col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Павел Пристайович. Искусство годного контента

Щемящие сумерки позднего лета,
И дом по-осеннему пахнет мимозой…
А память хоронит, не выдав секрета,
Неведомый отзвук, уже безголосый…

Вдоль белых оград, как закатные пятна,
Последние розы тускнеют лилово,
И слышится плач — далеко и невнятно
…забытые тени зовут из былого…

И чьё-то мерещится нам приближенье,
А сердце сжимается вдруг поневоле,
И в зеркале смотрит на нас отраженье
Глазами чужими и полными боли…

Хуан Рамон Химинес

Когда люди жили в окружении произведений высокого искусства, то всё их творчество отражало в себе богатство красок и выразительности, заключённых в этом искусстве. Читая красочные старые стихотворения, как бы видишь перед собой полотна великих художников, акварельные, масляные, акриловые — явственно ощущаешь живые мазки краской на холсте, передаваемые автором в строках произведения.

Сейчас мы живём в окружении Симпсонов, Смешариков и прочего «качественного контента», полностью оцифрованного, невесомого, не имеющего никакого отражения в реальном мире. Оттого снизилось и качество всего человеческого творчества. Читаю на одном из сайтов, предоставляющих услуги ИИ по генерации картинок: «… интересное решение для тех, кто хочет создавать качественные изображения, но не имеет необходимых знаний и опыта» — по-моему, эта фраза отлично передаёт творческое настроение современного человечества. Весь дух нашего времени подразумевает быструю генерацию «контента», постоянный поток публикаций в интернете. Оттого и бедность в искусстве — человек стал неспособен вкладывать в своё произведение время и силы, по-настоящему захватываться им, развиваться. Полотна стали «картинками», музыкальные произведения — «треками», композиторы стали «битмейкерами», а всё искусство вместе теперь называется простым словом «контент». Он может быть качественным или некачественным, точно так же, как богатство музыкальных оттенков теперь теряется в простоте оценки современного слушателя — «качает» или «не качает». Крайняя нищета восприятия.

Сегодня человеческое творчество испытывает крайнюю нищету в интонационном и выразительном планах. Я вижу за окном красивый старый дом советского периода, а сразу за ним уже возводятся два скучных шаблонных, безжизненных современных небоскрёба. Когда архитектура считалась высоким делом и архитектор был пропитан духом великих художников, каждый дом был произведением искусства. Когда режиссура была почётным делом только для избранных, прошедших специальное обучение, фильм тоже был произведением искусства. Теперь режиссёр даже не играет значимой роли в съёмках фильма — весь процесс определяют маркетологи и специалисты по спецэффектам, поставившие производство графики на поток и научившиеся делать своё дело быстро и эффектно. Когда искусство пропитывается идеей массовости, оно перестаёт быть занятием избранных и теряет свою ценность.

И чем глубже мы погружаемся в эту яму, тем меньше шансов у нас из неё выбраться. Новый творец должен напитаться красотой и богатством красок, подаренных миру его предшественниками, а сейчас питаться нам попросту нечем. Можно, конечно, учиться на старых произведениях искусства, но слишком велик временной промежуток, разорванный пропастью практически мгновенной творческой смерти человечества. Слишком велика пропасть между тем, что стремится к отображению истинной красоты, и тем, что потребляет сегодня человечество в своей массе. И будем честны, в массовом искусстве высокие смыслы, выразительность и по-настоящему богатые произведения просто никому не нужны — люди, способные это делать, остаются в безвестности, в тени тех, кто научился быстро генерировать контент для постоянного потока, развлекающего массового потребителя. А потребитель, привыкший только развлекаться, быстро теряет умение вдумываться. Такие люди просто не способны оценить высокое искусство — великую картину на экране смартфона они легко смахнут пальцем наравне с каким-нибудь «ржачным мемасом» и полетят дальше.

Мне очень нравится кадр из сцены освобождения Хельмовой пади в фильме «Властелин колец» — думаю, он вдохновлён классическими картинами, и сколько глубокого смысла в нём ощущается. Армия орков расположена внизу композиции, чёрные копья агрессивно направлены вверх, вперёд, к свету, откуда пробиваются лучи солнца вместе с армией людей, подобно Ангелам, спускающимся с неба, чтобы поразить это тёмное войско. Свет заливает всё ущелье, а впереди, во главе светлой армии, — величественная фигура в белом одеянии на коне.

Кому интересно, всю сцену можно посмотреть по этой ссылке.

А лучше посмотреть весь фильм. А ещё лучше — все три фильма. Достойная экранизация великого произведения, вдохновлённая красотой и величием классического искусства. Всякое творческое произведение должно пройти через большие сомнения, страдания творца, вызреть, напитаться личными чувствами и переживаниями, стать вершиной, выражением долгой и изнурительной работы над собой. Без всего этого творчество останется контентом, музыка останется треком, а фильм не вырастет до картины и останется в статусе «какой-нибудь киношки» для убивания времени. И потому сама глубинная идея творчества полностью противоположна всему духу нашего времени, духу массовости, потребительства, спешному, нетерпеливому, пустому, искусственному, мёртвому, поверхностному. Зато обманчиво-эффектному — за этой внешней эффектностью авторам порой удаётся умело скрыть внутреннюю пустоту произведения.

Наверное, такую же пустоту, такую же мёртвость и искусственность, как в любой современной «франшизе» — в том, что изначально задумывалось как вечный двигатель для быстрого производства «творческой» продукции и постоянного получения с неё прибыли. И к сожалению, массовый потребитель, приученный к этой всеобщей пустоте и мёртвости, очень легко на такое покупается.

Несколько лет назад я посмотрел с другом фильм «Первый мститель», и для меня это произведение стало первым опытом столкновения с пустотой под маской внешней эффектности. Я рассказал другу о своих неприятных ощущениях от просмотра — как будто тебе вместо еды накачали в живот воздуха, и после пытаются убедить тебя в том, что ты должен быть сыт. Наши мнения с другом сошлись — он человек думающий, а такой человек не может напитать ум пустой оболочкой и остаться довольным. Удивительно, что сейчас из этого фильма выросла целая франшиза «Мстители», которую я ненавижу всей душой, названия которой не может даже слышать моя жена, и которой совершенно не интересуется мой друг. Откуда же у неё такая баснословная прибыль по всему миру?

Постоянный поток «контента» быстро лишает нас способности различения, и мы перестаём отделять хорошее от плохого. Тем более наши дети, которые выросли на этом и другого просто не знают.

И я обращаюсь ко всем христианам: сейчас не время быть только духовными, сейчас не время только бить поклоны в церкви. Не обманывайте себя, ваши дети не полюбят Бога и не поймут Его слов, пока не увидят красоты вокруг себя, не впитают её, в том числе и через великие произведения искусства. Люди былых времён чуть ли не от рождения были на естественном уровне пропитаны начатком божественных качеств, такими как терпение, трудолюбие, честность, скромность, уважение к старшим, различение истинного и ложного и любовь к настоящей красоте, любовь к героизму, самопожертвованию; но в нас всего этого нет. Мы не сможем понять божественной красоты Библии, пока на низших уровнях своего бытия не научимся любить, ценить и нести в мир обычную человеческую красоту. Но тот, кто насмехается даже над добрыми человеческими качествами, как может прийти к пониманию высшей красоты, Бога?

И пока на людей льется из телевизоров нескончаемый поток цинизма, пошлости, пока они беспрерывно заряжаются мирским духом — развратным, суетным и сребролюбивым, — бесполезны любые попытки параллельно навязать им духовные ценности. Слишком велик этот поток и очень многих он уже захватил — добрых и высоких примеров просто не осталось на поверхности. И слишком много времени уже прошло после духовной гибели человечества — пропасть, полностью лишающая нас связи со всем высоким, что когда-либо создано человеком.

Так чем виновен Милосердный Спас,
Что мы ветхозаветны и сейчас?

Горькая ухмылка на моих губах. Какая насмешка над человечеством слышится в этих строках! Мы уже даже не ветхозаветны — это тот уровень, до которого нам теперь нужно расти, чтобы всё не погибло окончательно. И не ругайте тех, кто бежит из страны во время трудностей. Им просто не за что сражаться. Симпсоны не научили.

Павел Пристайович
Сайт «Ветрово»
13 июня 2023

Заметки на полях

  • С.Пб- Пс.

    Спасибо. В точку. Тема острая. Очень важная.

  • Нижний Новгород

    «Какая насмешка над человечеством слышится в этих строках!»
    Резанула эта фраза. В строках отца Романа — насмешка над человечеством?
    Заглянула в словарь В.И. Даля.

    НАСМЕХАТЬСЯ, насмеяться чему, над чем; издеваться, изгаляться, трунить, шутить или забавляться над чем, зубоскалить, подымать на смех, на зубки, чесать зубы; дурачить кого.

    Павел, Вы уверены, что хотели сказать именно это?

  • Москва

    Да, уверен. Того, в чем я не уверен, в статье нет. Не «в строках отца Романа насмешка», а она слышится там, когда эти строки проходят через мое сознание. Это не анализ его стихотворения, а то, как строки стихотворения переживаются автором в свете его собственного опыта.

  • Москва

    Людмила Николаевна, писал сегодня из метро, поэтому получилось скомканно. Хочу написать развёрнуто, пояснив, чтобы не возникло недопониманий, как часто бывает при письменном общении. В своих текстах я всегда стараюсь передавать свои личные переживания, ничем не замутнённые — ни ложным стыдом показаться «каким-то не таким», ни тщеславным желанием «сойти за своего» и получить добрые отзывы только по причине того, что написал приятное для глаз читающих. Поэтому, мои тексты могут иногда «резануть», но ни в коем случае не потому, чтобы я хотел кого-нибудь задеть или обидеть. Всякая серьёзная вещь сначала долго прорастает в душе, мучает и не даёт покоя, и потом выливается в виде текста подобно воплю — я просто сажусь и пишу о том, что наболело и что открылось, выражая образ в словах. Оттого мои тексты иногда могут выглядеть излишне эмоционально — это потому, что я пишу их с болью, а не накладываю на себя образ болеющего.

    Где-то около полугода назад я прочитал стих, приведённый в цитате, и меня «резанули» именно эти строки: «мы ветхозаветны и сейчас». Какой-то болью отозвалось в сердце, и я взял их и носил с собой. Я вчитывался в Ветхий Завет, пока не понял то, о чём написал в статье — и статья является моим собственным ответом на эти обличительные строки. А мой неутешительный вывод описан в её последнем абзаце: мы не ветхозаветны. Человечество сейчас намного ниже уровня, предписываемого ветхозаветными законами. И это, действительно, отзывается горькой насмешкой, но совсем не потому, что автор стихотворения хотел посмеяться. Он всё написал правильно, а смеются другие. И они, правда, смеются.

  • Нижний Новгород

    Павел, спасибо за развернутый ответ, но я вовсе не думала, что Вы намеренно вложили негативный смысл в эту фразу. Просто не всегда получается удачно выразить свою мысль. Возможно, только я так поняла Ваши слова, раз больше ни у кого они не вызвали вопроса. Если Вы уверены, что фраза удачная и не содержит смысловых неясностей, то не буду предлагать свой вариант.

  • Москва

    Людмила Николаевна, фраза написана искренне, как я её на тот момент ощущал, но она может искусить людей, если будет пониматься двусмысленно. Поэтому, если у вас есть свой вариант, конечно, предложите, — если он не нарушит смысла, заменим, чтобы никого не искушать.

  • Нижний Новгород

    Павел, если я правильно поняла Вашу мысль, то, может быть, подойдет примерно такой вариант для ее выражения?

    Так чем виновен Милосердный Спас,
    Что мы ветхозаветны и сейчас?

    Эти строки болью отзываются в сердце, потому что понимаешь, что мы уже даже не ветхозаветны. Последствия вражьей насмешки над человечеством так угрожающе велики, что теперь ветхозаветность — это тот уровень, до которого нам нужно расти, чтобы все не погибло окончательно.

  • Москва

    Людмила Николаевна, мне кажется, что в такой интерпретации теряется динамика. Текст становится политкорректным, но безжизненным, и стиль совершенно не тот. Будет заметно, что это сторонняя вставка, и такое окончание покажется смазанным.

  • Нижний Новгород

    Павел, а предложенный мной вариант хотя бы не нарушил смысла сказанного Вами? Вы, конечно, и сами в состоянии изменить текст, чтобы он не был «безжизненным» и соответствовал Вашему стилю. На мой взгляд, смутившая меня фраза, действительно, читается двусмысленно, но если Вы так не думаете, будем считать тему закрытой. Простите, если обидела.

  • Москва

    Людмила Николаевна, нет, вы меня ничем не обидели. Предложенная вами фраза близка по смыслу к тому, что имелось в виду и у меня. Я еще подумаю, и если что-нибудь придет, то исправлю. В любом случае, рад отзыву — по крайней мере, статья написана не в пустоту, и это уже радует.

  • Москва

    Здравствуйте Павел.
    Не в пустоту, спасибо за статью!

  • Нижний Новгород

    «Люди былых времён чуть ли не от рождения были на естественном уровне пропитаны начатком божественных качеств…» Просто они были воспитаны в вере и боялись Бога, а сейчас никто Его не боится: кто-то вообще сомневается в Его существовании, а кто-то верит так, как ему удобно. Удобнее всего верить, что Бог в любом случае всех простит и всех приголубит, слова «Бог есть Любовь» известны всем, а значит и беспокоиться не о чем.
    Мне кажется, возрождение высокого искусства к Богу нас вряд ли приведет, а если бы и привело, то немногих, так как оно не может быть массовым. Учиться же видеть красоту лучше на примере Божественного творения — природы. Люди былых времен, наверное, умели ее видеть, потому что вся их жизнь была связана с ней. Они, в отличие от нас, не выезжали туда по-выходным пожарить шашлык и погреметь музыкой на весь лес.
    Наши полуграмотные предки, не проникнутые «искусством творческим, высоким и прекрасным», занимавшиеся простым деревенским трудом не знали ни Пушкина, ни Баха, ни прочих гениев, но были и духовнее и мудрее, так как с детства знали другие ценности — не искусственные, а настоящие. Гении же создавали свои произведения не для «черни» и вдохновлялись подчас не тем духом.
    Мне кажется, что жизнь в больших городах вообще не способствует мыслям о высоком, прекрасном и вечном, особенно сейчас — в век технического прогресса и т.н. высоких технологий. Когда живёшь в окружении полей и лесов и видишь по вечерам звезды, а не неоновые рекламы и серые громады домов, закрывающих небо и, просыпаясь, слышишь пение птиц и другие звуки природы, а не грохот машин и рев мотоциклов, когда, выйдя из дома, видишь росу на траве, а не заплёванный асфальт, то и мысли посещают совсем другие.

  • Нижний Новгород

    Нам бы для начала хоть какую-то нравственность возродить, не говоря уж об остальном. Только боюсь, что теперь уже без репрессивных мер не обойтись — одни только разъяснения не помогут. В Абхазии в 20 раз увеличили штраф за появление на улице в купальниках или обнаженном виде. Пора и у нас вводить такие штрафы. Только никому это не нужно. Недавно прочитала, что в годы правления Сталина женщинам запрещено было ходить в брюках. Сначала не поверила, но отец подтвердил. Даже Сталин понимал, чем это грозит, а нынешние правители не понимают.

  • Москва

    Людмила Николаевна,

    1. Бояться Бога нельзя без уважения к старшим (в частности, к родителям). Этого уважения в обществе нет даже у детей, сам не раз с таким сталкивался.

    2. Никакие репрессии не помогут (и будут так же никому не нужны), пока общество остаётся матриархальным. Без возрождения патриархального общества ничего не изменить. Должны подниматься мужские сообщества (ни в коем случае не в формате нынешних МД) — изменение общества нужно производить внутри семей, а не внешне, со стороны государства. Кто запретит женщине ходить в купальнике, если она сама правит обществом? А это больная тема — только позавчера возвращались с женой от врача и в толпе видели гордо вышагивающую женщину — даже не в купальнике, — в трусах. Шла в какой-то спортзал.

    3. Очень важно, но об этом не принято говорить — ни уважать Бога, ни возрождать общество нельзя без восстановления правильной иерархии, в том числе и в плане уважения. Пока мы допускаем в своём обществе неуважение к мужчине (мужеству) и отцу (отцовству), ничего в этом обществе не пойдёт как должно. А сейчас во всех фильмах отец — главный злодей, а во всех семейных комедиях главная юмористическая тема — физические и психологические издевательства над мужчинами. Как пример — признанный «шедевр» «Один дома» (да и почти все семейные комедии того времени). Все эти фильмы официально покупаются, озвучиваются и выпускаются в народ по указу своего же государства.

    4. Вопрос веры в нашем «православном» обществе очень больной. Люди доживают до старости, а представление о православии часто имеют самое отдалённое — об астрономии знают больше, чем о Боге. Сейчас найти право верующего (и живущего своей верой) — то же, что найти драгоценный камень, а чаще всего бывает, что казалось бы, и нашёл, но вскоре обнаруживается столько ересей в его голове, что лучше бы и не находил. Уже не в первый раз встречаю людей, смешивающих Христинаство с каким-нибудь индуизмом, и всерьёз рассуждающих о Боге, карме, йоге и переселении душ (дескать, Библия была многократно переписана, а там всё это изначально было).

    5. Жизнь в городе — это жизнь без Бога, и даже не столько «без», сколько «против», хотя бывают и чудесные исключения. Говорю о личном опыте.

    6. Речь об искусстве я завожу не просто так. Сейчас очень много творческих профессий, творчество на виду, и от него никуда не спрячешься — сталкиваться приходится и с фильмами, и с музыкой, и с книгами. А раз этого изменить нельзя, можно хотя бы попробовать побороться за высоту и качество производимой продукции. Моя статья больше даже не о возрождении классического искусства, а о взаимосвязи между той пустотой, которая у людей в душах и той деградацией всего творческого, что мы видим вокруг себя. С какой стороны подниматься? Каждый со своей, но подниматься нужно.

  • Псков

    Безотцовщина…потому столько бед. Живём в женском обществе, с женским образованием и чувствами. Школы не воспитывают мужчин (как управляющих своим домом) . Семьи живут не в тех условиях (города) , чтобы быть крепкими. Хоть с себя и начинать нужно, но пока государство и церковь разделены, скоро не поправимся, так и будем простужаться ветрами, бездействовать или ползти.

  • Москва

    Евгений, нужно что-то делать. Нужен план противодействия злу.

    Враг близко, у границ последних рубежей,
    Гром грянул — на пороге беспощадная стихия.
    Лишь миг решит, кто верх одержит в битве сей,
    Столкнётся враг с добра несокрушимой силой.

    Таково пророчество.

    Если люди практически с самого рождения получают неверное воспитание, образование и чувства, то своими силами они из этого болота не выберутся. Не поймут, что именно неверно — необходимо разъяснять. Знаю по себе: у меня собственные мысли в голове начали появляться только когда отделился от семьи и начал жить своим умом. Отделение было болезненным, но результат того стоит. Нужно делать — говорить и учить людей, но для этого голос говорящего должен быть слышен. А в самом говорящем — сила противостоять тому, что на него за это обрушится.

    Сейчас из говорящих об описанной вами проблеме — только МД-активисты, но они толкают людей ещё глубже — в ненависть и блуд, откуда уже возврата может не быть. Но народ их слушает, потому что их речи льстивы для испорченных ушей — не нужно работать над собой, можно просто жить в своё удовольствие. И то, что представляется выходом из проблемы, в итоге оказывается иллюзией выхода: жизнь проходит в той же обстановке, только с другими декорациями.

    Безотцовщина будет процветать, пока исключительно за женщиной государство оставляет решение, расти детям с отцом или без отца. А у нас люди почему-то судят только поверхностно: безотцовщина — значит, проблема в отцах.

  • Нижний Новгород

    Павел, с пунктом 2 никак не соглашусь.

    «Кто запретит женщине ходить в купальнике, если она сама правит обществом?» Ничего — разок заплатит штраф, а в следующий раз подумает, выходить ли в купальнике. Только штраф должен быть серьёзный, а не шуточный.

    «…изменение общества нужно производить внутри семей, а не внешне, со стороны государства.»
    А для чего тогда государство нужно, если оно не заботится о защите нравственности, то есть по сути — о сохранении народа?
    Внутри семей можно что-то менять, если люди понимают, что, как и зачем менять. А откуда им взять такое понимание?
    Непонятно, зачем нужны мужские сообщества и как они помогут возрождению патриархального общества. Мне кажется, это утопия, Павел. Патриархального общества у нас быть уже не может. Для этого женщин нужно посадить дома и сделать зависимыми от мужчин, как было раньше. Переформатировать общественное сознание на пустом месте вряд ли получится. Как Вы себе это представляете?

  • Псков

    Павел у нас возможен только один план — каждый на своём месте, как можно искренней выстраивать отношения с Богом и стараться следовать Его воле,хотя это как правило болезненно. План простой, но простота нынче трудна. Нужна семья, без неё опасно. Нужны детки (все) или себя будет много.Семья-это та школа, где учимся любить без масок, где зарождается жертвенное отношение к ближним, терпение, смирение,крепость Духа,а главное,это место, где по слову Господа спасаются наши женщины от увлекательного мира. У женщин мощная энергия рассчитанная на рождение и поднятие детей, если эта энергия не занята согласно своему назначению,то она кидается на прелести мира, увлекая всех за собой в погибель. Будем верующими отцами и безотцовщина сойдёт на нет. Любуюсь управлением Рамзана Кадырова, кажется он и христианского много имеет, одна жена, в меру справедливый и совестливый, хороший защитник, впрочем беру у него только что необходимо. Плоды хорошие — у них нет престарелых домов, детских домов и т. д. И у нас так было, но наш Ваня, чего то себя жалеет много, расслабился. Нужно себя бодрить!

  • Москва

    Людмила Николаевна, изучаю вопрос, поэтому и написал по пунктам для удобства обсуждения. Если общество уже не может быть патриархальным — значит, с миром можно прощаться. В принципе, понемногу прощаться уже можно, вопрос только в том, есть ли смысл работать над отдельными симптомами — в частности, налагать штрафы за откровенные одежды. Болезнь это все равно не вылечит. Если женщина хочет, чтобы в военное время мужчина ее защищал, то в мирное время она должна ему подчиняться. А у нас все наперекосяк. Потому люди и бегут, им не за что умирать, а умирать заставляют. Вне патриархального уклада просто невозможно здоровое функционирование общества — если мы принимаем за истину, что такое общество уже не вернуть — тогда нет особого смысла и в штрафах за откровенные одежды.

  • Москва

    Людмила Николаевна, в интернете сейчас активировались вражеские силы. Например, ходят истории типа «женщина не сделала аборт и потом сильно пожалела». Цель историй — настроить общественное мышление на то, что аборт — это вполне бытовая, естественная вещь; научить общество говорить об абортах как о чём-то, как минимум, приемлемом. Так было и с мужеложниками — сначала снимали фильмы, высмеивающие их, потом очень аккуратно — сочувствующие им, а теперь очень смело — высмеивающие нормальных людей в сравнении с ними. Но началось всё именно с первых фильмов. Казалось бы, что плохого в том, чтобы высмеять что-то порицаемое обществом? Зло кроется именно здесь: заставить общество говорить на эту тему, расшевелить общественное сознание, внедрив туда эту тему как имеющую какую-то важность.

    И русские официально выделяют деньги — покупают, озвучивают и выпускают в народ пагубные фильмы — будь то фильмы, высмеивающие Россию или пропагандирующие лгбт, феминизм или любую другую мерзость. А некоторое время назад я узнал, что:

    > Ассоциация компаний интернет-торговли попросила депутатов отложить принятие поправки, запрещавшей продавать товары, в которых есть признаки «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений»…
    > На встрече присутствовали представители компаний Ozon, «Авито», «Ситилинк», «Яндекс», «СберМегаМаркет», Wildberries, «Лабиринт», «Детский мир».

    И в свете всего вышеописанного (а это далеко не всё, что есть) вижу, что штрафы за откровенную одежду — это просто перекладывание детской лопаткой снега на вершине айсберга.

    Также,

    > А для чего тогда государство нужно, если оно не заботится о защите нравственности, то есть по сути — о сохранении народа?

    Оно не заботится. Всё. Из примеров выше видно даже, что и заботиться часто не в силах, либо, просто не хочет. Заставить его мы не можем — воздействовать на наше государство невозможно.

    ___

    Евгений, «начинать с себя» — это не план. Судя по всему, оба участника нашего диалога уже начали с себя, но в мире от этого мало что изменилось. Проблемы описал выше — зло вовсю лезет в наши умы. Когда «Детский мир» подаёт прошение разрешить ему продавать детям гомо-товары, «начинать с себя» — этого мало. Как оказывается на деле, далеко не все, даже и христиане, понимают, что нужно хотя бы это — им нужно всё это разъяснять, но многочисленные миссионеры, гонящиеся за цифрами, ничего никому объяснить не в состоянии.

    А объяснять надо вот что. Христиане не должны довольствоваться скромным сидением в уголке и сетованием оттуда на мир. Они должны этот мир менять — в этом предназначение христиан, а не в том, чтобы, чуть что, прятаться по деревням, катакомбам и другим углам — и оттуда хоронить «осатаневший мир». И начинать работу с обществом нужно именно с работы над христианами. В них нет силы, нет горения, нет желания что-то делать кроме как воздевать руки к небу, потому что на такое воздевание силы особенно не требуется. Необходимо, чтобы христиане поняли, что нужно трудиться и, как минимум, не стыдиться своей веры и уметь говорить о ней открыто. Но и не просто говорить, а говорить так, чтобы твой голос был слышен, а именно это и требует труда.

    Вот моя идея с мультипликацией — это план. Хороший или плохой — сейчас неважно, главное — что есть план, есть цель, есть попытки что-то сделать. К сожалению, пока не нашёл единомышленников, а одному этим заниматься тяжело. Каждое утро в 7 часов сажусь рисовать, но сил становится меньше — пропадает уверенность в том, что это кому-то нужно, что доброе произведение не будет просто засмеяно, затоптано и забыто. И некому поддержать — все только и кричат: «Зачем это нужно», «Не преувеличивай, нет никакой проблемы», «Лучше займись собой, своей душой». Но это хотя бы план. А заниматься своей душой — это не план, это обычное дело нормального христианина.

  • Нижний Новгород

    Павел, не уверена, что задача христиан — менять мiр. Я сама не знакома с иудаизмом, но из книги В. М. Острецова, который этой темой занимался, узнала, что исправлять мир — задача иудействующих. А христианам бы самих себя исправить. Это тоже крайне нелегко, а без помощи Бога и вовсе невозможно. Если бы все люди были настоящими христианами, то и мир был бы другим. Но «охристианивание» мiра — это тоже утопия, а значит мiр обречен и не нам, людям, его спасать. И штрафы за непотребный вид и поведение спасти его, конечно, тоже не могут, но могли бы хоть кому-то помочь уберечься от распада и разложения, притормозив приближение катастрофы. Но если на государственном уровне все будет так, как сейчас, то попытки что-то изменить со стороны отдельных пассионариев от христиан вряд ли дадут результат.

  • Петр, Божьим усмотрением старчик-священник в уединении страждущий в болезни:

    – «Во всех случаях будем прибегать к смирению, ибо смиренный лежит на земле, а лежащий на земле куда может упасть? Находящемуся же на высоте удобно пасть. Если мы обратились и исправились – это не от нас – Божий дар, ибо Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя (Пс. 145, 8) …» (преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк).

  • Петр, Божьим усмотрением старчик-священник в уединении страждущий в болезни:

    Павел (19.06.2023 в 07:53). Москва. … «Заставить его мы (государство) не можем — воздействовать на наше государство невозможно». Всё возможно пред Богом: только при духовной скреплённости между собой. Так как государство — это на определённое время сбалансированный, живой организм. И необходим разумный народ (мудрая народная общность) — держатель и усмотритель государства.

  • Нижний Новгород

    Павел, ещё хочется добавить, что патриархальный уклад хорош в том случае, когда у мужчины мозги на месте. А на месте они бывают, если он руководствуется в жизни правдой Божьей, а не тем, что принято в падшем мiре и не своей собственной правдой. Иначе хорошего тоже ждать не стоит. Пример: муж с женой пришли в магазин, она присмотрела светлое летнее платье в пол и спрашивает супруга: «Не баушкино?» Тот отвечает: «Баушкино, конечно» и жена послушно идёт выбирать джинсы. Чем не патриархат? Только зачем он такой нужен? И как на уровне семей с подобными понятиями о нравственности можно её возродить?

  • Москва

    Людмила Николаевна, моя вечная беда. 🙁 Говорю «Христианство», а имею в виду только Православие; говорю «Патриархат» и сразу подразумеваю, что у всех есть мозги. Поэтому, вы хорошо уточнили — это не всегда понятно. Но это важно: пока не восстановили Православный разум в людях, патриархат всегда будет вырождаться в современное МД.

  • Москва

    Но между сереньким «в пол» и мини-юбкой кроме джинсов есть ещё много хороших платьев, тут каждый исходит из своего понимания вопроса. Не знаю, какой патриарх согласился бы, чтобы его жена ходила в джинсах — это, как минимум, некрасиво и безвкусно. А однажды я видел семью — в поезд вошли отец, ребенок и… произведение искусства — в колготках, короткой юбке, накрашенное, намазанное, — не иначе как артефакт на удачу для первых двух, который они просто с собой носят. И это, явно, не патриархат. То есть, дурость с джинсами и мини-юбками появилась именно из-за противления патриархату, послушание мужу в нормальном патриархальном обществе (даже если оно не с Богом) не приведет жену к джинсам.

  • Нижний Новгород

    «Но между сереньким «в пол» и мини-юбкой кроме джинсов есть ещё много хороших платьев, тут каждый исходит из своего понимания вопроса.»
    Все дело в том, Павел, что именно свое понимание вопроса нас и привело туда, где мы сейчас находимся, потому что каждый понимает вопрос, как принято говорить, в меру своей испорченности. Сейчас испорченность уже зашкаливает до такой степени, что даже люди церковные порой не понимают то, что было ясно всем лет 200-300 назад. Женщины былых времен носили юбки в пол и не считали их серенькими, а у нас такие понятия, что если юбка длинная, то непременно или мешком или серенькая. А будь она в пол, но с разрезом или двумя, сразу заиграла бы всеми цветами радуги и перестала быть серенькой и скучной, потому что разрез выполняет ту же роль, что и длина. Конечно, в юбках даже чуть за колено женщины выглядят и красивее и приличнее, чем в балетных трико или шортах, но вся беда в том, что как только юбки перестают быть в пол, их длина норовит подняться все выше и выше, а вместе с изменением длины постепенно меняется и понимание вопроса.

  • Москва

    Людмила Николаевна, вы хорошо сказали.

  • Москва

    Мир стоит, пока удерживается женщина. Когда она перестаёт удерживаться — происходит то, что мы видим сейчас происходящим в мире. Всё мельчает, всё начинает пронизывать дух разврата, изнеженности, потребительства. Когда женский дух не удерживается мужским, то он готов поглотить весь мир, и ему всё будет мало. И это справедливо для всех религий, народов и времён: «Муж будет господствовать над тобою» — сказано, когда ещё не было ни времён, ни народов.

    Но ветхозаветные законы, по которым живут люди в арабских странах, несовершенны. Иисус Христос дал новый закон любви, который, однако, не отменяет старых и не отменяет правила о подчинении одного другому. И вся проблема сейчас — в искажённом людьми смысле этого слова — любовь совсем не означает потакания слабостям, задаривания подарками и следования всем манипуляциям. Любящий муж развивает жену, учит её, помогает ей преодолеть свои слабости, но не потакает её капризам и манипуляциям. Что любящий муж-христианин видит полезным для жены, то даёт ей; что видит вредным — то запрещает.

    А видео по ссылке выше — очередная пропаганда того, «как плохо женщинам и как мужчины их гнобят». К счастью, такие ветхозаветные страны ещё остались — как минимум, для того, чтобы мы на контрасте с ними могли видеть обратную сторону этого вопроса — вседозволенность. И что она делает и с мужчинами, и с женщинами. А христианство всегда ведёт узким путём между двумя крайностями. Муж-христианин (патриарх) видит душу своей жены и то, что ей полезно и что ей вредно — индивидуально, только для неё. Бог открывает ему на это глаза.

    А вот у меня так: жена давно хочет велосипед, а возможности купить пока не было. Уже можно звать этого человека (с видео), чтобы он растрезвонил о нашей ситуации на весь мир? А я в детстве мечтал о компьютере, но мне его не покупали, и я тайно ходил в торговые центры, рассматривал диски с играми и подглядывал, как люди в них играют. Моя история, ведь, тоже удивительная?

  • Тверь

    «А видео по ссылке выше — очередная пропаганда того, «как плохо женщинам и как мужчины их гнобят.»
    А разве не очевидно, что это потомки ветхозаветных агарян? Как в древности заблуждались, так и сейчас заблуждаются. Таких жёстких законов по отношению к женщинам, как в исламе, нет в Священном Писании. Есть, конечно, иерархия, но без такой «жести», как покрытое лицо, лишение права на образование и оскорбления за езду на велосипеде.

  • Москва

    Наталья, такие ролики зло по другой причине, потому что выискивая что-то вопиюще неправильное и злое, они подбрасывают дрова к разжиганию костра вокруг правильного и доброго — чем являются естественные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, которые они пытаются разрушить. Это то же самое, когда, пытаясь уязвить православного человека, подходят к нему с претензией типа: «А где ваша любовь, о которой вы всё время говорите? Это не вы сжигали еретиков на кострах?» Как объяснить ему, что не мы? То же и здесь. Очевидно, что унижать людей плохо, но для чего показан именно этот ролик? Чтобы на таком контрастном примере доказать необходимость феминизма и борьбы за права повсеместно? А через месяц к власти пришли террористы, и женщинам даже дышать стало нельзя — многого добился автор ролика?

  • Тверь

    Павел, любая информация может иметь как минимум две стороны. Смотря как её воспринимать. Иногда такая подача может сбалансировать какую-либо несправедливость в обществе. А то, что к власти в Афганистане пришли террористы — это отнюдь не достижение автора ролика, а результат вывода американских войск из этой страны. И «женский вопрос» здесь совсем ни причём. Духовность это одно, а политика — другое. Их вера, если не напрямую, то косвенно, предписывает жестокое и несправедливое отношение к женщинам.
    Например, я, как и многие, очень далека от феминизма и положительно отношусь к иерархии в семье и обществе. Но этот ролик воспринимаю адекватно: «жалко их, хорошо, что у нас не так». Эти же слова напрашиваются и в отношении «продвинутых» европейцев, толерантных, «радужных» и т.д. Крайности не нужны.
    Мы не знаем, какая информация из общего потока запрограммирована для создания борьбы и противостояний в обществе, можно только предполагать. И этот ролик можно расценивать как познавательный, так и провокационный. Смотря кто это посмотрит и с какой целью. Конечно, бывает явно провокационный материал, но всё же, думаю, это не тот случай.

  • Москва

    Наталья, фраза «многого добился автор ролика» означает не то, что автор своим роликом вызвал революцию, а то, что по сути проблема как была, так и осталась. Сложная тема. Так узанимались женским вопросом, что уже мужской давно назрел. Но пока кажется, что вреда от этого ролика больше, чем пользы.

  • Тверь

    Павел, согласна с Вашими словами, что мужской вопрос там назрел. Хотя, они, наверное, перестали бы быть агарянами, если бы не хотели всю жизнь воевать.
    Ещё удивляет лицемерие их законника, который уверяет, что женщины глупеют, когда крутят педали, и образование для них должно быть исключительно духовное. А сам не хочет, чтобы его дочь была неграмотной)). «Ни попить — говорит — без грамоты,
    ни поесть, на воротах номера
    Не прочесть! »

  • Москва

    Наталья, мужской вопрос назрел везде, не только там. И нужно этот вопрос решать, а решать не хотят.

  • Уважаемые Павел, Людмила Николаевна и Наталья! Отец Роман написал стихотворение на обсуждаемую вами тему, и называется оно «Велосипед». Опубликуем через несколько дней!

  • Тверь

    Спасибо, Ольга Сергеевна! Будем ждать!

  • Нижний Новгород

    Спасибо, Ольга Сергеевна, интересно будет узнать мнение отца Романа.

  • Нижний Новгород

    А мне кажется, что нормальная форма патриархата возможна только в том обществе, где все хотят спастись, то есть желают следовать за Христом. А там, где женщины хотят следовать за своими мечтами, даже рискуя быть убитыми, а мужчины хотят следовать за своими страстями, например, — за жаждой властвовать, патриархат принимает уродливые формы и становится деспотией со всеми вытекающими последствиями — борьбой тех и других между собой.

  • Москва

    Я жду стихотворение, но я уже хочу его читать. 😢

    Людмила Николаевна, это и не удивительно, потому что нормальная форма всего возможна только у тех, кто следует за Христом. Патриархат — не в сидении на троне; и необразованная жена — мучение для разума и совести.

  • Тюменская область

    Людмила Николаевна, прекрасна зарисовка из магазина, ну очень понравилась👍 Но сразу подумалось, что «платье баушкино», потому что на мамах своих покупатели привыкли видеть штаны или бриджи (а на головах — каштан или баклажан, поэтому и длинные волосы в зрелости отрезаются и красятся, чтоб не как бабушка). Всё от мам идёт, у нас в стране давно уже очень жёсткий матриархат как власть над душами и умами МАМ.

  • Санкт-Петербург

    (Шуточное)

    Любой из нас всегда готов
    Порассуждать, похоже,
    На тему нравов, прав полов
    И обязательств тоже.

    Чтоб избежать семейных бед,
    А с ними ссор грядущих,
    Изобретать велосипед —
    Решенье не из лучших!

    Ты книгу старую открой
    (Смиренно взяв в ладошки)
    С тисненьем четким «ДОМОСТРОЙ»
    На кожаной обложке.

    С исконной мудростью контакт
    Еще прибавит толку
    Когда трактатом «ИЗМАРАГДЪ»
    Свою украсишь полку…

    И стихнут споры ни о чем
    Под нежным гнетом правил
    У тех, кто праведным путем
    Стопы свои направил.

  • Нижний Новгород

    Спасибо, Вадим, за поэтический комментарий. Очень понравился.

  • Нижний Новгород

    Екатерина, вот ещё интересная зарисовка. Прочла как-то в блоге одной молодой попадьи. Она делалась опытом с подписчицами, как раз и навсегда пресечь покушение на свою свободу носить штаны. Когда её муж заикнулся о том, что негоже, дескать, женщине ходить в мужской одежде, она бросила ему свои джинсы со словами: «Если это мужская одежда — надевай!» Больше муж на эту тему разговоров не заводил. Наверное, батюшка и сам ходит в джинсах, если его супруга сочла возможным предложить ему их. Поэтому и не нашел, что ответить. Излишне говорить, что её поступок вызвал, в основном, горячее одобрение. Нашлись, правда, и трезвые голоса, но они утонули в общем хоре восхищения.

  • Тверь

    Екатерина, каштан или баклажан на головах не искоренить. Раньше, очень давно тоже окрашивала волосы, даже не знаю зачем🤦. Зато теперь слышу одни порицания за длинные и некрашенные волосы. От дружеских советов до прямой критики и насмешки. Одна знакомая с короткой стрижкой так и сказала: с длинными волосами в молодости — мы как русалки, а в старости как ведьмы. Не хочу быть ни той, ни другой, но объяснять в такой ситуации что-либо, тоже нет желания. Лучше сравнение с бабушкой, чем такое. Хотя и бабушки многие красятся. Сейчас всё смешалось, чистых понятий мало, до чего-то додумываемся интуитивно. «Домострой» нам в помощь!

  • Тюменская область

    Людмила Николаевна, спасибо, так и вижу это будто воочию. Наверное, имелось в виду, что джинсы были женские — например, зауженные — вот он и не нашёлся, что ответить на предложение жены… Наталья, я Вам сочувствую. У меня такие же, видимо, примерно волосы, но лишь однажды мне подруга что-то там намекнула про их покраску, раз сама красит всю жизнь и для нее немыслима седина. Меня это не огорчает, я понимаю женскую позицию. Помните песню: «Наши мамы в шлемах и латах бьются в кровь о железную старость… «. Наши мамы всю жизнь красились, многих девочек впервые накрасили именно их мамы. Что ж, пусть на нас эта нить прервется. Проблемы с сединой, возрастным выпадением волос, отсутствием модной стрижки и укладки решает скромненький синий платочек. Решающий момент — когда мы не снимаем его после выхода из церкви. Так, все выходят, поворачиваются, крестятся на храм и стягивают с головы шарфики и платочки, а мы крепимся и идем в них по жизни дальше. Сначала это дико, а потом ничего, втягиваешься, да и так честнее, когда после церкви не стягиваешь с себя свое православие вместе с платком. О том, чтобы женщинам укрываться, усиленно проповедовал и святой Косма Этолийский: https://youtu.be/Wdet8b0emjw

  • Нижний Новгород

    «Наверное, имелось в виду, что джинсы были женские — например, зауженные — вот он и не нашёлся, что ответить на предложение жены…»

    Скорее всего это и имелось в виду, Екатерина. Но, мне кажется, он не нашёл ответа потому, что сам ходит в джинсах, а не так, как подобает священнику. Трудно требовать от жены, чтобы она одевалась правильно, если сам одеваешься неправильно. По аналогии с платком можно сказать, что священнику снимать подрясник, выходя из храма — всё равно, что снимать с себя священство.

  • Нижний Новгород

    «…многих девочек впервые накрасили именно их мамы.»

    Если бы только девочек, Екатерина. Мальчиков мамы сейчас красят сплошь и рядом.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок