Выступление Николая Бурляева в Государственной думе интересно слушать не только потому, что речь в нём идёт о насущных вопросах, но и потому, что выступающий — не просто депутат и общественный деятель, но и, в первую очередь, актёр и режиссёр. В прошлом я много общалась с людьми театра и, как мне кажется, понимаю их внутренний склад и тот эмоционально-творческий заряд, который они привносят даже туда, где не должно быть ничего театрального. Например, однажды тот же Николай Бурляев прочитал оду Державина «Бог» в православном Храме — при зрителях и, если не ошибаюсь, в сопровождении хора. И, хотя исполнитель добросовестно старался превратить стихотворение в молитву, и чтение казалось фальшивым, и Храм как будто переставал быть Храмом: дом Мой домом молитвы наречется (Мк. 11: 17), а не «молитвой» в кавычках.
И сейчас я с особенным интересом слушала, как Николай Бурляев, стоя у микрофона Государственной думы, говорит стихами Пушкина и Тютчева, прозой Достоевского. Зал Думы волей-неволей превращался в зрительный зал, и оставалось только пожалеть, что он неполон и что зрители настолько равнодушны к словам выступающего. Мне кажется, обращаясь к сидящим в зале, Николай Бурляев обращался как бы ко всему русскому народу. «Сейчас, в момент опасности для нашего государства, мы все стали едиными, — выступающий сделал жест, как бы объединяющий всех находившихся в зале, — у нас ушли партийные дробления». Оператор не преминул показать при этом скучающие лица, опущенные глаза и чьи-то разговоры, едва ли имеющие отношение к выступлению. И, увы, мне кажется, прав был оператор: «момент опасности» (по крайней мере, по моим личным наблюдениям) показал не единение народа, а его разобщённость. «Видели, во что превращается зеркало, когда упадет? В сотни осколков» — написал иеромонах Роман, размышляя о дроблении западной Церкви. Этот образ не раз приходил мне в голову в последнее время. Некогда единый народ — русские, украинцы, белорусы — разбился на части, и теперь трещины пробегают уже не между частями народа, а между членами семей, между братьями и сёстрами в самом буквальном смысле слова. Дробление продолжается, измельчая общество на всё более ничтожные осколки.
Николай Бурляев в своём выступлении сказал очень много хорошего. Процитировал слова Достоевского о том, что у России есть две всемiрно исторические задачи — славянство и Православие, вспомнил о преподобном Сергии Радонежском, благословившем святого Димитрия Донского на Куликовскую битву. И всё же больше всего запомнился финал его речи, прозвучавший как вывод: «Очень прошу вас, дорогие братья и сестры, понять, что культура — это самое главное. Будет культура — будет Россия». Но из Евангелия мы знаем, что нельзя строить дом на песке, его можно строить только на камне . И оттуда же знаем, что камень этот — не единство славянских народов, как сказал в той же речи Бурляев, а Христос, вокруг Которого могло бы произойти это единение. Строить же дом на культуре — это то же, что строить его на соблазне, пусть и самого высокого качества. Конечно, в Церкви тоже есть своя, великая культура — иконы Андрея Рублёва, фрески Дионисия, но едва ли Николай Бурляев говорил о ней. А если бы даже имел в виду её и сказал об этом, то не был бы понят. Ведь даже слова о Тютчеве с Пушкиным, чьё творчество должно быть депутатам более близко, оставили их равнодушными.
Правда, Николая Бурляева услышали и поддержали многие из тех, кто смотрел это выступление в записи. И мне оно тоже по душе как явление — подумалось даже, что хорошо бы Бурляев был министром культуры. Человек, верящий, пусть и в чём-то слепо, в то дело, которому служит, способен многое изменить — и, может быть, наша культура действительно стала бы чище. И всё же есть ощущение, что и его выступление во многом построено на песке. Это тоже своего рода произведение искусства, заслуживающее уважения и даже внимательного изучения, но, к сожалению, не имеющее под собой твёрдой опоры.
Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
30 марта 2022
Бурляев процитировал Достоевского. Какое событие. Процитировал ересиарха, чью ересь который уже год выводит на чистую воду Буздалов. А процитировал ли Бурляев Христа? Нет. Так лучше бы он Евангелие процитировал, чем Пушкина с Тютчевым, и пусть бы остался не понят, а, может, даже изгнан, но тогда бы он за Христа пострадал, а не за ереси «пророков» от литературы.
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7). Благодарю пред Богом редактора странички Ветрово, уважаемую Ольгу Сергеевну за необходимое разъяснение.
Бурляев процитировал Тютчева. Какое достижение. Этот поэт общался с бесами на спиритических сеансах столоверчения и писал под их воздействием «пророческие» стихи, а теперь их читают в Государственной Думе. Это даже не на песке, это на бесовщине строить своё выступление.
Бурляев: «Очень прошу вас, дорогие братья и сестры, понять, что культура — это самое главное. Будет культура — будет Россия».
Страна невыученных уроков ― Российская Федерация. Строить жизнь народа на культуре ― это значит повторять глупость, которая обошлась распадом СССР, теперь обходится распадом семьи братских народов и в итоге обойдётся распадом России.
++Демократию должна заменить соборность++ (Бурляев). Соборность это и есть демократия по-славянофильски, или то же самое только в «хомяковском кафтане», как говорил К.Леонтьев
++Оператор не преминул показать при этом скучающие лица, опущенные глаза и чьи-то разговоры, едва ли имеющие отношение к выступлению.++
Выступление Бурляева в Госдуме мне напомнило, простите, анекдот. «Жигули» въезжает на перекрёстке в зад «Мерседеса». Оттуда выходят два крепких парня: «Ну что, мужик? Как расплачиваться будем?» Водитель «Жигулей», трясясь от страха: «Ребята, я писатель, книги пишу, прозаик». Ребята смотрят на него с таким же непониманием, как депутаты Госдумы на Бурляева, и говорят: «Про каких таких заек?»
Николай Петрович цитирует им Достоевского, Тютчева, Пушкина, а депутаты понять не могут, про каких таких заек он им рассказывает.
Вспомнились (в который раз за последнее время) слова священномученика Иоанна Восторгова, сказанные более века назал, но актуальные и на сегодняшний день:
«Будущая, новая жизнь России неизвестна. Нo ход её для нас, верующих, представляется совершенно ясным. Он всецело будет зависеть от того, со Христом ли останется народ наш, или откажется от Него, пойдёт ли за Ним, или Его единого оставит. Не формы жизни, не формы правления спасают народ: семя свято, люди верующие и благочестивые, — те, что не преклоняют колена пред современными Ваалами, как в дни Илии, — уважение к нравственному закону, внутреннее христианство, послушание Церкви — вот что сохранит и укрепит всякое общество и государство. А народ, забывший о Небе, не достоин жить и на земле».