col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иван Никитин. Ах, прости, святой угодник!

Ах, прости, святой угодник!
Захватила злоба дух:
Хвалят бурсу, хвалят вслух;
Мирянин — попов поклонник,
Чтитель рясы и бород —
Мертвой школе гимн поёт.
Ох, знаком я с этой школой!
В ней не видно перемен:
Та ж наука — остов голый,
Пахнет ладаном от стен.
Искони дорогой торной
Медных лбов собор покорный
Там идёт Бог весть куда,
Что до цели за нужда!
Знай — долби, как дятел, смело…
Жаль, работа нелегка:
Долбишь, долбишь, кончишь дело —
Плод не стоит червяка.
Ученик всегда послушен,
Безответен, равнодушен,
Бьёт наставникам челом
И дуреет с каждым днем.
Чуждый страсти, чуждый миру,
Ректор спит да пухнет с жиру,
И наставников доход
Обеспечен в свой черёд…
Что до славы и науки!
Всё слова, пустые звуки!..
Дали б рясу да приход!
Поп, обросший бородою,
По дворам с святой водою
Будет в праздники ходить,
До упаду есть и пить,
За холстину с причтом драться,
Попадьи-жены бояться,
Рабски кланяться рабам
И потом являться в храм.
Но авось пора настанет —
Бог на Русь святую взглянет,
Благодать с небес пошлет —
Бурсы молнией сожжёт!

Иван Никитин (1824 – 1861)
Сайт «Ветрово»
19 апреля 2024

Заметки на полях

  • МО

    //И ещё зачитывался никитинским «Утром»: «Звёзды меркнут и гаснут…»//, ― пишет отец Роман о творчестве И. С. Никитина в статье «Ревнуя поревновах о Господе Бозе моем!»

    Признаюсь, почти не знаком с литературой Ивана Саввича. Википедия пишет о нём: «С восьми лет учился в Воронежском духовном училище, а с 1841 года — в Воронежской духовной семинарии. Пьянство и буйный характер отца привели семью к разорению, и Иван Никитин в 1843 году вышел из философского класса семинарии, чтобы помогать отцу в торговом деле. Тем не менее, семинария дала Ивану Никитину многое, хотя казённая и скучная система образования юноше не нравилась и, своё отношение к этому укладу жизни он потом выразил в «Дневниках семинариста» (1861)».

    Пьянство и буйство отца-священника, о котором говорится в Википедии, решительно не вяжется с «Дневником», где Никитин пишет: «Батюшка мой такой тихий, такой незлопамятный! Если ж случается мне что-нибудь набедокурить, он покачает головою, сделает легкий упрек — и только. Между тeм, странное дело! я так боюсь его оскорбить… А вот, помню я, был у нас учитель во втором классе училища, Алексей Степаныч, коренастый, с черными нахмуренными бровями и такой рябой и корявый, что смотреть скверно. Вызовет он, бывало, тебя на средину класса и крикнет: «Читай!» А из глаз его так и сверкают молнии».

    Ох, знаком я с этой школой!
    В ней не видно перемен:
    Та ж наука — остов голый,
    Пахнет ладаном от стен.
    Искони дорогой торной
    Медных лбов собор покорный
    Там идёт Бог весть куда,
    Что до цели за нужда!
    Знай — долби, как дятел, смело…

    Всё-таки, как ни мрачны эти описания Никитина, они ― светлы. Сейчас поясню свою мысль, но прежде хочу заметить, что строки: «Там идёт Бог весть куда, / Что до цели за нужда!», мне представляются неудачными. Насколько я понимаю, поэт хочет сказать, что цель движения «медных лбов» не имеет значения. Зачем, куда они идут? куда их ведут? ― никого не интересует. Если именно эту мысль хотел выразить Никитин, то он выразился неудачно. «Что до цели ― нет нужды выяснять её кому-то…» ― так было бы лучше.

    И с другой стороны поэт неправ. Цель была известна ― спасение душ. Поэтому Никитин напрасно написал: «Медных лбов собор покорный / Там идёт Бог весть куда, / Что до цели за нужда!» Повторю, цель была известна. И если она плохо достигалась, то это уже другой разговор. Но именно к этой цели вело семинарское образование. Поэтому я и говорю, что как бы ни были критичны высказывания Никитина о российской бурсе, она в сравнении с западной духовной школой была светла. Дело в том, что на днях я узнал, что «Мельмота-скитальца» написал англиканский священник. Эту книгу, как и сочинения Никитина, я не читал, но вот что можно узнать из её краткого пересказа.

    Вальтер Скотт написал в рецензии: «Ч… возьми, преподобный автор, откуда почерпнули вы столько чертовщины? В самом деле, мы находим в „Мельмоте“ проклятое существо, более страшное, чем сам дьявол; героиню, которую мертвый отшельник венчает, имея свидетелем убитого слугу; мы находимся среди Сивилл и чудовищ скупости, маньяков, инквизиторов, евреев-вероотступников, влюбленных, убитых молнией или пожирающих друг друга в подземельях более страшных, чем башня Уголино, и т. д.».
    https://gorky.media/context/strashnee-samogo-dyavola-zachem-chitat-pozabytyj-goticheskij-roman-melmot-skitalets/

    Ну вот, а вы говорите, что семинарское обучение никуда не годится: «Знай — долби, как дятел, смело…». В действительности, зубрёжка ― милое дело, в сравнении с ночными трудами в свободное от службы время священника Чарльза Метьюрина.

    Но авось пора настанет —
    Бог на Русь святую взглянет,
    Благодать с небес пошлет —
    Бурсы молнией сожжёт!

    Если только за зубрёжку и те беспорядки, что описаны Никитиным в этом стихотворении, «Бог благодать с небес пошлет — бурсы молнией сожжёт!», то что было бы с российскими семинариями, если бы они выпускали из своих стен священников, подобных преподобному Чарльзу Метьюрину?

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок