col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Александр Буздалов. «Прогулки по воде» с Вячеславом Бутусовым

Не только Федор Достоевский, но и другие деятели массовой культуры в последние годы получали к своим «круглым датам» награды от Русской Церкви за популяризацию «Личности Иисуса Христа» среди населения. Если первый, напомним, удостоился за это высокого звания «пророческого и апостольского вестника для русского народа» в книге митр. Илариона (Алфеева) «Евангелие Достоевского» к 200-летию со дня рождения, то рок-музыкант Вячеслав Бутусов практически одновременно получил орден преподобного Серафима Саровского III-й степени к своему 60-летнему юбилею от патриарха Кирилла.

«15 октября 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил известного рок-музыканта, лидера и вокалиста групп “Nautilus Pompilius” и “Ю-Питер”, заслуженного артиста Российской Федерации Вячеслава Геннадьевича Бутусова с 60-летием со дня рождения. “Ваше имя хорошо известно как в нашей стране, так и за ее пределами. В своем творчестве Вы затрагиваете такие вечные темы, как добро и зло, говорите о правде и справедливости, предлагаете слушателям задуматься над самыми важными для каждого человека вопросами бытия”, — говорится в Патриаршем поздравлении. “Особой признательности заслуживает Ваше участие в различных общественных и благотворительных проектах, в том числе реализуемых под эгидой Русской Православной Церкви”, — отметил Святейший Патриарх Кирилл. Во внимание к трудам и в связи с отмечаемой датой Предстоятель Русской Православной Церкви удостоил В.Г. Бутусова ордена преподобного Серафима Саровского III степени» (Святейший Патриарх Кирилл удостоил Вячеслава Бутусова ордена преподобного Серафима Саровского).

Такое сравнение (Достоевского и Бутусова) может показаться некорректным ввиду значительной разницы «масштабов личности», или дистанции между «высокой» и поп-культурой, которая существует в сознании представителей первой. Между тем с христианской (или традиционной церковной) точки зрения, это различие как раз и не является принципиальным. Подтверждением чего служат общие принципы обращения с «евангельским материалом» в творчестве представителей глаголемого «высокого» и более «низменного» массового искусства. И сейчас мы это продемонстрируем на примере текста песни «Прогулки по воде» группы Бутусова «Наутилус Помпилиус» из альбома «Чужая земля» 1993 г. (автор текста – поэт Илья Кормильцев). По свидетельству самого Бутусова, он немного отредактировал текст, и то лишь из соображений размера стиха и ритма, а не содержания.

«Илья, имея опыт работы с другими музыкантами, считал, что тексты нельзя изменять, коверкать, что ничего хорошего в таких случаях не получается. <…> Текст мне очень нравился в художественном плане — он был без бытовухи и без социума, красивый и романтический. Я его всё-таки чуть-чуть подогнал под музыку, так и получилась эта композиция» (В. Бутусов: «Мои песни стали приобретать для меня религиозный смысл». Интервью в рамках Интернет-проекта Русской Православной Церкви «Обретенное поколение»).

Вот и в случае Достоевского его художественное творчество тоже имело «религиозный смысл», прежде всего, для него самого. Поэтому и для других оно приобрело «пророческое и апостольское» значение, то есть, по причине гностического самосознания автора (или по причине заразности этой духовной болезни, передающейся «на астральном уровне»).

«Любой артист – хороший артист, подразумевается, – несет в своем творчестве какую-то идею. В этом он сродни проповеднику. Проповедники, подобно артистам, собирают огромные аудитории. Вы могли бы стать проповедником? – Может и смог бы, но для того, чтобы стать хорошим проповедником, надо быть артистичной натурой. У меня это качество отсутствует. – И это говорите вы! А как же выступления на стадионах? – Для меня всякая публичная деятельность – тяжелейшее занятие, пытка, мучение. Выступая перед огромными массами людей, я всегда чудовищно нервничаю. Буквально мотает из стороны в сторону – приходится постоянно делать усилие над собой. В этом, кстати, тоже сходство профессии артиста с проповедником: проповедничество – занятие, требующее многих обязательств, занятие, где необходима колоссальная самодисциплина» (Что позволено Ю-Питеру? Интервью с В.Бутусовым).

Отсюда – из «пророческого» самосознания всякого уважающего себя артиста – и соответствующее «религиозное» содержание текстов в обоих случаях (Достоевского и Бутусова), то есть, совершенно невозможное для Христианства как такового.

«Как вы относитесь к сегодняшним исканиям Бориса [Гребенщикова]? Мне кажется, он немного бравирует своим увлечением восточными религиями, а, как известно, вера – дело интимное… – Нет-нет, я с ним постоянно общаюсь и не могу этого подтвердить. Никакой бравады в его поведении нет. Он считает себя православным, но интересуется восточной культурой в целом, в том числе и религиями. Это не увлечение, он давно определился с этим делом… – А вы верующий человек? – Во всяком случае, стремлюсь к этому, пытаюсь этому обучиться…» (Что позволено Ю-Питеру? Интервью с В.Бутусовым).

То есть, перед нами «пророк-любитель», «апостол-самородок», проповедник «на общественных началах»… что и означает типичного гностика. «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. <…> Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: “мне снилось, мне снилось”. Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца?» (Иер 23:21-25).

«Песня “Прогулки по воде” <…> вовсе не прямое цитирование библейской темы. Это скорее притча общечеловеческого характера» (Интервью В. Бутусова. Московский Комсомолец. 12.01.1993).

Опять же, «общечеловеческий характер» Христианства – это один из основных «догматов» гностической религии. Собственно, в этом и заключается главная идея композиции «Прогулки по воде». Христианство здесь – это «высшая» из мировых религий, к которой каждый человек приходит на определенном этапе «духовного развития». Отсюда гностический «Христос» песни «Прогулки по воде» как человек, достигший «высшей (божественной) ступени развития» на путях всего того же «самообучения» и «колоссальной самодисциплины».

«Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание «трудные времена»? – Самые трудные для меня времена – когда нахожусь в разладе с собой. – И что тогда делаете? – (Смеется). Мучаюсь. Если серьезно, – стараюсь уединиться. Забиваюсь в комнату, запрещаю домочадцам ко мне заходить – и лежу на диване. Довольно жестко в этом плане поступаю, потому что считаю своим долгом не делиться ни с кем дурной аурой. Главное – быстрее преодолеть депрессивное состояние, которое непременно наваливается, не ждать, когда само затянется. Иначе можно впасть в уныние – не зря это состояние считается одним из наиболее тяжких грехов. Любая неудача – своего рода испытание, которое надо преодолеть. Последнее время читаю что-нибудь религиозное – Библию, Евангелие, все с ними связанное» (Что позволено Ю-Питеру? Интервью с В.Бутусовым).

Когда же «аура» «просветляется» в результате религиозного аутотренинга, наступает время делиться ею с окружающими в качестве гностического «спасителя». Об этом и «общечеловеческая притча» «Прогулки по воде».

С причала рыбачил апостол Андрей,
А Спаситель ходил по воде.
И Андрей доставал из воды пескаpей,
А Спаситель – погибших людей.

Как мы уже знаем, «истинный проповедник» это всегда немножко артист по натуре. Вот и гностический «Христос» песни «Прогулки про воде» сразу предстает перед нами дефилирующим по Геннисаретскому озеру в поле зрения рыбака Андрея как потенциального зрителя. Конечно, делается такое публичное чудотворство не ради дешевых аплодисментов, но ради единственного на потребу «духовного развития человека» Андрея.

И Андрей закричал: “Я покину причал!
Если ты мне откроешь секрет…”
И Спаситель ответил: “Спокойно, Андрей,
Никакого секрета здесь нет”.

Речь идет, конечно, о «секрете» хождения по воде как экстрасенсорной способности гностического «Христа», а не о «секрете» извлечения утопленников и их чудесного воскресения как уже «чисто божественных» способностях «спасителя», на которые рыболов Андрей не претендует по причине врожденного «смиренномудрия». С другой стороны, само понятие магического «секрета» как раз и означает гностический принцип развития всего естественного – в сверхъестественное, нормального – в паранормальное, сенсорного – в экстрасенсорное, человеческого – в божественное… Этим гностический «секрет» принципиально отличается от христианского «чуда», которое онтологически превышает тварное естество, будучи исключительно действием Божиим, выходящим за пределы законов существования сотворенной природы. Классический пример «секрета» – «философский камень» в алхимии, раздобыв который, каждый может заняться мелким чудотворством. То есть, всяким «секретом» человеку можно овладеть («раскрыть секрет», «узнать секрет»), потому что «секрет» это и есть гнозис («тайное знание» квазирелигиозного характера). Поэтому и познание гностическим «апостолом Андреем» «секрета» хождения по воде в теософской притче «Прогулки по воде» «органически» должно быть продолжено и на «секрет» воскрешения умерших… Как в интервью Бутусов сначала говорит, что у него таланта проповедника и артиста (что здесь одно и то же) особого нет, а буквально следом выясняется, что все-таки есть (и побольше чем у некоторых), так и взыскание «апостолом Андреем» магических «секретов» гностического «спасителя» отнюдь не должно останавливаться на «секрете» хождения по водам, но без ложной скромности может (и должно) быть продолжено и на высший «секрет» реанимации погибших. В «общечеловеческой» религии по-другому просто нельзя «веровать», потому что «большой грех» это в отношении «натуры». И вот все эти «секреты» раскрытия божественного «потенциала» человеческого естества великодушно открываются Андрею «Великим Бодхисатвой» Иисусом.

Видишь, там на горе возвышается кpест,
Под ним десяток солдат – повиси-ка на нём,
А когда надоест, возвращайся назад
Гулять по воде,
Гулять по воде,
Гулять по воде со мной.

Это же самое, по сути, Бутусов и в интервью «проповедовал»: сначала надо пройти через «трудные времена»… Сперва необходимо так или иначе «пострадать» и «помучиться», уединяясь ото всех в гностической «пустыне», «дисциплинируя» самого себя… Чтобы затем «явиться народу» созревшим «спасителем», «Князем-Христом» Достоевского…

«Да Христос и приходил затем, чтоб человечество узнало, что знания, природа духа человеческого может явиться в таком небесном блеске, в самом деле и во плоти, а не что в одной только мечте и в идеале, что и естественно и возможно» (Достоевский Ф. Бесы. Подготовительные материалы. / Д.,XI,112).

«А хотелось бы иметь духовника – человека, которому можно исповедаться? – Да, и он у меня есть. Духовник – это человек, который должен уметь утешить, исцелить, воскресить угасающую надежду. Это моя жена» (Что позволено Ю-Питеру? Интервью с В.Бутусовым).

Соответственно, и наоборот. «Натура»-то ведь у всех одна и та же: «богочеловеческая», «саморазвивающаяся»… Если один может быть «Утешителем», «Целителем» и «Воскресителем» другого, то и другой завсегда может им стать, если пройдет указанный «царский путь» до конца, взойдет на свою персональную «голгофу».

Hо, Учитель, – на касках блистают рога,
Чёрный воpон кружит над крестом…
Объясни мне сейчас, пожалей дурака,
А распятие оставь на потом.

Здесь «Андрей», конечно, выказывает «греховное» малодушие, нетерпеливое желание перескочить экстерном в следующий разряд духовного табеля о рангах… Чем приводит артистического «Христа» в гомерический гнев:

Онемел Спаситель и топнул в сердцах
По водной глади ногой.
“Ты и верно дурак!” – и Андрей в слезах
Побрёл с пескарями домой.

Гнев «спасителя», как мы видим, чисто человеческий, то есть, греховный, потому что «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной» (Мф 5:22). Тем самым «общечеловеческий Христос», нарушая заповеди евангельского Христа-Бога, дает понять «Андрею», что ничто человеческое Ему не чуждо, то есть, совершает гностический «кенозис» как снисхождение к текущей немощи «Андрея»… Чтобы в дальнейшем вернее увлечь его к вершинам «духовного развития». Ведь от непреложных законов «саморазвития естества» «Андрею» все равно никуда не деться… То есть, далеко-то он не уйдет, «полежит на диване», «помучается» депрессией – и встанет на Путь «просветления», волей-неволей взойдет на свою «голгофу» как на гностический Байконур, выводящий человеческое естество на божественную орбиту… А вернувшись обратно на грешную землю, начнет «гулять по воде» в качестве следующего гностического «спасителя» перед новыми рыбаками, собравшимися на причале, как зрителями, купившими билеты в первый ряд…

А там и митрополиты с орденами и терновыми венками из чистого золота подоспеют.

Александр Буздалов
Сайт «История идей»
11 января 2022

Заметки на полях

  • Нижний Новгород

    Непонятно, с какой целью учреждены церковные награды. Ради того, чтобы потешить гордыню и тщеславие награждаемых ими недохристиан? Ведь настоящие христиане понимают, что эти цацки не будут иметь никакого веса на Страшном Суде. Вряд ли преподобный Серафим Саровский, чье имя носит орден, радуется, глядя на этот цирк.

  • Тюмень

    Печальные настали времена — даются за болезни ордена!…

  • МО

    Простите, опять я с далеко несвяточным текстом.

    //В 1997 году в Великобритании был снят клип на совместную песню Вячеслава Бутусова и Бориса Гребенщикова «Нежный вампир». Сюжет клипа имел мистический характер, для усиления которого продюсер песни Билл Нельсон выдал напрокат музыкантам экзотические одеяния и предметы, среди которых, например, нашейный знак рыцаря-тамплиера или две ритуальные трости масонского «Ордена Нового Храма». Съемки клипа сопровождались ураганом в графстве Йоркшир, где все действие разворачивалось. Едва не случилось наводнение, линии электропередач были разорваны. Тем не менее, клип удалось снять и после монтажа он был доставлен в Россию. 10 марта на каналах ОРТ и ТВ-6 состоялась его премьера под брендом «Наутилус Помпилиус», хотя к самой группе песня не имела никакого отношения. Группа находилась в стадии окончательного распада, а Бутусов уже в то время предпочитал работать сольно. На телеэкранах клип появлялся довольно нечасто, а для широкой публики песня так и осталась одной из частей саундтрека к фильму Алексея Балабанова «Брат».//
    https://vk.com/wall-115941115_18235

    Вячеслав Бутусов и Борис Гребенщиков/ Нежный вампир, 1997 г.
    https://www.youtube.com/watch?v=aekFTTNJTTA

    Холоден ветер
    В открытом окне,
    Длинные тени
    Лежат на столе.
    Я таинственный гость
    В серебристом плаще,
    И ты знаешь зачем
    Я явился к тебе.

    Дать тебе силу,
    Дать тебе власть.
    Целовать тебя в шею,
    Целовать тебя всласть!

    Словно нежный вампир…
    Словно нежный вампир…
    Как невинный ребенок,
    Как нежный вампир…
    Встань!

    Подруги твои
    Нюхают клей,
    И с каждым днем
    Они становятся немного глупей.
    В этой стране,
    Вязкой как грязь,
    Ты можешь стать толстой,
    Ты можешь пропасть…
    Но я разожгу
    Огонь твоих глаз.
    Я дам тебе силу,
    Я дам тебе власть…
    Я сделаю тебя
    Не такою как все!
    Как агнец на закланье,
    Я явился к тебе…
    Дать тебе силу,
    Дать тебе власть.
    Целовать тебя в шею,
    Целовать тебя всласть!

    Словно нежный вампир…
    Словно нежный вампир…
    Как невинный ребенок,
    Как нежный вампир…

  • Хочу попросить авторов сайта разобрать также творчество детских писателей, того же Корнея Чуковского, который, как я знаю, не брезговал водить дочь в крематорий , посмотреть для развлечения на сжигание трупов. До сих пор его рекомендуют к прочтению, как «гениального и уникального детского писателя». Также было бы интересно узнать ваше мнение о семейном образовании в связи с полной деградацией школы. ( Мой муж работает учителем и репетитором по математике , и когда к нему на занятие пришли девочки после сдачи ЕГЭ по русскому, он спросил , какая проблема была поставлена в сочинении и какой литературный пример они привели; обе девочки (из разных школ и независимо друг от друга!) Привели «профессиональную деятельность» Сонечки Мармеладовой в качестве БЛАГОРОДНОГО САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ. О чём ещё можно говорить???

  • Георгий Селин, иерей (13.01.2022 в 22:17). МО. … «Простите, опять я с далеко несвяточным текстом». Вы, правы батюшка о. Георгий, — это не только негодный текст к святым дням не относится, но и всё безобразно само по себе… Отчего Вы это опубликовали?

  • МО

    Простите, отче, я постараюсь исправиться.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок