col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Архимандрит Арсений (Папачок). «В пустыне ты молишься под шелест листвы, под завывание лис, под вой волков»

— Отцы и матери, в пустыне надо быть в полной готовности, ведь враг не дает пощады ни минуты: «Ну вот, теперь он в моих руках!» — говорит он. Если ты человек искренний и обладаешь восприимчивостью, то воспользуешься тем, что диавол нападает на тебя, и откроешь для себя, как ты бессилен и дерзок. Я всячески молился Матери Божией и, как бессильный, говорил и так: «Господи, я не пустынник, я здесь случайно, не оставь меня!» Я не сдался, помогла мне Матерь Божия, и я удержал свою позицию пустынника.

— Что вы скажете о любви Матери Божией к роду человеческому?

— Я не хотел бы быть ангелом, чтобы говорить о Матери Божией. Я хочу говорить о Ней как слабый человек, хочу действительно прочувствовать любовь и милость Матери Божией.

Думаю, Матерь Божия лучше чувствует Себя среди людей, терпящих напасти, слабых и всячески гонимых, чем в окружении ангелов. Матерь Божия всегда жертвует Собой, всегда страдает, и думаю, Она идет даже против Божественной справедливости, защищая немощных, призывающих Ее на помощь. Она любит невообразимо много и не делает исключения ни для плохих, ни даже для нерадивых.

Ни один грешник, как бы грешен он ни был, пусть не отчаивается, ибо Матерь Божия его защитит.

О блаженное доверие! О твердое избавление! Матерь Божия — это моя Матерь. Итак, как же твердо мы должны надеяться, если наше спасение зависит от воли Брата такого благого и Матери такой доброй!

О, какое счастье умереть среди стольких ангелов (речь идет о монахах)! Ах, нет у меня времени на отдых именно теперь, когда близится конец жизни моей!

Матерь Божия очень любит нас. Она видит в нас цену смерти Иисуса Христа. Матерь Божия желает нам большего, чем мы сами желаем себе.

Она проявляет великодушие даже к тем, кто по нерадению или неблагодарности редко прибегает к Ней. Насколько же великодушней Она будет к тем, кто непрестанно просит Ее о помощи? Тех Она не только больше любит, но даже служит Им.

Матерь Божия пленяет наши сердца. Мне хотелось бы иметь сердца всех святых и ангелов, чтобы любить Матерь Божию. И как бы ни любили Ее всеми силами своими ангелы со всей их святостью, они не смогут любить Ее так, как любит Она.

Один грешник сказал Матери Божией: «Покажи мне, что Ты Матерь мне», — а Она ответила ему: «Покажи Мне и ты, что ты Мое чадо». Грехами своими мы огорчаем Матерь Божию, Которая есть Матерь нам. Давайте же покажем Ей и мы, что мы Ее чада!

— Является ли пустынничество образцом для ищущих совершенства? Из-за каких внутренних причин вы удалились в пустыню?

— Конечно, пустыня является образцом. Ты молишься там на свободе, вы понимаете? Под шелест листвы на деревьях, под завывание лис, под вой волков…

Жизнь в пустыне такая отрешенная, пусть ты и ходишь ногами по земле, что никому из внешних не понять, что происходит в пустыне. Это состояние постоянной готовности, и вся тварь вмещается в сердце и движении пустынника.

Был у меня в те годы и страх, но Бог помог мне сохранять самообладание, состояние готовности. Однажды ночью я шел в темноте по какой-то тропинке на ощупь и услышал крик такой жуткий, что оторопел. Я думал, это бесы, на самом же деле это была лиса!

А волки были очень наглые. Я не столько боялся медведей, сколько волков. Потому что волки голодные и нападают целой стаей. В лесу полегче, потому что шея у волка не гибкая, чтобы оглядываться вот так, направо-налево. Он смотрит прямо. В лесу деревья кажутся ему людьми, и он боится.

А однажды я спас девочку от медведицы. Мне это не было легко — идти против леса, идти против лесных зверей. Не то чтобы я с медведицей дрался, ведь как только она положила мне свою лапу на плечо, я сразу понял, какая сила у этого зверя. С медведицей был медвежонок. А девочка была маленькая и всё тянулась к медведице. Медведицу я поставил в стратегическую ситуацию, чтобы смочь выкрасть у нее девочку, которая и говорить даже не могла. Она лепетала только: «У меня вавочка! Ай! У меня болит вавочка!» У меня так и звенят в ушах эти слова… Видимо, медведица оцарапала ее где-то, но мне некогда было ее осматривать. Схватив ее под мышку, я выбрался на поляну, а потом на шоссе. И тут подъехал автобус. Я сказал себе: «Я спасен!» Но меня не пожелали взять из опасения, что девочка «обделается» в машине и им будет пахнуть. В лесу я боролся со зверями, а теперь вот с людьми, другая борьба…

В том ли заключалась проблема, что ребенок как-то пах? Почему надо быть такими невнимательными ко всему, что случается в жизни?

Я замечал за всеми зверьми, что они боятся человека. У них имеется страх смерти. Делал ли я какое-нибудь движение, чтобы отогнать медведей, делал ли движение, чтобы отогнать волков, — все они боялись. Даже волки эти, хоть они и были такие нахальные, но это не было сложной проблемой. Бог хранил тебя постоянно. Ты, конечно, озирался во все стороны, но, безусловно, надо признать (не знаю, в какой мере вы можете меня понять), что тебя хранила сила Божия.

Это была жизнь отрешенная, далекая от слов и разумения тех людей, которым не приходилось хоть сколько-нибудь прикладывать силы для спасения своей жизни. Трудно говорить о высоких вещах… Ты уже не был бы живым!

Думаю об обстоятельствах, в которых встретился в пустыне с одним волком! И вдруг резко повалил снег… Я не спасся бы, если бы не этот ужасный снегопад… Шел такой снег, что на расстоянии пяти метров нельзя было ничего разглядеть. То ли волк потерял ориентацию, то ли я был ограждаем, и он не дерзал. Но в любом случае, я не сознавал, что Бог хранит меня. Однако всё имеет смысл. И позднее я понял это! Почему волк направился в другую сторону, а не ко мне? Потом я осознал, что это Бог меня уберег. И все же я остался жив!

Вспоминаю об одном снежном завале, когда снег шел 13 дней, днем и ночью. Завалило все тропинки, все пути. А у меня был родник метрах в 200 от шалаша, в котором я обитал. Но до родника имелись еще волки, подкарауливавшие косуль, шедших на водопой. Но я ведь тоже был косулей, знаете… нуждался в родниковой воде. Зимой проблем не было: наберешь снега, и он растает. Бывало, пьешь талую воду, а в горло тебе вонзаются еловые хвоинки. Как это было невыносимо!

Есть много чего еще. Какими примерами это объяснить, как это материализовать?

Я много пользы извлек из всего этого. Но я не был человеком пустыни. Если у тебя нет состояния смирения, то где бы ты ни был по жизни, особенно в тюрьме и пустыне, ты не выдержишь до конца.

Я пробыл в пустыне почти два года. Внутренней мотивацией было всё то же познание вещей, а лучше сказать — благоговение. У меня было благоговение. Но знайте, что я скорее годился для общежития, чем для пустынножительства. Хочу сказать вам, что общежитие с отсечением своей воли — это величайшее делание в монашестве и, соответственно, в творении Божием. Это самое важное дело в земном творении Божием.

Скажу вам еще раз (очень трудно подбирать умные слова, чтобы говорить) — всё это не разговоры, а жительство. Ты никогда не сможешь объяснить, почему этот вкус такой, а другой такой. Ты его чувствуешь, ощущаешь, но не объясняешь.

Почти все послушания нелогичны. «Иоанн, сходи принеси навозу!»[1] — сухого навозу, чтобы затопить печку. Он отвечает: «Вы посылаете меня туда, где та львица?» — «Какая еще львица? Чтобы ты привел мне ее сюда связанную!»

Ее не существовало! Это невозможно! Но видишь? Это не был бес. Это был зверь — да даже если бы был и бес!

И тот пошел с веревкой. И львица на него, а он на львицу — и он поймал ее и связал. Я скажу вам: связать львицу — это нелогично! Часто и собаку ты связать не можешь. Именно здесь и кроется парадокс. Именно здесь ответ, здесь Божественность, здесь героизм.

И когда старец увидел, что он ведет ее связанную, то сказал: «Это великий послушник».

Но теперь возникает другая проблема. «Поскольку он привел ее, то скажет мне: “Я привел ее тебе!” — и станет гордиться». И, чтобы оградить его от этой опасности, он сказал ему: «Я велел тебе привести мне львицу, а ты привел эту псину! Ты что, не видишь?» — «Да, это так, я привел псину!»

Видишь, как сильно он отождествился с поручением отца? Видишь, это не значит, что он впал в ересь, что не нужно было оказывать послушание и бороться со львицей… Не было ничего подобного! Если у тебя нет препятствия, нет врага — ибо всё это победа в христианстве, — то невозможно увидеть, невозможно почувствовать победу.

А эти несчастные случаи, непобеды и ад. Христос проповедовал рай. И мы имеем в виду не несчастные случаи… «Что мне делать, если?.. Господи, да выну меч, буду сражаться и…» Если умрешь, это не значит, что ты был побежден. Смерть — это совершенное выражение победы, потому что жизнь означает постоянное умирание.

Архимандрит Арсений (Папачок)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Православие.ru

[1] Patericul. Avva Ioan, ucenicul lui Avva Pavel [Патерик. Авва Иоанн, ученик аввы Павла]. Alba Iulia, 1999. Р. 125.

Заметки на полях

  • Петр, Божьим усмотрением старчик-священник в болезни страждущий:

    Разумеем. «Матерь Божия очень любит нас. Она видит в нас цену смерти Иисуса Христа. … Один грешник сказал Матери Божией: «Покажи мне, что Ты Матерь мне», — а Она ответила ему: «Покажи Мне и ты, что ты Мое чадо». Грехами своими мы огорчаем Матерь Божию, Которая есть Матерь нам. Давайте же покажем Ей и мы, что мы Ее чада!» «… в пустыне надо быть в полной готовности, ведь враг не дает пощады ни минуты…» (архимандрит Арсений (Папачок).

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок