col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иеромонах Роман. Ибо оно верует!

«Ни софисты, ни поэты, ни ораторы — никто не знает, что хорошо, истинно и прекрасно…» — некогда разочарованно выдохнул языческий философ. Помню, в юности меня поразили эти слова: стоящий на олимпе общественного мнения родитель произнёс сокрушительный приговор собственному чаду — философии и литературе, показав безсилие лжеименного разума и безблагодатного слова. И в самом деле: какова цена тому, что создавалось из любви к Истине, Благу и Прекрасному, но изменило первоначальной Цели? Никто да не обвинит обвинившего себя, жившего до Рождества Христова, не слыхавшего слов Спасителя: Азъ есмь Путь и Истина и Животъ (Ин. 14:6).

Но никто не может и утверждать, что живые глаголы Сына Человеческого были бы услышаны античным любомудром, потому что через множество веков, почти в наше время, расхристанный мыслитель попытался дать своё определение Прекрасному. Начав с ветхой древности, поплутав по задворкам средневековья, доведя читателя до своего столетия, в конце псевдонаучного многословия утвердительно изрек: «Прекрасное есть жизнь!»

Красивые слова, но они оставили в полном недоумении пишущего эти строки: если жизнь растений, насекомых, животных можно и должно назвать прекрасной, как не противоречащей Замыслу Творца, то как назвать прекрасной жизнь человека, воюющего с Прекрасным? Посмотрите вокруг! Разве под видом любви к Истине, Красоте, Свободе не ведётся война против Истины, Красоты и Свободы? Если и говорится об Истине — чтобы прикрыть свою ложь. Если обращаются к Красоте — чтобы спрятать уродство своей души. Если вопиют о Свободе — чтоб никто не увидел позорного рабства вопиющих. И все, делая зло, указуют на Благо! Что уж нынче не рядят в благообразие Красоты, Истины, Свободы, Любви! Мiр отверг призывающее к подвигу и терпению врачевание Христово. Мiр бежит от Света Учения Богочеловека, потому что обличающий Свет Христов обнажает язвы мiра. Но как без врачевания набраться сил для восхождения? Как без Света найти утерянное? И вот закономерный результат — «ни софисты, ни поэты, ни ораторы — никто не знает…».

Но так ли уж оправданы притязания внешних на привилегию обладания Высшим? Разве Создатель — Бог одного сословия, а не Господь всех? Не простых ли рыбаков Господь поставил поводырями вселенной? Не они ли первыми возгласили об Истине, Красоте и Благе — Сыне Божием? Что оставалось бы без них простому человечеству? Плестись, как и прежде, неведомо куда за теми, кто, кроме поисков, ничего не может дать? Можно ли верить вечным искателям, ставящим поиски Истины выше Самой Истины? Не достаточно ли плутаний, порою неимоверно кровавых?

Изберём путь Жизни, последуем не за уводящими, а за просвещёнными Духом Святым, призывающими отвергнуть страсти и похоти мiра, благословляя жаждущих исцеления и преображения. Откроем Святое Евангелие — Слово Божие! Отнесём все благие именования к Неименуемому как дар от несовершенного человечества, не пытаясь ограничить словами Того, Кто выше всех слов и понятий. Ум не в силах познать непознаваемое естество Непостижимого, но сердце знает Божество по Его осияниям, радуется приближению Милующего, хочет быть с Ним, готово принести любую жертву, обретает Причину и Цель бытия, воспевает Истину, Благо, Красоту. Сердце любит, ибо знает, и знает без сомнений, ибо оно верует!

10 апреля 2007, Вторник Светлой седмицы
скит Ветрово

Из сборника «Одинокий путь» (Минск: Издательство Белорусского экзархата, 2008)

Заметки на полях

  • В нас брагой вдохновенье бродит —
    «Творцам» привычен непокой,
    Но как узнать, кто нынче водит
    Моей непраздною рукой?

    Кто мне внушает мысли эти?
    Кто рифмы подгоняет в срок?
    Кому нужны на целом свете
    Незнамо чьи шеренги строк?

    Пред истинным Творцом немею,
    Надеясь, коль вернется речь, —
    Как Микеланджело сумею
    От камня лишнее отсечь!

  • Томится ум как в клетке птица;
    Его природа — суета.
    Ему б у сердца научиться
    Не ныть под тяжестью креста.

    Ум грешный то к вершинам рвется,
    То камнем падает на дно,
    А сердце тем ровнее бьется,
    Чем больше верует оно.

  • Готов ли сам к тому, что сердце просит?
    Желанный Край не всякий понесёт.
    Там нет волны, которая возносит,
    И нет волны, которая зальёт…

  • Из книги игумена Никона (Воробьева) Как жить сегодня / Письма о духовной жизни.

    Духовный человек тот, кто стяжал в себе Духа Святого, стал храмом Духа Святого. Вы есте храм Божий и Дух Божий живет в вас (1Кор. 3, 16).
    Как стяжать Духа Святого – об этом говорит и Евангелие, и, особенно подробно, св. Отцы. Это вы должны знать.
    Скажу о признаках духовного человека, как описывают его св. Отцы. Духовный человек совершенно отличается от душевного или плотского, что почти однозначно здесь. Он есть новый человек, а душевный есть ветхий человек. Что в нем нового? – Все: ум, сердце, воля, все состояние, даже тело.
    Ум нового (­ духовного) человека способен постигать отдаленные события, прошлое и многое из будущего, постигать суть вещей, а не только явления, видеть души людей, ангелов и бесов, постигать многое из духовного мира (­потустороннего). Мы имеем ум Христов (1Кор. 2, 16), – говорит духовный ап. Павел.
    Сердце нового человека способно «чувствовать» такие состояния, о которых кратко сказано: Око не виде, ухо не слыша, и на сердце человека (плотского, душевного, ветхого) не взыдоша.
    Я написал “чувствовать”, но это не точно. Можно сказать: переживать, воспринимать. Эти переживания… Написал это слово и остановился, потому что оно имеет субъективный оттенок, поэтому лучше сказать: это восприятие сердцем настолько полно блаженства, неизреченной радости, что затрагивает всю душу человека, переполняет его величайшей благодарностью к Богу как к источнику этих состояний, любовью к Нему и желанием претерпеть всякие муки и страдания за Него, чтобы отблагодарить Его, чтобы показать Ему свою ответную любовь, чтобы не лишиться этих благ.
    Что воздам Тебе, Господи, за вся, яже воздаде ми? Таким же образом и воля нового человека целиком устремляется к любви и благодарности к Богу, к желанию во всем творить только волю Божию, а не свою.
    Словом, человек, стяжавший Духа Святого, весь обновляется, делается иным (отсюда – прекрасное русское слово: инок) и по уму, и сердцу, и воле.
    Тело духовного человека тоже изменяется, становится частично подобным телу Адама до падения, способным к духовным ощущениям и действиям (хождение по водам, способность долго оставаться без пищи, моментальный переход через большие расстояния и т. п.).
    Состояние духовности дает человеку такие переживания блаженства, что апостол Павел восклицает: нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8, 18). А преп. Серафим в согласии с древними Отцами так говорил: если бы человек знал об этих состояниях блаженства, которые еще и здесь бывают, а тем более в будущей жизни, то согласился бы прожить тысячу лет в яме, наполненной гадами, грызущими его тело, чтобы только стяжать эти состояния. Вот кратко понятие о духовном человеке, а, следовательно, и о духовности. В таинстве Крещения и Миропомазания человек облекается во Христа и в Духа Святого, и от свободной воли человека зависит: жизнью по евангельским заповедям заквасить всего себя закваской Царствия Божия, закваской Духа Святого, и стать прочно Новым Человеком по образу Иисуса Христа или подавить все жизнью по ветхому человеку.
    Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием (1Кор. 2, 14). Это мы видим на каждом шагу, ибо и мы сами, и окружающие нас не духовны, а душевны, находимся еще в ветхости. В лучшем случае сознаем себя такими, боремся, желали бы быть духовными, но недостаточно делаем для достижения этого. Мы можем и ценить духовных людей, но познать и понять их не можем, а считаем их духовными с чужого мнения, большей частью ошибочно. Плотского же человека надо поставить еще ниже душевного. Термин “ветхий человек” можно отнести и к душевному и плотскому. Оба еще ветхи, не обновились. Однако, плотский человек грубее, чем душевный, более материален, слабее верует или и вовсе не верует в Иисуса Христа, о духовном же не имеет никакого понятия. См. Галатам 5:19–21.
    Мирские люди (новый термин, т. е. душевные и плотские) называют “духовным” имеющего сан священства или монашествующих, или всякого даже, кто немного начинает читать Псалтирь, ходить в церковь и читать духовные книги. Из вышесказанного видно, насколько это ошибочно. Так же и многие книги называют духовными, если только в них говорится о духовных предметах. Между тем духовных книг почти нет. Только Священное Писание и творения св. Отцов духовны. На них-то и можно немножко понять опытно, что значит “духовный”. Сравни писания Игнатия Брянчанинова и каких-либо профессоров богословия. Какая резкая разница! Ты это хорошо ощущал.
    Пир, о котором я говорил, усиленно готовится. Если начнется, то сразу, ни на что не глядя, приезжай сюда, чтобы вместе жить или умирать.
    Мне действительно лучше, но иногда шалит сердце и бывают боли во всей груди…
    Вот еще тексты, подтверждающие сказанное: Это люди душевные… не имущие духа (почему здесь слово “духа” с маленькой буквы?) (Иуда,19).
    Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская (Иаков. 3, 15). Везде слово “душевный” в греческом тексте выражено словом “психико­с”.
    Словом «психи­» греки обозначали низшую часть души человека, общую с животными. Высшую же обычно выражают словом “ноо­с” или “нус”, т. е. ум, разум.
    В писаниях св. Отцов очень много говорится о духовности, об?жении человека, о том, что человек делается богом по благодати, также и о плотском и душевном состоянии.
    Увы! Нет у душевных и плотских людей вкуса к чтению духовных книг. А если умом только читают, то остаются холодными и голодными, не понимают силы написанного и бросают чтение, обращаясь к докторам богословия, особенно протестантам.
    Из моей писанины не делай вывода, будто я опытно познал духовность человека. Нет. Но ищущему Господь по неложному Своему слову, особенно в начале пути, дает несколько вкусить будущих благ, чтобы поощрить к дальнейшему исканию. Об этом говорят все.
    Но мы, познав кое-что, как псы, возвращаемся на свою блевотину (2Петр. 2, 22) и теряем небесные блага. Остается, и то лишь у некоторых, тоска о потерянном рае, а дел и трудов для возвращения его нет.
    Новый повод к сугубому плачу о своей греховности, об измене Богу делами…
    Будь здоров. Да хранит тебя Господь от плотских дел и от дьявола.
    Твой знакомый.

  • Спаси, Господи, отче Роман за путь Жизни, за Слово Божие, за любящее Бога сердце!
    «… Сердце любит, ибо знает, и знает без сомнений, ибо оно верует!»

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок