col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иерей Георгий Селин. Православие и каббала. Священник Барицкий

Часть вторая, часть первая

Редакция не всегда разделяет мнение авторов

Свящ. Барицкий: Од­на­ко воз­мож­но по­ни­мать это выра­же­ние [«βίβλος γενέσεως»] и в еще бо­лее ши­ро­ком смыс­ле. Для это­го нам не­об­хо­ди­мо всмот­реть­ся в те слу­чаи, ко­г­да это сло­во­со­че­та­ние встре­ча­ет­ся в кни­ге Бытия [Быт. 2: 4, 5: 1, 6: 9, 10: 1, 11: 10, 11: 27].

Г.С.: Всмот­рим­ся в эти слу­чаи.

1. ЦСЯ: Сия кни­га бытия не­бе­се и зем­ли… (Быт. 2: 4).
1. Си­нод.: Вот про­ис­хож­де­ние не­ба и зем­ли… (Быт. 2: 4).

2. ЦСЯ: Сия книга бытия человеча… (Быт. 5: 1).
2. Синод.: Вот родословие Адама… (Быт. 5: 1).

3. ЦСЯ: Сия же бытия Ноева… (Быт. 6: 9).
3. Синод.: Вот житие Ноя… (Быт. 6: 9).

4. ЦСЯ: Сия же (суть) бытия сынов Ноевых… (Быт 10: 1).
4. Синод.: Вот родословие сынов Ноевых… (Быт 10: 1).

ЦСЯ: И сия бытия Симова… (Быт. 11: 10).
Синод.: Вот родословие Сима… (Быт. 11: 10).

5. ЦСЯ: Сия же бытия Фарры… (Быт. 11: 27).
5. Синод.: Вот родословие Фарры… (Быт. 11: 27).

Свящ. Барицкий: Мы увидим, что каждый раз бытописатель использует его для того, чтобы завершить рассказ о каком-то значимом в судьбах мира деянии Божием и начать повествование о новом этапе Божественного домостроительства (творение мира (1. ― Г.С), человека (2. ― Г.С.), нового мира после потопа (3. ― Г.С.), творение язы́ков (народов) в истории с Вавилонской башней (4. ― Г.С.), творение нового народа в истории Авраама (5. ― Г.С.)). Выражение «βίβλος γενέσεως» каждый раз вводит тему творения, конца старого и начала нового. Используя это выражение, евангелист привлекает наше внимание не просто к генеалогии предков Иисуса, а также истории Его рождества, Он указывает на то, что речь пойдет о новом этапе отношений человека и Бога. Возникает новая реальность ― событие, сопоставимое по своей значимости с величайшими событиями древности, во время которых Сам Бог принимает непосредственное участие в судьбе мира и человечества.

Г.С.: Всё это, конечно, интересно. Однако выражение «βίβλος γενέσεως» читается только в греческом и отчасти в церковнославянском переводах, а в синодальном переводе, где связи слов разорваны, ничего этого не видно. Поэтому большое спасибо батюшке, что объяснил на греческом и на иврите мысль, которую вырезали в синодальном переводе Библии. Впрочем, за чтением статьи отца Барицкого мы отвлеклись от сути. Какое отношение эта статья имеет к каббале? Переходим к подзаголовку в статье отца Дмитрия под названием «Богословие в числах».

Свящ. Барицкий: Однако, истина мессианства Иисуса выражается не только при помощи формального перечисления имен, но и при помощи числовой символики. Привлекает внимание число 14, которое Матфей в своей генеалогии повторяет три раза. Создается впечатление, что евангелист намеренно ретуширует исторические факты (например, исключение имен как минимум трех царей), чтобы получить эту цифру. Чем она так важна для автора? Одно из самых распространенных толкований предлагает видеть в этом числе указание на имя царя Давида [20]. Перед нами т. н. гематрия ― прием, который был широко распространен среди иудейских и христианских писателей в древние времена [21].

[20] См., например: Davies M. Matthew. – Sheffield, England: JSOT Press, 1993. – 224 p. – P. 30-31; France R.T. The Gospel According to Matthew. – Leicester, 1985. – P. 75; Schnackenburg R. The Gospel of Matthew. – Сambridge: Eerdmans, 2002. – P. 16, 17.

Г.С.: Интересно, у каких христианских писателей древности был широко распространён приём гематрии? Кто они? Может, их имена называют авторы, перечисленные в ссылке [20]? Думаю, что и они их не называют, потому что иначе бы эти имена перекочевали в статью о. Барицкого, которому, кстати, не нужно было обращаться к Schnackenburg R. в Сambridge за гематрией имени Давид, потому что таковая экзегеза под рукой ― на православном портале «Экзегет».

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев): Итак, от Авраама до Давида 14 родов, от Давида до Вавилонского плена 14 родов и от Вавилонского плена до Христа 14 родов (Мф. 1:17). Разумеется, евангелисту было прекрасно известно, что эти эпохи в действительности были очень неравными по времени: между Давидом и пленом прошло около 400 лет, а между пленом и Иисусом около 600 лет. Но в числовой симметрии (14 – 14 – 14) выражена мысль о планомерном течении истории. Важно именно это, а не конкретное число поколений внутри каждой из эпох. И если Матфей их уравнивает по времени, то делает это с определённой целью. Цель же вот в чём. Читатель должен понять, что вся история Израиля, которая началась с Авраама, несмотря на свои светлые и темные времена, на высоты и падения, не есть бессмысленное движение случайностей, но планомерное движение к своему завершению. Мессия Иисус ― вот цель истории дома Давида. Но почему именно 14, а не какое-то другое число? Да потому, что, как предполагают многие исследователи, число 14 ― гематрия, то есть численное значение имени Давид. Напомню, что такое гематрия. Гематрия ― излюбленная игра, шарада античного мира. Само слово «гематрия» ― искаженное греческое «геометрия». Под геометрией в простом народе понимался счёт, или математика вообще. Числа тогда обозначались не цифрами, как это делаем мы, а буквами алфавита. Например, греческие A (альфа) = 1, B (бета) = 2, I (иота) = 10, K (каппа) = 20, R (ро) = 100, S (сигма) = 200 и так далее. Не иначе и с еврейским алфавитом: алеф = 1, бет = 2, гимель = 3, далет = 4 и так далее. Буквы того или иного слова переводили в числа, эти числа складывали, и полученная сумма давала число слова. Обратная задача ― по сумме угадать соответствующее слово ― требовала догадливости. К этому и сводилась игра (dwd: далет – 4, вав – 6, далет – 4; их сумма: 4 + 6 + 4 = 14). Так что текст Матфея, используя символический счёт, как бы трижды повторяет: Давид – Давид – Давид. Иисус Христос ― Сын Давидов! Мало того. Ведь 14 – удвоенное священное число 7 – число недели, число субботы. В иудейской апокалиптике того времени было популярно воззрение, изложенное в апокрифической книге Еноха, что от сотворения мира до Судного Дня Господня должно пройти 10 так называемых космических недель. На исходе 9-ой космической недели должен явиться Мессия, Сын Давидов. Космическая неделя длится 7 космических дней. Космический день ― продолжительность жизни одного поколения. От Авраама до Иисуса Христа, как написано у Матфея, прошло 14 × 3 = 42 поколения, 42 космических дня. Но всякому знатоку Писания было известно также, что от Адама до Авраама прошло 21 поколение, то есть 21 космический день. Итого получается, что от Адама до Иисуса Христа 21 + 42 = 63 космических дня, то есть 63 : 7 = 9 космических недель. Вот, согласно популярным апокалиптическим пророчествам, на исходе 9-ой космической недели и в начале 10-й космической недели и явился ожидаемый Мессия, Сын Давидов ― Иисус.

Напрасно ходил отец Барицкий в Кембридж. Гематрия рядом, в Санкт-Петербургской Духовной академии. Это как в сказке Н. В. Гоголя про Вакулу: «Тому не нужно далеко ходить, у кого ч… за плечами», и мы ещё вспомним это выражение в завершении статьи. Но я опять отвлёкся. У каких христианских писателей древности был широко распространён каббалистический приём гематрии? Смотрим ссылку [21]. Ну да, это те самые стихи из Откровения Иоанна Богослова про три шестёрки. И что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть (Откр.13: 17-18). «Перед нами т. н. гематрия ― прием, который был широко распространен среди иудейских и христианских писателей в древние времена», ― пишет о. Барицкий, и заставляет меня в очередной раз задуматься, зачем он говорит неправду: по неведению или намеренно?

Про иудейских писателей ― да: они не только в древние времена, но и доныне широко пользуются этим каббалистическим приёмом. Но зачем смешивать с ними христианских писателей, приведя при этом единственный пример? Причём такой пример, который может быть назван антипримером. Что я имею в виду?

Обратим внимание, для чего апостол Иоанн предлагает воспользоваться гематрией (и такого рода совет единственен в Новом Завете, а, может, и в Ветхом; поправьте меня, знатоки, если я ошибаюсь)? Для вычисления имени зверя: сочти число зверя, ибо это число человеческое. О чём это говорит? Не о том ли, что гематрический способ распознавания людей и явлений есть мудрость человеческая? Мудрость земная, а не духовная. Какая между ними разница, прекрасно объяснил апостол Иаков: Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская (Иак. 3: 13-15).

Определение антихриста через гематрию есть мудрость именно земная, душевная, бесовская[1], потому что узнавать того, кто выдаёт себя за Христа и христианина, не будучи таковым, следует не через подсчёт чисел, ибо такой способ познания свойственен более компьютеру, чем человеку. Чтобы узнать антихриста, нужно знать Дух Христа. Узнай Христа ― вот мудрость духовная, мудрость, сходящая свыше, которая, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна (Иак. 3: 17). Только такой мудростью обладая, можно различить антихриста. А способ узнавания антихриста через подсчёт суммы чисел в его имени апостол Иоанн оставил для тех, кто хотел бы земной мудростью пользоваться в определении имени зверя, чтобы и они могли вычислять его.

Но почему я говорю об антихристе в будущем времени? Разве в настоящем времени его нет? Разве не сам тайновидец сказал: и теперь появилось много антихристов? (1 Ин. 2: 18). И что? Разве учил он узнавать их гематрией? Нет, он учил иначе: всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире (1 Ин. 4: 3).

Впрочем, я опять отвлёкся от темы. Речь шла о том, что не мог каббалистический способ познания мiра быть широко распространён среди христианских писателей. Я, конечно, многих из них не читал, но думаю, что исследователи такой животрепещущей темы, какой является тема 666, привели бы много примеров гематрии из трудов христианских писателей, если бы последние пользовались подобными методами «вычисления» людей и явлений. Но таких примеров рачители земной премудрости не привели, значит и гематрии в трудах христианских писателей нет. Однако буду рад, если мне укажут на ошибочность моего мнения.

Свящ. Барицкий: В еврейском языке имя Давид имеет три согласных, сумма числовых значений которых равна 14 (Д (=4) + В (=6) + Д (=4)). Отсюда мы и имеем: 3 (три буквы имени Давида) на 14 (сумма числовых значений букв). Таким образом евангелист указывает на то, что сей Иисус есть истинный «Сын Давидов».

Г.С.: Так вот оно что! Оказывается, доказательство истинности Христа заключается в совпадении гематрии имени Его предка (14) и троекратно названного евангелистом Матфеем числа 14: Всех же родов от Авраама до Давида родове четыренадесяте: и от Давида до преселения Вавилонскаго родове четыренадесяте: и от преселения Вавилонского до Христа родове четыренадесяте.

Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число Христа. Оказывается, истинность Христа, как и имя антихриста, можно подсчитать математически. Вы удивляетесь моему сопоставлению, читатель? Но ведь этому сопоставлению нас учит о. Барицкий. Ссылаясь на слова апостола Иоанна о том, что имя зверя можно подсчитать, священник (не он, конечно, но его зарубежные наставники) математически доказывают истинность Христа. Вот так внедряют в православное сознание иудо-каббалистические способы мышления.

Ты ли еси Грядый, или иного чаем? ― спросили Господа посланные от Иоанна Крестителя. И что Он ответил? Посчитайте число родов от царя Давида и до Меня, а также гематрию имени Давид и убедитесь, что время исполнилось, потому что там и там ― семёрка. Так Он им сказал? Или Он велел открыть книгу Еноха, согласно которой «от сотворения мира до Судного Дня Господня должно пройти 10 так называемых космических недель, а на исходе 9-ой космической недели должен явиться Мессия, Сын Давидов», и посчитать космические недели, как это делает архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) (см. об этом выше)? Нет, Он сказал: Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне (Мф. 11: 4-6).

Кстати, гематрия имени Иисус ― 888[2]. Вы не знали этого, читатель? И вас это известие наверняка заинтриговало. Ещё бы, открывается бездна для размышлений! Восьмёрка это ― день осьмый, или жизнь будущего века. И там, в вечности ― Он, всё Собою исполняющий Иисус. Смотрите, какое несомненное доказательство, что Иисус ― истинный Мессия, потому что в Его имени три восьмёрки. А в имени антихриста три шестёрки… А давайте сравним и подумаем… И вот уже понеслась наша мысль по бескрайним математическим полям среди чисел, колосящихся справа и слева. И вот уже числами мы питаем свой ум, а размышления о грехах отодвинули на задний план. В то время как именно плач о грехах и благодарение Богу об их прощении, которое Он даровал людям в лице Своего Сына, должно быть главной пищей нашего ума, главным умным деланием христианской жизни. А числа это ― десерт, без которого можно обойтись. С ними, конечно, интересно, но они далеко не главное. Хотите знать отношение к числам христианских писателей древних времён?

Свят. Василий Великий: И почил Бог от всех дел Своих в день седьмой (Быт. 2:2). Пусть знатоки науки чисел и те, кто изучал подобного рода предметы и считает знания в этой области чем-то важным, скажут, что число «шесть» сродни сотворению мира по своей плодовитости, поскольку рождает из себя много числовых сочетаний и является совершенным в своих частях. Что же касается теорий о шестерке, излагаемых математиками в школьных рассуждениях, то пусть те, у кого есть досуг, говорят об этом особо. Пусть также говорят и о семерке, что в этом числе есть некая бесплодность, потому что число «семь» ничего из себя не рождает и само от другого не рождается. Чтобы избежать чрезмерного увлечения этим пространным предметом, я скажу о нем немного и перейду к тому, что легче для понимания. Сведущие в этих вопросах пусть знают, что сокровище этих знаний заложено в нас. Вот почему именно здесь семена математики, если математика есть нечто важное.

Как понять слова святителя: «Сведущие в этих вопросах пусть знают, что сокровище этих знаний заложено в нас»? Думаю, что выражение «заложено в нас» надо понимать в том смысле, что способность считать дана человеку от природы, а не от Бога. Разумеется, и природа наша от Бога, и все способности человеческие от Бога, но, говорят, и вороны (по-английски ворона ― raven) считать умеют. А вот духовного разумения у ворон нет.

Свят. Василий Великий: Вот почему именно здесь семена математики, если математика есть нечто важное.

Г.С.: «Именно здесь», т.е. в естестве человека всеяны семена математики. Впрочем, знающие греческий язык пусть меня поправят, если я что-то не так понял в словах Василия Великого.

Свят. Василий Великий: Поскольку эта наука порождена мудростью мира или сама есть мудрость мира, мы не собираемся хвастаться тем, что сами заимствовали кое-что из значительных трудов. И чтобы доказать этим людям, что исследуемое ими со столь великим усердием в наших глазах презренно, обойдем молчанием изучение этих вопросов; к тому же теоретизирование по этому поводу не всем будет понятно. Но Церковь существует не для того, чтобы слушать отвлеченные рассуждения, а чтобы искать разрешения вопросов в целях [духовного] назидания.
https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev/

Вот премудрость ― Церковь существует для духовного назидания. А какое духовное назидание можно извлечь из числового значения слов? Конечно, и в математике есть назидание, но при условии, если подсчёт совершается благочестно, как говорит святитель.

Свят. Василий Великий: Господь, предавая нам об Отце и Сыне и Святом Духе, не счетом переименовал Их, ибо не сказал: в первое, второе и третие, или ― в одно, два и три, но в святых Именах даровал нам познание веры, приводящее ко спасению. Посему, спасающее нас есть вера, а число придумано как знак, показывающий количество подлежащих. Между тем люди, из всего извлекающие для себя вред, и способность считать употребляют против веры, и хотя знают, что все прочее не изменяется от прибавки числа, однако же в рассуждении Божия естества боятся числа, чтобы ради него не преступить меры в чествовании, подобающем Утешителю. Но недоступное, о премудрые, тем наипаче да будет выше числа! Так и древнее благоговение Евреев особенными знаками начертывало неизглаголанное Божие имя, и тем показывало превосходство его над всеми именами. А если должно и счислять, то по крайней мере не надобно и в этом повреждать истины. Или молчанием почти неизреченное, или благочестно счисляй святое. Един Бог и Отец, и един Единородный Сын, и един Дух Святый. О каждой из Ипостасей возвещаем отдельно, но когда нужно будет счислять, тогда не попустим, чтобы невежественное счисление довело нас до понятия многобожия.
https://clck.ru/CiVZA

«Или молчанием почти неизреченное, или благочестно счисляй святое», ― пишет святитель. Как понять: благочестно счисляй? Значит, счислять можно, но только благочестно? А можно, выходит, счислять и не благочестно?

Благочестно ли думать, что евангелист Матфей для того трижды назвал цифру 14, чтобы указать на царя Давида, сумма букв имени которого равна 14? Неужели евангелист перечисляет 14х3 родов Христа (опуская при этом имена трёх царей во втором 14-ти имённом ряду, и «не замечая» того, что в третьем 14-ти имённом ряду им названы 13-ть предков Иисуса, а не 14), только для того, чтобы указать на гематрию имени царя Давида ― 14? Есть ли благочестие в таком счислении? Если есть, то я назвал бы его «еврейским» благочестием. А нам, христианам, нужно христианское благочестие. Где ему научиться? У святых отцов.

Златоуст: Евангелист разделил все родословие на три части, желая тем показать, что иудеи с переменою правления не делались лучшими; но и во время аристократии, и при царях, и во время олигархии предавались тем же порокам: под управлением судей, священников и царей не оказали никакого успеха в добродетели.

Г.С.: Эту мысль святителя Иоанна Златоуста о причинах разделения евангелистом Матфеем родов Христа на три части по 14 имён в каждой другие православные толкователи развили так.

Блаж. Феофилакт Болгарский: Матфей разделил роды на три части, чтобы показать иудеям, что находились ли они под управлением судей, как это было до Давида, или под управлением царей, как это было до переселения, или под управлением первосвященников, как это было пред пришествием Христа, ― они не получали от этого никакой пользы в отношении к добродетели и нуждались в истинном судии, царе и первосвященнике, который есть Христос. Ибо, когда прекратились цари, по пророчеству Иакова, пришел Христос[3] .

Троицкие листки: В конце родословия евангелист производит общий счет родам и, чтобы удобнее запомнить их, делит на три равные части: итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. Так можно разделить всю историю народа Божия от Авраама до Христа: от Авраама до Давида Евреи управлялись старейшими в роде и судиями; от Давида до плена Вавилонского ― царями; от плена Вавилонского до Христа ― первосвященниками. Явился Христос ― истинный Судия, Царь и Первосвященник, и прекратилось у Евреев всякое правление.

Г.С.: Что мы слышим в этих толкованиях? Мы слышим нравственное назидание, а именно учение о грехе и о милости Божией к грешникам. Учение о том, что Христос явился, чтобы не через Закон, но Своей жертвой исцелить и Своею благодатью спасти грешников. А тем временем отец Дмитрий продолжает подсчёты.

Свящ. Барицкий: Число 14 можно рассматривать как сумму двух 7. Число 7 в библейской традиции считается священным (седьмой день, седьмой год, Енох ― седьмой от Адама[4] и т. д.) Это число полноты, целостности, завершенности. В свою очередь, 14 по три раза это 7+7+7+7+7+7. Для того, чтобы число, указывающее на полноту, было в свою очередь взято в полноте, необходима еще одна 7. Эта новая (седьмая) 7 и начинается с Иисуса [23]. Использование автором первого Евангелия числа 14 можно трактовать как указание на тот факт, что к моменту рождения Иисуса «время исполнилось».

[23] Подробнее об этом см.: Allison D. C., Davies W. D. Matthew: in 3 Vol. – Bodmin, 2004. – Vol. 1. – P. 162.

И что? Эти вычисления благочестивы? Учат ли они видеть грехи, как мы это слышали в толкованиях святителя Иоанна Златоуста и блаженного Феофилакта Болгарского? Нет. Учат ли они благодарить Бога, как мы это увидим в толковании святителя Василия Великого, когда будем говорить о том, что Христос появился в семьдесят седьмом поколении от Адама? Нет. Речи о грехах и о благодарении не идёт в этих подсчётах, зато говорится о новом мире, новой твари, новом Адаме. Напомню, что статья называется «Новое творение (размышления в неделю святых Праотец)». «Се, творю все новое» ― название одного из подзаголовков этой статьи. И что? Неужели батюшка не прав? Неужели о новом творении не говорится в Евангелии? Прав батюшка, но… акценты. Они смещены.

«В свою очередь, 14 по три раза это 7+7+7+7+7+7. Для того, чтобы число, указывающее на полноту, было в свою очередь взято в полноте, необходима еще одна 7. Эта новая (седьмая) 7 и начинается с Иисуса», ― пишет отец Барицкий, ссылаясь на Allison D. C. и Davies W. D, и я не могу согласиться с его словами. Имя Христа не может начинать новую (седьмую) 7, ибо иначе не получится числа 14 в последней части Христова родословия. Об этом Златоуст говорит так: «Но для чего же евангелист в средней части родословия опустил трех царей, а в последней, поместив двенадцать родов, сказал, что их четырнадцать? Первое предоставляю собственному вашему исследованию, не почитая нужным решать для вас все, чтобы вы не обленились; о втором же скажем. Мне кажется, что он причисляет к родам время пленения, и самого Иисуса Христа, всюду совокупляя Его с нами. И кстати упоминает о пленении, показывая, что иудеи и в плену не сделались благоразумнее, так что из всего была видна необходимость пришествия Христова».

Не только Златоуст говорит об этом, но многие отцы. Свт. Афанасий Великий: Почему о родах сказано здесь: родове четыренадесяте, когда лиц поименовано двенадцать? Думаю потому, что Евангелист вместо одного рода полагал самое преселение, и вместо другого — Христа.

Блж. Иероним Стридонский: Пересчитай от Иехонии до Иосифа и найдешь тринадцать рождений. Таким образом четырнадцатым рождением представляется рождение Иисуса Христа.

Блж. Феофилакт Болгарский: Но каким образом от переселения Вавилонского до Христа четырнадцать родов, когда их оказывается только тринадцать? Если бы в состав родословия могла входить женщина, то мы причислили бы и Марию и восполнили число. Но женщина не входит в родословие. Как же это разрешить? Некоторые говорят, что Матфей поставил в счет переселение, как лицо.

Евфимий Зигабен: Следует также обратить внимание на то, почему евангелист, поставив в третьей части двенадцать родов, называет их четырнадцатью. Очевидно потому, что он поставил в число родов и время переселения и Самого Христа, как говорит великий Златоуст.

Итак, не может новая (седьмая) 7 начинаться с Иисуса, как об этом говорит о. Барицкий, пересказывая своих зарубежных наставников, потому что имя Иисуса Христа входит в последнюю (третью) часть родословия. Впрочем, это не значит, что время не исполнилось. Нет, время исполнилось, но сказать об этом православному священнику нужно было иначе, обратясь к святым отцам, а не к английским протестантам. Кстати, интересные факты узнал о Бадмине, где напечатана книга Allison D. C., Davies W. D. Это город в графстве Корнуолл, памятном для английской истории религиозным восстанием в 1549 году.

Википедия: В ходе английской Реформации, приведшей к разрыву отношений со Святым Престолом католической церкви, в 1549 году английский парламент принял Акт о единообразии. Он утверждал ввод в обязательное употребление «Книги Общих Молитв», содержавшей богослужебные тексты исключительно на английском языке. /…/ Рост недовольства новой книгой был также обусловлен тем, что жители Корнуолла в основном говорили на корнском языке и привыкли к службе на латыни. Нововведение разожгло серьёзное возмущение корнцев. /…/ В результате на мятежников двинулась королевская армия из хорошо обученных воинов. Армия короля включала наемных итальянских аркебузиров и около тысячи немецких ландскнехтов. Всего армия насчитывала более 8600 воинов, включая 850 человек кавалерии. /…/ Следующие сражения принесли королевским войсках полную победу, восставшие были разгромлены, около тысячи восставших было убито на поле сражения, около 900 пленным позднее перерезали горло. /…/ После поражения восставших королевские войска прибыли в Девон и Корнуолл; в графствах подавлялись остатки сопротивления, многие из восставших были казнены. Лидеров мятежников доставили в Лондон для казни. Всего в восстании погибли около 5500 человек. Предложение о переводе молитвенника на корнский язык было отвергнуто центральной властью. Гибель людей в ходе Восстания Книги Молитв и последующие репрессии, а также насильное введение английского молитвенника рассматривается как поворотный пункт в судьбе корнского языка, для которого — в отличие от валлийского — полный перевод Библии так и не был произведён.
https://clck.ru/33Sp5s

Похоже, корнуолльское «Восстание Книги Молитв» ― это что-то вроде английского старообрядчества. С той разницей, что руские старообрядцы не оказывали вооружённого сопротивления реформаторам, если не считать таковым Соловецкое сидение. Во всяком случае, старообрядцы не пошли войной на правительство, как это сделали корнуолльские католики в борьбе с протестантами. Хотя, некоторые события из русской истории заставляют предполагать обратное. Например, восстание Разина в 1667—1671 годах и век спустя восстание Пугачёва могут быть сравнимы по силе и размаху с корнуолльским мятежом, но историки не связывают их с верой восставших и с их национальным составом, называя главными причинами социально-экономические, хотя известно, что в 1652 и 1661 годах Разин ходил на богомолье на север, в Соловецкий монастырь. Впрочем, после уроков советских историков у меня нет доверия ни к каким правительственным историкам.

В результате восстания 1549 году с корнским языком в Англии было почти покончено. Однако (продолжаем сравнивать) после войн Разина и Пугачёва с местными народностями России такого не произошло. Хотя опять же, кто знает, что там было? Могло правительство повелеть не говорить и не писать об этом — вот и молчали все о кровавых расправах. Но как бы там ни было, спасибо и за то, что чуваши, марийцы, мордва, калмыки, башкиры и другие народности, воевавшие вместе с Разиным и Пугачёвым, живы до сих пор, а то могли бы, как в том анекдоте про Ленина, и бритвой по горлу полоснуть. Вообще говоря, тема насильственного введения религиозного единообразия как в отдельных странах, так и во всём мiре готова одарить множеством открытий своих исследователей. Кто продвигал и продвигает это единообразие? Как оно достигалось? К чему приводило и приводит? Изучение этих вопросов обещает богатую пищу для размышлений, но я, простите, опять отвлёкся. Мы говорим о статье о. Барицкого.

«Время исполнилось», ― повторяет о. Дмитрий слова евангелиста Марка и подтверждает их подсчётом семёрок, заимствованным у Allison D. C. и Davies W. D. Но почему за толкованием цифры 7 понадобилось обращаться к английским реформаторам, а не к святым отцам? Например, к святителю Василию Великому, сказавшему, что «в семьдесят седьмом поколении от Адама появился Христос». Вот она, полнота времён ― 77. Прочтём, как благочестиво и к великой духовной пользе читающих рассуждает святитель об этом числе.

Окончание следует.


Иерей Георгий Селин
9 февраля 2023

[1] Может показаться диким это утверждение, потому как из него выходит, что апостол Иоанн Богослов советует воспользоваться бесовской мудростью. За разрешением этого недоумения следует обратиться к первоисточнику ― апостолу Иакову, поставившему земную мудрость в один ряд с мудростью душевной и бесовской. Что это за мудрость? Я думаю, это тот практический житейский ум, обладатель которого может хорошо устроиться на земле, как правило, за счёт других. Известно, что обладателя этого ума похвалил его господин. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде (Лк. 16: 8). Да, похвалил, когда тот переключил свой ум с земного на небесное.

[2] «Интересно отметить, что число имени Иисуса на греческом языке Ἱησους (Ι = 10, η = 8, σ = 200, ο = 70, υ = 400, ς = 200) есть 888 ― тройная восьмерка», ― пишет прот. Геннадий Фаст в «Толковании на Апокалипсис».
Но возникает вопрос: можно ли гематрию слова «Иисус» считать на греческом, ведь имя Иисус ― Еврейское. И другой вопрос возникает: число имени зверя на каком языке считать? Примасий говорит, что для числа 666 нужно суммировать числовые значения греческих букв, потому что автор Апокалипсиса, «когда писал в Азию, выразился в соответствии с особенностями их языка: Я есмь Альфа и Омега…». Однако я думаю, что усилиями священника Барицкого и тех, кто с ним и за ним, будет продвинуто и широко распространено мнение, что Аз есмь Алеф и Тав, и потому имя противника Христова нужно считать на иврите. Написал же о. Барицкий, что еврейским прототипом греческого слова Χριστός является слово Машиах (מָשִׁיחַ‎). И вообще, из праиврита вышли все языки мiра, как говорит Г. Шолем.
А протоиерей Геннадий Фаст ― тот ещё мистик и герменевт. И да, увлекательно пишет. Например, раздел под названием «Число ноль (0)», который заканчивает словами: «Надеюсь, читатель, ты уже почувствовал вкус к Божественной математике, так поспешим же, оставив ноль, к выражающим некую реальную величину числам и их библейскому смыслу». Тот ещё искуситель. Может, пора и этому автору в «Православии и каббале» место отвести? Например, краткое его замечание не может не удивить: «По-видимому, от талмудистского представления и в народе говорят о «седьмом небе». Это в каком же народе говорят от талмудических представлений?

[3] Также хочу привести слова современного экзегета, протоиерея Олега Стеняева: «В наше время многие слишком много значения придают разным формам политического устроения общества. Однако мы видим, и это очевидно, ― с переменою правления люди лучше не становятся. Грешили иудеи и при патриархах (время от Авраама до Давида) ― общинно-родовой, или националистический период управления. Грешили и при царях (от Давида до Вавилона) ― монархический период управления. Грешили и при власти разных религиозных олигархических партий ― период политического плюрализма. И все равно Господу Иисусу Христу потребовалось прийти в этот мир, потому что никакие политические и националистические спекуляции не могут обезопасить и спасти человека от власти греха, власти дьявола и страха смерти».
https://ekzeget.ru/bible/evangelie-ot-matfea/glava-1/stih-17/
Хотите увидеть параллель между Еврейским народом и Руско-Русско-Российско-Советско-Россиянским народом, читатель? Вот она. Грешили и при князьях (от святого князя Владимира до первого руского царя Иоанна Васильевича) ― общинно-родовой период управления. Грешили и при царях (от Иоанна Грозного до советского Вавилона) ― монархический период управления. Грешили и при власти разных олигархических партий (от после развала СССР и доныне) ― период политического плюрализма… При любых формах правления грешили и грешить будут, потому что не форма государственной власти, но только Господь и Его Церковь, Которая есть Тело Его, могут спасти человека от власти греха, власти дьявола и страха смерти.

[4] «Седьмым от Адама был и Ламех, породивший науки и искусства и погрязший в греховной жизни (Быт. 4: 18–24)», ― замечает прот. Геннадий Фаст в упомянутом выше «Толковании на Апокалипсис».

Заметки на полях

  • МО

    Екатерина, всё, заткнулся. Вернее, меня заткнули. Всем бобра!

  • Пермь

    Олег
    10.02.2023 в 11:11
    МО
    «Алексей, из Вашей ссылки:
    Как говорится, хотели обличить, а итоге обличили себя сами.»

    «Ищите всюду духа, а не буквы…» Св. Игнатий Брянчанинов.
    А с целью реформы в интерпретации автора статьи можно и не соглашаться.

  • МО

    «А не написать ли мне пару статей?
    1. «Молитва раввина на Всемирном Русском Народном Соборе».
    2. «Именословное перстосложение и каббала».
    Или их написание будет рубкой сука, на котором я сижу?»

    О. Георгий, напишите пожалуйста, желательно обе. И ещё — личная просьба — прошу Вас в публикациях уделить внимание теме раскола Русской Церкви в 17 веке, гонениям на староверов и — в особенности — роли западного влияния (выразимся нейтрально, чтобы не задеть никакие конфессии и национальности) в этих трагических событиях. Спаси Вас Господи и позвольте выразить Вам и Вашей просветительской деятельности горячую поддержку словом — Вы для многих — как маяк здравого смысла в мире тотальной лжи.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок