col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иерей Георгий Селин. Памятники Александру III и Юпитеру: найдите десять отличий

Разве можно сравнивать православного императора и языческого бога? А разве я их сравниваю? Я сравниваю их изображения, и они, как видим, почти одинаковы.

Скульпторы А.М. Опекушин (известный по памятнику А.С. Пушкину в Москве) и А.Л. Обер. 1912

Автор неизвестен. Статуя Юпитера, Конец I века н.э. Мрамор, бронзированный гипс. Высота 347 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Большое сходство, не правда ли? Но давайте о различиях. Первое это скипетр. У императора он в правой, а у бога в левой руке, и, соответственно, держава у императора в левой, а у бога в правой. Поначалу я думал, что изображение Юпитера зеркально. Так иногда бывает, что при воспроизведении фотографий изображения выворачиваются. Посмотрите на себя в зеркало с поднятой правой рукой. В зеркальном отражении она окажется левой. Вот я и подумал, что изображение Юпитера зеркально. Почему же Юпитера, а не Александра III? Потому что скипетр — символ власти, и где его держать, если не в правой руке? Правитель, управлять, править… Слова сами за себя говорят, в какой руке должен быть символ правления.

А держава что символизирует? Если скипетр можно уподобить кнуту, то державу — прянику, без которого, как и без кнута, править невозможно. Держава символизирует кормушку, из которой кормятся правитель и его приближённые, и от степени приближения зависит величина содержания: чем ближе, тем больше, и наоборот. Впрочем, достаётся всем в той или иной мере, кто верен державе и покорен правителю, держащему её. Однако вопрос: почему у императора держава в левой, а у бога в правой руке?

Интернет: Юпитер носил разные наименования, которые соответствовали различным свойствам его божества, а потому и изображается с разными атрибутами. Древние народы не могли себе представить в природе более страшной силы, чем гром. Громовые стрелы (перуны), которые Юпитер держит в руке, являются символом могущества и неотразимой силы этого бога; все, кто вступал с ним в борьбу, был ли то бог или простой смертный, поражались этими стрелами. Культ Юпитера-Громовержца был весьма распространен в Греции. Римляне (в правление Октавиана Августа. — Г.С.) воздвигли в честь его храм на Капитолии, следы которого сохранились и до наших дней. Очень часто Юпитер держит на руке богиню победы Нику, в знак того, что он покровительствует состязающимся и дарует победу; он тогда носит название Юпитера-Победоносца, или Никифорийского.

http://greece-mifs.ru/ar2/page21.html

Г.С.: Как слышим, у Юпитера много божественных свойств, среди которых метание молний и дарование побед. Поэтому, когда хотели подчеркнуть его силу громовержца, изображали бога с молниями в правой руке, а когда хотели изобразить его щедрость, то вместо молний вкладывали в правую руку богиню Нику, или Викторию. Образ Зевса с молниями виден на реверсе римской монеты с образом Октавиана Августа (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.). Может, монету такой чеканки принесли Христу, когда Он сказал: покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22:19-21).

Описание монеты. Денарий, серебро. Вес: 3,67 г. Дата чеканки: 19 г. до н.э. Монетный двор: Испания, монетный двор 2 (колония Патриция?). Аверс: Непокрытая голова Августа влево; вокруг против часовой стрелки CAESAR AVGVSTVS. Реверс: Шестиколонный храм, внутри фигура обнаженного Юпитера стоит, повернувшись влево, держит пучок молний в правой руке, левой опирается на скипетр, в обрезе: IOVIS TON.

http://ancientrome.ru/ac/coin.htm?id=1405

IOVIS TON — сокращение слов Iovis Tonantis. Храм Юпитера Громовержца (aedes Iovis Tonantis). Это храм на Капитолийском холме, обетованный и построенный Августом после того, как он едва спасся от молнии во время ночного путешествия в ходе Кантабрийской войны.
http://ancientrome.ru/dictio/article.htm?a=467915383

Г.С.: И другой образ Юпитера с молниями в руках дошёл до нас из глубины веков. У этого образа, как и у Юпитера из Эрмитажа, в ногах сидит орёл.

Юпитер Олимпийский. С античной камеи. Флоренция

Интернет: Вероятно, в левой руке Юпитера был скипетр (на рельефе он не виден), а правой рукой он бережно держит молнию.

Г.С.: Молнии, как и скипетр, являются символом власти. «Молния Зевса (устар. Зевесов перун) — главное оружие и основной атрибут верховного бога-громовержца древнегреческой мифологии», — говорит Википедия. А что орёл?

Интернет: По мнению греков, орел летает выше всех птиц и может парить высоко над всеми в пространстве, а потому более всего подходит к Юпитеру. Он изображается почти всегда у ног бога или на его скипетре. Иногда он держит в своих могучих когтях громовые стрелы. Орел исполняет многие поручения богов…

http://ancientrome.ru/dictio/article.htm?a=467915383

Г.С.: Выходит, что не только Зевс, но и орёл может держать молнии. Кстати, при императоре Александре I (1801–1825) в лапы двуглавого орла на гербе Российской Федерации, простите, Империи вкладывали не скипетр и державу, но молнии и венок.

Какой предмет помимо молний держит орёл в правой лапе? Это фасции, или «пучки вязовых (берёзовых) прутьев, перетянутые красным шнуром или связанные ремнями. Они были атрибутом власти древнеримских царей». Как видим, молнии и фасции — в правой лапе орла, а венок — в левой. Вот они, наказание и награда, кнут и пряник, устрашение и поощрение. Первые в правой, а вторые в левой руке правителя.

Орлы с молниями в когтях на воротах Александровского сада у стен Кремля в Москве

Обратите внимание на столбы ограды Александровского сада. Они стилизованы под фасции золотистыми перевязями. А торчащие из столбов бердыши являются частью фасций. Дело в том, что «вне пределов города в фасции закреплялся топор или секира, — говорит Википедия, — символизировавшие право магистрата казнить и миловать подданных». В отношении «казнить», согласен, а вот с «миловать» Википедия хватила лишку. Может ли колюще-рубящий предмет символизировать милость? Впрочем, в Википедии всё может быть, даже милующий топор. Но на мой взгляд, для выражения милости более годятся предметы округлые: шар, венок, медаль, монета.

Переходим к следующему различию памятников — в орлах. У императора их четыре, а у бога один, причём, императорские орлы коронованы. Почему? Я думаю, что чем больше орлов, тем больше чести тому, кого они окружают, и тем больше поручений хозяина они могут выполнять. Не я один так думаю, но и создатель памятника императору Александру II (2005), скульптор Александр Иулианович Рукавишников. Ролик «Правмира» с записью беседы Рукавишникова носит название «Мы все работаем в мастерской Господа».

Рукавишников: По идее, скульптура должна от храма смотреть…
(см. 12:10. Почему Александра II охраняют только два льва)

Г.С.: Так было в случае с памятником Александру III (1912), который смотрел от храма на Замоскворечье, примерно на то место, где сейчас стоит Дом на набережной, но так не случилось с памятником Александру II (2005), который обращён к храму Христа Спасителя. Однако я не пониманию, в чём смысл идеи «скульптура должна от храма смотреть»? По-моему, все должны смотреть на храм: и люди, и скульптуры. Так, памятник Минину и Пожарскому был обращён к святыням Кремля, и в этом обращении был глубокий смысл, который прекрасно раскрыл владыка Никон, говоря, что фигуры Минина и Пожарского «даже перстом показуют [1] русским людям на те святыни, за которые они грудью стояли. «Не на нас смотрите — смотрите вот на эти святыни, любите их, умирайте за них: в почитании их — залог для вас Божия благословения». Подробнее: «О статье епископа Никона (Рождественского) «Памятники-статуи святым угодникам», или Какой Вучетич их гонит?»

А памятник, который стоит спиной к храму, говорит о своей самодостаточности. Впрочем, многое здесь зависит не от любви или нелюбви к храму, а от простейшей причины — расстояния. Если скульптура устанавливается близко к стенам храма, то лицом к храму её никак не повернуть, и она становится как бы его горельефом, но если образ стоит на достаточном расстоянии от храма, он должен смотреть на него. Что, кстати говоря, и произошло с двумя московскими памятниками императору Александру II. Оба они, и в 1896, и в 2005 годах оказались обращёнными к святыням. Первый к Чудову монастырю (в котором, кстати говоря, и был крещён младенец Александр), а второй к храму Христа Спасителя, хотя по замыслам создателей второго памятника, как я понял, такого направления не предполагалось.

Рукавишников: Обычно четыре льва имперские памятники (по-моему, здесь уместнее слово «императорские». — Г.С.) окружают. Четыре льва, которые смотрят во все стороны света: север, юг, запад, восток и охраняют, как в Лондоне, охраняют монарха от … (всех? всё? наразборчиво. — Г.С.) А тут уже у нас… Мы, предвидя революцию, да, как в «Бесах», понимаем, что уже… Александр II уже близок к катастрофе, поэтому уже только два льва остаётся, и вот эта символическая ротонда, она сломана. От неё только часть, и он стоит на обрыве, то есть уже близко, скоро прибегут уже эти ребята наши, ну всякие террористы…
(см. 12:10. В ролике эта часть беседы носит название: «Ночь, кран и Александр II» (с 12:05)).

Г.С.: То, что памятник стоит на «обрыве», вышло само собой, не правда ли? В изначально отведённом для памятника месте обрыва не было. Но это я так, к слову… Другую мысль скульптора я хотел бы прокомментировать. Положено изображаемому монарху иметь четырёх львов, значит, надо четырёх львов к его ногам положить. А это что за демократия?

Рукавишников: «Мы, предвидя революцию, да, как в «Бесах», понимаем, что Александр II уже близок к катастрофе…».

Г.С.: Да, революция близка, и это, без «Бесов» Достоевского, было понятно всем тогдашним здравомыслящим людям, о чём пишет В. М. Острецов в своей непревзойдённой по глубине книге «Масонство, культура и русская история»: «Он [Достоевский] видел грядущие ужасы теократической утопии, которые отчетливо в его время уже были видны не только гениальным писателям, но и самым едва грамотным дьячкам далеких погостов»[2]. Да, близки к катастрофе и Александр II, и Российская империя, но царь перед потомками должен стоять царём, а не царьком с недостающими львами и обломками над головой. Как в Лондоне, понимаешь. А как в Лондоне?


Колонна Нельсона. Монумент в центре Трафальгарской площади в Лондоне. 1843 г. Высота 52 м

Любопытное замечание в Википедии об этом памятнике: «Колонна также имела символическую значимость для Адольфа Гитлера. При успешном вторжении в Великобританию Гитлер планировал перевезти колонну в Берлин».
https://ru.wikipedia.org/wiki/Колонна_Нельсона

Ну просто пещерное язычество. Как в той дремучей древности, когда победители тащили к себе идолов побеждённых народов, так и Гитлер хотел поступить. О, кровавые идолопоклонники, погубившие миллионы жизней! Но я отвлёкся. Был поставлен вопрос: почему нет львов? Потому что создатели памятника «предвидели» катастрофу? Тогда надо было «предвидеть» и подлое убийство царя (упокой, Господи, душу раба Твоего Александра), и изобразить его с раздробленными, истекающими кровью ногами.

Каким великолепием блистал памятник Александру II 1896 года! «В куполе сени была помещена летопись жизни царя. С трёх сторон статую окружала арочная галерея, своды которой стояли на 152 колоннах. На сводах также располагались 33 мозаичных портрета русских правителей, от Владимира до Николая I» (Википедия). А в новом памятнике 2005 года — полуразрушенная ротонда над головой и два льва из положенных по должности четырёх. Что говорите? Не хватило места, чтобы ещё двух львов к ногам императора положить? Зато пирамидальным обелискам место нашлось. А может это надзиратели? Может, двух львов из охраны убрали, а двух надзирателей приставили? О чём это я? «Предвидел» или «не предвидел» такую трактовку своего памятника Александр Иулианович, но я её сейчас изложу.

Откуда эти обелиски? Из Египта, вестимо. Разумеется, не сами они, но их форма, образ, идея. Вообще говоря, за любым предметом всегда стоит мысль, прообраз, дух — как хотите, так и назовите всё то невидимое, но существующее, что несут в себе явления сего мiра. Какие идеи стоят за египетскими обелисками? Чтобы долго не распространяться на этот счёт, назову их просто — антихристианскими. Так вот, эти антихристианские идеи, овладев с некоторых пор умами передовых людей российского общества, или верхним его слоем, стали надзирателями и управителями этих умов. Всё просто. Какой дух владеет душою, тот ей и командует.

Духовная нечисть, начавшая заполнять Санкт-Петербург со времён Петра I (собственно говоря, допетровских времён у этого города и не было), привозилась из Египта, как, например, сфинксы, стоящие с 1834 года на Университетской набережной [3], или попадала в столицу из Европы посредством масонерии. Так же греко-римское язычество, которое рангом пониже, чем египетское, но от этого не менее пагубная, чем второе ересь, проникало на Русь, или по-модному выражаясь, инвазировало её с Запада. Стоящие за спиной Александра II два египетских обелиска мне представляются его стражниками, а также выразителями супротивной христианству идеологии, которая, овладев умами правящего слоя имперской России, привела её к катастрофе.

Кстати говоря, памятник Юпитеру, на которого так похож памятник Александру III (1912), был доставлен в Россию в правление Александра II, о чём в Википедии сказано так: «Благодаря стараниям сотрудника Археологической комиссии в Риме С. А. Гедеонова ещё до открытых торгов в 1861 году значительная часть коллекции [арестованного в Италии маркиза Кампана], среди которой находилась и колоссальная статуя Юпитера, была приобретена императором Александром II для Эрмитажа».

Вернёмся к сравнению памятников. Существенным отличием изображений Юпитера и Александра III является непокрытая голова и полуобнажённость первого, тогда как образ Александра III предстаёт перед зрителем в полном императорском облачении. Выражение «полное облачение» в церковной среде означает ту степень одетости священнослужителя, которая позволяет ему совершать главное священнодейство — Божественную Литургию. Полное облачение священника это — подрясник, подризник, епитрахиль, пояс, поручи, фелонь плюс наградные облачения, как то: набедренник, палица, камилавка/митра и т.д. должны быть надеты на священнике, чтобы он мог приступить к служению Литургии.

Это не людьми придумано, это Самим Богом установлено и дано как откровение пророку Моисею: И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия. И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил духа премудрости, чтобы они сделали Аарону одежды для посвящения его, чтобы он был священником Мне. Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс (Исх. 28:2-4). Светская власть, подражая церкви, заимствовала у неё этот Богоустановленный обычай (одежды Аарону), и позаботилась о том, чтобы одевать своих представителей и главное своё лицо, монарха, соответствующим образом, чтобы показать их уполномоченность на совершение государственно-правительственных дел. Поэтому император Александр III предстаёт на своём памятнике 1912 года в короне, мантии, со скипетром и державой, то есть со всеми регалиями [4] царской власти.

А в язычестве? Всё наоборот. Атрибут римского бога — нагота. Поэтому Юпитер изображён с голыми грудью, животом, руками и голенью. «Мужчины с голым торцом не обслуживаются» — объявление в магазине черноморского городка. (Вот это правильное отношение к обнажённым мужским торсам в общественных местах, в том числе и в Эрмитаже, где много раздетых скульптур; неужели нельзя их прикрыть? хотя бы отдельные места?). Но уже не только на юге — на холодном севере наступает голое язычество. Помню, как в Великом Новгороде был поражён видом загорающих, отдыхающих, купающихся в Волхове людей под стенами Кремля. Вообразите себе эту футуристическую картину: величественный новгородский Кремль, а под его стенами — песчаный пляж и всё, что с ним связано. Эта картина не в том смысле футуристическая, что люди нарисованы треугольниками, а том, что будто машина времени перенесла из средних веков в XXI век того, кто вышел из новогородского Детинца на берег Волхова в пляжный сезон. Вид лежащих под стенами Кремля ленивых полуголых тел меня сразил. Неужели это потомки тех, кто строил Дети́ нец?

С 2009 года, благодаря новгородским ученикам Фидия, этот футуристический перелёт можно осуществить не только жарким летом, но и холодной зимой, потому что у моста поставлена (посажена? уложена?) скульптура «Уставшей туристке» [5].

А когда-то на месте нынешнего пешеходного моста между Детинцем и Торговой стороной стояли древние новгородские мосты, и, стало быть, здесь блаженный Феодор, убегая от блаженного Николая и «не попав на мост, пошел по воде, как по мосту, а Николай, догоняя его также по воде, бросил в Феодора попавшийся ему кочан капусты, за что и прозван Кочановым». И, стало быть, в этом же месте над водами Волхова была спасена жизнь преступника, которого готовы были бросить с моста «(обычная смертная казнь в Новгороде в древнее время), но преподобный остановил палача, и просил народ отдать ему осужденного, сказав: «Он загладит вины свои в Хутыне». Все тотчас же единодушно закричали: «Отдайте, отдайте осужденного преподобному отцу нашему Варлааму»». Простите, я опять отвлёкся от темы.

Интернет: «»Божественная нагота» была присуща исключительно образам бессмертных богов, т. к. в портретной скульптуре римляне изображали фигуры непременно одетыми».

Г.С.: Предлагаю полнее прочесть текст, из которого взято это предложение. Он тем интереснее для христиан, что в нём говорится о том самом Августе, изображение которого на динарии приводилось выше, и который упоминается в Священном Писании: В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле (Лк. 2:1).

Интернет: При Октавиане Августе (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.) римское государство, фактически ставшее монархией, сохраняло видимость республики. Октавиан официально назывался принцепсом, т.е. первым, стоящим в списке сената. Ему воздвигали многочисленные статуи, но, как пишет римский историк Светоний, «храмов в свою честь он не дозволял возводить в провинциях кроме как с двойным посвящением ему и богине Роме. А в самом Риме он от этой почести отказался наотрез». После смерти Август был обожествлен. Эрмитажная статуя, созданная при преемниках Августа в первой половине I в., представляет принцепса в образе сидящего на троне Юпитера — верховного божества римлян. Образцом для композиции послужила статуя Зевса Олимпийского работы Фидия, греческого скульптора V в. до н.э. (см. фото этой статуи в начале статьи. — Г.С.).

Статуя императора Октавиана Августа в образе Юпитера. Древний Рим. Первая половина I века. Мрамор. 187 см. Поступила в 1862 г. Происходит из собрания маркиза Кампана в Риме

Интернет: Черты молодого лица идеализированы. «Божественная нагота» была присуща исключительно образам бессмертных богов, т. к. в портретной скульптуре римляне изображали фигуры непременно одетыми. Статуя Октавиана Августа является прекрасным образцом «августовского классицизма» — направления в искусстве ранней империи, соединившего римскую реалистическую традицию с греческой классикой. Найденная в XIX в. в обломках в городе Кумы, эта статуя была восстановлена на основании изображений императора в образе сидящего на троне Юпитера, встречающихся на античных монетах и резных камнях.
https://clck.ru/SEtb6

Г.С.: Возвращаясь к сравнению памятников и завершая эту статью, можно сказать, что разница, которая бросается в глаза — различие одежд, на самом деле не является разницей памятников, но главным их сходством, потому что, как голый торс Юпитера говорит о его божественности, так полное облачение императора Александра III говорит о том же. «Божественность Александра Третьего!? — скажут мне, — да вы в своём уме?» В своём. Божественность российских императоров не мною придумана, она была прописана в изданных ими законах.

Свод государственных законов Российской Империи: «64. Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния. 1721 Янв. 25 (3718) ч. I, введ. — В сем смысле Император, в акте о наследии Престола 1797 Апр. 5 (17910) именуется Главою Церкви (выделено мной. — Г.С.) —1906 Апр. 23, собр. Узак., 603, ст. 24)».
http://gatchina3000.ru/literatura/_other/prestol/svod_zakonov_prestol_07.htm

Г.С.: Наименовать императора Главою Церкви это всё равно назвать его Божественным, потому что в Священном Писании главою Церкви именуется Христос Бог. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство (Кол. 1:18). … Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Еф. 5:23). Глава Церкви — Христос. А император ещё одна её глава? Значит, у Церкви две главы? Как у орла, который на российском гербе? Одна голова хорошо, а две лучше?

Что скажем в итоге? Как «статуя Октавиана Августа является прекрасным образцом «августовского классицизма» — направления в искусстве ранней империи, соединившего римскую реалистическую традицию с греческой классикой», так памятник Александра III (1912) является, вернее, был прекрасным образцом имперского реализма (помните из школьной программы эти определения: «критический реализм», «социалистический реализм»?) — направления в искусстве поздней империи, соединившего российскую реалистическую традицию с римской классикой [6].

Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
14 декабря 2020

[1] С 1931 года гражданин Минин и князь Пожарский указуют не на святыни Кремля, а на суету Красной площади.

[2] Приведу полнее цитируемое место из книги В. М. Острецова: «Достоевский, ближе других подошедший к церковным вратам, остался, как известно, чужд мистической реальности Церкви. Он мечтал о “всечеловеке” и о бесконечном прогрессе культуры. Он видел грядущие ужасы теократической утопии, которые отчетливо в его время уже были видны не только гениальным писателям, но и самым едва грамотным дьячкам далеких погостов. Но духовная сила Православной Церкви осталась вне его зрения. Оттого так много в его творчестве тяжелого, нехорошего, и так далеко отступающего от православия, и так сильно отдающего сентиментальным гуманизмом времен александровских мистиков и пиетистов».

[3] Если ссылка не откроется в Ютубе, можно попробовать в Яндексе. Видео называется «Земля. Территория загадок — Тайны невских сфинксов. Петербург. Власть сфинксов (28.09.2015)». https://yandex.ru/video/preview/?filmId=18174184901538882056&text=прибытие+сфинкса+в+питер Ролик интересный, хотя мелководный, или верховодный, как говорит отец Роман в стихотворении «Бездушие»: «Всех призываем ко глубинам и верховодками живём».

[4] «Рега́лия мн. -ии, впервые у Петра I; см. Смирнов 254. Вероятно, из польск. regalia или нем. Regalie от лат. rēgālis, мн. -iа «царский» (Этимологический словарь М. Фасмера).

[5] Новгородскую «Уставшую туристку» я бы сравнил с копенгагенской «Русалочкой». А что? Те же соблазнительные формы, только у «Русалочки» грудь по-капиталистически обнажена, а у «Туристки» по-советски прикрыта, но от этого новгородская скульптура не менее сексапильна. Та же пустота или, по-модному выражаясь, попсовость, раздутая средствами массовой пропаганды в нечто великое. Разница только в степени раскрученности. Если к «Русалочке» едут со всего мiра благодаря мультфильму Диснея, то в Новгороде нет такого людского потока. Но думаю, со временем он увеличится. Надо только российским СМИ усерднее поработать над пиаром этого образа, и тогда в Великий Новгород будут ездить не ради его святынь, а ради фотографий с «Туристкой». Президента Д. А. Медведева посадили рядом с этой скульптурой. Хорошо бы теперь и В. В. Путина посадить рядом с ней.

[6] По аналогии, памятник Александру II (2005) можно назвать примером «федерального реализма» (от слова «федерация») — направления в искусстве, соединяющего российскую реалистическую традицию с египетской классикой.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок