоту во что бы то ни стало!
Мне кажется, дело не в культуре. Пляски в храмах — это элементарная потеря страха Божия и благоговения перед святыней. Почему страх потерян? Надо выяснить, чему учат священников в семинариях, и тогда многое станет ясно. Премудростям книжным учат, а покаянию и благоговению перед Богом учить забывают. Да и веры во многих пастырях, как ни странно, нет, иначе так себя не вели бы. Правильно о. Георгий Максимов заметил недавно, что многие священники относятся к своему служению как к работе ради хлеба куса, и не более того.
Покаяться надо, пока не поздно, и священникам, и мирянам. А иначе, как говорил один старец, «Господь терпит-терпит, да как шарахнет…» Так и по нам шарахнет, если не остановимся. Слава Богу, хоть о. Роман высказался по этой ситуации. Это было важно.
«Дом Мой домом молитвы наречется»-мы что,не знаем этого ?или не хотим знать?потеряли страх Божий,благоговение,трепет перед Господом!истинно верующий человек в храме слова лишнего не скажет,храм-место присутствия Бога ,место молитвы, место ,где совершается Евхаристия! это же не дом культуры для самодеятельных плясок,песен и пр. а если христиане хотят петь,читать стихи,устраивать выставки и пр. для этого нужно выбирать другие места и у Церкви есть такие возможности!
Все вышесказанное и есть культура личности человека, которая вмещает в себя культуру, образованность духа, души и тела. Человек, имеющий высокий уровень культуры (это не походы на выставки и чтение прекрасной литературы и т.д., а принятия и понимание генного кода , всей многовековой истории и культуры своего этноса, прежде всего, на уровне духа) знает, что всему есть свое место и предназначение; во всем должна быть некая грань, черта, которую нельзя переступать; что есть горний мир и земной, их нельзя смешивать. Горний мир — это дело Божие, человек не может интерпретировать и переиначивать его по-своему, он может и должен всей жизнью стремиться к нему всей душой, всем сердцем. К сожалению, в век массовой культуры, когда опрокинуты все нравственные идеалы, пытаются переиначить мир по-своему, оправдать любое зло. К сожалению, это будет продолжаться до тех пор, пока мы не вернемся к своим истокам и не будем выполнять свою подлинную миссию на Земле, и, прежде всего, благими делами и истинными, честными поступками.
«Если мы хотим, чтобы благословенная пустыня помогла нам — своей святой пустотой и сладким покоем, — чтобы мы тоже умиротворились, очистились от страстей и приблизились к Богу, то и нам нужно возлюбить её и отнестись к ней с почтением. Необходимо быть внимательным, чтобы не приспособить святую пустыню к своему страстному «я». Это великое нечестие — то же самое, что идти поклониться Святой Голгофе, распевая эстрадные песенки». Преподобный Паисий Святогорец.
Всякому имеющему дано будет , а у не имеющего отнимется то ,что имеет. Всякий раз прочитывая эту притчу в Святом Евангелии приходила в недоумение (не могла я своим разумом понять смысл этой притчи) .Однажды идя на службу просто шла томимой этим вопросом . Все думала -обязательно после службы подойду к батюшке и спрошу. Но как всегда это бывает , после службы требы и спросить не удалось . Зашла в Церковную библиотеку (при храме )и взяла книгу Старца Паисия ,не помню сейчас названия ,люблю читать Его наставления . Так вот прийдя домой ,нашла ответ у Старца на мой вопрос . Он рассказывал один случай ,как к нему приезжал один священник ,похвалялся как он ловко успевает за вечер стопками иконы на приход изготовлять и при этом душеспасительным чтением заниматся. Этот батюшка умудрялся склеивать на заготовки лики Святых а после как наклеит стопку икон садится на них сверху (пресует) и питает душу чтением . Паисий в ужасе начинает вразумлять бедолагу заблудшего,мол какое же тут благое дело для храма ,если ты совсем потерял всякое благоговение перед Святыней. На Лики и задом! Какое может быть у тебя душеспасительное чтение ,если ты уже совсем духовно ослеп и не видешь своей погибели . На эти увещевания тот батюшка только посетовал ,якобы благодаря его трудам безвозмездным (он потом эти иконы лаком покрывал и сдавал на епархию) приход поднимается. Так и не услышал тот батюшка Старца, уехал домой со своей правдой. После уже ,пройдя немного времени , Старцу сообщили что тот батюшка так плохо и закончил свое служение . Паисий всей этой историей только и говорил о том, чтобы всеми силами берегли благоговение во всем перед Святыней . И так ясно обьясняет смысл слов Господних в той притчи . Благоговение пред Богом призывает на нас Милость Его . ПОТЕРЯЕМ —потеряем все что думаем иметь . Как это страшно,храни нас Боже!!!
пс 33 -Бойтеся Господа ,вси святии Его,яко несть лишения боящимся ЕГО.
Слава Богу у нас таких плясок в храмах нет. Немцы (верующие) хоть их и мало, но ходят молиться.
А нам, православным, надо со слезами просить одного — Господи, помилуй нас грешных !
Наталье (Лейпциг):
Увы, Наталья, как это ни прискорбно, и в Германии, как и повсюду, хватает безобразия (мягко говоря…)
Еще много лет тому назад в Кельнском Соборе можно было за определенную мзду в неглиже
сфотографироваться…
Но и я знаю очень многих порядочных верующих немцев, которым претит подобная бесовщина.
Вот и у нас «заплясы» начались…
И все же, хоть и не открою нового, но повторю давно известное: » Каков поп,таков и приход».
К нам тоже как-то раз во время службы заявились «миссионеры» (от православного городского храма!..) в пляжной одежде и принялись раздавать бабушкам нашим печатные инструкции, как вести себя в храме,
что такое служба, и т.д.. Вместе с «прокламациями» быстро удалили из храма… А недавно и организатора
таких «акций» тоже удалили, за штат. В деревне «пляски в храме» «не прокатят»!.. Паствы мало, но те, кто в храме — верные.
Господи Избави Нас от антихриста! Господи Помилуй!, Вразуми!, Спаси и Сохрани!
В воспоминаниях митрополита Вениамина (Федченкова) есть такой эпизод:
«… Я был переведён в Таврическую семинарию ректором. Был годичный акт 30 января ст.ст.: престольный праздник Трёх Святителей. В этот день семинаристы устраивали вечером танцы с «епархиалками». Я бы не противился этому, тем более что посоветовался предварительно с исполняющим обязанности инспектора твёрдым старичком Высотским. Но зал был прежде церковью; и на стене бывшего алтаря оставались иконы, впереди выступал амвон. Церковь же была выстроена рядом. Об этом «новшестве» было объявлено ранее. И семинаристы — ни один — не пришли на акт. А вечером в квартиру мою была прислана делегация, которая мне категорически заявила: в следующее воскресенье устройте здесь танцы, иначе будет бунт! Я заявил им: такого ультиматума невозможно ставить! Самое большее — я попрошу начальницу Епархиального училища разрешить танцы там. Но делегация не согласилась. И опять началось знакомое… Я собрал всех семинаристов в этот зал — один — и сказал им речь. Суть её такая:
— Ну, допустим, меня переведут куда-нибудь, хоть в Сибирь… Для монаха это ничуть не страшно! Но припомните, что я доброго делал вам. — И привёл несколько случаев, указывая на отдельных семинаристов. — А теперь идите в классы и решайте, что будете делать дальше.
Они разошлись. И бунт прекратили».
(Из книги «Письма о монашестве. Божьи люди». – М.: Правило веры, 2016.)
Никогда не видела эти видео, и сейчас, мельком посмотрев, пребываю в шоке от увиденного. Вот уж не думала, что такое возможно! Спаси нас Господи, к чему мир катится? Слава Богу, в наших храмах (в Рыбинске) такого не бывало. И батюшки у нас благочестивые, хотя большинство молодых. А как у нас детишки себя ведут! Ему года два от силы, а он стоит, крестным знамением себя осеняет, хоть и не очень умело, к иконе тянется, чтобы Лик Святой поцеловать! Умиляешься, когда видишь это.
А дочь Иродиады была, наверное, лет 12-13, когда плясала перед Иродом. Ребенок совсем! Наверняка оголенная! (ничто не изменилось за два тысячелетия). Меня всегда поражает, как ребенок мог взять голову на блюде?!
Статья понравилась, о наболевшем в Церкви. Хотел бы может что-то добавить.
1. Значение слова мир, также прекрасно объясняется у свт. Игнатия в «Слове о человеке» — https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/slovo_o_cheloveke/#0_15
2. Кажется, что у свт. Иоанна Златоуста, есть такое выражение, про Предтечу Господня Иоанна Крестителя, он говорит: что Иоанн Креститель не боялся, что ему отрубят голову, он боялся говорить не правду.
3. Прекрасный цикл лекций о фарисействе: Закваска фарисейская: https://uralzvon.site/zakvaska-farisejskaya/ Теперь буду читать активнее! Спаси Бог!
Настают последние времена, песня let my people go, гимн Антихриста, пусть мои люди идут. Отсюда и осквернение храмов, и превращение их в балаган. Почему, утрачивается ощущение своей греховности и благоговения перед святынию. Вера в таинство Евхаристии, в то, что мы причащаемся Плотию и Кровию Иисуса Христа. В то, что мы употребляем на Евхаристии это истинная Плоть и Кровь Иисуса Христа, величайшая святыня всех времён и народов. Если бы в это верили все прихожане храма и самое главное священнослужитель, разве он потерпел бы пляски перед святынию, Вы видите святые иконы в храме, как же можно перед ними плясать. И самое главное во имя кого, спиной ко святым иконам и к алтарю плясать. Развлечь зрителей что ли. Но храм это не место для развлечения, это прежде всего место для покаяния и примирения с Богом и воссоединение с ним, через потребление Плоти и Крови Иисуса Христа, во время Божественной Литургии. Возникает вопрос, не страшно ли причащатся таким людям, после того, что они натворили. И самое главное дети, которые спокойно причащаются в Храме после плясок, и тем самым предают Христа, яко Иуда, тем, что сеят соблазны и заставляют вновь Христа страдать. Пляски и песни в Храмах недосустимы, ибо Храм это место покаяния и примерения с Богом, а не цирк или балаган. А тот, кто устраивает из Храмов цирк или балаган, должен знать, что никак не избежать ему геенны огненной, где червь их не умрет и огонь не угаснет, ибо пляски и песни в храме означают презрение к Духу Святому или хула на него действием. А хула на Духа Святого не простится и не отпустится ни в настоящем веке ни в будущем, ибо только неверный и лукавый раб, может презирать Господина своего. Как же можно совершать духовное убийство детей, верующих во Христа, заставляя участвовать из в этих балаганах. Ибо написано, кто соблазнит одно из малых сих верующих во Христа, тому лучше было бы если ему на шею повесили мельничный жернов и утопили бы в море. Неужели не страшно.