Месяц тому назад, в начале марта 2018 года, Патриарх Кирилл совершил визит в Болгарию, приуроченный к празднованию 140-летия освобождения от османского ига. Предлагаем вашему вниманию два значимых эпизода пребывания Патриарха в Болгарии: встречу с президентом Республики Руменом Радевым и общение с журналистами в аэропорту.
Патриарх Кирилл: «Я очень надеюсь, что в сознании народа Болгарии, его политической элиты будет сохраняться уважение и признательность к великим жертвам, которые понёс наш народ совершенно бескорыстно, вопреки всяким политическим конъюнктурам для того, чтобы освободить Болгарию, сделать её свободной» (с 5:11 мин. 1-е видео).
Христос Бог: «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Тако и вы, егда сотворитЕ вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом» (Лк. 17:7-10).
Христос Бог: «Егда убо твориши милостыню, не воструби пред собою, якоже лицемери творят в сонмищах и в стогнах, яко да прославятся от человек. Аминь глаголю вам, восприемлют мзду свою. Тебе же творящу милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя, яко да будет милостыня твоя в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, Той воздаст тебе яве» (Мф. 6:2-4).
Дорогой отец Георгий, не совсем понятно, что Вы хотели сказать. Если проводить аналогию, то получается, что мы — рабы, а они — господа, и о какой милостыне можно говорить, если речь шла о пролитии крови? Простите, если я что-то неправильно поняла.
Дорогая матушка! Мы все рабы Божии. И Патриарх Кирилл тоже. Цитату из Евангелия от Луки можно было бы сократить до одного предложения: «Тако и вы, егда сотворитЕ вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом». Но я привёл её пространно, чтобы уточнить, что значит: «тако и вы». Но, похоже, я со своим дурацким слухом опять услышал что-то неправильное, т.е. несоответствующее Евангелию в словах наших духовных и государственных лидеров. Хотя мне кажется, что я не противоречу тому, что пишет, например, архимандрит Рафаил в статье «О благодарности».
http://vetrovo.ru/inoi/arh-rafail-karelin-o-blagodarnosti/
Если я ошибаюсь, пожалуйста, поправьте меня.
Отец Георгий, простите, но не соглашусь с Вами и в данном вопросе. Ведь если рассуждать по большому счету — каждый человек на земле раб Господень, который должен творить все повеленное Господом, и не ожидать за это награды. А разве русские воины и русский народ, заступившиеся за порабощенных православных братьев на Балканах, десятки тысяч которых становились жертвами зверств башибузуков, ожидали для себя каких-то выгод или наград? Хочется отметить, что ни одна епархия в годы той войны не осталась в стороне от помощи на потребности действующей армии, на содержание воинских лазаретов, на раненых и т.д. Каждый Храм вносил свою лепту…
Если рассуждать о втором отрывке, приведенном Вами из Евангелия, то, следуя Вашей логике, наше знание и почитание таких подвигов святых как мученичество, юродство, столпничество, молчальничество вредит (или вредило) святым, ведь зачастую молва о духовных подвигах шла еще при жизни святого. Так было с Блаженной Ксенией Петербургской, подъявшей подвиг юродства, с Преподобным Серафимом Саровским ( он ведь на камне стоял в уединении в пустыньке, а не на Соборной площади, а молва о дивном старце Серафиме и его подвигах разнеслась в народе). Вы скажете, что Господь открывает подвиги избранных Своих. Соглашусь с этим, но дополню, что зачастую это бывает через народное почитание и народную память.
Зачем же отказывать русским воинам, положившим жизни за Веру и спасение единоверцев от многовекового османского ига, в народной памяти и народном почитании? Неужели это может умалить исполненную ими Заповедь Спасителя о том, что « Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» Ин. 15:13.
Сегодня мы наблюдаем как память о России и о подвигах русских воинов вытравливается из сознания народов во всем мире (не исключая и государств, считающих себя Православными). Нет сомнения в том, что пропагандой «предания забвению» занимаются личности далекие от Православия, а то и враждебные Православию. Почему же русский Патриарх не может возвысить свой голос и напомнить, страдающим амнезией чиновникам, не ради славы, а ради памяти, в день освобождения Болгарии от османского ига, чьей кровью полита их земля?
Благодарю Вас за замечания, Татьяна. Всё верно Вы говорите. Православные воины получили вечные награды от Господа. Зачем им какие-то награды от людей? Им даже наша память не нужна: они сподобились вечной памяти от Бога. Чего же им ещё надо? Чтобы Патриарх Кирилл напомнил о их бескорыстных жертвах болгарскому народу и его политической элите? Но тогда бескорыстие оборачивается корыстью…
Всё верно Вы говорите. Долг потомков тех воинов, т.е. русских людей и долг Патриарха Кирилла, чтобы память о их подвиге не оскудела. Однако вечная память праведникам гарантирована, простите за это словцо, не людскими усилиями, а Словом Божиим. Каким? В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится (Пс. 111:6).
Для пояснения своих слов позвольте привести пример из иудаизма. Иудаисты записали Мишну, несмотря на запрет записывать Мишну. Цитирую с иудаистского сайта: «Поскольку мишнайот являются частью Устной Торы, записывать их было запрещено. Сказано в Талмуде (трактат Гитин 60 б): «Слова, передаваемые устно, не имеешь ты права записывать». Поэтому мишнайот не записывались, а передавались только устно». И, тем не менее, Мишна была записана. Почему? Цитирую далее: «Решение записать Мишну (невзирая на запрет записывать Устную Тору) было основано на стихе из Тэилим (119, 126) «Время действовать ради Господа – они нарушили Тору Твою», который толкуют так: бывают такие времена, когда ради Господа необходимо нарушить Тору Его (разумеется, решения подобного уровня принимаются мудрецами). То есть, когда существует опасность, что слова Торы будут забыты, их разрешено записать».
http://toldot.ru/tags/talmud/#nbEEautoOgl8
В этой цитате – суть иудаизма, которая вся заключается в умении поворачивать слова в нужную сторону. Рассуждаем просто. Если вашему Б-гу, всесильному и всемогущему с вашей с точки зрения, угодно, чтобы Тора не забылась, то она не забудется, даже если бы люди стали прилагать все усилия забыть её. А если «существует опасность, что слова Торы будут забыты», то никакие человеческие ухищрения не спасут её от забвения. Так ведь? Значит, записывать Тору – не верить сказанному в Талмуде, но делать всё по-своему. Вот и весь иудаизм.
Слова Патриарха вызвали ответ политической элиты Болгарии, и памяти нашим воинам они, судя по реакции премьер-министра Валерия Симеонова, не прибавили.
…»Однако вечная память праведникам гарантирована, простите за это словцо, не людскими усилиями, а Словом Божиим. Каким? В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится (Пс. 111:6).»
Вы верно говорите, отец Георгий, но хочется добавить, что толкования данного псалма говорят и о том, что Вечная память ожидает праведника не только на Небесах, но и на земле — в воспоминаниях людей.
Привожу толкования на эти слова из 111 псалма:
Евфимий Зигабен:
«Праведный и милостивый будет воспоминаем людьми за добродетели свои, не только при жизни, но и по смерти его.»
Блаженный Феодорит:
«Славен будет таковой и знаменит у всех, и достигнет приснопамятной славы, так что будут воспоминать его за добродетель, не только при жизни, но и по смерти его».
Иоанн Златоуст:
«Смотри, как не только во время жизни, но и по смерти праведник поучает и наставляет многих. Как же он может при жизни испытывать что-нибудь злое, когда и по смерти он делается для других наставником благодушия? Дабы люди самые неверные убедились, что плод его пребывает бессмертным на небесах, представляется опыт этого еще здесь, тогда как тело его зарывается и предается земле, память о нем носится повсюду.
Такова сила добродетели: она не уступает времени, не увядает с течением дней. Впрочем, это делается для спасения людей порочных. Сами праведники не нуждаются в похвалах от людей; а живущие порочно имеют нужду в похвалах праведникам, чтобы они, слыша похвалы, воздаваемые другим, делались ревностнее и когда-нибудь отстали от пороков».
А. П. Лопухин
«Он (праведник) будет «в вечной памяти» — память о нем сохранится в потомстве и истории».
Думается, что в отличие от иудаизма, который трактует слова в сторону собственной выгоды, в Православной вере нет греха в народном почитании воинов, положивших или полагающих жизни за други своя…
А то, что заказной ответ политической элиты Болгарии не прибавил памяти нашим воинам пусть остается на их совести. Главное, чтобы мы помнили.
Аминь. О, как нужна нам, грешным и немощным потомкам, память о подвиге праведных воинах, положивших души свои за други своя.
Святитель Феофан Затворник хорошо объясняет значение христианской любви на примере первого послания Апостола Павла к Коринфянам: «Любовь милосердствует : как же она будет в сердце, когда там качествует окамененное равнодушие к страданиям других?».
Поэтому напоминание о тех событиях, тоже наставляет и укрепляет нас в исполнение жертвенной христианской любви.
Христос Воскресе!