col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иерей Георгий Селин. Ти Гипермахо Стратиго

«Ти Ги­пер­ма́­хо Стра­ти­го́» ― так по-гре­чес­ки на­чи­на­ет­ся ши­ро­ко из­вест­ное и го­ря­чо лю­би­мое пра­во­слав­ным на­ро­дом пес­но­пе­ние «Взбран­ной Во­е­во­де». Эта мо­лит­ва к Бо­го­ро­ди­це, каж­до­днев­но чи­та­е­мая хрис­ти­а­на­ми, мо­жет быть на­зва­на если не кра­е­уголь­ным, то дра­го­цен­ным кам­нем пра­во­слав­ной гим­но­гра­фии, её сло­вес­ной жем­чу­жи­ной.

Почему мы так обращаемся к Деве Марии? Причём именуем Её не просто воеводой, но взбранной воеводой? Каков смысл слова «взбранный»? Как это ни странно, на языке оригинала смысл этого слова открывается полнее, чем в переводе. Для меня во всяком случае полнее, потому что я знаю значение греческого слова «гипер». Хотя кто его нынче не знает? Кто не знает, что такое гипермаркет? Или гиперзвуковое оружие? Гипер ― это что-то очень большое, больше, чем супербольшое, потому что гипермаркет больше супермаркета, а гиперзвуковая ракета летит быстрее сверхзвуковой, так ведь?

Значение же второго корня слова «гипермахо» открывается, если вспомнить прозвище русского князя Владимира Всеволодовича ― Мономах, что в переводе с греческого означает «единоборец». Значит, «гипермахо» ― это необычайно воинственный и ужасно бранчливый борец. Почему же эпитет «гипермахо» дала Церковь Богородице? Почему совершенно не женское дело военной брани, да ещё в превосходной степени, поручили верующие Деве Марии?

Проимий, а именно так называется этот текст в Православной энциклопедии, был составлен в годы борьбы Византийской империи с Сасанидским Ираном[1]. Читаем: «Проимий „Взбранной Воеводе победительная“ (Τῇ ὑπερμάχῳ στρατηγῷ τὰ νικητήρια) не связан с содержанием акафиста Богородице и имеет иную метрическую структуру, являясь позднейшим добавлением к тексту акафиста Богородице. Его появление соотносят с осадой К-поля летом 626 г. аварами и славянами, когда Патриарх К-польский Сергий I с иконой Божией Матери обошел городские стены и опасность была отвращена. Проимий представляет собой победную благодарственную песнь, обращенную к Богородице от лица „Ее города“, т. е. К-поля, „избавленного от ужасов“ нашествия иноплеменников и исполненную вместе с акафистом Богородице 7 авг. 626 г.».

Молились царьградцы к Божией Матери об избавлении от страшной беды и получили это избавление, и, получив, воспели Ей благодарение. Но это ― историческая канва возникновения песнопения, а какова духовная подоплёка слов «Взбранной Воеводе»? Какое богословское обоснование того, что мы называем Богородицу воеводой[2], можно предложить? Неужели вот это, совершенно безграмотное, попсовое и оккультное объяснение, что предлагает сайт «Правжизнь», где Богородица изображена в кольчуге и шлеме?

«Правжизнь»: «„Взбранной Воеводе победительная“ ― начало первого кондака акафиста Пресвятой Богородице. Эти слова означают, что Богоматерь борется с диаволом за наши души, защищает нас от темных сил и их служителей».

Если писатель Достоевский сочинил фразу, что дьявол с Богом борется, а поле брани ― сердца людей, то на «Правжизни» читаем, что Богоматерь с дьяволом борется… Если Достоевский ещё понимал, что всемогущий Бог с дьяволом бороться не может, потому что не пристало Вседержителю с кем-либо бороться, и потому написал, что дьявол борется с Богом[3], то на «Правжизни» уже и этого не понимают. Не понимают того, что Богородица с дьяволом бороться не может, потому что он ― отсутствие, а не присутствие. Он отсутствие добра, а не присутствие зла. Зло само по себе существовать не может, но всего лишь паразитирует на добре.

Что ещё пишут на этом сайте? «Поэтому к образу Богоматери „Взбранной воеводе“ прибегают прося: защиты от врагов видимых и невидимых; заступления при нападении злых людей; помощи и защиты на поле брани, под обстрелами и т.д.; спасения от внезапной смерти; о покровительстве военным и защите Отечества; защиты от действий колдунов; исцеления болезней душевных и телесных; помощи в борьбе со страстями, которые пленяют душу».

Да, обширное поле деятельности у образа Богородицы в шлеме и бронежилете: начинается оно с защиты от действий НАТО и заканчивается защитой от действий колдунов.

Правжизнь: «Икона Пресвятой Богородицы „Взбранной воеводе“ имеет в основе иконографического сюжета „Ченстоховский“ образ».

Как сообщает Википедия, Ченстохово ― духовный центр Польши, а сама Ченстоховская икона считается в Польше главной святыней страны. «В августе 1991 года в Ченстохове проводился католический Всемирный День молодёжи, в котором принял участие папа Иоанн Павел II, и в ходе которого паломничество к иконе совершили более миллиона человек, в том числе и значительное количество молодых людей из СССР, что стало одним из ярких свидетельств падения железного занавеса».

Этот образ также имеет название ― «Русская Победа». Цитирую: «в Москве в здании Союза писателей, прозвучала молитва к Богородице перед Её иконой „Русская Победа“ („Взбранной воеводе победительная“), являющейся одним из списков почитаемой с древности Ченстоховской иконы».

Короче, вот вам, российские воины и дорогие россияне, католический образ для молитвы ― «Русская Победа». А ещё короче: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честною Твоею кольчугой».

Видит Бог, я не хотел всего этого писать. Не хотел знать этой иконы и разбираться с написанной вокруг неё глупостью. А, может, даже не глупостью, но провокацией. Виноват поисковик, который по запросу «Взбранной воеводе» вывел меня на сайт «Правжизнь». Я хотел другого: понять, почему мы называем Богородицу воительницей, тогда как война совершенно не женское дело? Только ли потому, что Богоматерь защитила город Константинополь от нашествия иноплеменников в 626 году? Или есть духовные причины в именовании Её воеводой, которые связаны не столько со вторым Римом, сколько с вечностью?

Вы знаете, есть такие причины. Открываем Священное Писание и читаем: И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3: 14, 15).

После падения прародителей Господь Бог износит суд согрешившим и среди прочих наказаний полагает вражду между змием и женой. Четырёхкратное повторение слова «между» четырёхкратно усиливает это противостояние. Змий и жена разводятся Богом в противоположные углы бытия, и иного общения кроме как вражды между ними быть уже не может.

Что значит выражение: между семенем твоим и между семенем ее? Велик соблазн истолковать выражение «семя жены» как её потомство и сказать, что всякий рождённый женщиной является врагом змия. Деторождение ― непрерывная пулемётная очередь по врагу рода человеческого… Роддом как ракетная установка, сокрушающая голову змия… И это, действительно так, потому что рождение человека (а как пишут в интернете, на планете Земля каждую секунду рождается четыре целых и два десятых человека) причиняет змию боль, потому что на свет Божий появляется его очередной противник.

Да, хорошо было бы именно так истолковать смысл этих стихов Библии, но вот беда ― свобода, которую Бог даровал людям. Она может привести (и часто приводит) к тому, что из врага змия, а таковым изначально является всякий сотворённый по образу и подобию Божию, человек становится другом змия, меняя образ Божий на образ звериный. Поэтому святые отцы Церкви говорят об единственном числе выражения «семя жены» и подразумевают под таковым Христа Спасителя.

Святитель Филарет (Дроздов): «Величайшая казнь змия и величайшая тайна семени жены заключается в словах: оно будет поражать тебя в голову. К изъяснению сих слов пролагает путь перевода семидесяти толковников: αυτος σου τηρησει κεφαλήν, Он будет метить тебе в голову[4]. Слово αυτος, Он, не согласное со словом σπέρμα, семя, показывает, что переводчик имел в мыслях не столько слово семя, сколько главный предмет, в настоящем случае им означаемый; и что семя жены принимал он за одно лицо. В самом деле, семя жены противополагается здесь не множеству семени змия, но одному змию и потому преимущественно долженствует означать единого Вождя и Главу верующих; ко множеству же верующих сказанное в сем месте потолику только быть может отнесено, поколику они составляют с оным единое тело (Рим. 16: 20)».

Согласно словам святителя, пророк Моисей говорит о семени жены как об одном-единственном Человеке. Впрочем, можно подразумевать под семенем жены всё её потомство, т.е. всех рождённых женщинами людей, но делать это можно только в том случае, если считать таковым потомством только тех, кто входит в Тело Того единственного, Кто сокрушил главу змия.

Святитель Филарет: «Семя жены не означает просто и вообще рода человеческого; сие открывается как понятие о семени змия, так равно из самого наименования семени жены, поскольку в обыкновенном разумении семя или потомство присвояется мужу. Итак, семя жены, в противоположность семени змия, долженствует означать девственнейшую часть человечества, благодатию Божиею хранимую и час от часу долее очищаемую, возвращаемую и совершенствуемую в человеках верующих, которые не от крови, не от похотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1: 12-13); по превосходству же — чистейшую сущность человечества в лице Богочеловека, вождя и главы всех верующих, имевшего родиться от жены (Гал. 4: 4) и явиться, чтобы разрушить дела дьявола (1 Ин. 3: 8)».

«Итак, семя жены, в противоположность семени змия, долженствует означать девственнейшую часть человечества…». Выходит, что сказанное в книге Бытия: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3: 14, 15), сказано о Деве, семенем Которой явился непорочно зачатый и рождённый Ею Господь наш Иисус Христос. Что ещё говорит святитель?

Святитель Филарет: «Вражда полагается между змеем и женою. Сим не исключается муж, но показывается то, что для противоборства змию не мужеская будет потребна крепость; что та самая жена, которую он низложил коварством, восстанет против него в силе; что сила Божия в немощи совершаться будет (2 Кор. 12: 9)».

Вот Взбранная Воевода, вот Непобедимая Победа, которая немощью, точнее, силой Божией побеждает. Меня восхищают церковные парадоксы[5]: немощью сильный, нищетою богатый, смиренномудрием высокий… Оказывается, не в броне сила. А в чём? В чём сила, брат? «Она ― в немощи», ― говорит слово Божие. Что понимать под таковой?

Святитель Иоанн Златоуст: «Ибо сила Моя совершается в немощи, ― то есть, когда вы, гонимые, одерживаете верх над гонителями, когда вы, преследуемые, побеждаете своих преследователей, когда вы, связываемые, обращаете в бегство связывающих. Итак, не желай излишнего». Замечаешь ли, как (апостол) представляет одну причину, а Бог другую? Тот говорит: Чтобы я не превозносился, дано мне жало в плоть; а Бог сказал, что попускает это для явления силы Своей. «Поэтому ты просишь не только излишнего, но даже помрачающего славу Моего могущества». Именно слова: довольно для тебя показывают, что не нужно уже ничего другого прибавлять, но что все сделано. Таким образом, и отсюда видно, что здесь говорится не о головной боли, ― больные не проповедовали, да и не могли бы проповедовать, ― но о том, что (апостолы) гонимые и преследуемые все превозмогли. Услышав такой ответ, (Павел) говорит: потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами. Чтобы (коринфяне) не пали духом, видя, что лжеапостолы хвалятся совсем противным, а истинные (апостолы) терпят гонения, (Павел) показывает, что чрез гонения он делается еще славнее, что в этом особенно обнаруживается сила Божия, и что совершающееся с ним достойно того, чтобы хвалиться».

Святитель Филарет: «Вражда долженствует продолжаться между семенем змия и между семенем жены. /…/ Змий духовный, сколько нам известно, не имеет естественного потомства. Итак, семенем его называться могут: отверженные духи, участники его богоотступления; грешные человеки, которых слово Божие ясно именует порождениями ехидниными (Мф. 3: 7) и чадами диавола (1 Ин. 3: 10), так как и первый из них, Каин, был от лукавого (1 Ин. 3: 12). И, наконец, преимущественно таковым будет предсказанный человек греха (2 Сол. 2: 3)».

Вражда между семенем змия и семенем жены была положена Богом, и потому никем не может быть отменена кроме Бога. Она, как говорит святитель Филарет, долженствует продолжаться. И вражда продолжается, и будет продолжаться до скончания века! Поэтому так нужна христианам помощь, получаемая при обращении к Взбранней Воеводе. Поэтому так дорого нам это песнопение. Но нужна ли Её икона в шлеме, названная «Русской Победой»? Святитель Филарет, говоря о семени жены, называет таковым девственнейшую часть всего человечества, не разделяя его на племена и расы. Но если есть «Русская Победа», значит должны быть «Украинская Победа», «Греческая Победа», «Грузинская Победа»… На мой взгляд, все эти победы ― поражение Православия, или, извиняюсь за выражение, этнофилитизм.

Угодно ли Богородице почитание Её образа, где Она изображена в кольчуге? Не знаю. Но знаю точно, что́ угодно Матери Божией ― чтобы люди, не говоря уже о народе, называющим себя православным, не убивали нерождённых младенцев[6]. Если смертоносный поток абортов не будет остановлен, Матерь Божия отвернётся от народа-детоубийцы.

Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
2 мая 2022

[1] Историки говорят, что ирано-византийские войны ослабили обе империи и открыли врата для завоевания их арабским мiром.
https://clck.ru/epYiy

[2] Буквальный смысл слова «воевода» ― тот, кто вои водит. Воями же в церковнославянском языке называются не только воины, но и ангелы. И внезапу бысть со ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение (Лк. 2: 13-14). Эти чудные глаголы вой небесных предваряют чтение Шестопсалмия на утрени. Они звучат при погашенных свечах, в темноте, призванной напоминать о той ночи, посреди которой пастухи услышали их с неба. Также это славословие произносится священнослужителями прежде совершения Божественной Литургии.

[3] Если разбираться с утверждением Достоевского, что дьявол борется с Богом, до конца, то надо сказать, что оно не имеет смысла, если понимать эту борьбу как противостояние независимых сил. Дьявол не имеет самостоятельности. Вся его сила в отрицании. Дьявол ― обезьяна Бога. Ничего нового он не придумывает и придумать не может. Вся его деятельность ― подражание и пародирование. Слово «пародия» в буквальном переводе с греческого означает «песня наоборот». Ум наоборот, душа наоборот, жизнь наоборот, всё наоборот. Вот кто такой диавол. Извращенец и клеветник. Может ли такое существо противостоять Богу? Дьявол безумен, жалок и несчастен, вот и всё. А тут, понимаешь, «дьявол с Богом борется…». Много чести. Дьявол, или змий сей егоже создал ругатися ему (Пс. 103: 26), изначально обречён. Как только он из лучшего ангела стал худшим бесом, так тут же и был побеждён.

[4] «Богородица борется с дьяволом…». Простите, опять вспомнился этот бред с сайта «Правжизнь». Дьяволу определено место ― под пятою Богородицы. Святитель Филарет пишет: «Поражение змия в голову есть доведение сего врага до невозможности вредить, так как змий, у которого раздавлена голова, не может более жалить. Итак, сим возвещается победа над диаволом, совершенная и вечная, прекращение всех действий и следствий вражды его, освобождение человека от греха и смерти, земли от проклятия и самой плоти от тления. Сия величественная победа снова объясняет и возвышает понятие о победоносном семени жены. Если Сам Бог полагает, или начинает, вражду между змием и женою, то кто, кроме Бога, может окончить оную торжеством и славою? Впрочем, до торжественного прекращения вражды оставляется некоторая часть власти и змию: ты будешь жалить его в пяту. Сие попускается для того, чтобы тот, который подвигнул человека против благости Божией, соделался исполнителем Божия правосудия; чтобы человек не был в беспечности в отношении к человекоубийце и непрестанным опытом зла побуждаем был обратиться к благу. Змий уязвляет в пяту, которая есть низшая и ничтожнейшая часть состава человеческого; в пяту, которая, и быв уязвлена в падение, оставляет еще для человека другую пяту на восстание. Так уязвляются верующие соблазнами, бедствиями, смертью телесною. От уязвления в пяту не исключается также оное победоносное и божественное семя жены, или Глава и Избавитель верующих. Но как Он не мог быть подвержен уязвлению сему по собственной вине или по собственной слабости, то должно заключить, что Он подвергается уязвлению для понесения болезней других и для сокрушения чрез сие главы змия. Сие есть то уязвление, о котором говорит пророк: Раною Его даровано нам исцеление (Ис. 53: 5). Таким образом, в предопределении о семени жены заключается семя всего Евангелия».

[5] Греческое слово «парадокс» состоит из приставки «пара»: 1) у, возле, 2) мимо, 3) вопреки; и корня «докса»: 1) предположение, 2) мнение других о ком-либо, 3) слава. Выходит, что слово «парадокс» может быть буквально переведено как «против мнения». Но парадокс на то и парадокс, что его можно перевести и как «возле славы». Чьей, спрашивается, славы? Конечно, Божией.

[6] Ещё о Польше. В ней аборты официально запрещены. Википедия: «Польша — одна из немногих стран в мире, запретившая аборты после десятилетий их полного разрешения (в ходе правления коммунистического режима)».
https://clck.ru/Redc7

Заметки на полях

  • Спасибо отцу Георгию. Очень полезная статья. И очень понятно. Слава Богу!

  • Рыбинск

    Отец Георгий всегда пишет очень интересно.
    Спасибо большое ему и низкий поклон!

  • И знаем, что зло само по себе существовать не может, оно (зло) отсутствие добра. … «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3: 14, 15). … Глава верующих… семя жены, в противоположность семени змия, долженствует означать девственнейшую часть человечества, благодатию Божиею хранимую… «змий сей егоже создал ругатися ему» (Пс. 103:26). Змий духовный, сколько нам известно, не имеет естественного потомства. Итак, семенем его называться могут: отверженные духи, участники его богоотступления; грешные человеки, которых слово Божие ясно именует порождениями ехидниными (Мф. 3: 7) и чадами диавола (1 Ин. 3: 10), так как и первый из них, Каин, был от лукавого (1 Ин. 3: 12). И таковым будет предсказанный человек греха (2 Сол. 2: 3).

  • «Можно было бы сойти с ума от несправедливости этого мира, если бы я не знал, что последнее слово останется за Господом» ( прп. Паисий Святогорец).

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок