col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Святитель Филарет Московский. «Вси путие Господни милость и истина»

Из «Слова в день восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича»

…По выражению Пророка, день дни отрыгает глагол (Псал. 18: 3), один день говорит другому, все происшествия каждый день говорят людям то, что написано у Пророка: вси путие Господни милость и истина взыскающим завета Его и свидения Его (Пс. 24: 10).

Что такое путие Господни? Неограниченному нельзя определять путей; Вездесущему некуда шествовать. Он уже везде присутствует. Соединение понятий милости и истины с понятием путей дает разуметь, что Пророк сие последнее слово употребил в значении нравственном.

Путие Господни суть действия Провидения Божия в отношении к нравственным существам, направление управляемых Богом средств к достойным Божества целям.

На каких же путях Господних, или в каких действиях Провидения, указует нам Пророк милость и истину? Добрый благополучен: очевидно, что тут есть истина взыскающим завета Божия. И грешный не лишен временного благополучия: очевидно, что это милость. Но милость и истина в сих случаях так видимы, что, кажется, Пророку не стоило бы труда указывать на сии явления, довольно понятные и без Пророка.

Пророк говорит выразительно: вси путие Господни милость и истина. Здесь приметно опасение, чтобы некоторые непроницательные люди не усомнились о некоторых путях Господних. О каких же действиях Провидения могут усомниться непроницательные? Приходит на людей бедность, болезнь, голод, смерть: путь ли это Господень? Где тут милость? Бедствия сии постигают многих, злых и добрых, без приметного разбора: путь ли это Господень? Где тут истина? Зло естественное от естественных причин рождается, естественными же средствами не редко и отвращается: где же тут путь Божий? Не примечаем ли, как недоумения сего рода охотно выдумываются и проповедуются людьми века сего, как будто новые открытия, как будто познания законов естества? Подлинно, здесь не излишен чистый, возвышенный взор Пророка, чтоб усмотреть путь Божий в делах природы, чтоб открыть милость и истину Господню сквозь смешение невинности и виновности человеческой. И Давид сие видит; и задолго предупреждает наших поздних мудрователей, чтобы они не делали неуместных исключений из законов и власти, сколько всеблагого, столько же и всеобъемлющего Провидения. Вси путие Господни милость и истина.

Поелику Бог безконечен, вездесущ и всемогущ: то нет во вселенной никакого состояния тварей, которое было бы Ему недоступно, чрез которое бы не лежал какой-нибудь путь Господень: нет происшествия, которое бы не было ведено путем Господним, впрочем так, что путь Господень никогда не стесняет путей свободы для существ нравственных. поелику Бог вездесущий и всем управляющий есть также Бог премудрый, праведный и всеблагий: то все действия Провидения Его, все происшествия мира, касающиеся существ нравственных, ведутся так, чтобы все было средством к добру и противу зла; чтобы то, что называют злом по неприятному ощущению и разрушительным действиям в видимой природе, сие, так сказать, поверхностное явление зла, было врачевством или противоядием против зла более глубокого и подлинного, которое, рождаясь из злоупотребления свободы существ нравственных, повреждает их внутренне и делается источником безчисленных и безконечных злых последствий, внутренних и внешних, если пути его не пресекаются путями Господними. Вси путие Господни, в сем числе и, так названные, стези гнева (Пс. 77: 50), или карательные действия Провидения, и бедствия, по-видимому, случайно находящие, по-видимому, без разбора поражающие, суть милость и истина, относящаяся преимущественно ко взыскающим завета Его и свидения Его; – истина, когда поражается грешник, и предупреждается умножение грехов и распространение греховной заразы; – истина, когда в общем бедствии спасается праведник; – милость, когда пощажен бывает грешник, в котором или уже возбуждено, или предусматривается имеющее возбудиться покаяние; – милость и истина вместе, когда бедствием, которое угрожало многим, и постигло не многих, многие приведены к познанию своего греховного состояния и возбуждены к исправлению.

Еще Иовом слышанные, и еще и ныне слышимые утешителие зол (Иов 16: 2), (то есть такие утешители, которые, думая утешить во зле, ложным утешением производят новое зло) говорят: будьте спокойны: истребительная болезнь совсем не есть гнев и наказание Божие. Так что же она, други мои? Разве благоволение и награда от Бога? вероятно, что такой награды не пожелал бы себе такой утешитель; а то верно, что нам не позволит человеколюбие пожелать оной для него.

Когда в храмине доброго отца покажется розга: увидевший ее тотчас подумает: видно, между детьми есть провинившиеся. Вселенная есть дом Отца Небеснаго. Человеков, особенно детей веры, бережет Он более, нежели мать детей своих (Ис. 49: 15). Общественное бедствие, без сомнения, не венок, а розга. И так, когда вижу сию розгу: не умею думать иначе, как что земные чада, видно, заслужили наказание от Отца Небесного.

Возражают: как может быть наказанием, например, болезнь, от которой в числе прочих и невинный младенец умирает? – Уже много веков прошло, как сие возражение решил Премудрый: Восхищен бысть, да не злоба изменит разума его, или лесть прельстит душу его (Прем. 4: 11). Иное умертвить невинного; – нельзя вдоволь ужасаться жестокой несправедливости человека, отъемлющего у безвинного ближнего дар Божий, коего отъемлющий ни возвратить, ни заменить не в силах; – иное умереть безвинно, под владычеством Провидения, которое путем жизни временной, кратким или долгим, ведет к блаженному покою жизни вечной; безвинно умирающий ничего не теряет, а приобретает жизнь безопасную и лучшую, и в ней блаженство, или приготовление к блаженству, по способности, награду по достоинству; следственно человек не обижен; Провидение право. Таким образом, поздняя или ранняя, легкая или тяжкая, всегда честна пред Господем смерть преподобных Его (Пс. 115: 6) и спасительна: но также всегда смерть грешников люта (Пс. 33: 22) и наказательна. И поелику от начала мира грехом смерть во вся человеки вниде (Рим. 5: 12), как наказание: то и ныне увеличение власти её над человеками вообще означает увеличение их наказания. И Владычествующий жизнию обыкновенно угрожает смертию, как наказанием за грехи и беззакония: беззакония сотвори; смертию умрет (Иез. 18: 13)! Посему как смерть не согрешивших по подобию преступления Адамова не препятствовала всеобщей смерти человеков быть следствием всеобщаго осуждения (Рим. 5: 14–18): так смерть невинного младенца от истребительной болезни не препятствует сей болезни оставаться общественным наказанием Божиим, и, может быть, сверх того в частности, наказанием, или средством духовного возбуждения, для тех, которые лишились сего младенца, и его будут оплакивать.

Если думают, что бедствие пришло не путем истины и милости Господней, наказующей зло, и обращающей к добру, то спрашиваю: как же пришло в мир бедствие? Украдкою? – Нельзя. Бог всеведущ. Насильственно? – Нельзя. Бог всемогущ. По слепому движению сил природы? – Нельзя. Ими управляет Бог Премудрый и Всеблагий. Куда ни обращайся с догадками, отовсюду принужден будешь возвратиться к одной неоспоримой истине, что, если как нибудь допущено в мир бедствие, то допущено не иначе, разве как средство Провидения, наказательное и исправительное, а иногда испытательное и усовершительное, – как истина и милость путей Господних.

Но еще говорят: если бы болезнь была наказанием Божиим; то непозволительно было бы избавляться от неё врачеванием: ибо когда Государь определяет преступнику наказание, тогда покушение избавиться от сего наказания почитается новым преступлением. Неверное уподобление, и от того ложное заключение! В том самом случае, когда болезнь действительно есть наказание Божие, врачевания от болезни отнюдь не должно сравнивать с побегом от наказания. Можно виновному избежать от рук правосудия человеческого; и тем сделать новое преступление, тем более тяжкое, что им пролагается путь к другим преступлениям: побег от правосудия Всевидящего и Всемогущего Бога невозможен; сим правосудием можно только быть прощену и отпущену; а о сем стараться не есть преступление. Убегающий от определенного ему наказания человеческого есть мятежник: совсем не то врачующийся от болезни: он делает сие по дару и власти Того же Господа, Который наказует его: ибо Господь созда от земли врачевания (Сир. 38: 4); от Вышняго есть исцеление (Сир. 38: 2). Убегающий от определенного человеческою властию наказания нарушает определение сея власти; сего никак не делает врачующийся от болезни; успехом врачевания открывается только то, что ему определена была болезнь не смертная. Исправим уподобление и окончим спор. Оковы суть одно из таких орудий правосудия человеческого, которые не для невинных назначены, хотя впрочем пребывание в оных Иосифа не виною его должно быть изъясняемо. Подобно сему болезнь телесная есть одно из орудий правосудия Божия, хотя болезнь Иова, Езекии и многих других приходила и приходит особенными путями Господними, в которых, впрочем, при внимательном рассмотрении, всегда открывается милость и истина.

Случаи сынов человеческих, которые многоразличная премудрость Божия ведет путями праведного и благого Провидения, так многочисленны, так разнообразны, так соплетены взаимными отношениями, так глубоко сокрыты своими началами в сердцах, которые един Сердцеведец испытует, так далеко простерты своими последствиями по смертному и безсмертному бытию человеков, что желать все темное в оных понять, все трудное изъяснить, значило бы хотеть пересчитать песок, или горстью вычерпать море.

Умей же и мудрствовать, и добровольно мудрованию своему полагать границу, по необходимости ограниченный человек! Поверь здравым понятиям о Боге Всепромыслителе, которые согласно тебе внушают и разум и откровение; удовлетворись несомнительными примерами людей, над которыми, и естественно, и чудесно, не над всеми одинаково, над каждым верно, явилась правда и благость Божия; согласись, не только умом, но и сердцем, со словом Пророка, и с неисчислимыми свидетельствами слова Божия, что вси путие Господни милость и истина взыскающим завета Его и свидения Его. Уверенность, сколь удовлетворительная для ума, столь же отрадная для сердца, и благотворная для жизни!

Мудрствующий по стихиям мира скажет: «воздух был заражен; – воздух освобождается от заразы». – Первое горько; да и во втором не много вкуса. Но когда говорят, что Отец Небесный умилосердился над нами, и когда слушают сие с верою: человек получает такие чувствования, по которым он становится в одно время и счастливее, и нравственно лучше прежнего.

Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышний, возвещати заутра милость Твою и истину Твою, на всяку нощь (Пс. 91: 2–3).

Да не изменяем никогда сей, сколько священной, столько же блаженной обязанности. Исповедаем истину Божию, наказующую бедствиями грешников, и освящающую оными праведников; исповедаем милость Божию, являемую нам ныне; призовем благоподательную милость и истину Господню на дни грядущие, Благочестивейшему Государю нашему и Августейшему Дому Его, царствующему Граду сему, России, и наконец всякой душе, по вере и взысканию завета Божия способной к причастию милости Божией. Аминь.

Святитель Филарет Московский
1830
Говорено в кафедральной церкви Чудова монастыря, ноября 20 дня;
напечатано отдельно и в собраниях 1835, 1844 и 1848 г.

Заметки на полях

  • Петр (Божьим усмотрением старчик-священник в уединении при тяжести болезни):

    И ныне «поверь здравым понятиям о Боге Всепромыслителе, которые согласно тебе внушают и разум и откровение». «Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышний, возвещати заутра милость Твою и истину Твою, на всяку нощь» (Пс. 91: 2–3).

  • Петр (Божьим усмотрением старчик-священник в уединении при тяжести болезни):

    «Растлеся же земля пред Богом,
    и наполнися земля неправды» (Быт. 6: 11). И такое было.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок